Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Система вокализации. Система вокализма русских говоров. Типы вокализма. Ударный вокализм. Состав гласных фонем в говорах. Смотреть что такое "Вокализация" в других словарях

Вокализм (от лат. vocalis - гласный звук) -система гласных (см.) какого-либо языка, диалекта или говора. Изучается как в синхронии (на данном этапе развития), так и в диахронии (истории формирования). В системе В. гласные находятся в определённых отношениях между собой и с окружающими их согласными. Система В. совр. рус. лит. языка является результатом длительного исторического развития, сущность к-рого заключается в постепенном уменьшении состава фонем, образующих систему В., и в ослаблении различительной (фонологической) функции гласных. Др.-рус. язык до сер. 10 в. имел 11 гласных фонем: и, ы, у, е, о, а, ё (гласный переднего образования средневерхнего подъёма, на письме обозначавшийся буквой "fe; см. Ять), ъ и ь (см. Редуцированные гласные), о и е (носовые гласные непереднего и переднего образования, на письме обозначавшиеся буквами жид; см. Юсы). Все гласные выступали как самостоятельные фонемы, различая словоформы др.-рус. языка (б"илъ - быль, даль -долъ, в"елъ - воль, м"елъ - м"ёлъ, сънъ - санъ, д"ън"ъ - дань, зобъ - зфъ, п"етиь - путь и т.д.). Они могли употребляться после всех согласных (за исключением того, что ы, о, ъ не выступали после исконно мягких); гласные переднего образования воздействовали на предшествующие согласные, сообщая им полумягкость (неполное смягчение).
В сер. 10 в. др.-рус. язык утратил носовые: о изменился в у, к-рое совпало с исконным у (зубъ-^-зубъ, г^стъ-"густъ), а е - в особый гласный а (п ет"ъ-«-и" "am ь, м ети"м-*-л"am"и). Т. о., ко времени появления письменности в др.-рус. языке насчитывалось только 10 гласных фонем, но фонологическая их роль оставалась прежней. Эта роль изменилась в сер. 11 в., когда полумягкие согласные смягчились полностью. В связи с этим оказалось, что непередние гласные стали употребляться только после твёрдых согласных, а передние - только после мягких (лишь а и у могли употребляться как после твёрдых, так и после мягких). Это обстоятельство обусловило почти полную потерю гласными и согласными раздельной фонологической самостоятельности. В сер. 12 - нач. 13 вв. др.-рус. язык утрачивает ещё две фонемы - ъ и ь (см. Падение редуцированных): из ъ в сильной позиции развивается о, а из ь - е, совпавшие с исконными о и е. Вместе с тем уже после смягчения полумягких фонема а совпадает с фонемой а после мягких согласных, а фонема ы функционально сближается с и (они употребляются параллельно: ы после твёрдых, и после мягких согласных); после падения редуцированных ы |с точки зрения Московской фонологической школы (см.)] становится разновидностью (аллофоном) фонемы и, выступающей после твёрдых согласных (ср.: изба - к-ызбе, Иван - с-Ываном).
После утраты ъ и ь в др.-рус. языке произошла смена тонового ударения динамическим, в результате чего во многих диалектах возникла новая гласная фонема (хотя и неустойчивая в истории языка и, может быть, локальная) - закрытое б (лабиализованный гласный средневерхнего подъёма непереднего образования, напряжённый и долгий); эта фонема возникла из о под бывшей восходящей интонацией, тогда как исконное о и о из & дали обычное открытое о. На протяжении 13 в. и последующего времени в разных диалектах по-разному меняется и фонема ё: в одних она совпадает се, в других с и, в третьих сохраняется как ё (или
дифтонг ис). Наконец, в этот же период, приблизительно до 16 в., в рус. языке развивается изменение е (из е исконного и из ь) в о после мягких перед твёрдыми согласными (напр., н"есъ - н"ос, в"елъ - в"ол). В результате всех этих процессов в рус. языке, учитывая его диалекты, под ударением максимально может быть 7 гласных фонем: и, у, е, о, ё, 6, а; в тех говорах, где нет фонемы б, выступает 6 гласных, а в тех, где нет б и ё,- 5 фонем. Такую пятифонемную систему В. имеет и совр. рус. лит. язык (согласно другой точке зрения, восходящей к Л. В. Щербе и разделяемой его последователями, и и ы представляют собой разные фонемы, и тогда система В. лит. языка считается шестифонемной; при этом в качестве аргумента в пользу признания ы самостоятельной фонемой выдвигается возможность в совр. лиг. языке изолированного употребления ы, напр. «буква ы», «Операция Ыр, и употребления этого звука в начале слова в таких случаях, как ыкать, ыканье, и в заимствованных топонимах или собственных именах).
Вместе с тем утрата ъ и ь и развитие иных фонетических процессов обусловили подчинение системы В. системе согласных фонем рус. языка, тогда как до утраты редуцированных определяющую роль в др.-рус. языке играл В. Подчинённость системы В. системе консонантизма выражается в воздействии согласных на качество гласных и в изменении признака непереднего - переднего образования гласных в зависимости от твёрдости -мягкости предшествующих и последующих согласных (см. Консонантизм).
Безударный В. в рус. лит. языке и диалектах отличается большой сложностью в реализации гласных фонем (см. Аканье, Еканье, Иканье, Оканье, Яканье).

