Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Презентация по биологии "опорно-двигательная система". Строение опорно-двигательной системы Презентация на тему двигательная система человека

Слайд 2: Костная ткань

Костная ткань – это вид соединительной ткани. Невероятная прочность костей (бедренная кость выдерживает, не ломаясь, вес легкового автомобиля) обеспечивается сочетанием двух типов веществ: органических, которые придают костям упругость; неорганических (фосфорных солей кальция и магния), придающих костям твёрдость.

Слайд 3: Опыты

Опыты, которые это подтверждают: 1) Если кость прокалить на огне, то она сохранит форму, но при малейшем прикосновении будет рассыпаться, т. к. сгорели все органические вещества. 2) А если кость опустить в раствор декальцинированной соды, то она сможет легко гнуться, т. к. в ней отсутствуют все неорганические вещества. Декальцинированная кость

Слайд 4: Возрастная костная патология

В детском возрасте в костях содержится больше органических веществ, поэтому они легко поддаются искривлениям. С возрастом в костях увеличивается содержание минеральных солей и кости становятся ломкими, склонными к переломам. перелом сколиоз

Слайд 5: Строение кости

Сверху кость покрыта надкостницей, содержащей большое количество сосудов, и обеспечивающей рост кости в толщину, а также срастание при переломах. Под надкостницей располагается компактное и губчатое вещества кости, формирующие костные перекладины (балки). Обеспечивают прочность костей. Внутри костей располагается костномозговая полость, заполненная: жёлтым костным мозгом, содержащим жировую ткань; красным костным мозгом, участвующим в процессе кроветворения, т.е. в образовании эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Слайд 6: Виды костей

Трубчатые (кости конечностей) Губчатые (рёбра, грудина) Плоские(лопатка, кости черепа, таза) Строение трубчатой кости Головки кости (эпифизы) Тело кости (диафиз) *В детском возрасте между эпифизами и диафизом располагаются прослойки хрящевой ткани – метафизы; за счёт них происходит рост кости в дину.

Слайд 7: Скелет человека

Состоит приблизительно из 220 костей. В нём выделяют 3 больших отдела: Скелет человека

Слайд 8: І. Скелет конечностей

Верхняя конечность Плечевой пояс верхней конечности: лопатка и ключица. 2) Свободная верхняя конечность: а) плечо: плечевая кость б) предплечье: лучевая и локтевая кости в) кисть: кости запястья, пясти и фалангов пальцев

Слайд 9: Нижняя конечность

Тазовый пояс нижней конечности: тазовая кость, состоящая из сросшихся седалищной, лобковой и подвздошной костей. 2) Свободная нижняя конечность: а) бедро: бедренная кость б) голень: большеберцовая и малоберцовая кости г) стопа: кости предплюсны, плюсны и фалангов пальцев

10

Слайд 10: ІІ. Позвоночник (33-34 позвонка)

Шейный отдел: 7 позвонков Грудной (самый большой): 12 позвонков, к которым крепятся 12 пар рёбер; вместе с грудиной они образуют грудную клетку человека Поясничный: 5 позвонков Крестцовый (единая кость – крестец): 5 позвонков Копчиковый (копчик): 4-5 позвонков Имеет 4 изгиба: 2 вперёд – лордозы и 2 назад – кифозы, что придаёт позвоночнику S -образную форму.

11

Слайд 11: ІІІ. Череп

Мозговой отдел состоит из 6 костей: 2 височных, 2 теменных, 1 затылочная и 1 лобная. Лицевой отдел – все остальные кости (челюсти, носовая, скуловая кости и т.д.). Позвоночник + череп = осевой скелет

12

Слайд 12: Соединение костей

Неподвижное. За счёт швов. Так соединяются все кости черепа, кроме нижней челюсти, кости таза, крестца и копчика. Полуподвижное. Соединение костей за счёт хрящевых элементов. Так соединяются кости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также рёбра с грудиной. Подвижное. За счёт суставов. Это все кости конечностей + нижняя челюсть.

13

Слайд 13: Особенности скелета человека:

S -образный позвоночник широкая грудная клетка в связи с прямохождением сводчатая стопа таз имеет форму «чаши» высокое развитие кисти; большой палец противопоставлен остальным мозговой отдел черепа преобладает над лицевым подбородочный выступ Вместо хвостового отдела – копчиковый

14

Слайд 14: МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Мышечная ткань человека обладает теми же свойствами и функциями, что и мышечная ткань животных При динамической работе происходит чередование нагрузки и отдыха, поэтому мышечное утомление наступает медленно. При статической работе напряжены все группы мышц, поэтому утомление происходит быстрей. Для работы мышцам требуется много энергии, поэтому мышечная ткань богата митохондриями. Мышцы лица называются мимическими, они прикрепляются прямо к коже.

