Российские пожарные машины — повод для гордости. Как живут пожарные в разных странах? Пожарный Матэуш Врублевский
Ты наверняка уже что-то мог слышать про такое понятие, как ноллинг. Если нет, то объясняем: это такой способ организации пространства, при котором предметы группируются на плоской поверхности под углом в 90 градусов или параллельно ей, а затем фотографируются сверху.
Обычно ноллинг , которые хотят показать, например, содержимое своей сумочки, багажа или рабочего стола. Несмотря на то, что в сети фотографии подобного типа гуляют уже относительно давно, ноллинг продолжает набирать обороты и становится все более популярным трендом.
Так, недавно к нему решили присоединиться спасатели со всего мира - от сотрудников скорой помощи до правоохранительных органов. С помощью ноллинга они продемонстрировали свое снаряжение, транспорт, технику и, естественно, самих себя. В итоге снимки получились довольно информативными и эффектными, а мы собрали лучшие из них.
Вот так, например, выглядит инструментарий швейцарских полицейских.
Швейцарских пожарных.
Это веселые пожарные из Нидерландов.
А это уже голландские солдаты.
Пляжные спасатели.
Голландский полицейский.
Пожарно-спасательные бригады оказывают помощь не только в борьбе с огнем, но и при стихийных бедствиях, дорожно-транспортных происшествиях и прочих нестандартных ситуациях. Это очень опасная работа, напрямую связанная с риском для жизни. Но именно она в нашей стране почему-то оценивается не выше, чем труд офисных работников. EtCetera выяснил, сколько получают сотрудники аналогичных служб в других странах.
ФАКТ. Петр Порошенко пообещал поднять зарплаты спасателей до уровня офицеров ВСУ. На данный момент офицерам платят от 8,5 тыс. гривен (это оклад и надбавки за звание и выслугу). Пожарным же предлагают около 7 тыс. гривен в месяц.
США. «Рядовой» спасатель получает от 6 до 7 тыс. долларов в месяц в зависимости от населенного пункта. И, конечно, все мы помним кадры из фильмов, на которых запечатлено устройство пожарно-спасательных станций. Это комфортное место работы и отдыха с тренажерным залом, полноценной кухней, комнатами отдыха.
Но самое главное – оборудование этих станций. У спасателей на вооружении современные автомобили, вся необходимая техника и качественное снаряжение. Вместе со спасателями дежурят парамедики – так намного эффективнее реагировать на вызовы. Ну и на улицах американских городов размещено множество гидрантов, что облегчает работу спасателям, обеспечивая им доступ к воде в любой точке населенного пункта.
ГЕРМАНИЯ. Немецкие пожарные получают от 2 тыс. долларов в месяц. Для посменной работы это неплохо. Кроме того, государство гарантирует таким специалистам дополнительные бонусы в виде бесплатного питания, доплат к пенсиям и специальным условиям страхования. Пожарно-спасательные станции здесь находятся в управлении местных властей. Это помогает содержать и развивать службу исходя из потребностей данной территории.
Кроме того, особенностью немецкой спасательной службы является то, что здесь наряду с профессиональными пожарными-спасателями работают волонтерские бригады. Они подключаются для устранения последствий масштабных бедствий и чрезвычайных происшествий.
ПОЛЬША. В Польше у пожарных-спасателей не очень высокие зарплаты. Даже в Варшаве средний оклад составляет около 1100 долларов. Многие получают гораздо меньше – около 850 долларов. При этом срок учебы перед поступлением в отряд в Школе пожарной службы составляет 4 года. Из-за довольно высоких цен на недвижимость и продукты, пожарным приходится совмещать сразу две работы или вести свой бизнес.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Пожарные получают от 2 до 4 тыс. долларов в месяц в зависимости от места службы. Самые большие зарплаты на объектах повышенной опасности, например, в аэропортах. Кстати, норматив прибытия бригады к месту происшествия в Великобритании составляет – 8 минут (по городу) и 20 минут (в сельской местности). Для британских спасателей такие нормы необременительны, так как пожарные авто охотно пропускают даже во время самого активного дорожного трафика.
-=Реклама. Пост оплачен=-Пребываю в смешанных чувствах. С одной стороны, испытываю гордость за страну, потому что у нас могут собирать качественные современные пожарные машины. С другой стороны – обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства. Сейчас расскажу!
