Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Основные причины аварий кранов. Какие основные причины аварий и несчастных случаев при осуществлении грузоподъемных работ? Ток какой силы опасен для жизни человека

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение .
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .

2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.


Приведенные выше примеры и статистика характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников свидетельствуют о том, что основными причинами этих чрезвычайных ситуаций являются:
  • неправильный подбор и привязка кранов и подъемников;
  • неправильное определение границ опасных зон работы кранов и подъемников;
  • недостаточное обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников;
  • отсутствие или недостаточная разработка мероприятий по ограничению, при необходимости, опасной зоны работы крана;
  • нарушение правил установки кранов вблизи линий электропередачи и вблизи выемок;
  • нарушение правил складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования на строительной площадке;
  • нарушение правил проведения погрузо-разгрузочных работ.
Таким образом, использование кранов и подъемников относится к процессам повышенной опасности, при проведении которых имеют место опасные производственные факторы, а зона работы этих механизмов относится к опасным зонам на строительной площадке.
В связи с этим, методически неверно говорить о безопасной установке и работе кранов и подъемников, т.к. эти производственные процессы изначально, в силу своей специфики, являются опасными.
Методически правильной является постановка и формулировка задачи о необходимости обеспечения безопасности труда при проведении производственных процессов повышенной опасности, связанной с использованием кранов и подъемников.
Для работодателей, специалистов, руководителей и рабочих возникает проблема обеспечения безопасных условий труда в условиях производственных процессов, характеризуемых повышенной опасностью.
Решение этой проблемы обеспечивается с помощью системы специальных мер по предупреждению и защите от опасных и вредных факторов, имеющих место при установке и работе кранов и подъемников.
Об этой системе мер по обеспечению безопасности труда при проведении рассматриваемых опасных производственных процессов и пойдет речь в следующих разделах данной работы.

В обязанности стропальщика входит непосредственное участие в осуществлении погрузочно-разгрузочных, ремонтных и строительно-монтажных работ, при выполнении которых используются грузоподъемные машины, например, краны, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, подъемники и вышки.

Он должен выполнять обвязку и зацепку грузов, навешивать на крюки грузоподъемных машин грузозахватные приспособления, подавать сигналы крановщикам на выполнение операций с грузами, укладывать грузы и отцепку грузозахватных приспособлений.

Что ни пункт обязанностей стропальщика, то - повышенная опасность. Все работы с грузоподъемными машинами связаны с повышенной опасностью на производственных участках. Опасными факторами, которые могут возникать при подъеме и перемещении грузов, являются, в частности, такие, как:
. Падения грузов;
. Обрывы и падения грузозахватных органов; . Падения стрел грузоподъемных машин; . Обрывы строп либо монтажных петель и падения грузов;
. Перегрузы и падения грузоподъемных машин;
. Зажатия между поворотными и неповоротными частями грузоподъемных машин;
. Прижатия грузами к бортам полувагонов (кузовов автомобилей);
. Опасные уровни напряжения в электрических цепях грузоподъемных механизмов;
. Касания стрел к продам линий электропередач и нахождение стропальщиков возле грузоподъемных машин.

Сегодня подавляющее большинство организаций работает без аварий, не допуская случаев производственного травматизма. Этого удается достигать тем предприятиям, на которых уделяется должное внимание вопросах охраны труда, техники безопасности и подготовки кадров, в том числе обучению стропальщиков .

Многие работодатели в вопросах обучения персонала рабочих профессий пользуются услугами нашего учебно-консультационного центра «Развития», тем самым добиваясь положительных результатов в производственной деятельности своих фирм и компаний.

При отсутствии должной подготовки стропальщиков они могут допускать неправильные действия, которые в итоге ведет к авариям и несчастным случаям. Статистика показывает, что процент таких нарушений еще довольно высок.

К основным причинам аварий грузоподъемных машин можно отнести:
. Неправильную установку кранов, например, на краях откосов котлованов, на свеженасыпанных грунтах;
. Перегрузы грузоподъемных машин при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, когда масса груза оказывается выше грузоподъемности крана;
. Неисправности крановых путей;
. Неисправности приборов безопасности, гидрооборудования, тормозов, электрооборудования;
. Повреждения либо износы стреловых и грузовых канатов.

