Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Основная задача на пожаре. Порядок выезда и следования. Сбор и возвращение в подразделение. Законодательная база российской федерации Анализ пути следования по вызову на пожар

Основная задача пожарного подразделения при выезде и следовании на пожар – прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план) пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили. Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части - ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение начальник обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС - ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения. Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны(кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте. Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

где - протяженность маршрута следования;

Средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико-статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:

где - максимальная скорость движения по данной улице;

Постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей.

В зависимости от состояния дорог в городах = 0,36-0,4. Величина = 0,8 для летних условий и = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.

Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.

Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.

В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар. Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда - случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико-технических действий подразделений в целом.

Пути снижения времени сосредоточения сил и средств:

Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения;

Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил;

Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств;

Совершенствование пожарно-технических вооружений;

Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению АСР, внедрение их в практику пожарной охраны;

Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Разведка пожара

Общие положения

0пыт тушения пожаров показывает, что успешно выполнить своп задачи пожарные подразделения могут лишь в том случае, если они располагают достоверными, полными и своевременно полученными данными об обстановке на пожаре. Такие данные добываются в ходе разведки пожара.

Разведка пожара - один из важнейших видов тактико-технических действий пожарных подразделений. Цель разведки - получить такие данные, на основе которых РТП может определить степень угрозы людям, правильно оценить обстановку на пожаре и принять соответствующие решения.

Основные задачи разведки пожара:

Установить местонахождение людей, определить существующую им угрозу, а также пути и способы спасания или защиты;

Определить место и размер пожара, объекты горения, а также пути и скорости распространения огня; эти данные необходимы для выбора решающего направления действий подразделений, а также для определения количества сил и средств на выполнение всех работ на пожаре;

Выяснить опасность взрывов, отравлении, обрушений и других подобных обстоятельств, которые усложняют тактико-технические действия подразделений по тушению; например, наличие в зоне огня легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроустановок и электросетей под напряжением и др.;

Определить возможные пути и направления введения сил и средств; позиции ствольщиков, места установки пожарной автотехники, запасы ОТВ на объектах пожаров, разветвлений и т.д.;

Выяснить необходимость и места вскрытия и разборки конструкций для ликвидации горения, борьбы с дымом, ограничения распространения пожара на каком-либо рубеже;

Определить необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации (при опасности их уничтожения или порчи).

В ходе разведки, в зависимости от обстановки, могут возникать и другие задачи.

При обнаружении пострадавших надо немедленно оказать им помощь. Необходимо обратить внимание на стационарные установки пожаротушения, а также на первичные средства пожаротушения и ввести их в действие для ограничения пожара, защиты путей спасания людей, эвакуации материальных ценностей.

Не всегда на пожарах приходится решать все перечисленные задачи. Например, не на каждом пожаре нужна эвакуация материальных ценностей или разборка конструкций. Но решать несколько задач приходится на любом пожаре. Всегда, например, необходимо определить место и параметры пожара.

Все задачи разведки пожара обычно решаются параллельно. Например, наряду с изучением места пожара, определяют его площадь, пути введения сил и средств, необходимость эвакуации материальных ценностей. Однако иногда их можно решать и последовательно, одну за другой. Например, на объектах с массовым сосредоточением людей, прежде всего, устанавливают степень угрозы им, а затем решают другие задачи. Если обстановка на пожаре требует применения средств связи, освещения, в водозащиты и других специальных средств, то для выяснения условий предстоящей работы с ним проводится разведка лицами специальных служб или внештатных гарнизонов, начальниками участков на пожаре и РТП. Так командир отделения связи и освещения организует разведку путей прокладки линий и мест установки аппаратуры, определяет потребность в технических средствах связи.

Для выяснения предстоящих условий работы со средствами освещения определяют требуемое число и мощность прожекторов, места их размещения, пути прокладки кабельных линий. Кроме того, разведка выясняет, можно ли включить прожекторы и электроинструмент в электрическую сеть вблизи места пожара.

Для успешной организации и проведения работ по водозащите разведка определяет помещения, оборудование и материалы, которым создается угроза от подаваемой воды на тушение и защиту; место откуда может поступить вода; конструкцию перекрытий и стен; места возможного и удобного спуска воды, способы защиты от воды, а также необходимые средства защиты. Успех разведки зависит от ее своевременности, непрерывности, активности, достоверности и целеустремленности.

