Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль. Реквизиты соглашения и образец

Многие сотрудники, работающие водителями в самых различных организациях, несут прямую ответственность за надлежащее обращение с доверенным им транспортным средством. Основная функция такой ответственности направлена, прежде всего, на последующее материальное возмещение, в том случае, если машине будет причинен вред или серьезный ущерб.

Однако следует помнить о том, что взыскание конкретной суммы в качестве компенсации будет правомерным лишь в том случае, если факт причинения вреда конкретным работником будет действительно доказан. Причем доказательства обязательно должны быть выражены в наличии определенных подтверждающих документов.

Статья 224 ТК РФ предусматривает возможность заключения договора о материальной ответственности с сотрудником, которому, на время исполнения его профессиональных обязанностей вверяется определенное имущество, включая и транспортное средство.

При этом установленная ответственность может являться как полной, так и частичной либо ограниченной.

Какой договор может быть заключен между сторонами?

Ответственность в отношении транспортного средства может наступить лишь в том случае, если предварительно между сторонами был заключен отдельный договор. Многие работодатели пытаются взыскать материальную компенсацию, мотивируя это тем, что сотрудник работает в данной организации, а это значит, что он по умолчанию будет нести ответственность за доверенное ему транспортное средство. Такой подход является в корне неверным. При отсутствии отдельного договора у работодателя пропадает любая возможность высказывать претензии в адрес водителя и требовать с него выплаты компенсации.

Если же действующий договор об установлении материальной ответственности имеется, работник будет обязан выплатить компенсацию, вне зависимости от причин, по которым наступила порча автомобиля.

Точная сумма компенсации также будет зависеть от положений договора, а также от того, какая именно ответственность устанавливалась в отношении конкретного сотрудника. Если она была полной - виновное лицо будет обязано возместить убытки в 100% размере. Если же ответственность была частичной - вред компенсируется в соответствии с текущим уровнем заработной платы виновного сотрудника.

Действующие законодательные нормы также устанавливают и дополнительную защиту прав работников, включая и водителей, которые несут ответственность за транспортное средство, принадлежащее организации. Эта защита выражается в определенных ограничениях относительно точной суммы и особенностей денежного взыскания, например:

  1. Работодатель не сможет потребовать параллельное возмещение и упущенной выгоды - ответственность сотрудника будет распространяться исключительно на фактический вред, который был причинен транспортному средству. Например, если порча автомобиля привела к убыткам, которые понес работодатель, эти убытки фигурировать в наказании не могут.
  2. Ответственность водителя распространяется исключительно на прямой ущерб. То есть, если по причине порчи машины произошла, например, небольшая авария, водитель будет обязан возместить денежные средства только за машину работодателя.
  3. Установление полной ответственности в отношении сотрудника будет возможно далеко не всегда. Для этого требуется, чтобы его должность попадала в специальный список, принятый действующими законодательными нормами.
  4. Если в отношении сотрудника была установлена частичная ответственность, размер последующих выплат будет строго ограничен суммой регулярного оклада сотрудника. На это необходимо обратить пристальное внимание, ведь превышение максимального размера взыскания чревато для работодателя серьезными проблемами, вплоть до отстранения от должности и наложения достаточно крупного денежного штрафа.

Содержание и главные особенности договора

Индивидуальных требований к договору об установлении ответственности за вверенное транспортное средство не имеется. Можно использовать типовую форму, которая разработана не только для водителей, но и для других материально-ответственных сотрудников.

Однако всегда следует обращать внимание на наличие в договоре главных пунктов:

  • указание порядкового номера документа в соответствии с внутренней системой делопроизводства в конкретной организации, а также даты его составления;
  • далее обязательно должна быть указана подробная информация о сторонах трудовых отношений - сотруднике и его работодателе. В отношении последнего обязательно должен быть отмечен и документ, дающий полномочия на подписание договора. Чаще всего таким документом является действующий устав организации либо доверенность;
  • далее в договор следует включить полный список прав и обязанностей каждой из сторон.

Сотрудник несет прямую ответственность за состояние вверенного ему транспортного средства, а также за возмещение ущерба, в том случае, если машине будет причинен вред - намеренно, либо по неосторожности.

В список основных обязанностей работника будут входить следующие:

  • аккуратное обращение с доверенным ему транспортным средством;
  • своевременное оповещение работодателя об определенных происшествиях либо обстоятельствах, которые имеют прямое отношение к текущему состоянию и сохранности транспортного средства;
  • выполнение определенных мероприятий и участие в организуемых проверках исправности и общего состояния транспортного средства.

Помимо самого автомобиля, в отдельных случаях работник может нести ответственность и за ценности, которые находятся в нем. Однако данный факт обязательно должен быть зафиксирован документально.