15

Слайд 15: Последствия гиподинамии (снижения двигательной активности)

Снижения уровня обмена веществ, увеличения жировой ткани, избыточная масса тела. Ослабление мышц, увеличение нагрузки на сердце, снижение выносливости и общей сопротивляемости организма. Венозный застой в конечностях, нарушение кровообращения.

16

Последний слайд презентации: Опорно- двигательная система человека: ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Перелом – нарушение целостности кости. При переломах костей конечностей накладывают ШИНУ для предотвращения смещения костных отломков. При переломе рёбер нужно на выдохе наложить больному на грудную клетку давящую фиксирующую повязку. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего транспортируют в положении лёжа на животе для предотвращения сдавления спинного мозга из-за опасности инвалидизации потерпевшего. Вывих – смещение суставных головок костей. При вывихах и растяжениях связок сустав фиксируют повязкой и прикладывают лёд.

Презентация на тему "Опорно-двигательная система человека" используется при изучении темы в курсе биологии 8 класса. Так же рекомендую её для повторения материала при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ или для самостоятельного изучения материала, если ученик пропустил занятия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Опорно-двигательная система человека

Функции опорно-двигательного аппарата человека Опорная -Двигательная -Защитная Рисунки Леонардо да Винчи (1452-1519) из анатомического атласа

Строение кости Плотное вещество Губчатое вещество Костный канал (содержит нервы и сосуды) Микроскопическое строение 1 – Костный канал 2 – Клетки (остеоциты) 3 – Канальцы (содержат отростки остеоцитов) 4 – Костные пластинки (состоят из солей кальция и белка) Губчатое вещество кости образовано костными перекладинами, перекрещивающимися в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежуток (ячейки) между перекладинами в губчатом веществе головок трубчатых костей заполнен красным костным мозгом,

Рост костей В длину - за счет ростовой пластинки, состоящей из хряща, расположенной между эпифизом и диафизом В ширину- за счет надкостницы, клетки которой на внутренней поверхности делятся и образуют костную ткань Рост костей начинается во внутриутробном состоянии и продолжается до 22-25 лет Скорость обновления костной ткани у детей достигает 30-100% в год и осуществляется на 100% её поверхности. Это существенно отличается от перестройки костной ткани у взрослых.

Виды костей I- Воздухоносная(решётчатая) кость II- Длинная (трубчатая кость) III- Плоская кость IV- Губчатые кости V - Смешанные кости

Сустав Повреждения суставов и костей Растяжение связок (боль, отек, иногда кровоизлияние под кожу) Первая помощь: обездвижить сустав (тугая повязка, минимизировать нагрузку), приложить лед Вывих и перелом (боль, отек, невозможность движений, изменение конфигурации сустава и/или конечности) Первая помощь: обездвижить сустав (наложить шину, прибинтовать ногу к другой ноге или руку к туловищу, фиксировать руку косынкой), дать обезболивающее, приложить лед, доставить к травматологу Головка плечевой кости (стрелка) смещена вниз и внутрь относительно суставной впадины (рентгенограмма)

Мозговой отдел Лицевой отдел Скелет. Череп. Большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется со спинномозговым каналом

Скелет. Позвоночник, грудная клетка, конечности 7 позвонков 12 позвонков 5 сросшихся позвонков 4-5 сросшихся позвонков отростки дуга позвоночный (спинномозговой) канал тело Ребра (12 пар) костная часть Грудина Ребра(хрящевая часть) 5 позвонков

Скелет руки и плечевой пояс Скелет ноги и тазовый пояс

Рост костей регулируется соматотропином,который синтезируется гипофизом. При его врожденном дефиците наблюдается карликовость, при избытке – гигантизм. Если после завершения периода роста этого гормона выделяется много, то развивается состояние, которое называется акромегалия (только у взрослых людей) У взрослых людей рост кости в длину и её утолщение прекращаются, но обновление костного вещества продолжается всю жизнь. Согласно Книге Рекордов, Султан Кёсен - самый высокий человек в мире из ныне живущих, достигающий высоты 246.5 см. А непалец Чандра Данги является самым маленьким человеком в мире,его рост составляет всего 54.6 см

Сравнение скелета человека и скелета человекообразных обезьян А - Особенности анатомии человека а - череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой. б - Небольшие челюсти, маленькие зубы. в - длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы. г - короткая поясница. д - широкий короткий таз. е - ноги длиннее рук. ж – стопа имеет свод, большой палец ноги расположен параллельно прочим пальцам и помогает во время ходьбы переносить вес тела. Б - Особенности анатомии гориллы а - череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью. б - массивные челюсти с большими клыками, крупными коренными зубами. в - короткий большой палец и длинные прочие пальцы рук. г - поясница сравнительно длиннее, чем у человека. д - удлиненный таз. е - ноги короче рук. ж - отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания Свод стопы обеспечивает амортизацию при движении

Виды мышечной ткани

Строение мышц Волокна миокарда поперечно-полосатые, но имеют перемычки друг с другом, благодаря чему нервный импульс распространяется по мышце мгновенно. Миофибриллы (актин и миозин) расположены неупорядоченно (сокращение происходит медленно) Клетки скелетной мышцы под микроскопом (видна поперечная исчерченность и ядра)

Основные скелетные мышцы

Нарушения опорно-двигательной системы Хорошо и равномерно развитые мышцы являются условием формирования правильной осанки. Норма Патологический лордоз Патологический кифоз Сколиоз Плоскостопие





























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Данная работа посвящена опорно-двигательной системе человека, ее строению и функциям. В работе подробно рассмотрены кости и ткани опорно-двигательной системы, их строение и функции, подробно обозревается опорно-двигательная система человека.

