Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

В каком году скончался король хлодвиг. Хлодвиг - король франков: биография и интересные факты о правлении. Франкские короли из рода меровингов

Около 481 г., всего 15 лет от роду. Франки владели тогда лишь сравнительно небольшой областью, которая включала в себя современную Бельгию и соседние территории Германии и Нидерландов.

Центр нынешней Франции с Парижем (римской Лютецией) был самостоятельным владением римского наместника Сиагрия. В 486 г. Хлодвиг вторгся в это государство и победил Сиагрия в бою. Завоевание подвластных тому земель растянулось, правда, не на один год. Многие города долго выдерживали франкскую осаду, но Хлодвиг всё же покорил их все один за другим. Сиагрий бежал к вестготскому королю Алариху II, однако франки добились его выдачи. По приказу Хлодвига Сиагрий был казнён.

Уже после этого первого успеха Хлодвига область франков превратилась в одно из самых сильных германских королевств, возникавших тогда на развалинах Западной Римской империи . Хлодвиг вскоре женился на дочери бургундского короля , Клотильде. Клотильда была ревностной христианкой и стала склонять мужа-язычника принять веру Иисуса.

Святая Клотильда, жена Хлодвига I. Статуя XII века, Корбейское аббатство

К востоку франкских владений находилась область диких и хищных алеманнов . Хлодвиг начал войну и против них. В решающей битве с алеманнами при Толбиаке (496 г.) победа долго колебалась. По преданию, в разгар сражения Хлодвиг дал обет, что перейдёт в христианство, в случае если одолеет врагов. Ему удалось выиграть бой, и он вместе с тремя тысячами других франков принял крещение от реймсского архиепископа Ремигия. Неизвестно, насколько можно верить этой легенде. К перемене религии избранную часть франкской знати и Хлодвига, скорее, могла склонить необходимость более тесного сближения с жителями завоёванных ими частей Галлии, которые в большинстве были христианами. Ещё одной причиной было обаяние более высокой римской цивилизованности, которая в последние век-полтора перед этим стала связываться именно с христианской верой.

Крещение Хлодвига. Миниатюра XIII века

Важно отметить, что Хлодвиг крестился по православному обряду. Православием тогда на Западе именовалось господствующее среди жителей-«римлян» учение, отличное от арианской ереси . Арианство исповедовало большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной империи. Религиозная рознь между арианством и православием усиливала ненависть покорённых жителей Италии, Испании и Южной Галлии к германским завоевателям. Обратившиеся же в православие франки устранили вероисповедное различие между собой и подвластным «римским» населением. Религиозное единство с подданными не только укрепляло их власть над уже занятыми областями, но и должно было помочь их расширению – прежде всего путём войны с вестготами.

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов , сын Хильдериха I и Базины . Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра, король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х. нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой ". Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции .На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ». Больше войско ничего не брало в этой области.

Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки - мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства . Король поселился во дворце на острове Сите .

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности ». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Рихимер , отец короля Теодомера (IV-V вв.)

Теодомер , король франков (V в.).

Хлогион (Хлодион), король салических франков (V в.).

По Фредегару, Хлогион был сыном Теодомера. Из этого рода происходил и Меровей, возможно, он был сыном Хлогиона (Хлодиона) или его родственником. От этого Меровея и принято считать династию франкских королей. По другим источникам до Меровея у франков были еще два короля: Фарамон (Фарамонд) и Клодион (Хлогион), его сын. Фарамон был избран в 420 г. и правил 10 лет, а сын его Клодион (Хлогион) правил 18 лет. О Фарамоне (Фарамонде) Григорий Турский не упоминает.

ФРАНКСКИЕ КОРОЛИ ИЗ РОДА МЕРОВИНГОВ

Меровей , легендарный король франков (V в.)

Хильдерик I , сын Меровея, король салических франков (457–481).

Жена – Базина.

Сын – Хлодвиг I.