Аварии и несчастные случаи при эксплуатации кранов возникаю и по вине самих участников производственного процесса, и по вине выхода из строя грузоподъемной техники. Но все это зависит от степени подготовки персонала, который обеспечивает выполнения всех работ, предусмотренных технологическим процессом.

Челнинский территориальный отдел обеспокоен сложившейся обстановкой на строительных площадках г. Набережные Челны, связанной с применением подъемных сооружений (башенных, автомобильных, гусеничных кранов, кранов-манипуляторов, автогидроподъемников и вышек), так как в 2014 году на объектах, поднадзорных отделу, произошло две аварии, одна авария со смертельным исходом.
Так, в конце мая прошедшего года на территории строительной площадки произошло падение башенного крана КБ 405-2 зав. № 429, принадлежащего ООО «Евростиль», повлекшее несчастный случай со смертельным исходом крановщицы предприятия. Причиной аварии явилось несоблюдение работниками эксплуатирующей организации ООО «Евростиль» и монтажной организации ООО «СУМ» требований норм и Правил и нарушение производственной инструкции самой крановщицы: нарушены требования проекта в части устройства верхнего и нижнего строения кранового пути башенного крана КБ-405-2.РКС, по проекту в составе верхнего строения кранового пути в качестве балласта под опорные элементы (железобетонные балки) укладывается сплошная подушка из щебня высотой 200 мм, фракцией 20-60 мм. По факту в качестве балласта применен песок. В составе нижнего строения кранового пути отсутствует водоотводное устройство, обеспечивающее пропуск атмосферных осадков. В устройстве верхнего строения крановых путей не соблюдено требование проекта, а именно: длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 метр в каждую сторону, по факту балластная призма короче конца нитки рельса на 0,5 м; допущена эксплуатация неисправного путевого оборудования (тупиковых упоров) и недостаточное их закрепление на крановом пути; допущена эксплуатация неисправного ограничителя рабочего движения крана - концевого выключателя КУ-704; не проведена внеочередная проверка состояния рельсовых путей и внеочередное техническое обслуживание после неблагоприятных метеорологических условий - ливней; машинистом башенного крана перед началом работы была формально проверена исправность действия приборов и устройств безопасности, не осмотрены крановые пути и тупиковые упоры, в вахтенном журнале отсутствуют записи об обнаруженных во время осмотра и опробования крана неисправностях, препятствующих безопасной работе. Крановщик не поставил в известность ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии об имеющихся неисправностях тупиковых упоров и концевого выключателя.

В соответствии с п. 138 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором.

В соответствии с п. 138 Правил безо­пасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533 и зарегистрированные Минюстом России 31 декабря 2013 года № 30992, пуск в работу подъемных сооружений осуществляется организацией самостоятельно только в случаях, если произошла смена эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего нормативный срок службы, в отличие от предшествующих требований, где пуск в работу в любом случае осуществлялся государственным инспектором, которым осуществлялась проверка крановых путей, технического состояния кранов, наличия заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, срок эксплуатации которых истек, необходимых при строительстве проектов производства работ кранами и другой документации, которая должна вестись предприятиями и соблюдаться.
Другая авария произошла 12 августа 2014 года на территории производственной базы ООО «Строительно-монтажное управление-37». Произошло опрокидывание автомобильного крана КС-55713-1 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, пострадавших, получивших тяжелую травму, нет. Причиной аварии явился вывод из работы прибора безопасности ОНК, контролирующего перегруз крана, нарушение технологической карты строповки крупногабаритных конструкций.