Основные обязанности работодателя будут заключаться в:

В договор об установлении материальной ответственности также должны быть включены и все необходимые условия о размере компенсации, которую виновное лицо будет обязано выплатить другой стороне. В целях защиты прав сотрудника, в договор обязательно нужно включать сведения о том, что он не может нести ответственность за ущерб, произошедший не по его вине, а по причине неправомерных действий со стороны других лиц.

Последним этапом становится указание порядка расторжения договора, а также внесения в его содержание изменений. Заканчиваться текст документа должен наличием подписей сторон, а также проставленной печати организации.

Иные важные нюансы

Следует помнить о том, что полная ответственность может быть назначена только в том случае, если водитель занимается перевозкой крупных ценностей или денежных средств. В том случае, если в его обязанности будет входить исключительно управление автомобилем, установление полной ответственности будет невозможным. Работник будет обязан лишь возместить ущерб за порчу самого транспортного средства.

Как уже было отмечено выше, трудовой договор и договор об установлении материальной ответственности являются двумя абсолютно разными документами. Для полноценных трудовых отношений они оба должны иметься в наличии. Только в этом случае работодатель действительно сможет рассчитывать на получение компенсации, если автомобилю организации будет нанесен ущерб.

Установление точной суммы ущерба, как правило, осуществляется специальной комиссией, которая также принимает участие и в расследовании обстоятельств произошедшего. С работника может быть взыскана определенная сумма только в том случае, если его вина действительно была доказана.

Если же сотрудник считает, что взыскание с него денежных средств было осуществлено неправомерно, он имеет полноценную возможность для обращения в суд. В том случае, если его требования будут удовлетворены, действия работодателя признаются неправомерными. В данной ситуации руководитель организации будет обязан возвратить ранее взысканную сумму в установленные судом сроки.

О видах материальной ответственности мы рассказывали в нашей . А можно ли заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем?

Какой ущерб возмещает водитель?

В общем случае за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

А прямой действительный ущерб в полном размере может быть взыскан с работников не всегда. Один из случаев - когда с работником заключен договор о полной материальной ответственности. В то же время заключать такой договор ТК РФ разрешает не со всеми.

Перечень работ или категорий работников, с которыми договор о полной матответственности можно заключить, предусмотрен Постановлением Минтруда от 31.12.2002 № 85 (ст. 244 ТК РФ). В указанном Постановлении поименованы, к примеру, водители-инкассаторы и иные аналогичные работники, которые выполняют инкассаторские функции и перевозку денежных средств и иных ценностей.

Если работника нельзя отнести к выполняющим инкассаторские функции, договор о полной материальной ответственности заключить с ним не получится.

Но значит ли это, что ущерб в полной сумме взыскать с водителя не получится ни при каких обстоятельствах?

Независимо от наличия или отсутствия договора о полной материальной ответственности, прямой действительный ущерб можно взыскать с водителя, который причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ):

  • или умышленно;
  • или в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • или в результате преступных действий, установленных приговором суда;
  • или в результате административного проступка, который установлен соответствующим государственным органом;
  • или не при исполнении трудовых обязанностей.

Образец договора о материальной ответственности с водителем

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении № 2 к Постановлению Минтруда от 31.12.2002 № 85.

Скачать форму договора можно .

Использовать эту форму можно для подготовки договора о полной матответственности, к примеру, с водителем-инкассатором. В договоре целесообразно указать конкретное вверяемое для инкассации имущество. Можно также сделать ссылку на или акт инвентаризации, подписанный сторонами договора. Сохранность транспортного средства при этом не может быть предметом такого договора.

Необходимо учитывать, что даже заключенный договор о полной матответственности с «обычным» водителем, когда такое право для работодателя не предусмотрено, не будет иметь законной силы (

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором . В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

    Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно (по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе .

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей , поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Заключение

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Для водителей, как особой категории работников, предусмотрены специальные требования к оформлению трудовых отношений. С этой целью заключается договор о полной материальной ответственности с водителем. Нюансы заключения подобного рода договора практически не урегулированы трудовым законодательством и подзаконными актами РФ, то есть, порядок действий при заключении и исполнении такого договора чаще всего регулируется на практике. Особенности составления и заключения такого договора можно узнать в представленном материале.

Для чего нужен

При оформлении трудовых отношений с водителем, работодатели заключают договор о полной индивидуальной ответственности водителя с целью обеспечения возможности взыскания с работника суммы причиненного ущерба. Примерный образец договора о материальной ответственности водителя регламентирован федеральным законодательством, а стороны вправе самостоятельно определять его содержание.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем экспедитором будет содержать не только условия о привлечении к ответственности, но и ее пределы, устанавливаемые в зависимости от стоимости вверенного имущества.

Порядок заключения договора о материальной ответственности

Как оформляется договор об индивидуальной материальной ответственности водителя? Правомерность заключения такого договора именно с водителем в настоящее время неоднозначна, так как в перечне должностей работников, с которыми могут быть заключены подобные договоры, нет прямого указания на должность водителя.