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по средствам предъявления информации подразделяют на кинестетику, пара- и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика - один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики человеческого тела: рук (жестикуляция, язык жестов), мускулов лица (мимика), выразительных движений всего тела (пантомимика). Некоторые психологи называют этот вид информации оптико-кинетической системой знаков. Такое название одного из главных видов невербальной коммуникации некорректно, так как слово «кинетика» применяется в механике и физике. Кинетический - относящийся к движению механических частей, к энергии механического движения. Более правильно называть этот вид невербальной коммуникации именно кинестетикой, так как в основе этого слова заложено понятие «кинестезическое ощущение» - ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых им мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Следует иметь в виду, что одни и те же кинестетические приемы (жесты, позы, выражения лица) в разных культурах могут быть истолкованы по-разному. К примеру, V-образный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа». Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если тыльной стороной, это означает «Победа», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то жест приобретает оскорбительное значение: «заткнись». Таких примеров различного толкования жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Экстралингвистика - это система, включающая темп речи и «добавки» к вербальной информации (паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика - это область пространственной и временной организации общения. Психологами предложена методика оценки интимности общения на основе изучения организации пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению) в среднем составляют: интимная зона - 15-46 см, личная зона - 46-120 см, социальная зона - 1,2-3,6 м, общественная зона - более 3,6 м.



Визуальное общение («контакт глаз») представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или о необходимости прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических и клинических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести и мимико-жестовую речь. Это форма общения глухих, представляющая собой сочетание естественных и условных жестов с мимикой. Отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он может быть отнесен и к вербальной коммуникации, так как фактически это речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом - его качества; действие обозначается после объекта, на который оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).

Тема 11. Становление системы гласных немецкого языка

Для выявления исторических изменений в системе исходного (индоевропейского) вокализма в немецком языке нам необходимо

а) ознакомиться с общей системой реконструированных индоевропейских фонем (фонетических архетипов);

б) рассмотреть характер изменений артикуляции конкретных звуков в общегерманском языке и на последовательных синхронных срезах истории немецкого языка (двн., свн., рнвн., нвн.);

в) установить на основании сопоставления направления развития вокализма на каждом этапе эволюции (утрата старых и появление новых фонем, процессы восстановления ряда фонем в более поздние исторические периоды);

г) выявить базовые фонемы, общие для индоевропейского, общегерманского, двн., свн., рнвн. и нвн. состояний системы вокализма.

Однако для этого необходимо остановиться на основных параметрах гласных фонем, согласно которым осуществляется классификация типов фонем и основных характеристик реализиющих их звуков.

Основные характеристики индоевропейских и германских гласных

Гласные звуки, реализующие ту или иную фонему, обычно классифицируются на основании следующих параметров:

1. По подъему спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема, что обычно отражается в так называемом «фонетическом треугольнике»:


i u верхний

e o средний

2. По положению кончика языка («по артикуляторному ряду») различают переднеязычные i, e и заднеязычные u, o. Однако нередко в исторической фонетике гласные группируются по обоим признакам одновременно, на основании учета образуемого органами речи артикуляционного пространства: узкие (высокие) i, u, широкие (низкие) a, o, e.

3. Признак количества , т.е. долготы и краткости, также носил смыслоразличительный характер. В древних текстах и в учебниках по истории языка долгота обычно обозначается прямой чертой над соответствующей буквой, однако нередки были и другие знаки либо отсутствие знака долготы.

4. В процессе развития в германских языках появляется противопоставление лабиализованных и нелабиализованных гласных (по признаку лабиализации / «огубленности»).