В последних числах мая 2014 года на территории строительной площадки жилого дома 12-21 произошел инцидент, а именно: при ударе кирпичной кладки поддоном с газобетоном при перескладировании его башенным краном КБ 408.21-02, принадлежащим ООО «Строй-Кран», произошло разрушение кирпичной кладки, что привело к падению кирпичей с 17 этажа, в результате чего один кирпич упал на гражданина, который получил тяжелую травму головы. Причиной несчастного случая явились неправильные действия крановщицы. В ходе расследования выяснились косвенные причины, повлекшие данный несчастный случай: не разработан график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда; не защищены входы в строящееся здание сплошным навесом шириной не менее ширины входа с вылетом на расстоянии не менее 2 м от стены здания и углом, образуемым между навесом и вышерасположенной стеной 70-75 °; по всему периметру здания отсутствуют наружные защитные козырьки, удовлетворяющие следующим требованиям: ширина защитных козырьков должна быть не менее 1,5 м, и они должны быть установлены с уклоном к стене так, чтобы угол, образуемый между нижележащей частью стены здания и поверхностью козырька, был 110 °, а зазор между стеной здания и настилом козырька не превышал 50 мм; первый ряд защитных козырьков должен иметь защитный настил на высоте не более 6 м от земли и сохраняться до полного окончания кладки стен, а второй ряд, изготовленный сплошным или из сетчатых материалов с ячейкой не более 50 х 50 мм, должен устанавливаться на высоте 6-7 м над первым рядом, а затем по ходу кладки переставляться через 6-7 м; не выполняются требования технологической карты на слоистую кладку наружных стен из кирпича и газобетонных блоков с использованием в качестве утеплителя экструзионного пенополистирола в части соблюдения процесса кирпичной кладки, а именно: выполнена кладка наружного облицовочного слоя кирпича на высоту 3000 мм без кладки внутреннего основания стены из газобетона сначала на высоту 1,3 м (первый этап), затем на высоту 2,5 м (второй этап) с закладкой в кладку базальтопластиковых связей между рядами через каждые четыре ряда. По факту слой газобетонной кладки был выполнен на высоту 500 мм; прочность раствора, примененного в кирпичной кладке, по результатам экспертного заключения соответствовала марке М50 вместо проектной М100; допущено нахождение работников и оборудования ООО «СК Статус» в опасной зоне работы крана при возможном падении грузов со строящегося здания.
Следующий случай со смертельным исходом не связан со строительной площадкой, но он связан с эксплуатацией мостового крана, а именно: 16 сентября 2014 года на заводе металлоконструкций ТЭМПО при перемещении мостовым краном крупногабаритной конструкции вдоль цеха без его сопровождения грузом была задета двутавровая балка, которая опрокинулась и придавила голову находящемуся рядом начальнику ОТК. Расследование несчастного случая проводилось комиссией, созданной государственной инспекцией труда, с участием в комиссии государственного инспектора Челнинского территориального отдела. Причиной смертельного случая явилась неудовлетворительная организация производства работ: начальник цеха определил недостаточное количество стропальщиков для выполнения работ по обвязке, зацепке, подъему и перемещению грузов грузоподъемными машинами; не обеспечил выполнение крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических карт в части сопровождения груза при перемещении и применении специальных оттяжек или багров для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных грузов; не проинструктировал стропальщиков (газоэлектросварщика). При расследовании данного случая было выявлено много нарушений, в результате при нашем обращении в прокуратуру на проведение проверки проверка была согласована. Результатом проверки явилась приостановка одного мостового и одного козлового кранов, эксплуатируемых организацией без проведения экспертизы промышленной безопасности технического состояния кранов по истечении нормативного срока службы.
В 2014 году произошли два несчастных случая от поражения электрическим током, один - смертельный несчастный случай, произошедший в августе 2014 года на Литейном заводе ОАО «КАМАЗ» с машинистом мостового крана, а именно: поражение техническим электричеством, по результатам расследования возможной причиной смертельной электротравмы пострадавшего могло явиться использование самодельного металлического крючка для одежды, пакета и других личных вещей пострадавшего, вставленного в одно из вентиляционных отверстий защитной панели крана ПЗК, один конец которого мог касаться токоведущих частей внутри панели ПЗК.
10 октября в ЗАО «Челны-Хлеб» произошел тяжелый несчастный случай с электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования при производстве переключений в электрощитовой № 1 хлебобулочного цеха, который в результате небрежного оперирования изолирующей оперативной штангой создал короткое замыкание в электрической цепи, в результате чего возникла электрическая дуга, что способствовало возгоранию со взрыванием автоматических выключателей с созданием экстремальной повышенной температуры рабочей среды, от которой были получены ожоги тела пострадавшим.
Начало текущего года также ознаменовалось несчастными случаями. Так, в начале марта произошел групповой несчастный случай на строительстве жилого дома 21-19 в районе Замелекесье, где произошло падение ж/б перегородки П9-2 размером 2,57 х 3,36 х 0,08, массой 1650 кг. на работников ООО «СМУ-51», выполнявших работы по ее монтажу с помощью башенного крана КБ - 405-1А, зав. № 648, принадлежавшего ООО «Ремонт грузоподъемных машин».
Приказом от 10 марта 2015 года создана комиссия по расследованию данного группового несчастного случая, причиной явились нарушения стропальщиками требований проекта производства работ кранами, а именно: не были закреплены после установки ж/б перегородки П9-2 временными крепежами, предотвращающие ее падение, до отстроповки перегородки.

