Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Дисциплинарное производство по административному праву. Административное право россии Принятие решения о дисциплинарном наказании

Вопрос 36. Поводы для начала дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства.

Поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом этики (ст. 19 Кодекса этики).

Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное и справедливое рассмотрение жалоб, представлений, сообщений в отношении адвоката, их разрешение в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом этики, а также исполнение принятого решения.

При осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, составляющих тайну личной жизни лиц, обратившихся с жалобой, коммерческую и адвокатскую тайны, а также меры для достижения примирения между адвокатом и заявителем.

Дисциплинарное производство осуществляется только квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты, членом которой адвокат является на момент возбуждения такого производства. После возбуждения дисциплинарного производства лица, органы и организации, обратившиеся с жалобой, представлением, сообщением, адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, а также представители перечисленных лиц, органов и организаций являются участниками дисциплинарного производства.

Отзыв жалобы, представления, сообщения либо примирение адвоката с заявителем возможны до принятия решения советом и влечет прекращение дисциплинарного производства. Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.

1)жалоба, поданная в совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 Закона об адвокатуре;

2)представление, внесенное в совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3)представление, внесенное в совет органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4)сообщение суда (судьи) в адрес совета в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

1)наименование адвокатской палаты, в совет которой подается жалоба, вносятся представление, сообщение;

2)фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

3)фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

4)наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;

5)фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;

6)конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;

7)обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

8)перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы, обращения, представления лиц, не указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса этики, а равно жалобы, сообщения и представления указанных в статье лиц, основанные на действиях (бездействии) адвоката (в том числе руководителя адвокатского образования, подразделения), не связанных с исполнением им профессиональных обязанностей.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований.

Президент адвокатской палаты субъекта РФ попоступлении документов, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса этики, возбуждает дисциплинарное производство не позднее 10 дней со дня их получения. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства (ст. 31 Закона об адвокатуре и ст. 21 Кодекса этики).

В случае получения жалоб и обращений, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц, не имеющих права ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, президент палаты отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю, указывая в письменном ответе мотивы принятого решения, а если заявителем является физическое лицо, разъясняет последнему порядок обжалования принятого решения.

Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

Состоявшееся ранее решение совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

Состоявшееся ранее решение совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 25 Кодекса этики;

Истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Каждый участник дисциплинарного производства вправе предложить в

устной или письменной форме способ разрешения дисциплинарного дела. Лицо, требующее привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, должно указать на конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

1)знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

2)участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;

3)давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

4)знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;

5)в случае несогласия с заключением комиссии представить совету свои объяснения.

По просьбе участников дисциплинарного производства комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания 1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

27. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Повод к возбуждению уголовного дела – это получаемые из установленных законом источников сведения (информация) о событии, факте, содержащем признаки преступления.В статье 140 УПК РФ дан перечень поводов для

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.Работодатель до истечения года со дня

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Каков порядок возбуждения кассационного производства? Реализация права кассационного обжалования, принесения представления приводит к возбуждению кассационного производства. Для того чтобы это произошло, необходимо:- составить кассационную жалобу, представление в

Из книги Кодекс профессиональной этики адвоката автора России Законодательство

Раздел второй ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 19 1. Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, сообщений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений) устанавливается данным разделом

Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

Исковое заявление о снятии дисциплинарного взыскания В _________________________ районный (городской суд)____________________________ областиИстец: ___________________________(ф. и. о., год рождения, адрес)Ответчик: ___________________________(наименование предприятия,___________________________организации, учреждения, адрес)Исковое

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 37. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии (ст. 22 Кодекса этики):1)разбирательство в квалификационной комиссии

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

Вопрос 284. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, виды, основания и порядок применения. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1.КоАП):В целях пресечения административного правонарушения,

Из книги автора

Вопрос 383. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. Поводами для возбуждения уголовного дела служат (ст. 140 УПК):1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о

Из книги автора

Вопрос 384. Порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования. Возбуждение уголовного дела

Из книги автора

Вопрос 406. Уголовные дела частного обвинения: понятие, особенности возбуждения и производства в суде первой инстанции. Уголовные дела частного обвинения – это дела по обвинению одного частного лица другим частным лицом, такие дела не затрагивают интересы общества, а

Из книги автора

Вопрос 414. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: основания и процессуальный порядок. Возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств – одна из исключительных стадий уголовного процесса, в

Из книги автора

5.1.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.Основанием для возбуждения

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками УИС выражается в форме совершения ими дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки сотрудников УИС являются основаниями их дисциплинарной ответственности.

