Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Поэтажный план карточки тушения пожара. Разработки планов и карточек тушения пожаров. учета работы с планами и карточками тушения пожаров

Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы III...V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.

По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением, объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.

Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15 ´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.

В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках, не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке. На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.

В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20 ´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.

На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники, вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.

На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием.названий на сноске.

На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм. Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах, прибывающих на случай возможного пожара и т.д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе). Оперативные карточки хранят в плотном переплете.

Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением.

В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро- и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.

Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно-тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств, используемых для спасания людей.

Оперативная карточка тушения пожара в

(название населенного пункта)

Района

_____________________________________________________________________________________

Наименование сельского (поселкового района)

Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________

ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________

Расстояние от райцентра км. Маршрут следования ППЧ райцентра

Число жилых домов __________________________________

Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика особо важных объектов

Продолжение

Силы и средства, прибывающие на пожар

7.3. Составление таблицы основных показателей и совмещенных графиков развития и тушения пожаров по результатам их исследования

Каждый пожар независимо от его размеров, числа работавших при тушении подразделений и величины нанесенного ущерба подлежит исследованию. По окончании исследования на крупные и характерные пожары составляют описания. Важной частью описания является таблица основных показателей и совмещенные графики развития, а также тушения пожара во времени. Примерная форма таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития тушения пожара дана в инструкции “По изучению пожаров”. Следует помнить, что показатели в таблице должны быть максимально точными, их необходимо приводить нарастающим итогом по мере сосредоточения и введения сил и средств тушения пожара.

Совмещенные графики развития и тушения пожаров рекомендуется выполнять с соблюдением определенных правил. По оси абсцисс (горизонтальная ось) откладывают время в минутах или часах в зависимости от продолжительности тушения пожара. По оси ординат (вертикальная ось) откладывают: слева - параметры пожара (площадь, периметр, фронт), а справа - требуемый и фактический расходы огнетушащего средства. Значения промежутков на осях должны быть одинаковыми. Если в данный момент сосредоточенные силы и средства обеспечивают тушение пожара на всей площади, то графики изменения площади тушения, периметра и фронта пожара, составляют, а вычерчивают только график изменения во времени площади пожара.

Для всестороннего анализа процессов развития и тушения пожара целесообразно делать не один, а несколько совмещенных графиков на которых можно было бы раздельно показать изменения параметров пожара и тушения (площади, периметра, фронта, расходов огнетушащих средств). При составлении таблицы основных показателей и совмещенных графиков требуемые расходы огнетушащих средств определяют по формулам (2.8) - (2.9), а фактические расходы берут из таблицы основных показателей и определяют по формулам (2.15) - (2.16).

График изменения площади пожара (площади, периметра и фронта тушения) нецелесообразно показывать раздельно от графика вменения требуемого расхода огнетушащего средства. Графики должны быть совмещенны­ми, так как в этих случаях изменению параметра пожа­ра в равной степени соот­ветствует изменение требу­емого расхода огнетушащего средства. Все графики выполняют сплошными ли­ниями, а график фактичес­кого расхода огнетушащего средства - ступенчатыми.

Пример. Составить совмещенные графики развития и тушения пожара в цехе деревообработки по данным табл. 7.3, составленной по результатам изучения по­жара.

Характеристика объекта. Здание цеха деревообработ­ки одноэтажное, стены кир­пичные, колонны, фермы и покрытие железобетонные. В цехе расположены два основных отделения: рас­кройное и сборочное.

Обстановка пожара. По­жар возник в отделении сборки готовой продукции. В начальный период огонь распространялся по круго­вой форме, а затем - по прямоугольной в двух на­правлениях (рис. 7.3). Го­рели деревянные изделия и готовая продукция.

Тушение пожара. Туше­ние осуществляли поэтапно водяными струями из ство­лов А, сосредоточенных по фронту распространения го­рения с двух направлений. На защиту покрытия пода­вали стволы Б.