Хлодвиг I , король франков (481–511), основатель Франкского государства.

Жена – королева Хродехильда, племянница Гундобада, короля бургундов. Родственники короля Хлодвига, владения которых он захватил:

Сигиберт Хромой, король рипуарских франков в Кёльне и Трире (V в.).

Харарих, вождь салических франков (V в.).

Рагнахар, король салических франков в Камбре (конец V в.).

Сыновья короля Хлодвига: Теодорих I, Хлодомер, Хильдеберт I и Хлотарь I. поделившие после смерти короля Хлодвига королевство франков на четыре удела (см. карту).

Теодорих I , сын короля Хлодвига, король Австразии, северо-восточной части владении франков (511–534).

Теодоберт , сын Теодориха, король Австразии (534–548).

Жены: Деотерия, галло-римлянка, затем Визигарда, дочь короля лангобардов Вахона.

Теодобальд , сын Теодоберта, получивший королевство своего отца (548–555).

Жена – Вульдетрада.

Хлодомер (511–524). сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Орлеане.

Сыновья Хлодомера:

Теодобальд, Гунтар и Хлодовальд.

Теодобальд и Гунтар по смерти Хлодомера были умерщвлены своими дядьями, Хильдебертом и Хлотарем, Хлодовальд же принял пострижение.

Хильдеберт 1 (511–558), сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Париже, владел Буржем и Овернью, покорил вместе с братом Хлотарем Бургундию (534).

Жена – Вультрогота. Имел двух дочерей.

Хлотарь I (511–561), сын короля Хлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, с местопребыванием в Суассоне. Ходил вместе с братом Хлодомером в поход против тюрингов. Поделил с Хильдебертом королевство Хлодомера после его гибели. По смерти своих братьев-королей объединил в своих руках все уделы Франкского королевства.

Жены Хлотаря: Радегунда, дочь тюрингского короля Бертахара, позже ставшая аббатисой в Пуатье: Хунзина, Ингунда и Арегунда.

Сыновья Хлотаря:

от Ингунды – Гунтар, Хильдерик, Хариберт, Гунтрамн, Сигиберт. Дочь – Хлодозинда;

от Арегунды – Хильперик;

от Хунзины – Храмн.

Гунтар, Хильдерик и Храмн умерли при жизни короля Хлотаря. Хлодозинда стала женой короля лангобардов Альбоина.

Оставшиеся в живых четыре сына короля Хлотаря-Хариберт, Гунтрамн, Сигиберт и Хильперик после его смерти вновь поделили королевство франков на четыре удела (см. карту).

Хариберт (561–567). сын Хлотаря от Ингунды, получил королевство Хильдеберта I, с местопребыванием в Париже, а также город Тур.

Жены Хариберта: Теодогильда, Мерофледа, затем ее сестра Марковейфа.

Дочери Хариберта: (Берта), жена короля в Кенте Этельберта; Бертефледа- монахиня в турском монастыре; Хродехильда – монахиня в пуатьерском монастыре.

Сигиберт (561–575), сын Хлотаря от Ингунды, получивший владения короля Теодориха I, т. е. Австразию, с местопребыванием в Реймсе.

Жена – Брунгильда, дочь вестготского короля Атанагильда.

Сын – Хильдеберт II.

Дочери: Хлодозинда и Ингунда, жена Герменегильда, сына короля Атанагильда.

По смерти короля Хариберта Сигиберт по договору с королем Гунтрамном получил города Тур и Пуатье.

Хильперик (561–584), сын Хлотаря от Арегунды, получивший королевство отца своего Хлотаря, т. е. будущую Нейстрию, с местопребыванием в Суассоне.

Жены Хильперика: Авдовера, Галсвинта, сестра Брунгильды, и Фредегонда, бывшая служанка.

Сыновья Хильперика от Авдоверы: Теодоберт II, Меровей и Хлодвиг.