Недавно познакомился с компанией «Спецтехника пожаротушения» , они пригласили на своё производство и рассказали, как устроены современные пожарные машины. Компания была образована в 2008 году совместно с австрийским концерном «Розенбауэр», который вот уже 150 лет является мировым лидером в пожарной отрасли. Создавалась компания в рамках программы МЧС по переоснащению устаревшего пожарного парка современными отечественными машинами.
Работа по импортозамещению тут началась задолго до того, как это стало мэйнстримом. Начав со сборки машинокомплектов, за 8 лет компания вырастила собственный пул российских поставщиков, превратившись в полноценную серийную сборочную линию от раскроя листа до эксклюзивного шасси. Сейчас от «Розенбауэра» остались три компонента: насос, лафетный ствол (электронная водяная «пушка» на крыше кабины, которая подает струю воды или пены) и необходимое к нему электронное обеспечение. В принципе, его можно написать и в России, так же как и собирать свои насосы. Но для выхода на требуемый уровень качества нужны объёмы, к которым, к сожалению, пока не готовы сами заказчики. Несмотря на существенную нехватку современной техники в пожарных парках, планы закупок и бюджеты не пересматриваются. Год от года сокращение госзаказа вынуждает предприятие работать в половину от своих мощностей (а это всего до 300 машин в год!).
Технологии и материалы, которые применяются на заводе, во многом уникальны для России. Например, для сборки кузова не используют сварку. Все детали просто склеивают. Надстройка (пожарная «коробка» в которой размещены водобак, насос, оборудование и т.д.) сделана на бескаркасной основе из алюминия. За счет этого она получается легкой, устойчивой к коррозии и нашему климату, а значит не потечет, не сгниет и не лопнет, в отличие от своих стальных аналогов. Легкость конструкции дает возможность добавить к оснащению больше оборудования, не нарушая стандарты веса.
В общем, давайте посмотрим производство.
Современный пожарный автомобиль начинается с алюминиевого листа. На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения – обычно стальной лист режут простой болгаркой).
Затем деталь шлифуют и сгибают.
Гибка – тоже особенность производства. Чем больше согнуто, тем меньше сварных швов, которые мало того, что выглядят не эстетично, так еще и рискуют лопнуть или прогнить в процессе эксплуатации автомобиля.
Это пульт управления гибочным станком.
Из этих трехметровых алюминиевых ламелей собираются шторные двери отсеков. Они сделаны из уникального, прочного и легкого профиля, закупаемого у российского поставщика в больших объемах. Двери имеют двойной надежный замок и собираются полностью на заводе, от раскроя и распиловки до оформления в аккуратные рулоны и установки автоматической подсветки.
Так выглядит насос пожарной машины с электронным управлением (оно продублировано в кабине водителя). Все остальные насосы в России – с механическим управлением.
Процесс установки насоса. Наряду с парнями на предприятии работают девушки!
Сверху насос закрывают защитным кожухом. На всех других отечественных машинах насосы и коммуникации ничем не защищены. Это связано с особенностью их работы: рядом всегда должен находиться человек, и при длительной работе насоса он доливает в него масло, смотрит за температурой и давлением. Обогрев предусмотрен за счет выхлопных газов автомобиля. Это в 2000-х годах! У «Спецтехники пожаротушения» все по-другому: насосный отсек закрыт, утеплен, температура ниже +5 не опускается и поддерживается от двигателя (даже когда отсек открыт настежь).
Внутри стенок надстройки, по бокам, днищу и крыше уложены пластиковые сэндвич-панели, похожие на медовые соты. Они придают конструкции жесткость и дополнительное утепление. C панелями «Спецтехнике…» пришлось повозиться: раньше их использовали только в авиа- и космической отрасли, и потребовалось изрядное количество усилий, чтобы убедить поставщиков в целесообразности применения сендвичей внутри пожарной машины. Панели раскраивают и устанавливают тут же, в цеху. К слову, другие производители не озабочены утеплением надстроек. В лучшем случае, на внутренней части стенки приклеивают обычный хрупкий пенопласт.
Ещё одна фирменная фишка «Спецтехники пожаротушения» - литые водо- и пенобаки из полипропилена. Это легкий и прочный материал, не подверженный воздействию агрессивной среды. В России баки до сих пор варятся из нержавейки, у самых продвинутых производителей они из клееного полиэтилена. Неудивительно, что на пожар приезжает машина, из которой течет вода. Сталь быстро ржавеет, пенообразователь разъедает ее изнутри (помним про сварные швы?). А полипропилен будет служить 25 лет без потери качества. Вы знаете, что по ГОСТу бак пожарной машины должен быть пригоден для перевозки питьевой воды? Полипропилен с этим требованием легко справляется.