  • Строение и функции
  • Строение тканей и костей
  • Химические вещества костей
  • Опорно-двигательная система человека

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Кассихина Татьяна Александровна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Презентация подготовлена Кассихиной Татьяной Александровной, учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище

Слайд 2

Строение и функции

  • Скелет
  • Мышцы
  • Опорная
  • Двигательная
  • Защитная
  • Кроветворная
  • Слайд 3

    Строение тканей

    Разновидность соединительной;

    Большое количество межклеточного вещества, пропитанного минеральными солями;

    Клетки остеоны, звездчатой формы.

    Мышечной:

    Скелетная, длинные мышечные волокнами со множеством ядер и белком миозином, способным растягиваться и скручиваться, придавая поперечную исчерченность волокну.

    Слайд 4

    Строение костей

  • Слайд 5

    Строениедлинной трубчатой кости

    • Головки костей
    • Трубчатая часть
    • Надкостница
  • Слайд 6

    Лабораторная работа

    1. Рассмотрите распилы костей в головке и трубчатой части.
    2. Обратите внимание, чем заполнены головки трубчатой кости
    3. Как расположены костные пластинки
    4. Вспомните из своего опыта, чем заполнена трубчатая часть кости
    5. Сделайте записи.
  • Слайд 7

    Рост кости

    • В длина – за счет хряща
    • В толщину – за счет надкостницы
  • Слайд 8

    Химические вещества костей

    • Органические
    • Неорганические
  • Слайд 9

    Скелет человека

  • Слайд 10

    Отделы скелета

    • Скелет головы – череп
    • Скелет туловища: позвоночник, грудная клетка
    • Скелет свободной конечности:
    • верхней: плечо, предплечье, кисть;
    • нижней: бедро, голень, стопа;
    • Скелет поясов конечностей:
    • верхних: лопатка, ключица;
    • нижних – таз.
  • Слайд 11

    Скелет черепа

    • Мозговой
    • Лицевой
  • Слайд 12

    Скелет туловища

    Грудная клетка:

    1) грудина;

    Слайд 13

    Отделы позвоночника

    1. - шейный отдел
    2. - грудной отдел
    3. - поясничный отдел
    4. - крестцовый и копчиковый отделы
  • Слайд 14

    Скелет верхней конечности

    • Пояс верхней конечности
    • Свободная верхняя конечность
  • Слайд 15

    Скелет нижней конечности

    • Пояс нижней конечности
    • Свободная нижняя конечность
  • Слайд 16

    Скелет пояса верхней конечности

    • Ключица
    • Лопатка
  • Слайд 17

    Скелет пояса нижней конечности

    • Таз – три парысросшихся костей:

    Подвздошных,

    Лобковых,

    Седалищных

    Слайд 18

    Типы соединения костей

  • Слайд 19

    Строение сустава

    Задание: Сделайте в тетради схематичный рисунок сустава и подпишите его части.

    Слайд 20

    Виды повреждения скелета

    • Растяжение связок
    • Вывих сустава
    • Перелом кости:

    Открытый
    - Закрытый

    Слайд 21

    Строение мышцы

    http://old.college.ru/biology/course/content/chapter10/section1/paragraph2/theory.html

    Слайд 22

    Формы мышц

    А) Веретенообразная

    Б) Двуглавая

    В) Двубрюшная

    Г) Лентовидная

    Д) Двуперистая

    Е) Одноперистая

    Слайд 23

    Основные группы мышц

    По функциям:

    • Жевательные
    • Мимические
    • Дыхательные

    Скелетные: сгибатели и разгибатели

    По расположению:

    • Мышцы головы
    • Мышцы туловища
    • Мышцы конечностей
  • Слайд 24

    Особенности опорно-двигательной системы

    • Стопа имеет свод
    • Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба
  • Слайд 25

    Повторим

  • Слайд 26

  • Слайд 27

    Повторим

  • Слайд 28

    Источник флеш

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок биологии на тему

    Задачи:

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    Записи в тетради:

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Функции:

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    Записи в тетради : Строение костей

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос:

    Запись в тетради:

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    Чем заполнены позвонки?