Общим объектом дисциплинарного проступка сотрудника УИС является служебная дисциплина. Любой дисциплинарный проступок сотрудников УИС наносит или создает реальную угрозу нанесения вреда служебной дисциплине в органах и учреждениях УИС. В то же время, служебная дисциплина представляет собой одно из важнейших условий выполнения поставленных перед органами и учреждениями УИС задач со стороны общества, и нанесенный ей ущерб не может не отражаться на безопасности общества.

На данную сторону причиняемого дисциплинарным проступком вреда указывал в своих работах В.И. Туранов. По его мнению, такой проступок одновременно связан не только с нарушениями служебных обязанностей в сфере трудовых (внутренних) отношений, но и с другими отношениями (внешними), складывающимися в сфере государственного управления.

Основная доля среди дисциплинарных проступков, совершаемых сотрудниками, приходится на нарушения исполнительской дисциплины (более 50 %). Достаточно распространенным дисциплинарным проступком является невыход на службу без уважительных причин (8 – 10 %). К одному из видов дисциплинарных проступков, наиболее часто совершаемых сотрудниками УИС, следует отнести утрату табельного оружия, служебных документов, имущества, специальных средств (3 – 5 %).

Наиболее острой проблемой правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является проблема нормативного закрепления конкретных составов дисциплинарных проступков.

Существуют различные мнения ученых по поводу путей решения данной проблемы. Одни предлагают закрепить все составы дисциплинарных проступков государственных служащих в едином Дисциплинарном кодексе государственных служащих РФ. Другие предлагают принятие подобных кодексов применительно к каждому из трех видов службы. Третьи говорят о целесообразности принятие ведомственных дисциплинарных кодексов. Как отмечает В.М. Манохин, по мнению большинства ученых, закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков невозможно.

По нашему убеждению, потребность в кодифицированном законодательном акте, который бы урегулировал отношения дисциплинарной ответственности на государственной службе, назрела. Закрепленная в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» классификация государственной службы на три вида: гражданскую, военную и правоохранительную, предполагает дальнейшее развитие правового регулирования прохождения государственной службы по трем направлениям. Поэтому вполне закономерным будет принятие дисциплинарных кодексов для каждого вида службы.


Особенности службы в органах и учреждениях УИС должны быть отражены в нормах Дисциплинарного кодекса правоохранительной службы Российской Федерации.

Дисциплинарные взыскания являются разновидностью мер дисциплинарно-правового принуждения. Наряду с ними в зависимости от непосредственных целей дисциплинарно-правового принуждения могут применяться меры пресечения и восстановительные меры.

Меры пресечения направлены на прекращение совершения сотрудником дисциплинарных проступков. К таким мерам относятся временное отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Так, статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрена возможность временного отстранения сотрудника от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. В статье 8.3 Инструкции о порядке применения Положения данная норма детализируется: «отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки».

Восстановительные меры своим назначением имеют восстановление правового положения, существовавшего до совершения правонарушения. Среди действующих в настоящее время восстановительных мер следует назвать такие, как меры материальной ответственности, которые закреплены Трудовым кодексом РФ.

Мерами дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные взыскания. В отношении сотрудников УИС, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, могут быть применены следующие взыскания:

Замечание;

Выговор;

Строгий выговор;

Предупреждение о неполном служебном соответствии;

Понижение в должности;

Снижение в специальном звании на одну ступень;

Лишение нагрудного знака;

Увольнение.

Отрицательные последствия, связанные с применением дисциплинарной ответственности могут выражаться не только в материальных, но и в моральных лишениях. В любом случае при наложении на лицо дисциплинарного взыскания создается его отрицательная служебная характеристика.