Так проводятся испытания бака и тестирование всех систем пожарной машины. Обычно машину просто везут на реку и прогоняют воду по системе. Такое испытание «на коленке». На этом стенде, единственном в России, компьютер диагностирует состояние всех систем и прочность водобака (диагностика гидростатическим давлением). Хитрые австрийцы в начале работы заявили о норме лафетной линии (давлении внутри бака) в 12 рабочих или 15 проверочных атмосфер. По нашим нормам рабочее давление тоже 12 Атм… но выдержанное проверочное – 25 Атм! Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.
Днище надстройки в прямом смысле приклеивается к раме шасси. Конечно, на критических точках предусмотрены и болтовые крепления.
Кабина боевого расчета. У сидений есть крепления для дыхательных аппаратов разного типа. Пожарные едут на вызов сразу в них и не теряют времени на их одевание на месте. Благодаря этому баллоны не мешаются под ногами. Под сиденьями можно оставить личные вещи.
Перед тем как установить на шасси пожарную надстройку, нужно подготовить раму.
Параллельно дорабатывается надстройка: устанавливаются двери, сиденья боевого расчета, лафетный ствол.
Это уже готовые надстройки. На крыше появилась светодиодная оптика, проложена электрика, смонтированы специализированные установки (это, по желанию заказчика, может быть установка для резки металла гидроабразивом или система тушения высотных зданий). На следующем этапе их будут ставить на шасси.
Рабочие монтируют внутренние покрытия и крепежи для пожаро-технического вооружения (сокращенно ПТВ). Крепежи, полки, системы хранения «Спецтехники пожаротушения» позволяют комплектовать машину большим количеством оборудования, чем положено по ГОСТу.
Вот, кстати, часть «начинки» одной машины.
Электронный пульт управления насосом
Управление продублировано в кабине.
Еще одна фирменная особенность: дверь, которая открывается сразу со ступенькой. Вспомните, как непросто забраться в грузовик. А в полной боевой экипировке с двумя кислородными баллонами на спине? По этой ступеньке пожарный может выйти быстро и просто в полный рост.
Смотрите, как красиво.
В год на заводе производится 120-150 машин при мощности 300 единиц. Можно и больше, но пока что предприятие ориентируется на спрос.
Так что же меня расстроило? Под предлогом «кризиса» на лучшей технике начинают экономить. Но одно дело, когда в целях экономии чиновник заказывает себе «Мерседес» с тканевым салоном вместо кожаного, но совсем другое - когда предприятие просят отказаться от современных технологий и вернуться к технике уровня 70-х годов. А ведь из опыта сервисного сопровождения «Спецтехника пожаротушения» вывела неутешительную статистику: обслуживание дешевых и устаревших машин за 7 лет по ГОСТу обходится дороже, чем эксплуатация современной техники, которую выпускает компания. За 20 лет эта разница увеличивается вдвое!
Надо понимать, что хорошая пожарная машина стоит дорого. Но в отличие от другой техники, на кону стоят жизни людей. Машина - это высококлассный, технологичный инструмент для оказания помощи. Чем он качественнее и удобнее, тем проще и быстрее пожарный сможет выполнять свою работу. На пожаре или при аварии от самых незначительных мелочей могут зависеть жизни людей. Поэтому все фирменные фишки, что я показывал выше, это не технологии ради тюнинга, это реальные инструменты помощи и безопасности. Пара примеров:
Рукавная катушка 60 метров с электронной намоткой и стволом высокого давления («Спецтехника пожаротушения» удлинила ее до 80 метров). Это значит, что машина может находиться на 20 метров дальше от полыхающего объекта (или если неправильно припаркованные легковушки мешают подъехать). Тушение ведется мелко-мелко распыленной водой (водяной пылью) или пеной. При пожаре в доме это значит, что пламя возможно погасить точечно и аккуратно, не заливая квартиры снизу.
- лафетный ствол под управлением водителя в кабине способен подавать струю воды до 70 метров. В это время экипаж в полном составе занят тушением.
- удобный доступ ко всем инструментам экономит драгоценные секунды. Крепления не заедают, не лопаются и не смерзаются. Пожарный спокойно берет инструменты, не снимая защитных перчаток. Кстати, инструментов и оборудования «Спецтехника…» комплектует в машину больше и лучше, чем положено в ГОСТе.
Пожарные рукава закреплены каждый в отдельном отсеке. Они не путаются и не смерзаются зимой (в старых машинах они лежат на простых полках, перевязанные веревкой).