Совмещенные графики, составленные по условиям данного примера и табл. 7,3, представлены на рис. 7.4 и 7.5. Показатели в табл. 7.3 даны нарастающим итогом.



Рис. 7.3. Схема развития и тушения по­жара в цехе деревообработки

Рис. 7.4. Совмещенный график изменения площади пожара, площади тушения, тре­буемого и фактического расходов воды на тушение во времени

Рис. 7.5. Совмещенный график изменения фронта развития пожара, требуемого и фактического расходов воды на тушение во времени


ТАБЛИЦА 7.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ЦЕХЕ ДЕРЕВООБРАБОТКИ

Показатели СВПЧ-3 СВПЧ-1 СВПЧ-7 СВПЧ-5 СВПЧ-9
Марка автомобиля АЦ-40 (130Е)137 АН-40(130Е)127 АЦ-40 (131)137 АЦ-40 (130)63А АЦ-40(130Е)126 АН-40(130)64А АСО-5(66)
Численность боевого расчета, чел
Время:
выезда подразде­лений 14,35 14,35 14,36 14,36 14,36
прибытия на пожар 14,40 14,40 14,47 14,50 14,50
введения стволов 14,45 14,52 15,00 - -
Скорость распространения горения, м/мин 1,2 0,5 - - -
Параметры пожара:
площадь пожара, м 2 - -
фронт пожара, м 2´32 2´32 2´32
площадь тушения, м 2
Интенсивность подачи воды, л/(м 2 ´с):
поверхностная 0,1 0,1 0,1 Машина в резерве, личный состав на боевых участках Обеспечивала связь на пожаре
линейная 0,5 0,5 0,5
Требуемый расход воды, л/с
Введено стволов, шт., к моменту развертывания подразделений:
А Б -

Надежная противопожарная защита зданий – это не только современные системы для раннего обнаружения и эффективного тушения возгорания, но и соответствующая подготовка персонала о порядке и последовательности действий при пожаре, а также четкая и слаженная работа сотрудников МЧС на объекте.

Для этого руководителем организации регулярно проводятся противопожарные инструктажи сотрудников, а также разрабатываются планы и карточки тушения пожара.

Предназначение планов и карточек тушения пожара

Планы и карточки тушения пожара (ПТП и КТП) – это документы, в которых отражены действия по ликвидации возгораний для конкретного объекта.

Разрабатывают планы и карточки тушения пожара с такими целями:

  1. Подготовить персонал организации к действиям по тушению возгораний.
  2. Обеспечить готовность сотрудников пожарных подразделений к действиям по тушению пожара и спасению людей и материальных ценностей на конкретном объекте.

Что дает разработка ПТП и КТП:

  • обеспечивает руководителя тушения пожара необходимой информацией об объекте (оперативно-тактическая характеристика, которая включает: общие сведения об объекте – расположение, адрес, назначение; этажность и виды строительных конструкций здания; данные о пожарной нагрузке помещений; данные о системе противопожарной защиты; перечень и места расположения первичных средств пожаротушения; дополнительные сведения о вентиляции, электроснабжении, отоплении здания);
  • возможность предварительно спрогнозировать как будет развиваться пожар на объекте;
  • спланировать основные действия по ликвидации огня;
  • повысить теоретическую и практическую подготовку сотрудников пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб и их органов управления касательно тушения пожара на объекте;
  • информационное обеспечение при исследовании пожара.

Действия по тушению пожара, изложенные в ПТП и КТП проходят ежегодную отработку сотрудниками пожохраны с выездом на объект и сопоставлением данных, которые приведены в плане и карточке с реальной обстановкой.

Ответственным за составление ПТП, КТП, а также их отработку и учет, является начальник гарнизона пожохраны.