Применение мер взыскания осуществляется в рамках дисциплинарного производства, которое является одним из видов административного юрисдикционного производства.

По словам Ю.С. Адушкина, дисциплинарное производство процессуально оформляет установление и реализацию дисциплинарной ответственности, а в ее едином правовом институте представляет собой процессуальную часть норм, регулирующих процедурные отношения, складывающиеся в связи с соответствующей правоприменительной деятельностью.

Дисциплинарное производство в УИС состоит из нескольких стадий. Исходя из содержания норм, закрепленных в Положении о службе, можно выделить стадии служебной проверки, рассмотрения и решения дела, исполнения дела и его пересмотра.

Ведомственная Инструкция о применении данного положения в органах и учреждениях УИС не регламентирует с достаточной четкостью содержание стадий дисциплинарного производства. В связи с этим, актуальным направлением совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является закрепление стадий дисциплинарного производства. Это позволит ввести данное производство в четкие правовые рамки и снизить возможности злоупотреблений со стороны соответствующих субъектов дисциплинарного производства. Игнорирование стадий может привести к ошибкам в разрешении дел, к нарушению принципа законности. Кроме того, следование научно обоснованным и закрепленным в законе стадиям позволит повысить эффективность дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного дела.

Задачей данной стадии является получение субъектом дисциплинарной власти информации о совершении сотрудником дисциплинарного проступка. Субъектом, принимающим решение о возбуждении дисциплинарного дела, является прямой начальник, то есть субъект дисциплинарной власти. Субъекты дисциплинарного обвинения лишь инициируют возбуждение дисциплинарного производства. Предоставленная ими информация, облеченная как в официальную, так и в неофициальную форму, является поводом для возбуждения дела.

Результат стадии возбуждения дела может быть процессуально оформлен решением начальника о проведении служебной проверки.

Служебная (дисциплинарная) проверка.

Следует отметить, что служебная проверка проводится не только в связи с дисциплинарным производством, но и для обоснования принятия руководителем других важных решений. Такие решения могут быть связаны с возникновением чрезвычайных происшествий.

Так, в соответствие с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах УИС основаниями для ее назначения могут быть:

Факт нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины;

Необходимость наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка;

Гибель сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия:

Возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения;

Требование сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

Для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Задачами проверки являются:

полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения дисциплинарного проступка;

подготовка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Решение о проведении проверки принимается следующими должностными лицами учреждений и органов УИС:

директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников, проходящих службу в УИС;

первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников учреждений и органов УИС в пределах предоставленной компетенции;

начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений;

начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС;

начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений в пределах предоставленной компетенции.

Решение о проведении проверки в отношении сотрудников подразделений собственной безопасности учреждений и органов УИС принимает директор ФСИН России.

Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

Ответственное должностное лицо организует подготовку проекта приказа учреждения, органа УИС о проведении проверки.

Приказ о проведении проверки должен содержать: факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки; состав комиссии по проведению проверки с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка; срок проведения проверки.

Комиссия состоит из трех и более сотрудников. В состав комиссии включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения учреждения, органа УИС, к компетенции которого относится предмет проверки.

Приказ о проведении проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам.

При проведении проверки должны быть установлены:

факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;

наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;

данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Актуальной проблемой является закрепление прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

В соответствии с Приказом ФСИН России № 198, сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право:

знакомиться с приказом о проведении проверки;

давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке;

знакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

На подготовительном этапе составляет план проведения служебной проверки, определяются конкретные обязанности членов комиссии, сроки проведения мероприятий.

Основной этап включает действия членов комиссии по сбору сведений, необходимых для решения всех задач служебной проверки. В частности, осуществляется сбор и анализ информации об обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка, его причинах, о личности сотрудника, совершившего проступок. Данная информация может быть получена из различных источников. Она должна быть облечена в соответствующую закону форму. В качестве доказательств используются объяснения, справки, данные по результатам осмотра места происшествия, материалы ревизий, проверок, заключения экспертиз, показания специалиста. Анализ многочисленных материалов служебных проверок показывает, что на практике не всегда уделяется должное внимание сбору информации, характеризующей дисциплинарный проступок и лицо, его совершившего. Так, в некоторых случаях в материалах проверки отсутствует служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка.