Система вокализма индоевропейского праязыка

Таблица 1

краткие a o e i u ə

долгие ā ō ē ī ū

дифтонги ai / āi oi / ōi ei / ēi əi

au / āu ou / ōu eu / ēu əu

Дополнительно к уже сказанному (см. Тему 1, § 3) следует отметить следующие черты индоевропейских фонем:

а) гласные i , u представляют собой вокализованные варианты полугласных сонантов;

б) дифтонги являются бифонемными сочетаниями (оба гласных самостоятельны, между ними проходит граница слогоделения); при этом элементы i , u также являются вокализациями полугласных (первичные формы дифтонгов выглядели, вероятно, иначе: ay, aw; oy, ow и т.д.); между , , , .

в) краткий гласный «шва примум», согласно А. Мейе, произносится как открытое «э»;

г) есть мнение, что «долгие» дифтонги еще до периода распада индоевропейского сообщества утратили долготу и в германском праязыке изменялись так же, как и соответсвующие дифтонги с краткими гласными [Мейе 1952: 52-55; Вандриес 1937: 32-37; ВГФ 2003: 38-41].

1. Система древнегерманских гласных в связи с индоевропейским вокализмом.

2. Комбинаторные изменения гласных.

3. Умлаут.

4. Аблаут.

5. Германское ударение. Фонетические процессы конца слов.

1. Древнегерманский вокализм унаследован от индоевропейского вокализма, который является гипотетическим феноменом, как и понятие индоевропейского языка-основы. Индоевропейская система гласных (2 тысячелетие – конец І тысячелетия до н. э.) восстанавливается методом лингвистических реконструкций, раскрывающим не конкретные фонемы, а некие абстрагированные представления о них.

Индоевропейский вокализм представлен пятью парами долгих и кратких монофтонгов: Ї:i, u:uд ё:е, о:о, а":а, шестью парами долгих и кратких дифтонгов: al:ai, eT. ei, цl:oi, au:au, шІ:оо, ei:eu и двумя неслоговыми і, u. В слогообразовании участвовали и сонанты (Ср. слав, сердце, гот. bindan, – bnd) m, n, r, l.

Фонетические изменения в индоевропейском вокализме носили количественный и качественный характер. Количественные чередования характеризовались позиционной долготой и краткость: nаnа, nаnа, nаnа, т. е. количество главного зависело от позиции в слове. Долгие в ударном положении, они же в безударном – полудолгие, они же в конечном – краткие; Видимо, количество не было еще релевантным, чтобы стать основанием фонологической оппозиции.

Качественные чередования имели место в грамматических формах. Ср., например, индоевропейский аблаут (грамматическое чередование) в системе сильных глаголов:

Русск. несу – нес; греч, leipo – leloipa – elipon.

В середине 1 тысячелетия до н. э. из индоевропейского языка выделяется группа германских диалектов – это эпоха общегерманской языковой общности.

Гласные верхнего подъема ї/i ü/u

Гласные среднего подъема ё/е ö/u

Гласные нижнего подъема ä/а.

Основными были а, о, е в ударных слогах; i, u в начале использовались

Только в безударных слогах. Возможно, они были результатом редукции дифтонгов, или, возможно, i/e, u/o выступали как широкий и узкий аллофоны одной фонемы.

ие. а перешло в герм. а: лат. аго, гот. arjan пахать,

ие. о перешло в герм, а: лат. hortus сад, гот. gards дом

ие. а перешло в герм, о: лат. mater, гот. modor.

ие. о перешло в герм. о: лат. flоs цветок, гот. blоma.

ие, ei перешло в герм. i (в готском написании ei).

гот. steigan, да. stiзаn подниматься, русск. достигать.

Индоевропейским а, о перед n, m; o, u перед г;

u перед l соответствует в германских u.

лат. centum гот. hund сто

лат. porcus свинья, да. furh борозда.

Германские дифтонги представлены парами долгих и кратких со вторым элементом u, і: аі или ei, au, eu, iu. Дифтонги ai, ei, iu, eu в последующей истории германских языков подвергались монофонемизации, превратившись, как правило, в долгие гласные: в древнеанглийском а, i, u, e.

Дифтонги со вторым элементом і были дифтонгами с тембровым скольжением в направлении переднего ряда. Дифтонги на u имели тембровое скольжение в направлении заднего ряда.

По признаку раствора германские дифтонги характеризовались следующим образом: их первые компоненты а, о, е (а, о, Е, i) располагались на всех трех ступенях раствора, представленных в германском вокализме (широкий, средний, узкий). Скольжение от широкого к узкому раствору характерно для всех дифтонгов, но наиболее ярко выражено у ai, и практически отсутствует у iu. Таким образом, германские дифтонги определяются корреляцией по тембровому скольжению и корреляцией по раствору.

