Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Закон об обработке персональных данных в организации. Обработка персональных данных без согласия субъекта Срок использования персональных данных

В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.

Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки « о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.

Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках

1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.

2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152, «обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.

В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных , подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными .

4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?

Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.

Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.

5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.

Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».

Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.

Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.

7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.

Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.

В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.

8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.

Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.

В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

24 февраля 2016 в 17:35

Основы обработки персональных данных

  • Блог компании Зарцын и партнеры ,
  • Законодательство в IT ,
  • Патентование

Мы уже начинали говорить о персональных данных, их сборе и обработке. Но, об этом можно говорить бесконечно и мы продолжим. В прошлый раз мы говорили об изменениях в законе, но не учли самого главного - САМ ЗАКОН ВЫ НЕ ЧИТАЛИ!.. И, судя по обратной связи, информация требует более детальной проработки.
Поэтому мы несколько раз перечитали все законы и дополнения к ним. Сделали из него эдакую выжимку. Четко по пунктам расписав основные его нормы и требования.

Основы основ

«Обработка персональных данных базируется на принципах законности и справедливости» - гласит ФЗ-152 «О персональных данных». Из этих понятиях зиждятся остальные принципы, отражающие суть обработки персональных данных как процесса. И вот что вам необходимо запомнить:

1. Обработка персональных данных должна отвечать целям сбора персональных данных;
Это значит, что Субъект обработки ПДн (покупатель, клиент, работник и т.д.) должен быть уведомлен о целях обработки. Поэтому цели должны быть отражены в форме письменного согласия на обработку персональных данных.

2. Не должны объединяться базы данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в несовместимых между собой целях;
Тут все очевидно: не должны быть объединены базы персональных данных, содержащие, например, фискальную информацию о работниках компании, и базы персональных данных клиентов компании.

3. Обрабатываемый объем персональных данных не должен быть избыточным по отношению к целям их обработки;
Получается, что интернет-магазин продающий носки может обрабатывать персональные данные покупателей, которые могут содержать информацию о предпочтениях, о маркетинговой активности, но персональные данные покупателя, говорящие о наличии у него, скажем, заболеваний, будут явно избыточными.

4. При обработке персональных данных должны быть обеспечены их точность, достаточность и актуальность по отношению к целям обработки;
Это необходимо в первую очередь для качественного и своевременного выполнения какого-либо юридически значимого действия, при котором используются персональные данные. Например, для непосредственной покупки товара.

5. Хранение персональных данных должно осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных.
Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. То есть если интернет-магазин закрывается, то базу персональных данных его покупателей нельзя оставлять «врагам», необходимо ее хотябы обезличить.

Этапы работы с персональными данными

1. Сбор
При сборе персональных данных с посетителей сайта мы рекомендуем в любом случае указывать:
  • наименование оператора;
  • цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
  • предполагаемые пользователи персональных данных;
  • установленные законом права субъекта персональных данных;
  • источник получения персональных данных.
Кроме того, по запросу гражданина оператор по обработке персональных должен предоставить:
  • Подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  • Наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  • Сроки обработки персональных данных;
  • Информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
2. Хранение
Хранение и запись, систематизация, накопление, уточнение, должны осуществляться на территории РФ – это уже все знают. Хранение персональных данных может осуществляться в любой форме, в том числе бумажной.
Обработка персональных данных может осуществляться за границей, если база данных в РФ содержит равный или больший объем персональных данных.

3. Использование
Помните! Действия, совершаемые с собранными персональными данными должны осуществляться строго согласно целям, для которых они были предоставлены.
То есть, если данные собраны при покупке носков в интернет магазине «А», то и использоваться они должны только для продаж магазина «А», которому эти данные оставили. Если эти данные использовать для продажи квартир на другом ресурсе, то это уже будет считаться неправомерным использованием персональных данных.

4. Блокирование
Если субъект обнаружил что его данные используют неправомерно и обратился к вам с претензией (или его представитель/ соответствующий орган), то вы обязаны блокировать его персональные данные и проверить правомерность их использования. Если данные эти обрабатывает подрядчик, то вы обязаны сделать все для блокировки и проверки данных обратившегося.
Все тоже самое вы обязаны провернуть в том случае, если субъект обнаружил неточности в своих данных.
Блокировка должна осуществляться с момента такого обращения или получения запроса на время проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц.