Дочь – Базина, монахиня пуатьерского монастыря.

Все сыновья от Авдоверы погибли при жизни Хильперика.

От Фредегонды остались сын Хлотарь II и дочь Ригунта.

После гибели короля Сигиберта король Хильперик захватил его города: Тур и Пуатье.

Гунтрамн (561–592 или 593), сын Хлотаря от Ингунды, получивший владения короля Хлодомера, с местопребыванием в Орлеане.

Жены Гунтрамна: Венеранда, бывшая служанка; Магнатруда и Австригильда.

Сыновья Гунтрамна:

от Венеранды – Гундобад, был отравлен второй женой короля Гунтрамна Магнатрудой;

от Австригильды-Хлотарь и Хлодомер, которые умерли при жизни короля Гунтрамна.

Дочь-Хлодозинда, единственная наследница короля Гунтрамна.

Хильдеберт II (575–595), сын короля Сигиберта и королевы Брунгильды, провозглашенный в шестилетнем возрасте королем Австразии после гибели короля Сигиберта.

Жена – Файлевба.

Сыновья: Теодоберт II и Теодорих II.

По смерти короля Гунтрамна Хильдеберт объединил в своих руках Австразию и Бургундию.

Хлотарь II (584–629), сын короля Хлотаря и королевы Фредегонды, король Нейстрии, ставший после гибели королевы Брунгильды королем объединенного Франкского государства (613–629).

Хлодвиг, король франков, имел насыщенную, красочную родовую историю. Он был самым ярким историческим персонажем Меровингской династии - первой королевской династии, правившей государством, ныне объемлющим Францию и Бельгию. Имя Хлодвиг, означающее «громкий бой», и в дальнейшем видоизменённое - Людовик, полюбилось его потомкам и стало самым популярным именем в германской и романской Европе.

Исторические корни династии Меровингов

Династия Меровингов имеет франкские корни: до 5-го века их предки находились на германских землях, но к концу века они направились прямиком в Галлию, а осев там, как раз и основали новое государство. Некоторые историки утверждают, что это государство носило название «Австразия», с центром в районе современной Лотарингии.

Временные рамки правления Меровингов: 5-13 века. Золотой век правления династии приходится на период истории и в силу этого настоящая история Меровингов тесно переплетается с германо-скандинавской мифологией, что крайне затрудняет исторический анализ.

Прямой основатель династии - Меровей, дед Хлодвига, принесший на земли Галлии римские нормы правления, моду на светскую образованность и грамотность. Все его потомки не были коронованными королями. Тем не менее, они почитались народом, что возводилось в своего рода ритуальный культ. При Меровее был учреждён пост «майордома» - должности, похожей на пост канцлера. С тех пор все монархи-Меровинги исполняли свою царственную роль, а управленческие дела перекладывали на плечи майордома.

Сакральные регалии и символы власти

Отличительный властный символ Меровингов - длинные волосы, подстрижение которых было сопоставимо с отречением от власти. К примеру, Клотильда, жена Хлодвига, оказавшись в ситуации выбора: расставание с волосами или смерть пленённых внуков, согласилась на второй вариант, не поступившись своей властью. Длинные волосы связывались также с паранормальными способностями Меровингов, в том числе и целительным даром. Подобно библейскому сказанию о Самсоне и вероломной Далиле, остричь волосы значило лишиться силы.

Сакральная эмблема династии - золотые пчелы, инкрустированные гранатами.

Пчелы - это сакральный языческий символ бессмертия, вечной жизни. Именно эту эмблему впоследствии заимствовал Наполеон, полагавший, что она укажет на факт исторической преемственности его власти.

Мифологическое предание об основателе Меровингской династии

Значение имени Меровея - «славный бой». Григорием Турским описывается предание, согласно которому, Меровей был рожден в результате соития его матери с морским чудищем. Миф гласит, что при рождении сына мать увидела щетину вепря у Меровея на спине. Историки ассоциируют этот миф с культом кабана, покровителя военных дел и бога плодородия древних франков.