Что представляют собой планы и карточки тушения пожара

ПТП – это официально утвержденный документ по порядку действий при пожаре, принципах и технических основах ликвидации возгораний в организации. План состоит из таких частей:

  1. Титульный лист с информацией, необходимой для поиска ПТП.
  2. Содержание – включает наименование всех структурных составляющих плана и страниц их размещения.
  3. Основной раздел включает:
    • оперативно-тактическую характеристику объекта;
    • прогноз развития и распространения пожара;
    • действия персонала до того, как на объект прибудет МЧС;
    • организационные мероприятия по спасению людей;
    • работы по тушению пожара, которые осуществляют сотрудники пожарной охраны;
    • особенности взаимодействия подразделения пожохраны со службами жизнеобеспечения;
    • правила охраны труда;
    • учет использования плана.
  4. Дополнения и графические приложения:

Это прошитый документ, в твердой обложке, со стандартным форматом листов А4. Схемы и планы в приложениях ПТП могут быть выполнены на листах большего размера (А3 или А4), при необходимости линии сгиба защищают от потертостей.

Ув. pivhom. Я так понимаю Вы не сотрудник МЧС и Ваше возмущение мне с одной стороны понятно, но как говориться- есть что ответить. Попробую объяснить на пальцах.

"Супер! Директор детского сада разрабатывает ПТП??? Это как? Он специалист? у него есть диплом? "

Вот смотрите, ежели Вы строите лично для себя бумажный дом к Вам никто не придет. Ежели Вы являетесь руководителем организации(любой от маленького магазина(или как Вы привели пример,детского сада) до крупного завода) именно Вы должны (и будете) нести ответственность за пожарную безопасность на своем объекте. И именно руководитель обязан выполнить необходимые требования всех существующих нормативно-правовых актов в отношении организации.
Федеральным Законом 69(ст.21) определена обязанность производств(!) в обязательном порядке разрабатывать планы тушения пожара. Все остальные по согласованию. И если Вы директор детского сада и не желаете разрабатывать ПланТП- просто сообщите в письменном виде начальнику пожарно-спасательного гарнизона в отсутствии необходимости разработки данного документа. И никто ничего Вам не скажет и не предъявит! Потому что(повторюсь) в первую очередь ПТП нужен собственнику!

"А зачем МЧС? Только контролировать за бабло? Разогнать надо всю эту кормушку и сделать нормальную структуру которая будет отвечать за пожарную безопасность. слов просто нет! Наплодили 2000 документов, сами не помнят уже что в 1000 написано."

Если Вы думаете, что в Пожарной охране существуют специальные штатные должности для разработки ПТП- Вы ошибаетесь. Это в 99% ложится на начальника караула.(поясню для гражданских- НК это руководитель, в подчинении которого 3-14 человек, пожарные и водители) А так так дежурные сутки НК расписаны по минутам и ответственность высока!(страшный пример НК Сергей Генин в Кемерово, И ЕСЛИ УПОМЯНУЛ ТОВАРИЩА, НАПОМНЮ КОЛЛЕГАМ О ПЕТИЦИИ https://www.change.org/p/следственны...). То НК придется заниматься обеспечением Вашей пожарной безопасности в свое свободное от службы время. Я также понимаю, что Вам безразлично- в какое время: рабочее-нерабочее, должен заниматься обеспечением Вашей безопасности наш сотрудник. Если так, то "спасибо за вопрос".

"И сбагрили на граждан ответственность за пожарное состояние!"

По Вашему нести ответственность за Вашу безопасность дома, на даче, на рабочем месте должны МЧС?

"Вы еще армейцев научите контролировать граждан, что бы они свои дома и заводы умели защищать: правильно копать. расставлять мины... "

Видимо Вы не являетесь даже небольшим руководителем, ибо Вы бы знали, что для военных(или сил ГО)существует перечень обязательных документов для категорированных и некатегорированных объектов. В которых перечислены обязательные документы для организаций. И это список внушителен.

Ув. zvygin1964, если прочитали вышенаписанное, то надеюсь я ответил на Ваш вопрос.

План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.
Методический план тушение пожаров должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.