Большинство материалов, которые используются в производстве, ранее в отечественной пожарной индустрии вообще не применялись. Термостойкие пластики, алюминий особого сплава, диоды, фурнитура и т.д. поставляются эксклюзивно для «Спецтехники пожаротушения» ее российскими поставщиками. На одну стандартную автоцистерну приходится 83 крупных поставщика, не считая метизов. У «Спецтехники пожаротушения» даже шасси эксклюзивное! Это полноприводный КамАЗ 5387, маневренный, проходимый и невысокий (это важно, ведь перевезти 3200 литров воды на скорости 100 км/ч - не шутка, центр тяжести машины должен быть как можно ниже). Поэтому Поэтому естественно, что цена готовой машины будет выше обычной железной водяной бочки.
Готовые машины. Красная - пожарная автоцистерна емкостью 3200 литров, самая популярная и востребованная модель. Белая - аварийно–спасательный автомобиль АСА с краном-манипулятором и электрогенератором. Применение многообразно, например, она может потушить горящие машины на ДТП, растащить их с места аварии, оказать первую помощь пострадавшим, при необходимости обеспечив электроснабжение на участке.
Что же получается в итоге? С одной стороны, российские чиновники очень горды тем, что в у нас в стране есть предприятие, производящее спасательную технику европейского уровня. Но с другой стороны, на деле эта техника никому не нужна, и поддерживать ее производство никто не собирается. Чиновники жалуются, что она слишком дорогая, и покупают вместо нее дешевые ржавые машины образца 80-х годов. В частных беседах они признаются, что берут «три старых машины, две из них сразу пускают на запчасти, а под третью ложится механик и начинает ее чинить». Машина, которая может выполнять функции сразу нескольких автомобилей различного назначения - это спасение парка и сокращение расходов. Это реальная помощь людям, это шаг в будущее. Но при громких заявлениях о переходе на новых технический уровень чиновники продолжают сокращать закупки действительно современной техники. Поэтому пожарные, выезжая на вызов, по-прежнему лезут в огонь и рискуют жизнями из-за того, что в их машине слишком короткий шланг, протекает водобак или нет нормальных инструментов. Если кто-то из них погибает, то чиновники предпочитают наговорить громких слов про героизм и выплатить семьям миллионные компенсации, чем купить нормальную пожарную машину. Выходит, что сейчас жизни пожарных и людей, которых они спасают, у нас ценятся меньше, чем новые машины в пожарном парке города.
А нам остается только надеяться, что если вдруг в доме вспыхнет пожар, то на него приедет современная высокотехнологичная машина, а не старая ржавая пожарка.
Вначале XXI века обеспечение качества выпускаемой продукции стало одной из наиболее актуальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.
Экономическая и политическая ситуация в стране не могла не коснуться отрасли пожарного машиностроения (понятие “отрасли” здесь чисто условное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Проблемы возникли значительно раньше.
Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных автомобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Финляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низкие, по сравнению с зарубежными аналогами, технический уровень и качество изготовления. В результате наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближнего Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).
В то же время в 90-е годы произошел своеобразный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершенством специальных шасси, на базе которых они созданы, высоким уровнем производственного исполнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо признать, существенных изменений в технологии пожаротушения не произошло.
Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества российских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового поколения? Следует ли стремиться к достижению высшего мирового уровня качества при существующей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечественное пожарное машиностроение, но достигнутый мировой уровень создания и производства ПА.
В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адекватной новому веку и отражала изменения в условиях и тактике пожаротушения.
Инициатива, как обычно в таких случаях, исходила от органов пожарной охраны различного уровня и нашла свое выражение в предложениях по совершенствованию типов, параметров и конструкции ПА. Эти предложения были вынесены на обсуждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах национальных и международных профессиональных изданий).
Можно выделить три обстоятельства, которые явились предпосылками для разработки моделей ПА “концепткар - 2000”:
- усложнение условий движения к месту вызова и тушения пожаров;
- расширение сфер деятельности оперативных подразделений пожарной охраны;
- сокращение финансовых ресурсов, направленных на создание, приобретение и содержание парка ПА в разных странах.
Все обсуждавшиеся концепции (многие из которых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.
- Концепция “пожарная команда - 2000”, разработанная специалистами Великобритании. Согласно концепции, в “пожарной части - 2000” на пожар должно выезжать отделение в составе 3 ПА:
- автомобиль быстрого реагирования (АБР) с боевым расчетом 4 человека;
- автоцистерна (АЦ) с выдвижной лестницей, насосом и аварийно-спасательным оборудованием;
- АЦ с насосом 75 л/с и цистерной 2500 л.