Согласно легенде, этот вепрь единожды в год выходит на берег из озера Ретра и дарует своим почитателям плодородие и успехи на воинском поприще. Впоследствии в германо-скандинавской мифологии можно было наблюдать усиление культа вепря-вождя.

Чем интересен летописцам Хлодвиг, король франков. Биография Меровинга и историческое значение его правления

Хлодвиг I - имя трех франкских королей из династии Меровингов. Что историкам известно о нем?

Хлодвиг, король франков,внук Меровея, сын Хильдериха I и Базины, согласно летописным данным, родился приблизительно в 466 году. В 15 лет Хлодвиг стал королем для небольшой части салических (т.е. морских) франков и вплотную занялся расширением границ своей территории.

Завоевав территории Сиарпия, Хлодвиг I икороли-союзники вступили в войну с готами. Не гнушаясь ни интригами, ни подлостью, ни убийствами, Хлодвиг очистил от готов все юго-западные земли. Уже в 507 году он восседал на троне властителя всех французских земель. Историки полагают, что такой успех обеспечило его решение креститься, датированное 25-м декабря 498 г. К крещению короля сподвигла его супруга Клотильда.

Во времена своего правления Хлодвиг, король франков, сделал Париж столицей завоёванных земель. А инициировав создание свода франкских законов, он также открыл новую главу всей североевропейской истории.

Умер Хлодвиг в Париже в 511 г., оставив все свои земли в наследство сыновьям.

Поход против Сиарпия. Предание о Суассонской чаше

Вступив на пост короля, Хлодвиг начал действовать согласно плану постепенного захвата всех галльских земель. Стратегия была такова: дабы добраться до готских и бургундских земель, составлявших лакомый кусок, требовалось подчинение земель Сиарпия, примыкавших к заветной территории.

Хлодвигу не составило особого труда захватить земли Сиарпия, и вскоре он город за городом постепенно подбирается к земле бургундов. Войска Хлодвига не гнушались никакими способами быстрой наживы. В военных походах частенько грабили церкви и храмы.

Повсеместно известно следующее предание. В результате очередного налёта на церковь, франки и их король Хлодвиг наткнулись на крайне ценную кружку. Данный предмет был настолько важен, что епископ буквально умолял короля вернуть её храму. Хлодвиг был непреклонен и потребовал, чтобы кружка была определена в его долю трофеев. Все соратники короля были не против такого раздела, однако один из франков воспротивился и, ударив по кружке мечом, гневно заявил королю, что не должен он пользоваться своим положением и получать трофеев сверх установленной меры.

Король сделал вид, что простил ему эту проделку, и даже вернул кружку епископу, однако спустя год, на смотре войск, обвинил воина в том, что его оружие в плохом состоянии, вырвал из рук секиру и бросил на землю, а когда воин нагнулся за ней, раскроил его череп пополам.

Крещение Хлодвига: предпосылки и последствия

Предпосылками к принятию Хлодвигом христианства была его женитьба на ревностной католичке Клотильде, принцессе бургундской. Вступив на королевский престол, Клотильда отчаянно старалась вынудить супруга принять её веру.

Эти попытки очень долго были безуспешными. Как ни доказывала Клотильда Хлодвигу несостоятельность его богов, указывая на их схожесть с обычными, мелочными, порочными людьми, он стоял на своём и отвечал ей, что он верит в своих богов, а бог христианства неправдоподобен, ибо ничем себя не проявляет и не может творить чудес.

Сильно оттолкнул Хлодвига от христианской веры и тот факт, что первенец Клотильды умер непосредственно во время крещения, в купели. Хлодвиг на тот момент был уверен, что если бы ребенка отдали под защиту языческих богов, он был бы жив.

Тем не менее, вода камень точит, и Клотильда добилась своего. Примерно в 498 году галльский король принял крещение.