5. Уничтожение
А вот уничтожить данные или обеспечить прекращение использования вы обязаны в случае отзыва согласия. Также, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных.
Произвести все это необходимо в срок не более тридцати дней с даты поступления отзыва, если иное не предусмотрено договором.

Напомним, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
  • на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Суммы сами по себе небольшие, но сам факт привлечения внимания надзорных органов может повлечь гораздо более серьезные проблемы.

БОНУС

Трансграничная передача данных возможна, ее никто не запрещал.
НО, вы обязаны
  • хранить и актуализировать все данные на серверах в РФ (первичная БД)
  • указать в «Соглашении на обработку ПДн» то, что вы планируете передавать эти данные в другую страну и для каких конкретных целей (писать ли конкретную страну в законе не указано)
Ответственность за использование переданных данных несет тот Оператор, которому переданы эти базы данных.

Предоставление удаленного доступа к базам данных, находящихся на территории РФ, с территории другого государства ФЗ-242 не запрещается.

На этом все, коллеги. Да прибудет с вами милость Эру!

Все организации собирают, хранят и используют сведения о своих сотрудниках. Информация личного характера сейчас имеет высокую ценность, а при попадании в руки мошенников она становится средством для совершения преступлений. В этой статье мы расскажем, как и с какой целью компании обрабатывают персональные данные и должны ли они получать на это согласие работников.

Что такое обработка персональных данных

Понятие «обработка персональных данных» включает любые действия, совершаемые оператором с индивидуальной информацией. Среди них:

  1. сбор;
  2. уточнение;
  3. систематизация;
  4. использование;
  5. удаление;
  6. хранение.

Все организации и предприятия являются операторами персональных данных, поскольку обрабатывают их. В ст. 22 закона № 152-ФЗ дается правовое основание обработки персональных данных. Исходя из текста статьи, работодатель вправе совершать действия с личной информацией работников без уведомления об этом намерении органов Роскомнадзора.

Для совершения действий с личной информацией применяются несколько способов. Автоматизированная обработка персональных данных - это обработка на компьютере. Неавтоматизированный способ предполагает использование бумажных носителей. Сейчас в большинстве случаев применяется смешанная обработка, которая сочетает в себе элементы автоматизированной и неавтоматизированной.

Цели обработки персональных данных на предприятии

Выделяют следующие цели обработки персональных данных в организации:

  1. Заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров с гражданами, юридическими лицами, ИП и другими лицами в ситуациях, предусмотренных законодательством и Уставом предприятия.
  2. Организация кадрового учета организации, обеспечение соблюдения законов, заключение и исполнение обязательств по трудовым и гражданско-правовым договорам.
  3. Ведение кадрового делопроизводства, содействие работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, пользовании льготами.
  4. Исполнение требований налогового законодательства по вопросам исчисления и уплаты налога на доходы физлиц и единого социального налога, пенсионного законодательства при формировании и передаче в ПФР персонифицированных данных о каждом получателе доходов, которые учитываются при начислении взносов на обязательное пенсионное страхование.
  5. Заполнение первичной статистической документации в соответствии с Трудовым, Налоговым кодексом и федеральными законами.

Что такое согласие на обработку персональных данных

Вместе с предоставлением необходимых документов при заключении трудового договора подписывается согласие работника на обработку персональных данных работника. Согласно ст. 3 ФЗ №152 , к таким данным относятся все сведения о человеке - от имени и фамилии до записей в трудовой книжке.

Персональные данные делятся на 3 категории:

  • Общедоступные - основные анкетные данные, включая ФИО, пол, дату и место рождения.
  • Биометрические - информация о внешности и некоторых физиологических особенностях, если они определяются визуально.
  • Специальные - национальность, вероисповедание, состояние здоровья, судимости, частично - сведения о работе (причины увольнения и др.).

Персональные данные конфиденциальны (за исключением общедоступных), поэтому для их обработки необходимо получать согласие человека.

В обязательном порядке устанавливается срок действия согласия на обработку персональных данных. Моментом его окончания становится либо конкретная дата, либо определенное событие, в том числе отзыв работником своего согласия. Это требование указано в п. 4 ст. 9 ФЗ №152.