Система германских гласных отмечена также корреляцией по долготе. Система не была застывшей, она постоянно и активно изменялась – корреляция, т. е. симметрия не была чем-то неизменным. При активном (асимметричном) состоянии фонетической системы в языке происходят процессы, направленные на восстановление системного равновесия – «симметризация», когда исчезновение одного типа корреляции ведет за собой появление другого. Частный случай этой закономерности – «процесс заполнения пустой клетки». Например, рефлексами долгих германских дифтонгов на u явились древнеанглийские ео, еа. Их появление нарушило симметрию между долгим и кратким вокализмом, т. к. соответствующих кратких дифтонгов не было. Они появились в результате преломления и заняли соответствующие «пустые клетки».

В древнеанглийском появляется гласный О «шва», который всегда стоял в безударной конечной позиции. Его появление вызвано закреплением ударения на корневом слоге.

2. Древнегерманские гласные перенесли целый ряд изменений, которые наблюдаются от одного германского языка к другому.

Комбинаторные изменения гласных

1. Носовой согласный влияет на качество предшествующего гласного в древнеанглийском, древнефризском и др.:

Е + носовой – і, о + носовой – u.

Например:

Двн. neman брать да. niman

Двн. coman приходить да. cuman

Двн. goma человек да. guma

2. Компенсаторные изменения гласного за счет выпадения последующего носового прошли в древнеанглийском, древнефризском и др., и не зафиксированы в готском и немецком. При выпадении носового сохраняется абсолютная длина слова, поскольку удлиняется гласный, компенсирующий в слове количество выпавшего согласного.

Гот. fimf пять да. fif

Gons гусь gos

Ср. современные английские и немецкие: five – fünf, tooth – Zahn, goose – Gans.

Монофтонгизация и дифтонгизация

1. Под влиянием силового ударения первый элемент дифтонга поглощал второй: ai – а, ei – i, iu – u. Напр.:

Гот. rais встал да. ras

stains камень stan

haims дом hаm

Можно предположить, что уже в готском языке это были диграфы, а не дифтонги, что свидетельствует о более древнем состоянии.

2. Дифтонгизация также под влиянием силового ударения имела место в древневерхненемецком с 8 в.:

Гот. biugan гнуть – двн. biogan, лат. speculum – двн. spiagal зеркало, гот. her – двн. hear – hiar здесь.

В отличие от нисходящих древнегерманских дифтонгов эти дифтонги восходящие, т. е. раствор второго элемента шире растворе первого.
да. deоp глубокий двн. tiof

Аналогичное, но более позднее явление в английском языке – Великий сдвиг гласных: а – еi, ї – аі, o – ou, u – au.

3. Умлаут

Палатальный умлаут (или і – умлаут, термин Я. Гримма) – изменение гласных, имевшее место во всех древнегерманских языках, кроме готского. В древнеанглийском он прошел в 6 – 7 вв. Основным его результатом было продвижение ударных гласных заднего ряда, за которыми следовал полугласный j, в направлении переднего ряда. Сущность умлаута – регрессивная ассимиляция, сужение корневого гласного – объясняется предвосхищением артикуляции последующего j в суффиксе. При этом полугласный j исчезает, неударный либо также исчезает, либо превращается в е; e/j сохраняется только в некоторых суффиксах (-е, - ja, - en).

Например

Гот; harjis войско да. here

Гот. satjan сажать дисл. setja

Гот. gulрeins золотой да. 3ylden

С фонологической точки зрения палатальный умлаут представлял собой отделение от материнских фонем заднего ряда тех аллофонов, артикуляция которых была продвинута вперед. Отделившиеся аллофоны либо перешли к существовавшим фонемам либо образовали новые а – е, о – e, u – у, еа – ie.

По своему механизму палатальный умлаут схож с велярным или u-умлаутом. Краткие гласные переднего ряда превращаются в дифтонги, если в последующем слоге этого же слова гласный принадлежит к заднему ряду: а – еа, е – ео, і - іо, і – ео.

Аlup эль да: eaulu. .

Гот. herts сердце да: heorte

Гот. silubr серебро да. seolfor, siolfor

В ходе велярного умлаута к кратким передне-задним дифтонгам перешли скользящие назад аллофоны гласных фонем переднего ряда, обусловленные ассимилятивным воздействием гласных заднего ряда.

Немецкий умлаут имел место уже в письменную эпоху, после 8 в. н. э. Механизм его действия также носит ассимилятивный характер

В отличие от литературного языка количество фонем в говорах может быть разным: кроме /а/, /о/, /у /, /и/, /е/, встречаются также закрытые напряженные, средневерхнего образования /о/, /е/.