Также в начале марта произошел смертельный несчастный случай в ООО «ЖилЭнергоСервис-Агрыз» при работе с применением автоподъемника при производстве работ по замене ламп уличного освещения. Электромонтер вылетел из люльки автоподъемника при ударе машины ГАЗ-6605, который зацепил своим фургоном нижний пояс основания стрелы автоподъемника, который выходил за пределы габаритов машины на 1,2 м над проезжей частью дороги. Причиной явилось: невыполнение мероприятий обслуживающим персоналом (оператором (машинистом) подъемника и рабочим люльки) по безопасному ведению работ при эксплуатации подъемного сооружения; эксплуатация подъемного сооружения неаттестованным персоналом (машинист подъемника); эксплуатация подъемного сооружения без ответственных специалистов; невыполнение мероприятий по обеспечению безопасных расстояний от мест движения городского транспорта.
В середине марта 2015 года на производственной базе ООО «Домкор Индустрия» произошел несчастный случай при выполнении операции по перемещению арматурных сеток мостовым краном. Операции по перемещению груза выполнялись в нарушение технологических карт, при строповке груза была применена обвязочная проволока вместо установленных технологической картой съемных грузозахватных приспособлений, при поднятии груза произошел обрыв проволоки, и груз обрушился (185 кг) на стропальщика.
Анализ аварийности и травматизма показывает, что основная причина происходящих аварий и несчастных случаев связана с человеческим фактором. Низкая квалификация обслуживающего персонала, несоблюдение работниками требований технических норм и правил, недисциплинированность исполнителей продолжают оставаться одной из главных угроз промышленной и энергетической безопасности.
В целях профилактики риска аварий и гибели людей специалисты Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора рекомендуют руководителям и специалистам предприятий принять меры по повышению эффективности производственного контроля над соблюдением промышленной и энергетической безопасности, обратив особое внимание на выполнение работниками служб производственного контроля возложенных на них обязанностей; не допускать к выполнению работ персонал, не прошедший обучение, стажировку, проверку знаний; отстранять от занимаемой должности лиц, допускающих нарушения требований законодательства; установить действенный контроль над своевременным проведением технического диагностирования, а также заменой отработавшего нормативный ресурс и не соответствующего требованиям промышленной и энергетической безопасности оборудования, инструментов, приборов; провести анализ причин аварий, несчастных случае и инцидентов во избежание их повторения.

И несчастных случаев. Они происходят периодически и зачастую связаны с трагедиями (причинение вреда здоровью и жизни персонала). Основной причиной подобных происшествий, как правило, бывает игнорирование и несоблюдение правил безопасности при работе с грузоподъемными механизмами. Эта проблема очень показательна на примере предприятий .

Каждый год региональное подразделение Ростехнадзора республики проводит полный мониторинг ситуации, складывающейся на подъемных системах (ПС, - ред.) промышленных предприятий. Так, например, только за первые 4 месяца этого года ими было зафиксировано 11 технических инцидентов, связанных с эксплуатацией подобных устройств. Этот показатель в прошлом году за аналогичный период составил в 2 раза меньше. Все происшествия, в зависимости от вида подъемного оборудования, распределились следующими образом: 6 – на кранах стрелковых поворотных(башенных), 2 – автокранах и по одному на колесных, .

Гораздо более трагической является статистика по несчастным случаям, – погибло 25 человек. Такое же количество смертельных инцидентов произошло и за аналогичный период прошлого года.

