Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Проект на тему художественный стиль речи. Презентация на тему художественный стиль речи. И над отечеством свободы просвещенной

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Стили речи Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»

2 слайд

Описание слайда:

Слово стиль происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно обозначало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, а другим – в виде лопатки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

3 слайд

Описание слайда:

Стили речи разговорный книжные научный публицистический официально-деловой художественный

4 слайд

Описание слайда:

Разговорный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты непосредственное повседневное общение непринужденная, неофициальная обстановка; дружеская беседа, частные письма; разговорная лексика, простые предложения; эмоциональность, образность, конкретность, простота

5 слайд

Описание слайда:

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк уволиться вместо театра? А он прищурил глаз и спрашивает: В цирк? Это зачем же такое? Да, - говорю, - больно занятно… Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба… Помахал он пальцем: Я тебе, - говорит, - покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая польза от цирка? А? Ну, словом, некогда мне с тобой долго разговаривать… М.А. Булгаков. «Неделя просвещения»

6 слайд

Описание слайда:

Научный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение научных сведений; официальная обстановка; научная статья, учебная литература; термины, сложные предложения, вводные слова; логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность

7 слайд

Описание слайда:

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Лирические отступления – композиционно-стилистический прием в художественной прозе и, главным образом, в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой – позволяют писателя в открытой форме высказать личные суждения по вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.

8 слайд

Описание слайда:

Официально-деловой стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение, информирование официальная обстановка (законодательство, дело-производство, администрирование) законы, приказы, протоколы, справки, заявления; стандартизированные обороты речи, официально-деловая лексика; точность, не допускающая иного толкования

9 слайд

Описание слайда:

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод гражданина – обязанность государства. Из Конституции Российской Федерации

10 слайд

Описание слайда:

Публицистический стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты воздействие через средства массовой коммуникации; официальная обстановка: выступления в СМИ, на митингах и собраниях; статья, очерк, репортаж, ораторская речь; общественно-политическая лексика; восклицательные пред-ложения, риторические вопросы; логичность, эмоциональность, образность, оценочность, призывность


План работы:

  • понятие о художественном стиле речи;
  • его особенности;
  • свойства художественного стиля речи;
  • тропы и стилистические фигуры;
  • этапы анализа художественного текста.

Функциональные стили речи

Разговорный

Художественный

Научный

Официально-деловой

Публицистический


Понятие о художественном стиле речи и его особенности

Художественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .


Сфера употребления данного стиля речи:

язык писателя, поэта;

Задачи речи:

эстетическая;

создание художественных, поэтических образов;

эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства;

экспрессивность.



Общие признаки:

  • образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность;
  • широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств);
  • использование средств других стилей

(особенно разговорного).


Лексические особенности:

1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.;

2. лексика публицистического стиля;

3. диалектная лексика;

4. слова высокого стиля;

5. профессионально-деловые обороты речи.

великолепное

зеркало озера


Синтаксические особенности:

1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;

2. обращения, вводные слова, междометия и др.;

3. диалог, прямая речь.


Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог.

Сфера общения – словесно-художественное творчество.

Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций.

Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.

Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.


Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека


Тропы и стилистические фигуры

риторическое обращение

риторический вопрос

анафора

эпифора

антитеза

оксюморон

градация

эллипсис

умолчание

парцелляция

эпитет

метафора

метонимия

синекдоха

сравнение

гипербола

литота

ирония

олицетворение

аллегория

перифраз


Эпитет –

оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя:

Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…

(А. Пушкин)

Метафора –

  • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение):

И тьмой , и холодом объята душа усталая моя.

(М. Лермонтов)


МЕТОНИМИЯ –

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ….

(А. Пушкин)


СИНЕКДОХА –

  • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между

ними:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М. Лермонтов)


Сравнение –

  • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы(как, будто, точно, словно, как будто):

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной.

(А. Пушкин)


ГИПЕРБОЛА –

  • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:

По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова)

ЛИТОТА –

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:

Ваш шпиц, прелестный шпиц,– не более напёрстка .

(А. Грибоедов)


ИРОНИЯ –

прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)


АЛЛЕГОРИЯ –

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.


ПЕРИФРАЗ –

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:

Солнце русской поэзии – Пушкин.

Царь зверей – лев.


Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС –

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса:

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

(А. Пушкин)


АНАФОРА –

Единоначатие:

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

ЭПИФОРА –

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)


АНТИТЕЗА –

противопоставление:

И день и час , и письменно и устно ,

За правду да и нет

(М. Цветаева)

ОКСЮМОРОН –

соединение логически несовместимых понятий:

« Живой труп », « Мёртвые души ».


ГРАДАЦИЯ –

  • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:

Не жалею, не зову, не плачу

(С. Есенин)

ЭЛЛИПСИС –

пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов

(М. Лермонтов)


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –

расчленение конструкции:

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.


ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста:

  • выразительное чтение текста;
  • идейно-содержательный анализ (тема, идея текста);
  • анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;
  • выражение своего отношения к тексту.

Работа с упр. 115

Работа с упр. 120


Упр. 121, подобрать

текст художественного

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в

Слайд 4

Описание слайда:

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:


Речевая ситуация Цель: Цель: эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя Адресат: Адресат: читатель художественной литературы Сфера употребления: Сфера употребления: словесно- художественное творчество


Языковые особенности Средства художественной выразительности Выразительные Тропы Стилистические Ритм средства фигуры рифма фонетики (аллегория (анафора интонация (ассонанс гипербола антитеза аллитерация) ирония инверсия литота многосоюзие метафора градация метонимия параллелизм олицетворение эпифора перифраза риторический вопрос синекдоха риторическое обращение сравнение эллипсис эпитет) умолчание)


Лексика Столкновение разностилевой лексики Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля) Эмоционально-оценочная лексика Устаревшие слова, народно-поэтическая речь (О дуб, великий князь дубрав) Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…) Фразеологические обороты




Языковое разнообразие Экспрессивное употребление различных морфологических средств Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад) Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Обилие прилагательных и причастийМорфология








Художественный стиль Художественный стиль речи является важным элементом русского языка. Он позволяет человеку выражать свои чувства и мысли, эстетически воздействовать на читателя От художественного стиля необходимо отличать язык художественной литературы. Язык художественной литературы – язык художественного произведения, в основе которого – художественный стиль с иностилевыми вкраплениями



Точность. Императивность. Стилевые черты и языковые средства их выражения. Официально-деловой стиль. Цель и основная функция. Сфера бытового общения в неофициальной обстановке. Стили речи. Цель. Главная форма мысли. Все типы текста. Основная функция. Законы. Художественный стиль. Логичность. Публицистический стиль. Языковые средства. Разговорный стиль. Неофициальность. Типы текста. Художественно-образная речевая конкретизация (стилистические фигуры).

«Стили речи» - Изображение и воздействие на читателя. Образность, эмоциональность, конкретность речи. Публицистический стиль. Цель стиля художественной литературы. Речевые жанры. Проверим свои знания. Сфера употребления. Точность. Стилевые черты. Жанры научного стиля. Группы лексики. Черты публицистического стиля речи. Языковые средства выражения. Цель публицистического стиля. Жанры художественного стиля. Официально-деловой стиль.

«Тип речи и стиль текста» - Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога. Официально – деловой стиль. Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса. Содержание. Особенности публицистического стиля речи. Повествование и его структура. Артисты говорят в гримёрной, твой друг беседует с тобой. Типы речи. Письменная речь и её разновидности. Для чего нужна человеку речь. Повествование. Выбор стиля речи. Характеристики устной речи.

«Функциональные стили речи» - Система речевых средств. Литературный язык. Разговорный язык. Свойства разговорного языка. Слова-термины. Существует 5 функциональных стилей. Профессионализмы. Деловая информация. Разговорный стиль. Диалектология. Жаргоны. Применение разговорного языка. Территориальные диалекты. Использование разговорного языка. Художественный стиль. Средство художественной выразительности. Разновидности употребления языка.

«Публицистический и художественный стили речи» - Слово. Богат русский язык. Единоначатие. Основные проблемы. Словом можно убить. Ржавеет золото. Стиль художественной литературы. Русский язык. Фигуры речи. Необычайное волнение. Эпитет. Стихи. Гоголь. Разговор о стихотворении. Тропы. Список книг. Публицистический и художественный стили речи. Удивительная память.

«Научная речь» - Репатриация - возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев. Иммиграция - въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. Научный стиль речи. - Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Словарная работа. Какие подстили вы знаете? Научно-популярный стиль. 1. Анализ текста, записанного на доске. Время появления научного стиля разное в разных странах.



Похожие публикации