Функционально слабой фонемой системы литературного языка является /ы/ (не встречается в начале слова), иногда ее вообще признают за оттенок фонемы /и/, однако в севернорусских говорах /ы/ определенно является самостоятельной фонемой.

В прошлом почти все говоры имели фонему /0/, которая сохранилась только в архаичных говорах Севера, где в сильной позиции она противопоставлена фонеме /0/: [сошка – (сохu), nере[во]m - [во]р, сб[род] - сб[рбд]у, на[воз] - на[влз] , [Со]ня - [со]ня "сонный", [мо]г - [мо]х, [во]т - [во]д, [во]н (местоимение) - [во]н "наружу", [по]д - [по]m, [во]йлок - [во]йско; ср. и формы Р. женского рода как[ой], дурн[ой] с формой И. п. мужского рода как(ой), дурн[ой]. Фонема /0/ возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а /0/ - из исконного [о] под нисходящей интонацией и из /ъ/. Следовательно, всякое исконное [о] под ударением после твердого согласного не в начале слова представляет собой один из оттенков /0/. в первом же слоге слова /0/ закономерно является в тех случаях, где нет оттяжки ударения на предлог: на сm[о]л, на в[о]лю , но на дом-, на воду (т.е. д[о]м-, в[о]ду) или ударение на начальном слоге вторично: сm[о]л, к[о]нь при ударении сmoла, коня показывает, что исконными были формы сmолъ", конь" . В остальных положениях исконным является /0/.

В отличие от литературного языка диалектные системы различаются разной степенью редукции безударных гласных (южнорусские и среднерусские говоры) или ее отсутствием (севернорусскиеговоры), а также различным соотношением между гласными в сильной позиции.

В зависимости от окружающих звуков в потоке речи видоизменяется характерная часть гласного с уменьшением или увеличениемего длительности. Это чисто фонетические различия. Гласный между твердыми согласными всегда короче гласных между мягкими согласными. В севернорусских говорах гласные не изменяются в зависимости от ударения, а в южнорусских и среднерусских говорахи в литературной речи под ударением всегда выделяются как гласные сильной позиции и изменяются в безударных слогах. Противопоставленность гласных под ударением гласным без ударения образует первую системную позицию различения или неразличения гласных, выделяя позиционные оттенки фонем. В литературном языке, а также в южнорусских и среднерусских говорах возможны три позиции: под ударением (сильная), в первом предударном слоге (полуслабая) и в остальных безударных слогах (слабая). На конце слова перед паузой произношение гласных иногда совпадает с полуслабой позицией: [гърадок] "городок" , но [многа] или [многъ] . В севернорусских говорах гласные по позициям не различались и во всех слогах произносились почти одинаково: [она сама поймала сома]; в остальных говорах утрачивалось противопоставление гласных в слабых позициях: [ана сама паймала сама]. Изменения гласных в зависимости от позиции иногда называют нейтрализацией фонологического противопоставления, в морфологическом смысле они образуют пересекающиеся (непараллельные) ряды чередований гласных:

Вторая позиция связана с последующим согласным. Во всех говорах, в том числе и в севернорусских, гласные изменяют свое звучание в следующих положениях:

1) в начале слова перед твердыми согласными: [ат] - [от] - [ус);

2) в начале слова перед мягкими согласными: [а"т"] - [о"т"] - [у"с"];

3) между твердыми согласными: [мат] - [тот] - [тут];

4) после твердого перед мягким согласным: [ма"т"] - [то"т"] ;

5) после мягкого перед твердым согласным: [м"ат] - [т"от] ;

6) между мягкими согласными: [м"ат"] - [т"от")я - [т"ут"]а.

Произношение гласных на конце слова совпадает с одним из перечисленных в зависимости от того, каким звуком начинается следующее слово. Перед паузой гласные произносятся так же, как и перед твердыми согласными.

Гласные [а], [о], [у] имеют полный набор из четырех комбинаторных вариантов: передне-верхнего [а], переднего [а], среднего [а], сдвинутого назад (а). Положение между двумя мягкими согласными оказывается наиболее критическим, а положение в начале с:лова перед твердым согласным - наиболее «свободным» для всех гласных. В начале слова не употребляется [ы], а также диалектные [о], [е]; употребление [е], [и] различается по говорам: в одних (на севере) возможно произношение типа [эс"л"и], [ива], в других - перед гласным обязательно появляется j: [йес"л"и], [йива]. Таким произношением раньше различались и разные варианты литературной речи: старомосковское произношение требовало йотации, петербургское - нет (в основе расхождения лежит различие между севернорусскими и южнорусскими говорами).