Своевременность - получение необходимых данных об обстановке как можно быстрее, чтобы командиры подразделении имели возможность предвидеть характер развития пожара, своевременно (пока он не достиг больших размеров) принять решение и эффективно применить средства для его локализации и ликвидации. Самые ценные сведения окажутся бесполезными, если командир-исполнитель получит их поздно.

Время в разведке имеет решающее значение, так как обстановка на пожаре изменяется чрезвычайно быстро и данные, полученные лишь несколько минут назад, могут оказаться устаревшими и уже не соответствующими обстановке, сложившейся к моменту принятия решения.

Рассмотрим, например, возможность изменения обстановки при пожаре в одноэтажном складском здании за время разведки.

Сообщение о пожаре в часть поступило через 5 мин с момента его возникновения. На сбор сведений об обстановке на пожаре с начала проведения ее в пути следования может быть затрачено 5 - 10 мин (в зависимости от сложности объекта, оперативности разведчика и других факторов). Проследим за изменением обстановки на каждый промежуток времени при распространении пожара в одном и двух направлениях с линейной скоростью 1 м/мин. В первом случае (одностороннее распространение) огонь за 10 - 15 мин распространится на 10 - 15 м (рис. 9.1.,а), а во втором (двустороннее распространение) - в 2 раза больше (рис. 9.1. б). Даже при незначительной ширине объекта, равной 10 м, площадь пожара в первом случае будет 100 - 150 м2, а во втором - 200 - 300 м2. Если объект имеет значительные размеры и пожар распространяется во все стороны примерно с одинаковой скоростью (круговое распространение), то площадь пожара достигнет 314. - 706 м2 (рис.9.1. в).

Рис. 9. 1. Изменение обстановки на пожаре в зависимости от способа его распространения (стрелками показано направление распространения пожара): а – прямоугольное; б – прямоугольное двустороннее; в - круговое.

Приведенный пример показывает, что если разведку провести оперативно, своевременно принять правильное решение, то пожар можно ликвидировать в ранней стадии.

Непрерывность заключается в том, что разведка должна проводиться с момента выезда подразделения на пожар и на протяжении всего процесса тушения пожара до полной его ликвидации. Это значит, что РТП еще в пути следования устанавливает некоторые данные об объекте пожара по оперативной документации, по поступающим сведениям от диспетчера пожарной связи др.. По прибытии на пожар он проводит разведку вначале на одном участке, затем перемещается на другой, третий и так далее, потом снова возвращается на первый участок, и все повторяется вновь. Это необходимо потому, что за время проведения разведки на одном участке на другом может измениться обстановка, (огонь может распространиться скрытыми путями или на каком-то участке создается угроза обрушения конструкций и др.) и потребовать внесения корректив в раннее принятое решение. Разведка действительно окажется непрерывной, если ее кроме РТП будет вести на своем участке каждый участник тушения пожара. Но РТП возглавляет разведку на наиболее сложном и важном направлении на пожаре.

Активность - это широкое использование смекалки личного состава и его находчивости. Активность разведки - проявление инициативы, решительные и смелые действия лиц, ее проводящих. Опыт тушения пожаров показывает, что успеха в разведке добивается тот, кто действует решительно. При активной разведке можно добиться успеха не только в сборе данных об обстановке, но и в ограничении распространения пожара, вводя в действие первичные или стационарные средства тушения, осуществляя оригинальные нестандартные действия. Благодаря активности нередко удается оказывать своевременную помощь людям, находящимся в опасности, и добиться других успехов в тушении.

Достоверность - подлинные, не вызывающие сомнений данные, так как лишь на основании полных и достоверных данных, полученных разведкой из различных источников, может быть принято правильное решение, приводящее к успеху в тушении пожара. Неполноценные и недостоверные данные могут привести к неправильным выводам и повлечь за собой непоправимые последствия.

Принимать решение на основании догадки или одних предположений недопустимо.

Достоверность разведывательных данных достигается тщательным изучением, сопоставлением и перепроверкой их, непрерывным проведением разведки.

Целеустремленность - направленность к определенной цели, усилия разведки должны сосредоточиваться на выявлении данных, от которых зависит успех деятельности подразделений на пожаре. Целеустремленность разведки достигается правильным определением задач, их постановкой перед лицами, проводящими разведку, выбором нужного направления движения, своевременным вооружением звеньев и групп разведки, распределением направлений следования при проведении разведки несколькими группами, а также сбором всех полученных сведений в одном центре - оперативном штабе, а при отсутствии оперативного штаба - у РТП.