В каких случаях нужно согласие на обработку персональных данных

Согласие требуется на обработку специальных и биометрических данных. Общедоступную информацию разрешается свободно использовать, если только это не противоречит закону, а также общепринятым нормам морали и этики.

Ситуации, когда согласие на обработку персональных данных не требуется

Исключение составляют случаи, когда расследуется уголовное дело, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Биометрические данные могут понадобиться, чтобы установить личность при отсутствии у человека документов. В таких ситуациях не требуется согласие на обработку личной информации.

Примерная форма оформления согласия и описание документа

Заявление о согласии на обработку личной информации подается на имя руководителя организации в письменной форме. В шапке документа указываются:

  1. должность руководителя и наименование организации, которую он возглавляет;
  2. ФИО руководителя;
  3. должность работника;
  4. ФИО работника;
  5. дата;
  6. место составления.

Примерный текст документа следующий:
«Данным заявлением я подтверждаю свое согласие на сбор, обработку, использование и хранение моих персональных данных в пределах, необходимых для обеспечения моих трудовых и социальных прав, уплаты установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей, отчисления обязательных взносов в государственные фонды и для других целей, вытекающих из трудовых и смежных с ними правоотношений между мной и работодателем в рамках действующего законодательства. Работодатель вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам только в установленных законом случаях».
Под текстом заявления работник ставит свою подпись.

Возможен ли отказ от обработки персональных данных с позиции закона

По закону, отказ от согласия на обработку персональных данных не несет юридических последствий. В ч. 1 ст. 9 ФЗ №152 указано, что само согласие выражается свободно и добровольно.

Ч. 5 ст. 6 того же закона допускает отсутствие согласия на обработку личной информации в случае, если это требуется для исполнения договора, в том числе трудового. Поэтому работодатели, выполняя свои обязанности, в интересах сотрудников могут обрабатывать их персональные данные без получения на то согласия. Это касается только работников, которые уже числятся в штате. Принять человека на работу при его отказе от обработки персональных данных нельзя. В таком случае еще не заключен трудовой договор. Раз этого документа нет, то и обязанности исполнять его у работодателя не возникает.

Иногда отказ от обработки личной информации чреват негативными последствиями. Если на предприятии действует пропускной режим, то при таких обстоятельствах работнику нельзя будет оформить либо заменить пропуск - такое действие выйдет за рамки служебных целей. Поэтому отсутствие согласия повлечет за собой невозможность выполнения трудовых функций.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ специалиста

В последнее время нам все чаще предлагают поставить свою подпись под фразой «О согласии на использование и обработку персональных данных»: в любых социальных и финансовых учреждениях, коммунальных службах, при приеме на работу. Требуют наши «добровольные согласия» сегодня в ВУЗах, школах, детских садах, поликлиниках и даже библиотеках! Не отстают магазины, гостиничные и ресторанные комплексы - для получения дисконтной карты вы обязаны заполнить и подписать анкету, где внизу мелким шрифтом обозначено ваше согласие на обработку персональных данных. Для чего это нужно: с целью безобидного учета или для превращения человека в бесправное приложение к мировой электронной системе? Давайте разбираться.

Что представляют собой персональные данные человека и кому они нужны?

Итак, понятие «персональные данные человека» включает в себя не только его имя, отчество, фамилию и адрес регистрации, как мы привыкли понимать. Это полностью вся информация, которая прямо или косвенно касается конкретного физического лица: биометрические данные, сведения о состоянии здоровья и физиологические особенности, национальность, вероисповедание, состав семьи, наличие судимости, информация о сфере занятости, финансовые доходы и прочее.

В 2005 году Россия утвердила Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных». После чего был принят Федеральный закон (ФЗ-№152) «О персональных данных», основные положения которого повторяет вышеуказанный международный акт. Большая часть людей думает, что закон предусматривает защиту личных данных человека. Но так ли это на самом деле?

Особенно настораживает в документе такое понятие как «автоматическая обработка данных», которое предусматривает как накопление и хранение данных личности, так и передачу их третьим лицам и использование в различных целях. Право выполнять эти действия принадлежит так называемому оператору, выступать в роли которого могут юридические или физические лица, государственные структуры, коммерческие организации.