Распределением позиционных и комбинаторных оттенков фонем определяются сильные и слабые позиции гласных фонем. В севернорусских говорах сильная позиция гласного - в начале слова перед твердым согласным; в южнорусских говорах сильная позиция гласного - под ударением; среднерусские говоры и литературный язык совместили оба принципа, в них сильная позиция гласного – под ударением перед твердым согласным. Таким образом, литературный язык уже в позиционном распределении фонем осуществляет общерусский принцип выделения значимых звуковых единиц.

Системность в распределении оттенков фонем (звуков, звучания гласных) по позициям способствует четкому и последовательному выделению системы гласных фонем в том или ином наречии. Отмечено, что в окающих говорах с фонемами /е/, /о/ гласный [а] - более верхнего и более заднего образования, чем в литературном языке; против, в говорах с редукцией гласные верхнего подъема более нижнего образования, чем в литературном языке. Таким образом, и сама система гласных определяет основные варианты фонем, фонетические возможности их произношения, никогда не допуская смешения фонологически важных единиц.

Подъем

Литературный

язык

Севернорусские

говоры

Южнорусские и среднерусские

говоры

Средне-верхний

Средне-нижний

В диалектных системах очень развито стремление к компактности, здесь нет резких разрывов в подъеме гласных. Из трех различительных признаков гласных, свойственных русскому языку (лабиализованность, подъем и ряд), в литературном языке важны два первых, а признак ряда используется для различения комбинаторных оттенков фонем. Это усиливает противопоставление гласных по подъему и исключает фонему /ы/ из системы.

В севернорусских говорах, наоборот, противопоставление по ряду являеся самым выразительным, ни один гласный переднего ряда не может заменяться гласным непереднего ряда; например, нет «перехода» /е > о/ ([м"еот) "мёд", с фонетическим огублением гласного (е), нет изменения [а> а) (происходит совпадение с (е); ср. литер. (з"ат") и" диал. [з"ет") "зять").

Отличие системы южнорусских и среднерусских говоров от системы литературного языка незначнтельно; и здесь важными являются противопоставления по подъему и лабиализации, но в некоторых положениях последняя может утрачиваться. Наличие сильной редукции безударных гласных противопоставляет первый предударный слог остальным безударным, в которых возможна только одна степень подъема, поскольку (ъ), ("ь) являются оттенками фонемы /и/ (/ы/). Распределение гласных в слабых позициях влияет на качество гласных в сильных позициях и способствует усилению компактности всей системы; и под ударением эти гласные более напряженны, чем в литературном языке.

Если позиционное и комбинаторное распределение гласных определяется соседними звуками, т.е. синтагматично, то системное соотношение вокализма в сильной позиции в границах каждого отдельного наречия называется парадигматическим: гласныефонемы говоров в их отношении друг к другу противопоставлены по различительным признакам, а не определяются соседними звуками в речевой цепи. Системные отношения этих двух типов определяюткаждую конкретную систему говора и обязательно описываются при изучении данного говора.

Таким образом, противопоставление наречий и говоров друг другу и литературному языку определяется: либо составом гласныхфонем , либо разными пpизнаками выделения этих фонем (система фонем), либо фонетическими модификациями в их выражении (система оттенков).

Модификации гласных в зависимости от окружающих согласных определяются системой фонем и являются общими для всех говоров. Изменение гласных в зависимости от ударения, кроме литературного языка, свойственно также южнорусским и среднерусским говорам. Теоретическое истолкование таких изменений очень сложно (чрезвычайная дробность типов), но в практическом отношении употребление безударных гласных очень просто, поскольку всегда подчиняется четким системным различиям по следующим признакам:

1) отношение к ударному гласному выделяет разные степени редукции, которые варьируются по говорам; например, по соотношению степеней длительности второго предударного, первого предударного, ударного и заударного слогов могут различаться как

2 - 2 - "3 - 1 для окающих говоров без редукции; как 1 - 3 - " 2 – 1 для окающих говоров с редукцией; как 1 - 2 - "3 - 1 для акающих говоров и для литературного языка; первый предударный слог всегда выделяется из числа прочих безударных слогов;

2) положение перед определенным ударным гласным: перед верхними или напряженными /и/, /ы/, /у/, /е/, /0/, с одной стороны, и перед неверхними /о/, /е/, /а/ - с другой;

3) следование после твердых или мягких согласных выделяет разные по качеству безударные гласные, которые изменяются: /о/, /а/ после твердых, /е/, /е/, /а/ - после мягких согласных;

4) положение перед твердыми или мягкими согласным и выделяет разную степень зависимости от следующего слога: перед мягкими согласными гласные, как правило, не изменяются, ибо в системе русского языка мягкие согласные являются сильным элементом системы.