Целеустремленность разведки во многом зависит от способности своевременно реагировать на изменения обстановки и быстро переходить (направлять другие группы) на те участки, сведения о которых в данный момент представляют для РТП наибольший интерес. Особенно важна целеустремленность в ходе разведки при отыскании людей.

2.5.1. Выезд и следование к месту вызова (пожара) включает в себя сбор личного состава дежурного караула пожарной охраны (далее – караул) по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова.

2.5.2. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием в соответствии с требованиями правил дорожного движения специальных сигналов и обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.5.2. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях может перекрываться дорожное движение.

2.5.3. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются, и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению АСДНР (далее - отделение) и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

2.5.4. При обнаружении в пути следования к месту вызова другого пожара, начальник, или другое должностное лицо, возглавляющий подразделение, принимает решение о выделении части сил на его ликвидацию и немедленно сообщает о принятом решении диспетчеру.



Проведение разведки

2.6.1. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведения АСДНР. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации.

2.6.2. При проведении разведки необходимо установить:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, что горит, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты;

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций на объекте, места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами объекта, знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

2.6.3. Разведку проводят руководитель тушения пожара (далее - РТП), а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведения АСДНР на порученном им участке работы.

2.6.4. При организации разведки РТП:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, необходимые для разведки пожарный инструмент и оборудование, а также снаряжение;

принимает меры безопасного ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозащитной службы (далее – ГДЗС);

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

2.6.5. Личный состав, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасения, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкции;

проводить работы по спасению людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правила работы в СИЗОД;

принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию;

при наличии явных признаков горения, разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны должен быть заполнен водой для быстрой ее подачи в рукавную линию (при пожаре на этажах зданий необходимо создавать резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы,

связанные с тушением пожаров

2.7.1. Спасение людей на пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасение имущества на пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

2.7.2. Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится если:

людям угрожают ОФП;

люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

2.7.3. Последовательность и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

2.7.4. Основными способами спасения людей и имущества являются:

перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, либо при невозможности осуществления такого перемещения с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

2.7.5. Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасения и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасения.

2.7.6. При спасении людей с верхних этажей зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасения);

средства защиты органов дыхания;

аварийно-спасательное оборудование и устройства;

летательные аппараты.

2.7.7. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСДНР.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

2.7.8. Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

опасны для людей и участников тушения пожара;

создают опасность возникновения новых очагов пожара;

препятствуют выполнению основной задачи.

Отключение осуществляется с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, и с учетом особенностей технологического процесса.

2.7.9. Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасения людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.

2.7.10. При спасении людей, при необходимости, оказывается первая помощь пострадавшим.

2.7.11. Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями по тушению пожара.

Если сил и средств подразделений недостаточно, то они используются в первую очередь для спасения людей, действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.

2.7.12. Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

31. Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

32. При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

33. Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

34. Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

35. Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

36. Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе караула к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем. Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

37. Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ГПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

38. Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар , быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.

Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.

Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

Расчет времени следования

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

T cл = L / V сл, где:

  • L – протяженность маршрута следования, км;
  • V сл – средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина V сл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:

V сл = V дв.max · С 1 · С 2 , где:

  • V дв.max – максимальная скорость движения по данной улице, км/ч;
  • С 1 и С 2 – постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей. В зависимости от состояния дорог в городах С 1 = 0,36-0,4. Величина С 2 = 0,8 для летних условий и С 2 = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.

Определение оптимальных маршрутов следования

На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.

Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.

В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.

Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.

Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.

«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»

Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств

  1. Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  2. Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  3. Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  4. Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  5. Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР) , внедрение их в практику пожарной охраны.
  6. Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009

Действует Редакция от 31.03.2011

Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.03.2011 N 156 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ"
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган мчс рф
Номер документа 156
Дата принятия 29.07.2011
Дата редакции 31.03.2011
Номер регистрации в Минюсте 20970
Дата регистрации в Минюсте 09.06.2011
Статус действует
Публикация
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.03.2011 N 156 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ"

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

2.9. Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее - караул) по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2.10. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

2.12. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

2.13. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.



Похожие публикации