Но главным нашим оператором является коммерческая структура ОАО «Универсальная электронная карта». Именно она обладает правом определять состав персональных данных, цели их обработки и совершать над ними любые действия.

Что скрывается за понятиями «использование» и «обработка» персональных данных?

Казалось бы, зачем больницам, учебным заведениям, ЖЭКам, работодателям стало необходимо предоставлять такую полную информацию о себе, своей семье, материальном положении, если совсем недавно еще не было этой надобности? Такой жестких сбор всех личных данных начался с принятием Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», после чего во всю и заработали ранее принятый закон «О персональных данных».

Кому это нужно? Безусловно, не социальным и коммерческим структурам - они только инструмент для сбора информации. Все данные будут фиксироваться непосредственно у главного оператора - ОАО «УЭК», который планирует в скором времени обеспечить всех граждан электронными документами и запустить активную тщательную обработку каждого человека.

А что подразумевается под словом «обработка» и «использование»? Граждане понимает под этим понятием банальный сбор и хранение информации. А на что на самом деле соглашается человек?

В п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 152 это обозначено следующим образом:

«Обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ, БЛОКИРОВАНИЕ, УДАЛЕНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.»

Таким образом, люди добровольно передают в чужие руки разрешение распоряжаться своей личной жизнью. Теперь главный оператор, в будущем обеспечив вас электронным биометрическим документом, будет обладать всей полной информацией, касающейся вашего здоровья, наличия родственников, социальных выплат, совершенных сделок, налогах, хозяйственных покупок и даже передвижения! И, если вы, как обладатель универсальной электронной карты, будете не согласны с некоторыми действиями оператора, тогда все ваши данные он может просто заблокировать или вовсе уничтожить, как полноправный хозяин вашей персональной информации. Вы ведь заранее согласились на возможность применения к себе подобных мер!

Как это работает уже сегодня?

Активный процесс по обработке персональных данных только начинает внедряться в нашу повседневную жизнь, но некоторые граждане уже успели почувствовать на себе последствия таких законных действий.

Так, обязательное согласие на обработку персональных данных требуют некоторые образовательные учреждения страны.Согласно комментариям студентов, в случае отказа давать свое согласие, их просто не допустят к экзаменам и не выдадут дипломы.

Также обстоят дела и с частью государственных лечебных заведений, где гражданин обязан предоставить больнице не только информацию о здоровье и номер медицинского полиса, но и страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (СНИЛС) - основной ключ доступа к информационным базам ОАО «УЭК». В бланке «Согласие пациента на обработку персональных данных» существует пометка, что в случае отказа в согласии, клиника вправе отказать в медицинских услугах пациенту.

То же касается любых других государственных и коммерческих учреждений, требующих от своих клиентов обязательное согласие на обработку и использование персональной информации, аргументируя это необходимостью бухгалтерского, кадрового или воинского учета. Как себя вести в таких ситуациях — читайте далее.

Как быть, если работодатель настаивает на подписании разрешить использовать вашу личную информацию и имеет ли он на это право?

Согласно закону, любые действия, касающиеся персональной информации сотрудника, могут осуществляться только с его согласия в письменном виде. Работодатель обязан довести под роспись будущему сотруднику, с какой целью и в каком порядке будут храниться и использоваться предоставленные им сведения, а также о возможности отказаться либо в будущем написать отзыв своего согласия на обработку персональных данных.

Согласно ст. 5.27 и ст. 5.39 КоАП России предусматривается административная ответственность за нарушение норм хранения и обработки личных данных работников. В случае нарушения законодательства руководство компании обязано возместить материальный ущерб сотруднику за незаконное использование его персональной информации.

Если вы по незнанию когда-то подписали разрешение на использование ваших личных данных, то теперь знайте, что имеете право его отозвать. Отзыв может быть составлен в свободной форме, но с обязательной ссылкой на действующие законы. Предлагаем образец такого заявления:

Генеральному директору ООО ___________
От ________________
Зарегистрированного по адресу:
___________________________
Паспортные данные: ________

Отзыв согласия
на обработку персональных данных

Я, ФИО, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» отзываю у Общества с ограниченной ответственностью «_________» согласие на обработку моих персональных данных.
Прошу прекратить обработку моих персональных данных в течении тридцати рабочих дней с момента поступления настоящего отзыва.