    Записи в тетради:

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Форма костей

    Рост костей

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности

    Скелет плечевого пояса

    Скелет нижней конечности

    Скелет тазового пояса

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Материал для учителя

    Соединения костей

    беседа,

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , .

    Задание:

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - сухожилия;

    Задание:

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Массивные пяточные кости;

    III. Подведение итогов.

    Урок биологии на тему

    «Общая характеристика опорно-двигательной системы» 8 класс

    Разработан Кассихиной Татьяной Александровной учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище Немского района Кировской области

    Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы.

    Задачи:

    - обучающие: познакомиться с тканями образующими опорно-двигательную систему, частями, функциями и особенностями опорно-двигательной системы в процессе работы с мультимедиа презентацией;

    - развивающие: развитие умения наблюдать натуральные объекты и делать выводы из наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями;

    - воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к своему здоровью и его сохранению на основе приобретенных знаний.

    Оборудование: распилы костей (раздаточный материал), таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", мультимедиа презентация.

    Урок рассчитан на два спаренных учебных часа.

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    1. Состав и основные функции скелета: - беседа, работа со слайдом презентации и таблицами, запись схемы в тетради.

    Записи в тетради:

    Состав и основные функции скелета

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно - двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей - активную часть. �Скелет представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов, обеспечивающий выполнение ряда важнейших функций. Скелет и образующие его кости, имеющие сложное строение и химический состав, обладают большой прочностью. Они выполняют в организме функции опоры, передвижения, защиты, являются депо солей кальция, фосфора и др. �Опорная функция скелета состоит в том, что кости поддерживают прикрепляющиеся к ним мягкие ткани (мышцы, фасции и другие органы), участвуют в образовании стенок полостей, в которых помещаются внутренние органы. Без скелета тело человека, на которое действуют силы притяжения (силы тяжести), не могло бы занимать определенное положение в пространстве. К костям прикрепляются фасции, связки и т.п., являющиеся элементами мягкого остова, или мягкого скелета, который также принимает участие в удержании органов возле костей, образующих твердый скелет (остов).�Кости скелета выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению. Скелет образует вместилища для жизненно важных органов, защищает их от внешних воздействий. Так, в полости черепа находится головной мозг, в позвоночном канале - спинной мозг; грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды; костный таз - органы половой и мочевой систем и т. д. �Кости содержат значительное количество солей кальция фосфора, магния и других элементов, которые участвуют в минеральном обмене. В состав скелета входит более 200 костей, из ник 33 - 34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 - позвоночный столб,25 костей составляют ребра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 - скелет нижних конечностей. Позвоночный столб, череп и грудную клетку относят к осевому скелету, кости верхник и нижних конечностей называют добавочным скелетом. http://www.anatomus.ru/oporno_dvig.html

    Функции:

    Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету.

    Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, равновесия и слуха), позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов.

    Движение. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям.

    Кроветворение. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G121

    2. Ткани, образующие О.-Д. систему.- актуализация и конкретизация знаний о тканях в процессе беседы, заполнение схемы в тетради на основе презентации.

    Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ.

    Мышечная – разновидность скелетная, ее особенности.

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. - рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов, презентации, заполнение схемы с рисунком, выполнение ознакомительной лабораторной работы.

    Записи в тетради : Строение костей

    Длинные трубчатые Короткие трубчатые Плоские

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос: Подумайте, какие особенности строения костей обеспечивают их рост?

    Запись в тетради:

    За счет надкостница кость растет в толщину, а за счет хряща – в длину.

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    1. Рассмотрите распилы костей, обратите внимание на строение головки кости и трубчатой части:

    Чем заполнены головки кости и трубчатая часть?

    Чем заполнены позвонки?

    Как расположены костные пластинки?

    Чем заполнено пространство между костными пластинками?

    2. Сделайте необходимые записи.

    Записи в тетради:

    В головках костей расположены костные пластинки, которые располагаются в направлениях наибольшего растяжения и сжатия. Пространство между ними заполнено красным костным мозгом- органом кроветворения. Трубчатая часть полая и заполнена желтым костным мозгом – тканью богатой жиром

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.

    Мягкие части кости не делают ее менее прочной. Клетки костной ткани живут как бы одной семьей, соединяясь друг с другом отростками, как мостиками. Кровеносные сосуды, пронизывая кость и доставляя костным клеткам питательные вещества и кислород, не снижают надежной твердости кости.

    Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой.

    В трубчатых костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. Трубчатая кость в центре отличается большей твердостью и меньшей эластичностью, чем на концах. По направлению к суставной поверхности структура трубчатой кости меняется от компактной к плотной. Такое изменение строения обеспечивает главную передачу напряжения от кости через хрящ на поверхность сустава.

    Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна.

    Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью).

    Форма костей

    Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник).

    Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина).

    Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа.

    Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Таковы, например, некоторые части черепа: лобная, клиновидная, верхняя челюсть и некоторые другие.

    Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.

    Рост костей

    В процессе роста человека кости растут в длину и толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-25 годам, у женщин - в 18-21 год. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G131

    4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. - рассказ учителя с демонстрацией презентации

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    5. Отделы скелета человека. – рассказ по модели скелета, таблице или слайду презентации, заполнение схемы в тетради

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности : состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья - локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев.

    Скелет плечевого пояса : состоит из парных лопаток и ключиц.

    Скелет нижней конечности : состоит из и скелета свободной нижней конечности - бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна - 7 костей, плюсна и фаланги пальцев).

    Скелет тазового пояса : состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей - подвздошной, седалищной и лобковой. http://aniavetisyan.volsk-sch11.edusite.ru/p54aa1.html

    6. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. - рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага".

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Подвижное -полуподвижное - неподвижное

    Материал для учителя

    Соединения костей

    Способ соединения костей зависит от их функций. Различают непрерывные соединения, прерывные соединения (суставы) и полусуставы.

    Непрерывные соединения имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Соединения костей крыши и лицевого отдела черепа называют швами. Выделяют зубчатые швы, когда зубчатой формы край одной кости крыши черепа соединяется с аналогичным краем другой кости. Полусуставы также представляют собой хрящевые соединения, но в толще хряща имеется небольшая полость. К ним относятся соединения позвонков, лобковых костей. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

    Суставы - непрерывные соединения костей, включающие следующие элементы: суставные поверхности костей, покрытые хрящом; суставную капсулу, или сумку; суставную полость; полостную жидкость. Сустав обычно укреплен связками. Суставная жидкость продуцируется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность суставной сумки. Жидкость облегчает скольжение суставных поверхностей костей и служит питательной средой для суставного хряща. Количество полостной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико.

    Суставы различают по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение. Так, по числу поверхностей суставы подразделяют на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух). По форме - на плоские (межзапястные, запястно-пястные, предплюсно-плюсневые суставы), шаровидные (плечевой, тазобедренный), эллипсовидные (между затылочной костью и первым шейным позвонком) и т.д.

    По характеру подвижности различают одноосные (с одной осью вращения - блоковидные, например, межфаланговые суставы пальцев), двуосные (с двумя осями - эллипсовидные) и трехосные (шаровидные) суставы. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G132

    7. Виды повреждений скелета – беседа, запись схемы в тетрадь на основе презентации

    Растяжение связок Вывих сустава Перелом: открытый и закрытый

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , работа с учебником и презентацией, беседа, записи в тетради .

    Задание: Пользуясь текстом учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 51-52 найдите и выпишите основные части мышцы.

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - соединительнотканная оболочка;

    - сухожилия;

    - кровеносные сосуды и нервы.

    Формы мышц: веретенообразные, двуглавые, двубрюшные, лентовидные, двуперистые, одноперистые.

    9. Группы мышц по расположению и функциям. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, записи в тетрадь.

    Задание: На основе учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр.52-54 найдите группы мышц по местоположению в теле человека и группы мышц, выделяемых по функциям. Запишите в виде схемы.

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    Мышцы туловища - жевательные

    Мышцы конечностей - дыхательные

    10. Особенности опорно-двигательной системы. – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба.

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Стопа человека имеет сводчатую форму,

    Массивные пяточные кости;

    Нижние конечности массивнее верхних;

    Таз расширенный, чашевидный;

    S-образный позвоночник имеет изгибы - два лордоза (изгибы, направленные вперед - шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад - грудной и крестцовый);

    Грудная клетка расширена в стороны.

    В связи с трудовой деятельностью и развитием речи:

    Сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем;

    Увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок.

    III. Подведение итогов.

    Скачать конспект

    1 слайд

    Тема: Опорно-двигательная система Задачи: Изучить строение, виды и соединение костей, кости скелета человека; строение мышечной ткани и мышц Павленко С.Е

    2 слайд

    Костная ткань В состав костной ткани входят органические (оссеин и оссеомукоид) и неорганические вещества (соли кальция, фосфора, железа, магния). Органические вещества придают эластичность. Если их сжечь, кость рассыпается на небольшие твердые частички. Неорганические придают твердость, если удалить неорганические вещества выдерживанием кости в кислоте, то кость становится эластичной и ее можно будет завязать в узел. Костная ткань представлена клетками костной ткани - остеоцитами и межклеточным веществом. Структурным элементом является остеон - система костных пластинок, концентрическими кругами располагающиеся вокруг гаверсовых каналов, содержащих нервы и сосуды. Между ними - вставочные пластинки.