По этим признакам можно описать пять противопоставлений, на основе которых и строится типология русского безударного вокализма:

1) предударные гласные после твердых согласных – предударные гласные после мягких согласных;

2) предударные гласные перед /а/ - предударные гласные перед прочими гласными;

3) предударные гласные после мягких согласных перед верхними - они же перед неверхними гласными;

4) предударные гласные после мягких согласных перед последующим гласным - они же перед последующим согласным; .

5) предударные гласные противопоставлены гласным во всех остальных позициях.

В результате первого противопоставления выявляется положение предударного гласного после твердых согласных, котороеобразует оканье и аканье.

Различение гласных неверхнего подъема /о/ и /а/ в безударных слогах, характерное для всех севернорусских говоров, условно называют оканьем : [хорошо говор"ит бабус"а). Аканьем в узком смысле слова называют неразличение /о/ и /а/ в безударных слогах: (харашо гавар"ит бабус"а). Аканьем в широком смысле обозначается всякое неразличение гласных в безударных слогах, т.е. также и после мягких согласных - яканье , и даже редукция гласных разного качества. Различные типы аканья характерны для среднерусских и южнорусских говоров и для литературного языка.

Общее фонетическое отличие окающих говоров от акающих заключается в отсутствии напряженности в произношении гласного что приводит к некоторому ослаблению заударного гласного, особенно в закрытом слоге. Даже в Поморской и Вологодско-Вятской группах говоров редукция заударных гласных является теперь обычной: [хл"ебъм] "хлебом" (бабъм) "бабам". Поскольку такая редукция происходит лишь после некоторых согласных (например, после губных), ее нельзя подвести под понятие «неполное оканье».

Полное оканье , т.е. различение двух гласных во всех безударных слогах, свойственно всем севернорусским говорам, кроме владимиро-поволжских, в которых распространено неполное оканье с редукцией безударных гласных, кроме первого предударного слога: произношение противопоставлено произношению с ровным тоном [го-во-р"ят хо-ро-шо] остальных севернорусских говоров. Большая полновесность предударного слога определяется характерной интонацией, свойственной владимиро-поволжским говopaм а это объясняет сильную редукцию остальных безударных гласных.

Окающие говоры делят на три типа:

1)собственно севернорусские говоры Олонецкой, Поморской, Вологодско-Вятской групп с произношением очень открытого [о] (похожего на [а]);

2)говоры новгородские с отчетливым выделением огубленного [о] и

3)говоры владимиро-поволжские с очень закрытым [а] и редукцией не в первом предударном слоге.

Различное качество /0/ во всех случаях соответствует общей системе диалектного вокализма.

Наиболее древним типом оканья является первый – с нечеткой лабиальной артикуляцией гласного. Характерная особенность этого типа оканья состоит в различных вариантах гласного после определенных групп согласных. После заднеязычных и губных, изредка после плавных происходит смещение артикуляции вверх, в результате чего вместо [ба]лда, [бо]лоmо произносится [бо]лда, [бу]лоmо . Наоборот, после остальных согласных происходит смещение артикуляции гласного вниз: [до]рак "дурак", [сон]дук "сундук", (позаову) "позову", но [дал], (са)рай, [тол]сmой, [соро]ка. Такое последовательное «перетекание» гласных, изменение оттенков в зависимостиот подъема характерно для большинства севернорусских говоров, распространяясь и на ударный слог. Отсутствие четкого противопоставления гласных по подъему - важная особенность диалектных систем, в которых сохранились следы противопоставления слогов вцелом.

В результате второго противопоставления гласных выявляется положение предударного [о] или [а] после твердых согласных перед разными ударными гласными. В отличие от оканья, при котором гласные не изменяются, аканье представлено двумя типами: диссимилятивным и сильным (недиссимилятивным).

При диссимилятивном аканье в первом предударном слоге на месте /а/, /о/ употребляется гласный средне-нижнего подъема среднего ряда, мало отличающийся от [а], но более высокий по образованию. В зависимости от последующего ударного гласного этот гласный произносится то как [ъ] (перед ударным [а]), то как (а) (в остальных случаях): [въда], но [вады], [вадой], [ваду]. Диссимилятивное аканье распространено в западных говорах южнорусского наречия.

Возможно, что в прошлом существовало несколько типов диссимилятивного аканья.

При - сильном аканье в предударном слоге на месте /о/, /а/ употребляется гласный типа [аЪ], Т.е. произносится [ваЪда] как [ваъдыI], [ваЪдой], [ваЪду]. Сильное аканье характерно для восточных говоров южнорусского наречия. Западная граница их распространения, теперь проходящая по восточным районам Калужской, Орловской, Курской областей, постоянно отодвигается к западу.