Дата. Подпись.

Некоторые юристы считают, что отзыв на обработку персональных данных ничего не решает, ведь к моменту его написания все информация о человеке уже занесена в нужные электронные базы для дальнейшего использования. Но, по крайней мере, вы выполните свой долг с позиции православного христианина, и, возможно, притормозите процесс дальнейшего обновления ваших личных данных.

Как законно отказаться от сбора персональных данных в детских садах и школах?

В последнее время большую тревогу забили родители, ведь администрация дошкольных и общеобразовательных учреждений фактически принуждает их подписывать согласие на обработку и использование персональной информации о ребенке и членах его семьи. Это получается, что вы должны добровольно отказаться от права на неприкосновенность вашей частной и семейной жизни? Ведь автоматическая обработка персональных данных предусматривает передачу собранной информации третьим лицам без ограничений.

Помните, что давать или не давать свое согласие - это ваше право, а не обязанность. Ниже мы приводим пример заявления об отказе предоставления личных сведений о ребенке для дальнейшей их обработки:

В администрацию школы/детского сада №
от__________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ____________________________________, являясь законным представителем своего ребенка _________________________________ , заявляю о своем категорическом отказе предоставлять те или иные сведения о частной жизни моего ребенка или моей семьи в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конституции РФ («Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»).
Также я запрещаю использовать в отношении моего ребенка любые психологические тесты и опросы, запрещаю принуждать моего ребенка к участию в этих тестах и опросах, запрещаю любой сбор информации о разнообразных сторонах жизни моего ребенка и моей семьи. Считаю необходимым известить вас, что нарушение вами моего запрета подпадает под пункт 2 статьи 137 Уголовного Кодекса РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни с использованием своего служебного положения») с учетом статьи 63 УК РФ («Обстоятельства, отягчающие наказание»).
Пользуясь случаем, считаю своим долгом заявить о своем убеждении, что все действия по сбору информации о детях, родителях и их семьях, в конечном итоге, направлены на разрушение института семьи в нашей стране, что является антигосударственным деянием.

«____» «_______________________» 20___г. _____________________
(Личная подпись)

Безусловно, следует понимать, что школе необходимо иметь базовую персональную информацию о каждом учащемся с целью организации воспитательно-образовательного процесса. По закону, в момент нахождения детей в школе, за них несет ответственность администрация этого учебного учреждения. Поэтому, если уж возникла необходимость передать конкретные сведения о ребенке, то оформите этот процесс грамотно, используя приведенный пример заявления:

Образец согласия на обработку персональных данных школой, который не создает опасности нарушения прав семьи.

СОГЛАСИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Я, ______________________________________________________________(ФИО),
проживающий по адресу ____________________________________________________________, Паспорт № _________________________ выдан (кем и когда) _____________________________
______________________________________________________________________________
являюсь законным представителем несовершеннолетнего ____________________________________ (ФИО) на основании ст. 64 п. 1 Семейного кодекса РФ.
Настоящим даю свое согласие на обработку в ГОУ СОШ № ________ персональных данных моего несовершеннолетнего ребенка _____________________________, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных:

  • данные свидетельства о рождении;
  • данные медицинской карты;
  • адрес проживания ребенка;
  • оценки успеваемости ребенка;
  • учебные работы ребенка.

Я даю согласие на использование персональных данных моего ребенка исключительно в следующих целях:

  • обеспечение организации учебного процесса для ребенка;
  • ведение статистики.

Настоящее согласие предоставляется на осуществление сотрудниками ГОУ СОШ № ____ следующих действий в отношении персональных данных ребенка: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование (только в указанных выше целях), обезличивание, блокирование (не включает возможность ограничения моего доступа к персональным данным ребенка), уничтожение. Я не даю согласия на какое-либо распространение персональных данных ребенка, в том числе на передачу персональных данных ребенка каким-либо третьим лицам, включая физические и юридические лица, учреждения, в том числе внешние организации и лица, привлекаемые ГОУ СОШ № ______ для осуществления обработки персональных данных, государственные органы и органы местного самоуправления. Я даю согласие на обработку персональных данных ребенка только неавтоматизированным способом и не даю согласия на их обработку автоматизированным способом.
Обработку персональных данных ребенка для любых иных целей и любым иным способом, включая распространение и передачу каким-либо третьим лицам, я запрещаю. Она может быть возможна только с моего особого письменного согласия в каждом отдельном случае.
Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных в ГОУ СОШ № ______ или до отзыва данного Согласия. Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению.
Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах ребенка, законным представителем которого являюсь.