Полученная в ходе основного этапа служебной проверки информация анализируется. Результаты анализа закрепляются в мотивированном письменном заключении по результатам служебной проверки.

Нецелесообразно, по нашему мнению, включать в заключение сведения, отражающие ход проведения проверки и анализа документов. Поскольку целью проверки является обеспечить руководителя необходимой для принятия решения по дисциплинарному делу информацией. На наш взгляд, достаточно указать в заключении лишь результаты проверки. При возникновении необходимости руководитель может обратиться к материалам проверки самостоятельно. Следует отметить, что определение конкретного вида и размера дисциплинарного взыскания является прерогативой руководителя. Поэтому включение в содержание заключения предложений о наложении конкретного взыскания на сотрудника (что достаточно распространено на практике) не целесообразно.

По окончании проверки формируются материалы проверки, которые включают в себя: документ (либо его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки; копию приказа учреждения, органа УИС о назначении проверки; справочные материалы; материалы, характеризующие сотрудника(ов), в отношении которого(ых) проводилась проверка; объяснения сотрудника(ов) и иных лиц, прочие документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения проверки; заключение; материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении; копия приказа учреждения, органа УИС о привлечении сотрудника(ов) к дисциплинарной ответственности (если приказ издавался).

Проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. В срок проведения проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

Стадия рассмотрения и разрешения дела.

Логическим продолжением дисциплинарного производства после стадии служебной проверки следует признать стадию рассмотрения и разрешения дела.

Назначение стадии рассмотрения и разрешения дела заключается в установлении вины привлекаемого к ответственности сотрудника, а также в решении вопроса о его дисциплинарной ответственности.

К субъектам рассмотрения и разрешения дела следует отнести руководителя, то есть субъекта дисциплинарной власти.

По результатам рассмотрения дисциплинарного дела субъект дисциплинарной власти принимает одно из следующих решений:

1. Не привлекать лицо к дисциплинарной ответственности (при отсутствии факта или состава проступка, истечении сроков давности, при установлении факта уже состоявшегося дисциплинарного или общественного воздействия за тот же проступок либо при наличии других, исключающих производство обстоятельств).

2. Ограничиться мерами внушения или мерами общественного воздействия.

3. Привлечь лицо к дисциплинарной ответственности.

Исполнение решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС состоит в практической реализации наложенного взыскания. На данной стадии обеспечивается учет взыскания и своевременность его снятия.

Субъектами исполнения решения по делу являются руководитель органа или учреждения УИС, руководитель структурного подразделения, сотрудники кадрового и других подразделений.

В Положении о службе закреплено требование, согласно которому приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Такое объявление может быть личным, а может осуществляться перед строем или на совещании коллектива сотрудников. Публичность при объявлении взыскания направлена на решение задач: общей и частной превенции, обеспечения гласности и объективности в оценке служебной деятельности.

В соответствии с Положением о службе замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены как письменно, так и устно. При устной форме приказа отсутствует возможность обеспечить привлеченного к ответственности сотрудника его копией, что ущемляет гарантии его процессуально-правового статуса.

К стадии исполнения решения по дисциплинарному делу относят обеспечение учета наложенного взыскания, а также его снятие.

Учет наложенного взыскания предполагает следующие действия: сведения о нем заносятся в личное дело сотрудника, подвергнутого взысканию, а также в его служебную карточку. Дисциплинарные взыскания, объявленные приказом, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

Снятие взыскания осуществляется по истечении установленного законом периода времени. Данный период составляет один год, при условии, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Помимо учета и снятия взыскания на стадии исполнения решения по дисциплинарному делу осуществляются другие действия. На практике нашло применение такое действие, как информирование сотрудников других органов и учреждений УИС о дисциплинарном деле. С помощью информационных писем субъекты управления в УИС (в основном, речь идет о центральном аппарате ФСИН России) информируют подчиненные им органы и учреждения УИС о сути дисциплинарного проступка, причин и условий его совершения, принятого по делу решения. Это осуществляется с целью профилактики совершения аналогичных дисциплинарных проступков другими сотрудниками.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС заключается в проверке законности и обоснованности наложения взыскания.