Основание для разработки

Планы тушения пожара должны составляться на:

  • Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.
  • Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.
  • Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
  • Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.
  • Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  • Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.
  • Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью: по распиловке древесины-50 тыс.м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.
  • Предприятия (объекты) транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);
  • Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.
  • Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культовые сооружения.
  • Учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования. детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  • Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
  • Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).
  • Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; - Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.
  • Сельскохозяйственные объекты: мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более; мельницы производительностью 200 т/сутки и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более; животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более. - Строящиеся крупные и уникальные объекты.

На объекты не вошедшие в данный перечень и не определенные другими ведомственными документами ПТП разрабатываются по решению начальника территориального УГПС.

Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах. Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий. При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.

Состав планов.

ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений. Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией. Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:

  • титульный лист (приложение 4);
  • оглавление;
  • прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров; - расчет необходимого количества сил и средств;
  • организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);
  • рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.

В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:

  • оперативно-тактическая характеристика объекта;
  • особенности и прогноз развития пожара;
  • противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;
  • водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения; - рекомендуемые средства тушения.

Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.

В графической части ПТП должны быть представлены:

  • план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;
  • поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;
  • схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);
  • схемы организации связи на пожаре.

На плане-схеме выделенными контурами показывают: объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, их объем и расстояния по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных автомобилей, прибывающих на объект по установленному номеру (рангу) пожара.

На поэтажных планах, показывают места расположения средств пожаротушения: внутренних пожарных кранов, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, места отключения электроэнергии, установки задвижек на внутреннем противопожарном водопроводе, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу, указывается месторасположения: основного технологического оборудования (с указанием его основных технических характеристик и параметров работы); прямых и обратных технологических потоков (с указанием их условных сечений, производительности и параметров работы), межблочной отсекающей запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия); систем противопожарной защиты (с указанием их основных характеристик); приведенный радиус зон интенсивности воздействия ударной волны при взрыве; места возможного образования пожаровзрывоопасной среды; участки возможных аварий и их причины; вероятные источники зажигания; пути распространения огня при пожаре; предусмотренные проектом меры защиты участков, узлов и аппаратов от пожара и взрыва.

Графическая часть ПТП должна выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре как рабочий материал НШ) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4(М11) с размером не менее 210 х 297 мм. Рекомендуемые форматы: генеральный план - А3(М12), поэтажные планировки и разрезы - А4(М11) - А3(М12). Допускается для крупных и сложных в оперативном отношении объектов увеличивать размер до 594 x 420 мм формат А1(М24). Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М1:50 - М1:200. Все материалы графической части и рекомендации участникам тушения пожара должны быть защищены от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата плана тушения пожара.

Рекомендации (инструкции) для должностных лиц необходимо оформлять в двух экземплярах: один находится в составе плана тушения пожара, а второй выдается каждому должностному лицу для руководства в процессе тушения пожара.

В качестве приложений к ПТП должны прикладываться расчетные и справочные материалы для начальника оперативного штаба пожаротушения и других должностных лиц ГПС. Например, схема организации связи на сложном объекте; схема с указанием количества стволов (ручных и стационарных), которые можно ввести от автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках, с учетом работы от одного автомобиля нескольких отделений, схемы расстановки и организации по эффективному использованию автолестниц и коленчатых автоподъемников; схемы организации работы заправочного пункта у водоема и снабжение водой работающих от подвозной воды автомобилей; схемы организации использования вспомогательной техники и т.д.