- Базисная концепция (концепция универсальных моделей). Разработана специалистами военизированной и добровольной пожарной охраны Германии. Имеет много общих черт с предыдущей концепцией.
- Адресная концепция (концепция дифференциальных моделей), предполагающая адресную ориентацию ПА к определенному виду и классу пожара.
- Концепция “1 + 7”, разработанная руководителями Технического комитета по предупреждению и тушению пожаров (CTIF). Предполагает изменение численности боевого расчета на АЦ - от формулы (1 + 5) к формуле (1 + 7) с целью снижения потребности в дополнительном личном составе при тушении пожаров.
- Концепция “быстрого реагирования”, являющаяся фрагментом ранее рассмотренных концепций (1 - 4). Предусматривает придание свойств “быстрого реагирования” ПА среднего класса за счет повышения динамики движения и оперативности развертывания.
- Концепция “суперкомпоновки”, являющаяся следствием проблем, связанных с постоянно увеличивающейся интенсивностью дорожного движения и плотностью застройки в городах (супернизкие, суперузкие, суперплотные ПА).
- Модульная концепция, получающая дальнейшее развитие и совершенствование (блочно-модульный принцип, принцип прицепных модулей, съемных надстроек, модульная система И0С-2000, предусматривающая внутреннюю трансформацию объема кузова под размещение оборудования различной конфигурации).
- Концепция безопасного ПА, предусматривающая два направления обеспечения безопасности ПА: безопасность личного состава (1) и безопасность окружающей среды (2).
- Концепция повышения огнетушащей эффективности ПА. Постоянные поиски направлены на решение главной цели - тушение пожара в кратчайшие сроки с минимальными потерями. Приемлемость каждого концептуального решения оценивается с позиций технико-экономической эффективности. В качестве примера можно сослаться на получающую все большее распространение технологию импульсного пожаротушения.
- “Алюминиевая” концепция, относящаяся к области технологии и позволяющая существенно снизить массу и повысить долговечность пожарной надстройки.
На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуальные модели перспективных ПА, в которых нашли отражение фрагменты изложенных выше концепций.
Фирма Ziegler экспонировала концептуальную модель-2000 (Ziegler-Concept Fire Truck) пожарной автоцистерны среднего класса (полная масса около 14 т) на шасси Mercedes-Benz 1325 AF Atego (4 х 4), с удельной мощностью двигателя 17,5 л.с./т. Боевой расчет автоцистерны - (1 + 8), что соответствует концепции CTIF (концепция 4 из представленного выше перечня) (рис. 1).
РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fire truck-2000) фирмы Ziegler, Германия
Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:
- применение объединенной кабины водителя и боевого расчета, изготовленной из стеклопластика;
- цистерну из стеклопластика вместимостью 1600 л;
- применение двух видов пенообразователя: многоцелевого (100 л) и для тушения пожаров класса А (50 л);
- применение насоса, отвечающего как требованиям DIN (1600 л/мин при 8 бар), так и требованиям евронорм EN (2000 л/мин при 10 бар), с максимальной подачей 3400 л/мин при 8 бар;
- размещение ПТВ в отсеках кузова по функциональному назначению: тушение - защита - спасение - техпомощь;
- наличие генератора пены для подачи воздушной пены при концентрации пенообразователя менее 1 %;
- выдвигаемый водопенный ствол;
- применение катушки с электрокабелем длиной 50 м для подключения к сети 220 В;
- применение световой мачты с пневматическим приводом и двумя прожекторами 2 х 1000 Вт;
- размещение по верхнему обводу кузова неоновых ламп для освещения пространства вокруг автомобиля;
- применение проблесковых маяков, встроенных в конструкцию надстройки (4 шт.), кроме основной СГУ, выполненной в виде балки и расположенной над кабиной водителя.
В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие предложения специалистов, направленные на совершенствование предложенной концепции.
Независимо от фирмы Ziegler подобную же концептуальную модель ПА создали фирмы Mercedes-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).
РИС. 2. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный фирмами Mercedes-Benz и IVECO Magirus совместно с пожарной охраной Ганновера (Германия) для всемирной выставки ЭКСПО - 2000
Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощностью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снабжена автоматической трансмиссией Allison, регулируемой пневмоподвеской, АБС и другими элементами. Управляемая задняя ось облегчает маневрирование на месте пожара и в транспортном потоке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безопасности.
Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в пожарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.
Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообразователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект аварийно-спасательного оборудования.