Стадия пересмотра решения о дисциплинарном взыскании относится к факультативным элементам дисциплинарного производства. Он возможен в случае обжалования самим сотрудником наложенного на него взыскания или в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе осуществляется как в ведомственном, так и в судебном порядке.

Ведомственный порядок жестко законодательством и ведомственными правовыми актами не регламентирован. Положение о службе лишь закрепляет, что сотрудник вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра юстиции Российской Федерации, а также в суд.

В соответствии с Приказом Минюста № 76, в случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику учреждения или органа УИС приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Следует отметить, что в Положении о службе не определяется срок, в течение которого рассматривается жалоба сотрудника по дисциплинарному делу. На наш взгляд, этим ущемляются права сотрудника, подвергнутого взысканию. Рационально в законодательстве о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС закрепить такой срок продолжительностью в один месяц. Именно такой промежуток времени отводится на рассмотрение жалобы, в соответствии со статьей 4 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе сотрудника в судебном порядке осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. Однако, на наш взгляд, достаточно убедительными являются доводы ученых, предлагающих отнести рассмотрение дисциплинарных споров государственных служащих к подсудности создаваемой системы административных судов. При этом необходимо определить подведомственность данных споров в зависимости от уровня органа, в котором служащий занимает должность, в системе звеньев государственного аппарата.

Разновидностью пересмотра решения по дисциплинарному делу является пересмотр его в порядке контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с действующими правовыми актами, уполномоченные должностные лица органов и учреждений УИС вправе изменять решения нижестоящих начальников, в том числе решения по дисциплинарным делам. К субъектам, осуществляющим процессуальную деятельность на данной стадии, следует относить и должностных лиц органов прокуратуры, которые могут опротестовывать решения по дисциплинарным делам в отношении сотрудников УИС.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие можно выделить элементы (виды) дисциплины в УИС?

2. На что влияет уровень служебной дисциплины в исправительном учреждении?

3. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы служебной дисциплины

4. Какие виды поощрений применяются к сотрудникам УИС

5. Назовите и раскройте принципы поощрительного производства

6. Что является основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности?

7. В каком нормативном правовом акте закреплены виды дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников УИС?

8. Какие дисциплинарные проступки сотрудников УИС отнесены к грубым нарушениям?

9. Дайте характеристику стадий дисциплинарного производства в отношении сотрудников УИС

10. Какие установлены основания и сроки проведения служебной проверки.

Так, производство по дисциплинарным делам регламентировано законодательством о прохождении соответствующего вида государственной службы , а именно, в отношении лиц, проходящих:

  • государственную гражданскую службу: статьи 58-59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • военную службу : статьи 28-28.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №» 76-Фз «О статусе военнослужащих »; Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»; Дисциплинарным уставом Вооружённых сил Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации»;
  • различные виды службы, подпадающие под признаки правоохранительной службы, например, службу в органах внутренних дел, таможенных органах : глава 7 «Служебная дисциплина в органах внутренних дел» Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации статьи 29-29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Процессуальные правила, раскрывающие и конкретизирующие содержание дисциплинарного производства для каждого из перечисленных видов государственной службы, имеют существенные различия.

К примеру, правила и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности по многим позициям схожи с правилами и порядком привлечения к административной ответственности . В частности, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» закреплены «Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка» (статья 28.6), «Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке» (статья 28.7), установлен порядок разбирательства (статья 28.8), рассмотрения командиром материалов о дисциплинарном проступке (статья 28.9), исполнения дисциплинарных взысканий (статья 28.10). Кроме того, к военнослужащим в установленном федеральным законом порядке военными судами применяется такой вид дисциплинарного взыскания как дисциплинарный арест.

2. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение служебной дисциплины, поэтому поводом для начала дисциплинарного производства является выявление факта совершения лицом дисциплинарного проступка. Под выявлением дисциплинарного проступка понимается его непосредственное обнаружение субъектом дисциплинарной власти (руководителем, начальником, командиром), либо подтверждение в ходе проверки поступившей информации о дисциплинарном проступке.