    3 слайд

    Строение и виды костей Различают компактное вещество костной ткани (тело кости) и губчатое вещество (в головках костей). Строение и виды костей: Кость покрыта надкостницей, суставные поверхности - хрящом. Надкостница выполняет защитную, трофическую (содержит кровеносные сосуды и нервы) и костеобразовательную функции. С внутренней стороны надкостницы находятся остеобласты, обеспечивающие рост кости в толщину. На границе с костной полостью находятся остеокласты - клетки-разрушительницы костной ткани. Головки костей, покрытые хрящом, называются эпифизами, места прикрепления сухожилий - апофизы, тело кости - диафиз, участок между эпифизом и диафизом - метафиз.

    4 слайд

    Строение и виды костей Остеоны образуют перекладины, если перекладины расположены плотно, то образуется компактное вещество, если рыхло - губчатое вещество. Строение и виды костей: Кость покрыта надкостницей, суставные поверхности - хрящом. Надкостница выполняет защитную, трофическую (содержит кровеносные сосуды и нервы) и костеобразовательную функции. С внутренней стороны надкостницы находятся остеобласты, обеспечивающие рост кости в толщину. На границе с костной полостью находятся остеокласты - клетки-разрушительницы костной ткани. Головки костей, покрытые хрящом, называются эпифизами, места прикрепления сухожилий - апофизы, тело кости - диафиз, участок между эпифизом и диафизом - метафиз.

    5 слайд

    В метафизе имеется прослойка остеобластов, за деления которых происходит рост кости в длину. Рост костей прекращается к 23-25 годам у мужчин, к 18 - 20 годам у женщин. Эпифизы состоят из губчатого вещества, в ячейках - красный костный мозг. Внутри диафиза канал с желтым костным мозгом. Виды костей: Различают четыре группы костей: трубчатые (длинные - плечевая, короткие - фаланги пальцев); губчатые (длинные - ребра, короткие - кости запястья, предплюсны); плоские (лопатки); смешанные (основание черепа, позвонки). Строение и виды костей

    6 слайд

    Делят на две основные группы: непрерывные и прерывистые. Непрерывные могут быть трех видов - соединение с помощью соединительной ткани - фиброзное соединение (роднички в черепе новорожденного), с помощью хрящевой ткани (межпозвоночные диски), костные сращения (кости черепа). В прерывистых (суставах) различают суставные поверхности, суставную сумку, суставную полость с синовиальной жидкостью. Давление в них отрицательное. Различают еще и полусуставы - соединения, имеющие в толще хряща щелевидную полость (лобковое сращение). Соединение костей.

    7 слайд

    ОДС выполняет: механические функции, связанные с опорой, движением и защитой внутренних органов; метаболические функции связаны с участием в минеральном обмене веществ; кроветворная функция связана с гемопоэзом, образованием клеток крови. Отделы скелета. Скелет человека насчитывает более 200 костей и состоит из: 1. Черепа. 2. Скелета туловища (позвоночный столб и грудная клетка). 3. Скелета конечностей (скелет поясов и скелет свободных верхних и нижних конечностей). Функции и строение ОДС

    8 слайд

    Череп включает 23 кости. В состав мозгового отдела входят: парные кости - височные и теменные; непарные кости - лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. В состав лицевого черепа входят парные и непарные кости. Парные - верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные. Непарные кости - сошник, нижняя челюсть, подъязычная. Череп

    9 слайд

    При рождении кости ребенка очень гибкие (много органики), кости черепа не сросшиеся, между ними большие роднички – соединительнотканная перепонка. У пожилых людей кости становятся хрупкими из-за большого количества неорганических веществ. Череп

    10 слайд

    Скелет туловища состоит из скелета позвоночника и скелета грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков, которые образуют пять отделов. Шейный - из 7 позвонков, грудной - из 12, поясничный - из 5, крестцовый - из 5 слившихся, копчик из 4-5 сросшихся позвонков. В позвонке различают: тело, дугу, непарный остистый отросток, парные верхние и нижние суставные. Скелет туловища

    11 слайд

    12 слайд

    Первые позвонки в шейном отделе называются атлант и эпистрофей. Атлант имеет вид кольца с двумя мыщелками, тело атланта перешло на эпистрофей и образовало зубовидный отросток. Скелет туловища

    13 слайд

    Скелет грудной клетки образуется грудными позвонками, ребрами и грудиной. Первые семь пар ребер называются истинными, следующие три пары - ложные ребра, их реберные хрящи соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две последние пары ребер - блуждающие. В грудине различают рукоятку, тело и мечевидный отросток. Скелет туловища

    14 слайд

    Скелет верхней конечности: состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья - локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев. Скелет плечевого пояса: состоит из парных лопаток и ключиц. Скелет конечностей и поясов конечностей

    15 слайд

    16 слайд

    Скелет нижней конечности: состоит из и скелета свободной нижней конечности - бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна - 7 костей, плюсна и фаланги пальцев). Скелет тазового пояса: состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей - подвздошной, седалищной и лобковой. Скелет конечностей и поясов конечностей