Весьма оригинально выполнен ряд конструктивных элементов, что является предметом отдельного анализа.
Изготовлено 6 образцов подобного ПА для защиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганновере и последующей опытной эксплуатации. По результатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего производства этого концептуального автомобиля.
Пример реализации в производстве представленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) показан на рис. 3.
Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Дизайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала нового столетия.
Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее обстоятельство.
Даже простое рассмотрение проспектных материалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к созданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике применения технических средств при тушении пожаров.
РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия
Рассмотрим каждый из подходов более подробно.
Американский подход
Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая становится все более востребованной в Европе, хотя отнюдь не по соображениям технической неосуществимости.
Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:
- эффективность при тушении пожара любой сложности;
- скорость и эффективность при спасании людей;
- надежность, безопасность и простота конструкции ПА.
Эффективность при тушении пожара, по мнению американских специалистов, можно обеспечить применением ПА, которые в Европе классифицируются как “тяжелые”.
Как правило, это длиннобазные, крупногабаритные ПА с компоновкой, совершенно не традиционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми углами свеса, средним расположением насоса, размещением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.
Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность - не ниже 20 л.с./т.
Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к домам), преобладающее применение мощных тяжелых ПА является оправданным, поскольку не ограничивается оперативность их движения.
Эффективность тушения обеспечивается применением мощных насосов: подача наиболее распространенного в США насоса составляет 1500 галлонов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).
РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожарного автомобиля для города
Необходимая степень диспергирования воды обеспечивается введением в комплектацию весьма совершенных ручных и лафетных стволов с регулируемым распылом.
Такое сочетание мощных насосов и совершенных стволов должно обеспечивать универсальность тушения пожаров любого класса.
Скорость и эффективность при спасании людей обеспечиваются применением универсальных автолестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 галлонов/мин (5678 л/мин) и цистерной вместимостью 300 - 500 галлонов (1135 - 1900 л) воды. По сути такие ПА можно классифицировать как пожарно-спасательные.
Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).
Установленный на вершине лестницы лафетный ствол рассчитан на максимальную подачу, которую обеспечивает насос (5678 л/мин), тогда как у соответствующих европейских АЛ этот показатель не превышает 2000 л/мин.
Для столь большой подачи предназначена стационарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.
Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечивает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.
Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специалисты США обосновывают следующим образом.
Пожарный автомобиль - сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению надежности.
Кроме того, пожар - не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в последнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более высокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техническом обслуживании. При наличии подобной техники специальная подготовка персонала и специальная техническая служба для обслуживания становятся необходимостью, что является большой проблемой для США.
Объясняется это тем обстоятельством, что многие американские пожарные части укомплектованы добровольцами - преданными своему делу, отлично подготовленными, но лишь в качестве пожарных, а не специалистов по управлению и обслуживанию сложных технических систем.
Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудовании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.
Однако при всей важности приведенных критериев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.
Это значит, что при сравнительном экономическом анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, сравнивая их с теми выгодами, которые реально принесет внедрение конкретной модели ПА.
Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразности встраивать в конструкцию пожарных автолестниц, авпоследнее время и автоподъемников, бортовые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.
Европейский подход
Основной критерий, на котором базируется европейская концепция создания ПА (рис. 5), заключается в следующем: при любых обстоятельствах пожарные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем - организовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и маневренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европейских городов в состоянии более оперативно доставить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.
Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тяжелые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопасных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преобладающим фактором.
Европейские производители ПА не считают целесообразной установку на городских ПА сверхмощных насосных систем, ограничиваясь применением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конкретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).
РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шасси MAN)
В Европе разработана концепция многофункциональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживается однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некоторых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).
С принятием европейских норм EN 1846 “Пожарные автомобили” структура типоразмерных рядов ПА установлена нормативно, поэтому дальнейшее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА - как оперативных транспортных средств, так и технических средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточно сложно.
Однако два обстоятельства концептуального характера можно отметить в данном обзоре: это постоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматизации управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.
Последние модели ПА, предлагаемые потребителю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, индикаторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью автоматическую работу агрегатов и постоянный контроль за их состоянием.
Эти технические решения стали нормой для современных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, которым предстоит работать на таких машинах и обслуживать их. Именно эти обстоятельства американские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведенным выше.
Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американская версия “First-Out” Attack, или ПА первой атаки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью тысячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено нормами EN 1846.
В Европе начинают производиться многофункциональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.