К примеру, военнослужащий или гражданин , призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть «за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины1, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечёт за собой уголовной или административной ответственности».

На государственной гражданской службе дисциплинарная ответственность наступает за «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обя-занностей», в том числе за коррупционные правонарушения, а именно: за «несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», либо «в связи с утратой доверия». Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, имеет особенности.

Лицо, ведущее производство на данной стадии, для решения указанных задач совершает следующие процессуальные действия:

  1. должен затребовать (истребовать) объяснение от подчинённого;
  2. по решению субъекта дисциплинарной власти проводит служебную проверку (разбирательство);
  3. готовит заключение по результатам служебной проверки.

Итоговым процессуальным документом данной стадии является письменное заключение по результатам служебной проверки (в отношении государственного гражданского служащего, сотрудника органов внутренних дел), либо протокол о грубом дисциплинарном проступке (в отношении военнослужащего).

К примеру, согласно части 9 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  1. факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  2. предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

По фактам несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством в целях противодействия коррупции, проверка проводится подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа . После этого доклад о результатах проверки может быть направлен на рассмотрение в комиссию по урегулированию конфликтов интересов.

Стадия рассмотрения материалов по дисциплинарному проступку и принятия по ним решения заключается в том, что результаты служебной проверки (разбирательства), результаты проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, докладываются субъекту дисциплинарной власти, уполномоченному назначать дисциплинарное взыскание, который является основным лицом, ведущим производство (принимающим решения) по дисциплинарному делу, на данной стадии.

Стадия рассмотрения дисциплинарного дела и принятия решения призвана решить три задачи:

  1. оценить достаточность материалов о дисциплинарном проступке для принятия решения;
  2. оценить тяжесть дисциплинарного проступка и целесообразность наложения взыскания;
  3. избрать меру дисциплинарного взыскания.

Для решения указанных задач субъект дисциплинарной власти, уполномоченный назначать дисциплинарное взыскание, осуществляет следующие процессуальные действия:

  1. изучает представленные материалы и утверждает заключение по материалам служебной проверки;
  2. даёт поручение о подготовке проекта акта о применении дисциплинарного взыскания (приказа о наложении дисциплинарного взыскания) и его визировании; 3) подписывает акт (приказ) о назначении применении дисциплинарного взыскания.

Стадия рассмотрения может завершиться либо

  1. утверждением заключения по материалам служебной проверки, если будет сделан вывод об отсутствии оснований, либо нецелесообразности привлечения к дисциплинарной ответственности;
  2. подписанием акта (приказа) о наложении дисциплинарного взыскания. Соответствующее решение по коррупционным правонарушениям

принимается на основании доклада о результатах проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Производство по дисциплинарному делу на стадии исполнения акта о применении дисциплинарного взыскания ведётся субъектом дисциплинарной власти, наложившим дисциплинарное взыскание, либо по его поручению уполномоченным прямым руководителем (начальником), а также сотрудниками соответствующего кадрового подразделения и включает предусмотренные законодательством действия по объявлению, приведению в исполнение и учёту дисциплинарного взыскания.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся:

  • в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, Должностного регламента (должностной инструкции), Правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
  • в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению;
  • в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств , предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав .

В части 2 статьи 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлен перечень грубых нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, к числу которых относятся:

  1. несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение установленного служебного времени;
  3. нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  4. совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлёкшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина , возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечёт за собой уголовную ответственность ;
  5. разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну ; конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  6. небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлёкшее его (их) утрату, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  7. отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
  8. неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  9. умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлёкшие причинение существенного ущерба, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  10. нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  11. совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  12. принятие сотрудником необоснованного решения, повлёкшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  13. сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  14. публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов , их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Следует обратить внимание, что при обнаружении сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).

На стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьёй 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации может быть проведена служебная проверка.

Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «о полиции», а также заявление сотрудника.