Как гласит предание церкви, произошло это на битве с алмандцами. Когда Хлодвиг начал проигрывать бой, он тщетно взывал к своим богам о помощи, и когда надежды на спасение почти не оставалось, король вспомнил слова молитвы Иисусу-Спасителю, произнёс их, и франки, совершив успешный манёвр, победили алмандцев.

Крестился король в городе Реймсе в 496 году. Обращение Хлодвига и его ближайших подданных в христианскую веру открыло ему широкие возможности дружбы с галло-римлянами, что позволило значительным образом расширить свои владения.

Религиозная политика Меровингской династии

Интересен тот факт, что новообразованное государство Австразия не стало христианским в прямом смысле слова даже после крещения Хлодвига и его ближайшей свиты. Несмотря на все старания искренней христианки Клотильды, к истинной вере её супруг не пришёл. Как и раньше, народ преданно относился к языческим обычаям, ритуалам и скандинавскому пантеону.

Хлодвиг из династии Меровингов особо не беспокоился о судьбе христианства на его землях. После крещения в его государственной политике ничего не изменилось, так что задача распространения христианской веры легла на плечи миссионеров, прибывающих из других районов Европы. В окрестностях Парижа и Орлеана, а также прочих широких меровингских владениях, начался процесс активного «окатоличивания» местного населения. Что интересно, глава католической церкви, не возымел авторитет на австразийских землях, а чуть позже именно он способствовал свержению Меровингской династии с трона.

Это лишний раз доказывает тот факт, что принятие христианства для Хлодвига, как и для русского князя Владимира, было сугубо политической хитрой многоходовкой. Характеристика Хлодвига, короля франков, вообще очень схожа с характеристикой Владимира, князя Киевской Руси: и тот, и другой крестились сами и крестили свою свиту, исходя из политических мотивов, а именно, ради дружбы с Византией. Также примечательна схожесть сценария развития событий после крещения: как Галлия после крещения Хлодвига оставалась преимущественно языческой, так и Киевская Русь после владимировского крещения не приняла поначалу христианскую веру, а осталась при своём языческом пантеоне.

Готская война

Когда Хлодвиг, король франков, был обращён в христианскую веру, началась эпоха успеха в отношениях с галло-римлянами. Вплотную подобравшись к готским землям, Хлодвиг, уже получивший поддержку высшего духовенства, начал в 500-м году войну против Гундобальда, дяди своей жены Клотильды, убившего её родителей и братьев ради престола. В 506-м году победа была одержана, и завоеватель вступил, наконец, в вестготское королевство. Хлодвига, по словам Григория Турского, крайне беспокоил тот факт, что готы угнетают некоторую часть Галлии, так что война, предпринятая им, получила название священной, чему крайне было радо высшее духовенство.

Окончательно Хлодвиг поразил готов недалеко от Пуатье, на Вугло. Убив Алариха, короля готов, завоеватель окончательно уверился в своей мощи и возгордился так, что вскоре византийский император Анастасий взволновался и выслал ему грамоту на консульство, дабы указать Хлодвигу его подчинённое место и утвердить главенство империи над всеми землями, что тот освободил от готов.

Зверская стратегия умерщвления всех потенциальных противников

Как можно описать управление при Хлодвиге? После удачной галльской войны он начал планомерно уничтожать всех своих противников, галльских вождей. Захватывая их земли и изничтожая всех подряд, король вскоре обладал почти всей Галлией.

Ближайших родственников, братьев Ригномера и Рихара, убил самолично Хлодвиг.Король франков, биография которого пестрит еще множеством «случайных» насильственных смертей конкурентов, однако, не был вспыльчив: ни одно убийство не произошло аффективно, противники уничтожались постепенно, хитро и незаметно.