Дата: __.__._____ г.
Подпись: ________________________ (______________________)

Как правильно написать отказ на обработку персональных данных?

Как мы уже выяснили, целью автоматизированного учета личной информации граждан является не гарантия прав людей, а исключительная власть над ними. Так происходит очередной этап построения системы управления человеком.

В феврале 2014 года на сайте Московской Патриархии была опубликована информация об обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой принять законодательные меры, которые обеспечивали бы право человека на использование традиционных удостоверений личности и способы их учета на бумажных носителях, а также предоставить правовые гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета.

Администрация Президента Российской Федерации направила ответ на обращение Патриарха следующего содержания:

«...Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта - документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы...».

Еще давно православные Старцы и священнослужители предупреждали о том, что людей будут обольщать с помощью «многохитростной лжи и чудовищного обмана».

Если вы желаете самостоятельно распоряжаться своей жизнью, а не давать это право чужим лицам, то вместо подписания согласия на обработку своих персональных данных советуем оформить заявление, образец которого представлен ниже:

ЗАЯВЛЕНИЕ

об отказе подписать «Согласие на обработку персональных данных»
(на основании ст. Конституции РФ 2, 3, 15, 18, 23, 24, статьи 12 ГК РФ)

................................................................... мне было предложено подписать бланк «Согласие на обработку
(дата)
персональных данных» для..................................................................................................................................................................
(указать для чего получается «Согласие»)
Я не даю согласие на обработку моих персональных данных по следующим основаниям:
1. Обязательное получение согласия на обработку персональных данных при........................

(указать: предоставлении медицинской помощи, выплате пособия, оформлении сделки и др.)
...................................................................................................................................................
противоречит Конституции РФ,гарантирующей гражданам данное право без каких-либо условий. В соответствии со статьями 2, 15, 18 права и свободы человека - высшая ценность, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
2. Согласие на обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей
..........................................................................................................................................................................
(указать, если такие имеются)
..........................................................................................................................................................................
противоречит моим интересам и интересам моей семьи.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
В соответствии с законом №152-ФЗ персональные данные - это любая информация, относящаяся к физическомулицу. Понятие «обработка» включает в себя любые действия оператора с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ, в том числе передачу третьим лицам и трансграничную передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В 2009 году в №152-ФЗ «О персональных данных» были внесены изменения, отменившие обязанность операторов по криптографической (шифровальной) защите персональных данных.
При использовании персональных данных оператор обладает правом принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц как субъектов персональных данных.
Получая согласие человека на обработку персональных данных - любой информации обо мне и моей семье - оператор становится их полным хозяином.
Формальная фраза бланка о праве отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает, поскольку оператор к моменту отзыва «Согласия» уже имеет возможность использовать свои полномочия в полном объеме.
Согласие на обработку персональных данных делает человека потенциальным объектом любых криминальных манипуляций, так как никто не несет ответственности за нравственное состояние операторов.
3. Получение согласия «на обработку персональных данных - любой информации о человеке» нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
4. Предложенный мне бланк «Согласия» нарушает принципы статьи 5 «Принципы обработки персональных данных» №152-ФЗ «О персональных данных»: о недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой; об обработке только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки; о соответствии содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки; о недопустимости избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.
На основании изложенных доводов, я отказываюсь от дачи согласия на такую обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей) и прошу обеспечить соблюдение моих конституционных прав и свобод. Мои персональные данные, необходимые для внутреннего использования в Вашем распоряжении уже имеются.
Я был(а) предупрежден(а), что в случае отказа подписать «Согласие» мне будет...............................................................................................................................................................
(последствия отказа подписать «Согласие»)
В случае реализации данной угрозы, прошу дать мне аргументированный письменный ответ, который мне будет необходим для обжалования неправомерных действий должностного лица (служащего) и возмещения материального и морального ущерба.

С уважением,
"____" _____________ 20___ года

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные являются общедоступными;

3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные

1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Похожие публикации