    17 слайд

    В связи с прямохождением: - стопа человека имеет сводчатую форму, - массивные пяточные кости; - нижние конечности массивнее верхних; - таз расширенный, чашевидный; - S-образный позвоночник имеет изгибы - два лордоза (изгибы, направленные вперед - шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад - грудной и крестцовый); - грудная клетка расширена в стороны. В связи с трудовой деятельностью и развитием речи: - сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем; увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок. Скелет конечностей и поясов конечностей

    18 слайд

    Сколиоз: искривление позвоночника в сторону; Лордоз: искривление вперед поясничного отдела больше нормы; Кифоз: искривление назад грудного отдела больше нормы (сутулость); Плоскостопие: уплощение свода стопы. Нарушения в формировании скелета

    19 слайд

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10? Что собой представляет диафиз? Эпифиз? Метафиз? Апофиз? Какие свойства костной ткани придают органические и неорганические вещества? Где находятся клетки, за счет которых кость растет в длину и в толщину? Как они называются? Повторение

    20 слайд

    1. Три вида непрерывного соединения костей? 2. Два вида прерывистого соединения костей? 3. Что обозначено цифрами 1 – 10? 4. Какие части кости не покрыты надкостницей? 5. Какое давление внутри сустава? 6. Как называется жидкость внутри сустава? Повторение

    21 слайд

    Какие виды костей изображены на рисунке? Какие кости образуют мозговой отдел черепа? Какие виды костей образуют лицевой отдел черепа? Повторение

    22 слайд

    У взрослого человека составляют 40% от массы тела, насчитывается около 600 скелетных мышц. В мышце различают утолщенную среднюю часть - брюшко, прикрепляется мышца с помощью сухожильной головки к неподвижной части скелета, сухожилием хвоста - к подвижной части скелета. Мышцы

    23 слайд

    Мышцы и группы мышц окружены соединительнотканными оболочками - фасцией (эпимизием). Группы мышечных волокон окружает перимизий, соединительная ткань между волокнами – эндомизий. К мышце походят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Форма мышц разнообразна: различают длинные, короткие, широкие, двуглавые, трехглавые и другие. Мышцы

    24 слайд

    Мышцы антагонисты обеспечивают движение в суставах (сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращатели). Мышцы, выполняющие движение в одном направлении - синергисты. Мышцы

    25 слайд

    Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Скелетное мышечное волокно имеет форму цилиндра длиной до 40 мм, диаметром до 0,1 мм. Снаружи покрыты сарколеммой, цитоплазма называется саркоплазмой. В ней очень много митохондрий и сеть внутренних мембран - саркоплазматический ретикулум, содержащий Са2+. Вдоль мышечного волокна тянется в среднем 2500 миофибрилл. Мышцы

    26 слайд

    Миофибриллы состоят из многих тысяч саркомеров, разделенных Z-дисками, к которым прикреплены актиновые филаменты, между которыми находятся миозиновые. Каждая нить миозина окружена 6 нитями актина. Когда происходит сокращении миофибриллы, сами нити не укорачиваются, актиновые нити вдвигаются между миозиновыми. Это представление получило название теории зубчатого колеса. Саркомер способен сокращаться на 30% от своей длины. Мышцы

    28 слайд

    Мышцы верхней конечности: дельтовидная, двуглавая, трехглавая, мышцы предплечья, кисти. Мышцы нижней конечности: ягодичная, четырехглавая мышца бедра, портняжная, икроножная, мышцы стопы; Основные группы мышц

    29 слайд

    Мышечные волокна изолированы от соседних, при этом они сокращаются по принципу "все или ничего", т.е. волокно сокращается с максимальной для него силой, если возбуждение достигло порогового уровня. Сила и степень сокращения зависит от числа сократившихся волокон. При сгибании руки в локтевом суставе, возбуждение к двуглавой мышце идет от моторной зоны лобной доли больших полушарий, передается с помощью нисходящих путей на соответствующие сегменты спинного мозга, затем по двигательным нейронам на нервно-мышечные соединения и происходит сокращение мышцы-сгибателя. Работа мышц

    30 слайд

    При этом происходит торможение двигательных нейронов мышцы-разгибателя, и трехглавая мышца расслабляется. Медиатор, вызывающий сокращение скелетной мускулатуры - ацетилхолин. Различают динамическую работу мышц, когда сокращение чередуется с расслаблением, и статическую работу, например, при удержании груза в одном положении. Статическая приводит к более быстрому утомлению. Утомление - временное снижение работоспособности, наступающее в результате работы. Ведущую роль в утомлении играет не усталость самих мышц, а утомление двигательных нейронов. Работа мышц

    31 слайд

    Установлено, что для более быстрого восстановления работоспособности более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой группы мышц. Иван Михайлович Сеченов назвал это "активным отдыхом". Он же изучал зависимость утомления от ритма и нагрузки и заложил основы науки - гигиены труда. Для достижения максимального объема мышечной работы необходимо подобрать оптимальный ритм и нагрузку. Работа мышц

    В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 класс.