В конце концов, Хлодвиг убил всех, кто на протяжении его царствования чем-либо не угодил ему: Харариха, короля, отказавшего в помощи в битве против Сиагрия, и его сына, дабы пресечь посягательства на престол отца. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков: Зигиберта, своего союзника, он убил руками его же сына, пообещав последнему за отцеубийство свою поддержку и Когда же Хлодерик убил своего отца Зигиберта, и Хлодвиг вступил в королевство, он объявил Хлодерика предателем, убил его и сам занял престол.

Известен случай, когда Хлодвиг созвал всех своих людей и излил им душу, жалуясь, что у него не осталось более родственников, способных оказать ему поддержку. Весь хитроумный план состоял в том, чтобы выяснить, не осталось ли у короля еще случайных родственников, которых он бы с превеликой радостью тоже умертвил.

Королевство Хлодвига как новый этап французской истории

После окончания готской войны Хлодвиг сделал Париж столицей всех своих земель и осел там. Тут же король приказал построить Собор апостолов Петра и Павла (ныне церковь святой Женевьевы). После смерти Хлодвига в 511 году его там же и похоронили.

В 511 году, прямо перед собственной кончиной, Хлодвиг инициировал первый Франкский церковный Собор в Орлеане с целью преобразования галльской церкви. Он также внес свой вклад в учреждение «Салической правды» - свода законов франков.

После смерти короля его владения были разделены его четырьмя сыновьями. Клотильда же, причисленная к лику святых, переехала в Тур и провела остаток своих дней в базилике святого Мартина.

Итак, история Хлодвига остаётся героической. Даже несмотря на некоторые негативные, нелицеприятные моменты его биографии. Успешное правление Хлодвига запустило процесс образования своего рода обновлённой Римской империи - государства, символом которого был взаимовыгодный союз между государством и церковью, между светской властью Меровингов и духовной властью христианской епархии.

Данные и обработки материальных источников не всегда точны.

1.1. Письменные источники

Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник большинство исследователей пришла к мысли, что Хлодвиг умер 27 ноября года.


1.2. Материальные источники

Примерная хронология правления Хлодвига I:

  • - Рипуарськи франки захватили Трир.
Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии . Сиагр спрятался в вестготов в Тулузе , но те ​​выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы произошел известный эпизод из Суассонского чашей, который описал Григорий Турский.
  • - Победный набег Хлодвига против вестготов на Сентонж.
После этого Хлодвиг и Гундобад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.
  • - Церковный собор в Агди, в котором приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона (они присутствовали там представители епископов своих диоцеза).
Впоследствии потомки Хлодвига еще больше расширили границы королевства (завоевав Бургундию , Прованс и другие территории) и правили примерно в течение трех столетий, уступив в период "ленивых королей" местом династии майордомом Пипинидив , основателям королевской династии Каролингов .

2.1. Галлия конце V века


2.2. Расширение королевства франков на восток

Всю свою жизнь Хлодвиг стремился сохранить и увеличить свое королевство, а затем, согласно германской традиции, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия - он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его давнишний союзниками), часто та же участь достигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошел на убийство своих собственных братьев - Рихара и Ригномера. Это гарантировало стабильность наследия и отсутствие других претенденив на нее, кроме его собственных сыновей.

В то же время Хлодвиг заключал многочисленные союзы и вел активную завоевательную политику. До крещения в его распоряжении было всего 3-5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров .

Несмотря на тяжелые бои, Хлодвиг постоянно преуспевал. Это связано с тем, что он не был столь суровым правителем, как другие германские вожди. По крайней мере, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированные, тогда как те же вестготы, тоже христиане , но арианского типа , держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью к галло-римского населения.

Наконец, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции . В году он объединился с рипуарськимы франками. Затем, с года начал наступление на юг. Прежде всего, Хлодвиг повалил Сиагрия , последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары . Там он завоевал и разграбил города Санлис , Бове , Суассон и Париж .


2.3. Крещение франков

После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала все для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.

Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера, Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребенка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребенок умер. Король очень розгнивився и, как сообщает Фредегар , воскликнул: "Если бы мальчик был освящен именем моих богов, он бы остался жив". Поэтому, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, король запретил проводить над ним обряд крещения. Вскоре ребенок заболел и Клотильда начала усердно молиться. Наконец Хлодомир выздоровел, но несмотря на исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отвергать язычество .

Кроме того, если бы Хлодвиг перешел в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы , франки верили, что король-военачальник может одерживать победы только при поддержке языческих богов. Если воины короля и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами . В этом случае считалось, что король избран Богом и является председателем Церкви .

Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, поскольку те были представителями галло-римского подконтрольного населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями - с вестготских земель епископов выгоняли и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных поддерживать вестготов или франков.

Как сообщает "История франков", Хлодвиг решил принять крещение в году, в разгар битвы с Аламанни. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). При сечи Хлодвига окружили и он вот-вот должен был погибнуть, но в этот момент вождя аламаны скосили стрелой и враждебные воины принялись бежать. Франки победили .

Согласно другим источникам, битва при Толбиаку была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное просветление Хлодвига состоялось, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского.

Как бы там ни было, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймском соборе 25 декабря года . Позже в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, которая к тому исповедовала арианство.

Это крещение оставило особый отпечаток на дальнейшую историю Франции - практически все французские короли впоследствии короновались в Реймском соборе (до Карла X в г.).

Кроме того, крещения Хлодвига стало точкой отсчета тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а впоследствии французском) монархией , связи, прервется только в XIX веке . Теперь король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была мощная поддержка - католическое духовенство. С этого момента латина стал официальным языком делопроизводства в франкский государстве.

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.


2.4. Расширение королевства на юг


6. Королевская могила

Хлодвиг I и его семья. Миниатюра из "Больших хроник Франции"

На самом деле, памятник над мощами святой не был закончен. Поэтому, скорее всего, Хлодвиг был похоронен, как пишет Григорий Турский , в sacrarium собора Апостолов, то есть в мавзолее , построенном наподобие гробницы, который можно сравнить с гробницей византийского императора Константина Великого в церкви Святых Апостолов в Константинополе .

Примерно за 33 года рядом со своим мужем была похоронена и Клотильда, которая в период с по года жила в монастыре Святого Мартина в Туре. Григорий Турский, который поселился в Туре в г., слышал рассказы людей, которые были знакомы свое время с Клотильдой. Вполне вероятно, что эти рассказы могли служить источниками для написания его "Истории".


7. Распределение королевства в 511 году

После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих , Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь за франкских традиции разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса , Септиманию и королевства бургундов.

Франкское королевство было разделено на три более или менее равные части. Четвертая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей. Это была большая часть, поскольку в нее входило около трети земель всей Галлии.

Распределение королевства происходил, как рассказывает Григорий Турский , в присутствии вельмож королевства, Теодориха и королевы Клотильды. Он был выполнен в соответствии с нормами частного права , которые были записаны Хлодвигом в "Салической правде" и по каким король считался собственником всех земель королевства.

Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римские провинции Германия - (Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт - земли, впоследствии получившие название Нормандии . И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотаря наследовал северные земли салических франков - от прирейнских низменности до Суассона (в частности город Турне).


8. Легенды

Хлодвигу, как и многим королям Средневековья, посвящено немало легенд . По одной из них, Хлодвиг является потомком Энея , героя Троянской войны . Этот рассказ неоднократно повторяется и варьируется в средневековых источниках. По другому преданию, особенно популярным после издания "Кода да Винчи" Д. Брауна , род Хлодвига исходит от самого Иисуса Христа , который не погиб на кресте, а бежал в Галлию вместе с Марией Магдалиной .