На основании анализа, который было проведен по результатам , можно сделать вывод: 70 % из них вызваны причинами организационного характера, а 30% – и дефекты в работе оборудования. К организационным можно отнести следующие факторы:

  • недостаточный (или полное отсутствие) производственно-технологический контроль;
  • отклонение от технологии и трудовая недисциплинированность;
  • непрофессиональные действия персонала;
  • проблемы организации производства.

Большое количество происшествий, именно на поворотных башенных кранах, происходит из-за того, что эти механизмы обладают по отношению к другим подъемным устройствам более высокой динамикой. Их постоянно перебрасывают с места на место. Кроме того, они, как правило, удалены от обслуживающих станций, что не позволяет своевременно и качественно проводить ремонтные работы. Подобные устройства широко используются в строительстве и зачастую владельцы (в погоне за прибылью) стараются минимизировать простои, что отрицательно сказывается на их техническом состоянии.

Специалисты Ростехнадзора республики выделили три основных причины происшествий при эксплуатации башенных кранов.

    1. Конструктивные особенности подъемных устройств, не соответствующие правилам и нормам их эксплуатации. Самым слабым местом подобного крана является рама кольцевая (неповоротная). Это достаточно сложная конструкция, причем сварная. Области ее повышенных напряжений трудно рассчитать. Именно эти рамы и разрушаются. По оценкам Ростехнадзора Удмуртии одной из самой распространенной моделью башенного крана, которая более всего подвержена авариям – это С-981. Производители пытались внести изменения в конструкцию этого подъемного устройства, но все безуспешно. В настоящее время краны марки С-981 запрещены к использованию. Но, как оказалось, это еще не вся проблема. Образовавшийся дефицит подобного класса подъемной техники стал компенсироваться за счет старых и изношенных моделей, привезенных с соседних регионов.

Не только на башенных кранах С-981. Подобные инциденты происходили и на других подъемных устройствах, таких как КБ-403Б и КБ-403А. В них, как правило, рамная листовая сталь была заменена со стандартного варианта в 20 мм на более тонкую – 11 мм. Результат не заставил себя ждать – количество происшествий резко увеличилось. Те же самые проблемы и с башенными кранами марки КБ-405. Серьезные аварии и технические инциденты произошли и с КБ-572 (лесопогрузчиком). Но в этих кранах «слабым звеном» были уже плохого качества узлы, ведущие к разрушению противовесов.

    1. Нарушение регламента при проведении монтажных и демонтажных работ. Весь этот процесс должен осуществляться в соответствии с нормативным инструктивным документом, который четко регулирует правила по надзору за производством, а также ремонтными и монтажными работами. В документе отражено, что при осуществлении любых ремонтно-монтажных операций необходимо использовать:
      • сертифицированные технические средства;
      • технику, способную контролировать качественную сварку;
      • профильную техдокументацию;
      • профессиональный и квалифицированный персонал.
    2. Эксплуатация подъемных устройств в неблагоприятных условиях. Так, например, в 2010 году в республике Удмуртия случилось 6 аварий по причине плохих погодных условий (сильные ветры и ураганы). В связи с этим всем структурам, которые используют в своей производственной деятельности краны, Ростехнадзор советует придерживаться следующих рекомендаций:
      • иметь информацию (на основе договорных отношений) от местных метеорологических станций о любых перепадах погоды, особенно изменении ветра и его силы.
      • провести учебные тренинги с персоналом, который обслуживает грузоподъемную технику (особенно важно отработать согласованность конкретных действий по переводу крана в нерабочее состояние в тяжелых погодных условиях);
      • постоянно держать в рабочем состоянии ветрометр (аннемометр);
      • с особой осторожностью относиться к размещению на поверхностях кранов рекламных растяжек или плакатов, которые повышают так называемый «парусный» эффект;
      • осуществлять монтаж согласно требованиям соответствующих ветровых режимов.

Существует еще одна проблема, периодически приводящая к авариям и другим чрезвычайным ситуациям – это оставление крана без крановщика и вне рельсовых захватов.

Все предприятия, использующие технические устройства, в том числе вспомогательные, должны иметь в обязательном порядке лицензии (разрешения) на их эксплуатацию. Они выдаются в порядке, установленном законодательными и нормативными документами. Существуют отклонения от правил, но и они должны быть реализованы согласно соответствующими регламентами.

Похожие публикации