В то же время пожарная охрана США приобретает (или организует производство в дочерних фирмах европейских компаний) такие сугубо европейские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписываются в американскую концепцию.
Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охраной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно отнести к продукту двух, на первый взгляд противоположных, концепций.
В заключение следует остановиться еще на одном аспекте рассматриваемой проблемы.
В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут статичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.
Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.
Анализ технических характеристик специальных шасси, которые поставляются автомобильными корпорациями фирмам-изготовителям ПА, позволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по многим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобильные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.
Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных автосалонах коммерческих и специальных транспортных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”
К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техническому уровню соответствующей продукции зарубежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспективы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня зарубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.
С учетом проведенного в настоящей статье анализа, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следующих решений:
а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функциональному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максимальная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффективность торможения за счет применения апробированных решений: АБС, стабилизаторов устойчивости, системы экстренного растормаживания и т.п.;
б) реализация принципа “суперплотной” компоновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке созданной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить обзорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и безопасного движения к месту вызова;
в) проведение работ по повышению огнетушащей эффективности ПА и существенному изменению традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварийно-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.
- Пожарный поезд. Состав пожарного поезда. Виды, характеристики пожарных поездов.
- Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
- Тепловизоры. Способы применения и использования для нужд МЧС России
т. 8-029-333-27-77, 70-73-33
Ежегодно в преддверии профессионально праздника - Дня спасателя - Бобруйск собирает команды пожарных из разных стран. В этом году участниками соревнований стали спасатели из Польши, Украины, Эстонии, Латвии и Литвы. Республику Беларусь на турнире представили дружины из Новополоцка, Речицы, Гродно, конечно, Бобруйска, а также из Университета гражданской защиты МЧС.
С 19 по 21 января команды показывали свое мастерство в различных соревнованиях. По итогам трех дней все призы завоевали белорусы: главный приз - кубок открытого турнира по мини-футболу, волейболу и пожарному спорту - уже в 11‑й раз достался команде «Бобруйск‑1», серебро вручили команде «Бобруйск‑2», а спасатели из Гродно удостоились почетного третьего места.
«Коммерческий курьер» решил побеседовать с гостями нашего города и узнать, как живут и работают пожарные в разных странах.
Эстония
Начальник караула Сергей Ризенкамф:
Мы приезжаем в Бобруйск в седьмой или восьмой раз. Заставляют ли нас ехать? Нет, что вы! Мы очень любим ваш город и этот турнир! Мы, между прочим, единственная команда, которая в этой поездке - сама себе спонсор, то есть едем за собственные деньги, как в отпуск. Разве это не лучший показатель того, как нам у вас нравится?
В Таллинне шесть пожарных частей. Чаще всего эстонские спасатели выезжают на вызовы от автономной пожарной сигнализации: в нашей стране такие установлены практически в каждой квартире и каждом доме. У нас это обязательно! Устанавливают систему граждане за свои деньги. Но каждый год в стране проводится специальная акция, когда пожарные ходят по домам, особенно к неблагополучным семьям, проверяют пожарную безопасность и дарят такой датчик.
Добровольный пожарный Антон Черноглазов:
Работа спасателя в Эстонии - это очень уважаемая и почетная профессия. Платят нам в среднем около 800 евро. По белорусским меркам это достаточно высокая зарплата, для нас - средний уровень. Дело в том, что в Эстонии высокие коммунальные платежи. Я, например, плачу за коммуналку 25–30 процентов от своей зарплаты. Также у нас дорогая недвижимость. Чаще всего квартиры эстонцы покупают в кредит… Какой-какой, вы говорите, у белорусов процент кредита на покупку жилья? Больше двадцати? Ого! Как же вы строитесь?! В Эстонии дается 2–2,5 процента на 30–35 лет. В Таллинне трехкомнатная квартира на вторичном рынке будет стоить 100 тысяч евро. В остальных городах процентов на тридцать дешевле. Арендное жилье тоже дорогое: 250–280 евро за однокомнатную и 500–600 евро за трехкомнатную квартиру, плюс коммунальные. И последние года четыре мы наблюдаем рост цен.
График у наших пожарных хороший - сутки через трое, поэтому многие спасатели подрабатывают в выходные. Я, например, работаю таксистом. У нас любой может пойти «таксовать», для этого не нужно каких-то отдельных разрешений или справок. Цены на такси в Эстонии сравнимы с вашими: посадка - два евро, каждый километр - 40–50 центов. Но вообще цены в Беларуси на все гораздо ниже! Еда, одежда, кафе-рестораны - у вас все дешевле раза в два-три!