    Данная разработка сопровождается подробной презентацией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Юго-восточное окружное управление образования

    ГОУ СОШ №489

    Методическая разработка по теме:

    «Опорно-двигательная система. Скелет человека»

    Исполнитель: учитель биологии

    ГБОУ СОШ № 489

    Фаттахетдинова Эльвира Абдуловна

    Москва 2012г.

    Тема: «Опорно-двигательная система. Скелет человека». 8 класс

    Данный конспект рассчитан на два урока.

    Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».

    Тема 2 урока: «Строение скелета».

    Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

    Урок 1

    Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

    Задачи урока:

    Образовательные

    сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

    Развивающие

    Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

    Воспитательные

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

    Оборудование:

    Таблицы, презентация к уроку.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Объяснение нового материала.

    2.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

    2.2 Форма костей

    2. 2. Строение кости.

    2.3. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

    2.4 Внутреннее строение костей.

    2.5 Соединения костей.

    3. Закрепление и обобщение пройденного материала.

    4. Домашнее задание .

    Ход урока:

    Организационный момент (приветствие учителя)

    Объяснение нового материала

    1 слайд

    Вопрос к классу?

    Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать?

    (Опорно-двигательная система)

    Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?

    (Скелет и мышцы)

    Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

    Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

    Опора тела и скелета

    Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

    Двигательная

    Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

    Защитная

    Кости скелета защищают органы от травм

    Обмен веществ

    В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

    2 слайд

    Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

    Форма костей

    3 слайд

    Строение трубчатой кости

    Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части?

    (диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

    Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

    4 слайд

    Попробуйте ответить на вопрос:

    Какое значение имеет химический состав клетки?

    (придает костям прочность, упругость и эластичность)

    За счет, каких веществ это достигается?

    (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)

    Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

    Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

    Демонстрация опыта.

    При прокаливании кости органические вещества обугливаются.

    Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

    После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

    Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему?

    (у стариков)

    С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

    У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

    5 слайд

    Внутреннее строение костей

    Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?

    Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.

    У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

    Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

    Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

    6 слайд

    Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?

    При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

    Кости могут расти в длину и толщину.

    В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

    За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут
    в толщину и зарастают при переломах.

    7 слайд

    Как соединяются между собой кости в скелете?

    Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

    Типы соединения костей

    Срастание костей, образование швов

    Соединения при помощи хрящей

    Соединение при помощи суставов

    8 слайд

    Что обеспечивает подвижность конечностей?

    (Сустав)

    Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

    (связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

    Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

    Рассмотрим движение в локтевом суставе.

    Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

    Домашнее задание

    Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

    Урок 2

    Цели урока : изучить строение скелета человека.

    Задачи урока:

    Образовательные

    Сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.

    Развивающие

    Развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником

    Воспитательные

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

    Оборудование:

    Таблицы, презентация, модель строения черепа.

    План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    3. Объяснение нового материала.

    3.1. Основные отделы скелета человека

    3.2 Скелет головы

    3. 3 Скелет туловища

    3.4. Строение позвоночника

    3.5 Строение грудной клетки

    3.6 Строение шейных позвонков

    3.7 Скелет верхней и нижней конечности

    4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

    5. Домашнее задание .

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос.

    Вопросы к классу:

    Каковы функции опорно-двигательного аппарата?

    Назовите, какие бывают кости по форме?

    Каково внутреннее строение костей?

    Каков химический состав костей?

    Назовите типы соединения костей?

    Назовите части сустава?

    Объяснение нового материала

    9 слайд

    Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

    Записываем в тетрадь:

    Скелет головы

    Скелет туловища

    Скелет конечностей

    10 слайд

    Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.

    Мозговой отдел черепа: парные - височная, теменная, и непарные –затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.

    Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные- нижняя челюсть.

    Вопрос к классу.

    Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?

    (защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

    11 слайд

    Скелет туловища

    Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.

    12 слайд

    Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.

    Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

    13 слайд

    Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

    Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

    Какие функции выполняет грудная клетка?

    (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

    14 слайд

    Рассмотри строение шейных позвонков.

    1 шейный позвонок – атлант.

    2 шейный позвонок – аксис.

    АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
    Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

    АКСИС (2-й шейный позвонок)
    Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка

    Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы

    Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.

    15 слайд

    Скелет верхней конечности.

    Задание классу.

    По учебнику назовите основные кости верхней конечности.

    Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.

    Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.

    Скелет свободной конечности состоит из:

    Плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

    Вопрос классу.

    Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?

    (плечевой, локтевой).

    16 слайд

    Скелет нижней конечности.

    Задание классу.

    По учебнику назовите основные кости нижней конечности.

    Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.

    Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.

    Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.

    Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.

    Вопрос к классу.

    Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?

    (тазобедренный, коленный, голеностопный)

    Задания на закрепление материала

    Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

    Домашнее задание

    Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд



    Похожие публикации