В результате третьего противопоставления гласных выявляется положение предударного гласного после мягких согласных перед различными ударными гласными, которое формирует диссимилятивное, ассимилятивно-диссимилятивное и сильное яканье. Таким образом, в большинстве южнорусских говоров аканье сопровождается яканьем, т.е. неразличением /е/, /е/, /а/ в этой позиции.

Диссимилятивный принцип яканья состоит в том, что перед ударным /а/ в предударном слоге произносится «не-а» (гласный ("и) или ["е]), а перед ударным гласным верхнего подъема - [а].

Типы диссимилятивного яканья определяются составом ударных гласных верхнего и неверхнего подъема, свойственных говору к моменту возникновения данного типа диссимилятивного яканья.

а) Самым архаичным является обоянское яканье: перед гласными, восходящими к фонемам /и/, /ы/, /у/, /о/, /е/, в предударном слоге произносится ("а); перед гласными, восходящими к фонемам /е/, /о/, /а/, произносится ["и];

ср.: [р"а]ки, [н"а]си, [п"а]mниmь, [ст"а]ны, [с"а]стры, но [р"и]ка, ] сmра , [п"и]mна, [с"и]лом. Таковы говоры некоторых районов Орловской, Курской, Воронежской и Белгородской областей.

б) Задонский тип яканья до недавнего времени был распространен в северных районах Воронежской области; от обоянского он отличается только тем, что в предударном слоге произносят ["е] в тех случаях, когда в обоянском наблюдается ["и]: [р"е]ка, [с"е]стра.

в) Щигровский тип яканья отличается от обоянского тем, что ударного [о] двух типов тут нет (и /о/ и /о/ одинаково выступают как гласные верхнего подъема), тогда как различение /е/ и /е/ еще сохраняется: [р"а]ки, [ст"а]ны, [р"а]ку, [р"а]кою , но и [с"а]лом, [п"а]сок , хотя перед /е/ - [д"и]ревня , так же и [н"и]сём при сохранении произношения в [р"а]ке, (с"а)стре (где [е] < /е/).

г) в отличие от щигровского типа яканья в старобузском (иначе - дмитровском ) типе отход от обоянского яканья состоит в совпадении не /о/ и /о/, а /е/ и /е/ , тогда как различение гласных перед /о/ разного происхождения продолжает сохраняться. Таким образом, в предударном слоге ["и], если под ударением /а/, /о/ (из /ъ/, /е/, /ь/. /о / под нисходящим ударением): (п"и)сок, [р"и]бой, [т"и]лёнок , но [п"а]ро, [р"а]бого .

д) Суджанский тип яканья - самый распространенный; от щигровского он отличается только тем, что /е/ и /е/ совпали в одной фонеме /е/ , но на гласный предшествующего слога они воздействуют как гласные нижнего подъема, т.е. перед ними произносится ("и): (ра)кой, (са)строй, но (си)стре, (ни)сём.

е) Жиздринский тип яканья также распространен и не различает /е/ и /о/, но они, как и /е/, /о/ (с которыми совпали /е/, /о /) воздействуют на гласный предшествующего слога как гласные верхнего подъема, т.е. в предударном слоге произносится ["а]. Такимобразом, здесь лишь перед ударным /а/ произносится ("и), а во всехдругих случаях - ["а]: [н"и]сла, [с"и]сmра, [р"и]ка , но (c"a)cmpy, (с"а)стре, "[с"а]строй . Только «один шаг» отсюда до полного яканья; для этого необходимо, чтобы и перед ударным /а/ по принципу ассимилятивности в первом предударном слоге произносилось ("а).

ж) Противоположен жиздринскому донской тип яканья , распространенный в русских говорах по Дону. Фонемы /е/, /о / здесь также совпали с /е/, /о /, но по воздействию на предшествующий гласный они совпадают с /а/, т.е. ["а] в предударном слоге произносится только перед ударными [иl, [у], [ы], в остальных положениях произносится ["и]. Функционально этот тип «сильнее» жиздринского, потому что ближе к литературному иканью.

Ассимилятивно - Диссимилятивное яканье распространено в восточных говорах южнорусского наречия, т.е. там, где отсутствует переход /е> "о/ перед твердыми согласными, а в системах вокализма могут различаться /е/ и /е/ , /о/ и /о/. В этих же говорах в виде остатков сохраняются цоканье, ассимилятивное смягчение согласных, произношение типа /гр"ес"/ "грязь" .

Похожие публикации