Моя жена - фармацевт, она меня попросила купить у вас лекарства. В Эстонии белорусские лекарства очень ценятся и считаются одними из лучших. Если есть выбор между аналогами - берем ваши. К тому же у вас многие лекарства продаются без рецепта. А у нас по рецепту даже аспирин! И некоторых хороших лекарственных средств у нас вообще не найти: например, фастум-геля у нас нет. И цены на лекарства в Беларуси приятные. Хотя все, конечно, относительно. Мы вот закупимся сейчас у вас, а в Эстонию ездят закупаться финны. В Финляндии цены еще выше.
Украина
Начальник пожарной части Роман Бойко:
Мы к вам приезжаем уже в седьмой или восьмой раз! Очень любим ваш город! У нас тут теперь друзья и знакомые, с которыми очень хочется встретиться. Как можно не поехать? Бобруйский турнир - это святое!
Не думаю, что экономическое положение в наших странах очень отличается. Все-таки мы же братья с белорусами. Цены у нас практически такие же, как и у вас. Зарплата? У пожарного - около 150 долларов, это максимум. Я живу в Чернигове, многие из нашего города ездят на работу в Киев, там зарплаты побольше. Это всего час дороги. Но не цены сейчас беспокоят украинцев. Нет мира в стране! В Донбассе и сейчас идут военные действия, друзья едут туда, нескольких я там уже потерял. Не могу об этом говорить… Это очень больная тема.
Мне кажется, самое главное, на чем надо сосредоточиться в такое время, - это семья. У меня двое сыновей: Никите семнадцать, а Даниилу всего два. У младшего спрашивать пока рано, а старший в спасатели не хочет. Моя жена Галина - пожарный инспектор. Думаю, в семье хватит и двоих пожарных. Летом мы любим выезжать с семьей на Днепр или Десну - это такая красота! А еще Карпаты, Одесса! Зачем куда-то еще ехать? У нас все есть!
Польша
Пожарный Матэуш Врублевский:
В Варшаве 17 пожарных частей. Чтобы стать спасателем, я четыре года учился в Главной школе пожарной службы в Варшаве. Это одна из нескольких таких школ в мире. Средняя зарплата у пожарных около 900 долларов. Я - пожарный-сержант, получаю пока 700 долларов. Но почти у всех польских спасателей есть вторая работа. Почему? Да как же! Посмотрите на вот это фото! Красивый загородный дом, правда? Чтобы купить такой дом в пригороде Варшавы, нужно не меньше 300 тысяч евро.
В Беларуси, конечно, все дешевле, и не только жилье: продукты, одежда, алкоголь… Кстати, про налоги. Мы узнали, что у вас есть разные налоги - на одно, на другое… У нас не так. В Польше мы платим 23 процента от зарплаты - это один налог сразу на все.
Зимой отдыхать наши граждане любят в польских горах. Там за две тысячи злотых (это 950 белорусских рублей. - Прим. автора ) можно провести прекрасный отпуск на пять-шесть дней. Сейчас цены, может, повыше немного: все-таки сезон. Баня, лыжи, вкусная еда, проживание - все включено. Там пейзажи изумительные! А летом поляки любят ездить отдыхать на «польское море» (имеется в виду Балтийское. - Прим. автора ) . Ну и за границу, конечно: Греция, Италия, Испания… Я вот три месяца назад вернулся из свадебного путешествия по Доминикане. Кстати, про молодые семьи. Декретный отпуск у поляков длится всего один год. Иногда женщина выходит на работу еще раньше, если хочет поскорее снова начать зарабатывать. Декретные у нас хорошие: 80 процентов от средней зарплаты. Чаще всего в польских семьях по двое детей. Белорусский декретный отпуск в целых три года для нас - это просто удивительно!
Третье место в общекомандном зачете соревнований по пожарно-спасательному спорту заняла команда из Гродненского областного управления МЧС, на втором месте - спасатели из украинского города Прилуки, а первое место завоевала команда из Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (Минск).
Третье место в соревнованиях по волейболу досталось команде из Латвии, второе заняли спасатели из «Бобруйск‑2», а победила дружина «Бобруйск‑1».
В подъеме по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни третий результат показал участник команды из Гродно Андрей Прохор (14,7 секунды), второе место также завоевал спасатель из Гродно Андрей Дериков (14,49 секунды), но лучший результат - у Руслана Андреева из команды «Бобруйск‑2» (14,19 секунды).
Подготовила Анастасия ТРУШНИКОВА
Фото Виктора ШЕЙКИНА