Существует множество легенд, относящихся к битве при Толбиаку. Например, есть предание о том, что накануне битвы Хлодвигу приснился сон, в котором ему явился крест . Во сне чей-то голос произнес: " In hoc signo vinces "(Гинкмар (фр. Hincmar , У - гг.)

В "Истории франков" о крещении Хлодвига упоминается так:

"Когда он подошел; готов креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами:" Покорно склоны вою, Сигамбр, почитай то, что сжигал, спали то, что почитал "".

Вспоминая древнее название одного из германских племен - сигамбрив - епископ призвал короля и его жену сжечь свои языческие амулеты.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей - после крещения Хлодвиг выбрал этот цветок как символ чистоты . По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаку явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

Впрочем существовал другой популярный в Средневековье предание о явлении королевских лилий. Его появление датируется срединной XIV века, а окончательная редакция - XV веком. Согласно этому преданию, во Франции было два мощных короли - Хлодвиг из замка Монжуа и Конфлат из замка Конфлан. Они постоянно враждовали друг с другом. Как-то Конфлат вызвал на дввобий Хлодвига. Клотильда, жена первого, которая была христианкой, обратилась к отшельнику, который жил неподалеку. Во время молитвы им явился ангел и дал отшельнику синий щит с золотыми лилиями, сказав, что этот герб принесет Хлодвигу победу. Тогда Клотильда на всех доспехах мужа вместо его предыдущего герба - полмесяца (в более поздней версии - лягушки) нарисовала лилии. Благодаря этому Хлодвиг победил своего соперника и обратился в христианство .


9. Жены и дети


Примечания

  1. Подробнее см..: Лебек С. "Происхождение франков". - М., 1993. - Т.1. - С. 45-47
  2. Там же. С. 6.
  3. Имя приняло современный вид далеко не сразу: в каролингский период оно звучало как Hlodoveus, затем - Lodoveus, и, наконец, - Loeпs или Looпs.
  4. Цюльпих, в 35 км северо-западнее Кельна
  5. Это самая спорная дата со всей хронологии правления Хлодвига. Крещение могло произойти между и годами, однако определить точный год исследователи не в состоянии. В данной статье приводится г., дата, названная С. Лебеком.
  6. В 20 км северо-западнее Пуатье
  7. Григорий Турский, Historia francorum (История франков), книга II, Раздел 30
  8. Эта дата условна. Считается, что крещение произошло в период между и гг, а некоторые историки расширяют рамки до г.
  9. По мнению С. Лебека, собор в Орлеане был первым галльским собором. Но исследователь В. Солодников утверждает, что есть неопровержимые источники, подтверждающие, что в правление Хлодвига на территории Галлии церковные соборы собирались уже 23 раза, а Орлеанскому церковному собору предшествовал Агдський
  10. Подробнее см..: Солодников В. Соборный решения Галльской церкви в царствование Хлодвига - основатель династии Меровингов / / "Путь Богопознания" - М., 1998. - Вып. 3. - С. 30-39.
  11. Григорий Турский, Historia Francorum (История Франков), книга II, глава 31
  12. Маркова Н. "О символике цветов в классический искусстве" / / Искусство. № 2 (338). 16-28.01. 2006. - art.1september.ru /
  13. См.. Марк Блок, "Короли-чудотворцы. Очерк представлен в сверхъестественного характере королевской власти", книга II, раздел 3, ? 3 ISBN 5-211-04818-0 (к сожалению, в данной электронной версии глава о Хлодвига вырезана...)Хроника (Fredegarii Chronica) La France. D?s origines ? la guerre de cent ans. - classiques.uqac.ca / classiques / lot_ferdinand / la_france_origines / la_france.html - Paris: Librairie Gallimard, 1941. - С. 278.
  14. Lot F. Naissance De La France - classiques.uqac.ca / classiques / lot_ferdinand / Naissance_de_la_france / Naissance_france.html. - Paris: Librairie Arth?me Fayard, 1948. - С. 864.

Похожие публикации