В данном перечне указана должность экспедитора и содержится расплывчатая формулировка “иные работники, которые осуществляют получение, заготовку, хранение и транспортировку материальных ценностей”. Следовательно, в каждом конкретном случае договор индивидуальной материальной ответственности с водителем будет оцениваться по его содержанию.

Важно! Незаключение такого договора не освобождает работника от ответственности за причиненный ущерб в полном объеме в случаях установленных действующим трудовым законодательством РФ.

Как оформить? Содержание договора

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя содержит следующие положения:

  • предмете договора;
  • правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя;
  • порядке определения размера ущерба;
  • порядке расторжения договора.

Однако, многие положения в типовой форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя достаточно кратко изложены, необходимо достаточно детально прописать права и обязанности сторон, а также случаи, когда работник не несет ответственности за причиненный вред, а также порядок и сроки определения размера ущерба, порядок обращения в суд, досудебный порядок урегулирования спора. Такой договор ответственности с водителем может быть заключен только при обоюдном согласии сторон.

Важно! Кроме того, для работодателя целесообразно указывать в договоре должность водителя-экспедитора, на случай, если в суде будет обсуждаться правомерность заключения данного договора.

Отказ от заключения договора о материальной ответственности водителя и его последствия

На практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.

Важно! ВС РФ полагает, что отказ от подписания договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя означает отказ работника от исполнения его трудовой функции, со всеми вытекающими последствиями, то есть, возможность привлечения к дисциплинарной ответственности.

Заключается ли договор о материальной ответственности водителя за груз?

Договор полной материальной ответственности водителя грузового автомобиля не предусматривает меры ответственности за сохранность груза. Это можно сделать только путем заключения отдельного договора материальной ответственности водителя за груз с учетом следующих особенностей:

  • так как в каждой поездке содержимое груза изменяется, договор материальнНа практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.
  • Данный вопрос не урегулирован трудовым кодексом, однако, Постановление Пленума ВС РФ разъясняет порядок действий работодателя в данном случае.
  • Если необходимость заключения договора на материальную ответственность водителя возникла после подписания трудового контракта, а работник отказывается от его заключения, работодатель обязан представить сотруднику иную подходящую ему работу.
  • В случае отказа от такой работы, трудовой контракт с водителем расторгается в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменившимися условиями. Таким образом, работник отказывающийся от заключения подобного договора рискует быть уволенным.
  • ой ответственности водителя за автомобиль и груз будет заключаться в виде нового документа после принятия конкретного товара, имущества и т.д.;
  • договор о полной индивидуальной ответственности с водителем экспедитором на перевозку груза должен включать условия о принятии имущества на ответственное хранение водителя на все время его транспортировки.

Таким образом, договор о полной индивидуальной ответственности водителя за груз, будет подписываться водителем только после приема товара, его описи, проверки количества и качества.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя для отдельных категорий лиц

Договор о полной материальной ответственности водителя в РФ может иметь свои особенности, в зависимости от категории перевозимых грузов, статуса пассажиров или иных юридически значимых обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда бланк договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя потребует существенной переработки.

В форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности на водителя на 2017 год следует предусмотреть некоторые особенности:

  • договор о полной материальной ответственности водителей перевозящих людей – условия договора могут касаться только имущества, поскольку ответственность за жизнь и здоровье пассажиров наступает вне зависимости от положений такого соглашения;
  • договор на индивидуальную материальную ответственность за вождение – может предусматривать стимулирующие или карательные нормы за несоблюдение скоростного режима, создание аварийных ситуаций и т.д. (для этого используются средства телеметрического контроля за поведение автомобиля на дороге);
  • договор на полную индивидуальную материальную ответственность водителя по совмещению – заключается по общим правилам с разграничением ответственности за исполнение разных трудовых обязанностей;
  • срочный договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем организации – может заключаться только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ (например, для выполнения сезонных работ или на период отсутствия основного работника).

Важно! В каждом из указанных случаев условия договора будут существенно отличаться от стандартных правил. Мы рекомендуем в каждой такой ситуации предварительно проконсультироваться с автоюристом, чтобы избежать негативных последствий.

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Договор с водителем автобуса

Отдельного внимания заслуживают особенности договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя школьного автобуса. При его заключении необходимо учитывать следующие моменты:

  • для перевозки детей могут использоваться только специальные транспортные средства, содержащие дополнительные элементы защиты;
  • к водителю, который будет управлять школьным автобусом, применяются дополнительные требования к стажу управления, безаварийному поведению на дороге и т.д.;
  • ответственность по договору может наступать только за причинение вреда имуществу, так как безопасность здоровья и жизни детей-пассажиров регламентируется общими нормами законодательства.

Чтобы узнать подробности заключения такого вида договора, проконсультируйтесь у наших специалистов или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Похожие публикации