При принятии решения о проведении служебной проверки и её проведении должны соблюдаться следующие процессуальные сроки :

  • решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения;
  • служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В качестве меры обеспечения производства по дисциплинарному делу в отношении сотрудника органов внутренних дел может применяться такая мера как временное отстранение его от выполнения служебных обязанно-стей2 в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей. Данная мера применяется на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

  1. фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
  2. вины сотрудника;
  3. причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
  4. характера и размера вреда, причинённого сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
  5. наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В заключении по результатам служебной проверки указываются:

  1. установленные факты и обстоятельства;
  2. предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

В частности, в резолютивной части заключения по результатам служебной проверки указывается следующее.

  1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
  2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности , иных мер воздействия.
  3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
  4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
  5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
  6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
  7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
  8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона «О полиции».
  9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
  10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

Стадия рассмотрения материалов по дисциплинарному проступку и принятия по ним решения начинается с того, что заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделениями.

Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности, при истечении которых производство по дисциплинарному делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Так, согласно части 6 статьи 51 указанного закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

В соответствии с частью 7 статьи 51 дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности -по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издаётся приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издаётся после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  5. перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  6. увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 статьи 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  1. назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
  2. лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
  3. отчисление из образовательной организации.

Права руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчинённых сотрудников установлены в приложении № 2 к приказу МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудник считается привлечённым к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке. Так, в соответствии со статьёй 57 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трёх месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

На стадии исполнения акта о применении дисциплинарного взыскания, прежде всего, уполномоченный руководитель обязан в течение трёх рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания, а именно:

  • в виде «перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел» осуществляется в порядке, установленном статьёй 30 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации
  • в виде «увольнения со службы в органах внутренних дел» осуществляется в соответствии с главой 12 данного федерального закона.

Указанные дисциплинарные взыскания исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Налагаемые на сотрудника органов внутренних дел в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения. Оно считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

Принципы дисциплинарного производства

  • объективная истина ,
  • демократизм,
  • равенство всех граждан перед законом

Стадии дисциплинарного производства

Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства

Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, первый руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового.

Служебное расследование (проверка)

Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка (См. Служебное расследование).

В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а также, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и первый руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования.

Принятие решения о дисциплинарном наказании

Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в устной (замечание, выговор) или письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Обжалование решения о дисциплинарном взыскании

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Особенности дисциплинарного производства

  • Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. (ст. 193 ТК)
  • За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
  • При наложении взыскания учитываются: характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; прежнее поведение служащего; соответствие степени вины и тяжести совершенного проступка.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе гос. службы» от 6 июня 1996 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дисциплинарное производство" в других словарях:

    Дисциплинарное производство - вид юрисдикционного несудебного производства, связанный с рассмотрением вопроса о применении мер дисциплинарной ответственности к лицу, совершившему дисциплинарный проступок (см. главу 25). Дисциплинарное производство может носить упрощенный… …

    Т. е. порядок наложения Д. взысканий за нарушения, противополагается формальному суду и имеет своей особенностью отсутствие установленных в обычном процессуальном порядке форм и обрядов. Как случаи наложения Д. взысканий не могут быть точно… …

    Дисциплинарное производство - – это совокупность административно процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных субъектов по привлечению лиц, совершивших дисциплинарные правонарушения, к дисциплинарной ответственности … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Служебное расследование (служебная проверка) деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного… … Википедия

    Дисциплинарное взыскание взыскание (наказание), налагаемое на работника в связи с нарушением им трудовой дисциплины, на военнослужащего в связи с нарушением им воинской дисциплины и на государственного гражданского служащего в… … Википедия

    Юрисдикционное производство - рассмотрение и разрешение правового спора в установленной законом процессуальной форме специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. Основанием юрисдикционного производства является спор о праве (правовой спор), т.е. нарушение… … Элементарные начала общей теории права

    I местные судебно администр. органы, призванные к жизни законом 12 июля 1889 г. Организация местного управления, созданного после освобождения крестьян (см. Мировые посредники) и видоизмененного в 1874 г. (см. Присутствия по крестьянским делам),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    - (административное производство) это урегулированная нормами административно процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях главами III V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов и лиц (прежде всего, как это… … Википедия



Похожие публикации