Карточка тушения пожара (КТП) - документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара. Карточка тушения пожара составляются на объекты не вошедшие в перечень объектов на которые составляются планы пожаротушения, а также на технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергообъектов; на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, а также на населенные пункты в сельских районах. По решению руководителей подразделений ГПС, КТП могут быть составлены на объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении. КТП должны размещаться на установленных типографских бланках единого формата 150 х 200 мм, разработанных в гарнизонах пожарной охраны. Титульный лист КТП выполняется чертежным шрифтом, прописными буквами высотой 8-12 мм. КТП должна содержать информацию об объекте, которая разрабатывается в виде таблицы. В КТП должен быть определен порядок взаимодействия подразделений ГПС с обслуживающим персоналом объекта. В графическую часть КТП входят общая схема объекта и поэтажные планировки. Их выполняют обязательно в масштабе от 1:200 до 1:500, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб должен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планировки рекомендуется выполнять в масштабе развернутого вкладыша размером 200 х 300 мм.

Графическая часть должна быть наглядной и не загроможденной второстепенными элементами. На схеме объекта показывают: выделенные контуры объекта; прилегающие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости; ближайшие улицы и подъезды к объекту; водоисточники, вошедшие в план-схемы, с расстояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий пожарными подразделениями.

На поэтажных планах должны быть представлены: планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы и выходы, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием их названий на сноске. В КТП, для детских учреждений, спальные комнаты, где размещены дети в ночное время, выделяют красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, поступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких карточек по диагонали, справа на лево наносят красную полосу шириной 10-15 мм.

На складские и торговые объекты, кроме общих требований, в карточках тушения пожаров должны содержаться данные о материальных ценностях, способах их хранения и эвакуации, свойствах пожаровзрывоопасных веществ и материалов, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применяемых огнетушащих веществах.

На планах зданий соответствующими условными знаками обозначают места хранения опасных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений электрическим током. В КТП на кабельные туннели необходимо указать кабельный отсек, секцию; порядок включения стационарных установок пожаротушения; мероприятия по созданию безопасных условий для работы персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (подключить заземляющие устройства, выдать диэлектрические боты и перчатки); порядок выдачи письменного допуска на тушение пожара первому РТП, в графической части КТП должен быть представлен план кабельного отсека с нанесением входов и люков, секционных перегородок, стационарной установки пожаротушения, ответвления кабелей в соседние помещения и вентиляционные устройства


Схема 1.Пример расстановки сил, средств и выбор решающего направления для тушения пожара


Схема 2. Пример тактической расстановки сил и средств для тушения пожара


Схема 3. Схема тушения пожара авиатоплива

(Требования разработки ПТП и КТП на 2018 год)

1 . Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов.

2 . ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах.

3 . ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

4 . Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

5 . В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров ( к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах) (далее – Перечень).

6 . На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год ( к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

7 . ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр – в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр – у руководителя (собственника) организации.

8 . КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр – у руководителя (собственника) организации.

9 . ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

10 . ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

11 . После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

12 . Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

13 . ПТП разрабатываются согласно к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах и включают в себя:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • основную часть;
  • приложения.

14 . КТП на организации разрабатываются согласно к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах и оформляются на листах формата А5 (А4). Графическая часть КТП должна быть наглядной.

15 . В целях учета работы с ПТП и КТП в подразделении гарнизона ведется Журнал учета работы с планами и карточками тушения пожаров, рекомендуемый образец которого приведен в к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах, который хранится на ПСЧ.

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр – в администрации сельского населенного пункта.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

ПТП оформляются на листах формата А4, приложения к ПТП, в том числе схемы, – на листах формата А4–А1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы :

  • оперативно-тактическая характеристика организации;
  • прогноз развития пожара;
  • действия обслуживающего персонала (работников) организации до прибытия подразделений гарнизона;
  • организация работ по спасению людей;
  • расчет необходимых сил и средств для тушения пожаров и проведения АСР по двум наиболее сложным вариантам развития возможного пожара в организации;
  • организация тушения пожаров и проведения АСР подразделениями гарнизона;
  • организация взаимодействия подразделений гарнизона со службами жизнеобеспечения;
  • требования правил охраны труда;
  • учет использования ПТП.

КТП на сельские населенные пункты разрабатываются согласно к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах и оформляются на листах формата А5 (А4).



Похожие публикации