Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Разработка и согласование специальных технических условий (СТУ). СТУ — Специальные технические условия Порядок согласования сту по пожарной безопасности

Подавать заявку на рассмотрение и утверждение специальных технических условий (СТУ) следует в Министерство чрезвычайных ситуаций России. Специально созданный технический совет изучает предоставленную документацию и выносит положительное или отрицательное решение. В первом случае проект передается инспекторам по пожарному надзору для согласования. Во втором – возвращается застройщику на доработку.

Длительность рассмотрения раздела СТУ составляет обычно один календарный месяц, в некоторых случаях процесс затягивается на срок до трех месяцев. Все зависит от сложности объекта, загруженности экспертов и их возможности взаимодействовать с проектировщиками.

Протекание процесса согласования

Для подачи заявки на утверждение СТУ застройщик или ответственное лицо обязаны предоставить в МЧС России такие документы:

  • расчеты пожарных рисков и другие вычисления с аргументацией мероприятий по обеспечению безопасности людей;
  • письменное заявление с просьбой утвердить СТУ;
  • перечень СТУ в трех экземплярах с указанием необходимых реквизитов.

По завершении рассмотрения раздела СТУ государственная комиссия выносит решение о согласовании документации или его возвращении застройщику для корректировки и доработки.

Одобрение СТУ в Министерстве регионального развития России выполняется группой экспертов с последующим утверждением министром или его заместителем. Застройщик обязан подать следующие бумаги:

  • правильно оформленное заявление;
  • пояснительную записку с описанием проектных решений и других параметров;
  • подтверждение согласования в органах МЧС;
  • два экземпляра проекта СТУ;
  • копию технического задания, подписанную заказчиком.

Согласованная документация не возвращается застройщику.

Нужно утвердить СТУ?

Самостоятельное согласование СТУ обойдется застройщику дополнительными затратами средств и нервов. Готовить пакет документов, ходить по кабинетам разных инстанций – это малая часть шагов, которые придется проделать.

Наша компания, помимо разработки специальных технических условий, оказывает услуги по согласованию их в МЧС и Минрегионстрое. Специалисты нашей организации опытные профессионалы, которые оперативно соберут пакет требуемой документации и предоставят ее контролирующему органу.

Наша команда выполнит следующие работы:

  • оформят комплект бумаг, включая заявление, для подачи в надзорные службы;
  • сопроводят СТУ на всех стадиях согласования;
  • предоставят СТУ для проведения экспертизы в Минрегионразвития и МЧС.

Перед подачей документации в государственные органы, мы тщательно ее анализируем, оцениваем качество разработанных условий, полноту компенсирующих мероприятий. Наши специалисты постоянно наблюдают и контролируют процесс согласования.

В каких случаях необходимо получение СТУ? Какие существуют виды специальных технических условий? Как собрать пакет документов для согласования? Из чего складывается стоимость разработки СТУ? Обо всем этом и многом другом рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.

Что такое СТУ?

Специальные технические условия — это технические нормы, в которых содержатся требования в области безопасности и данные об особенностях проектирования, строительства, инженерных изысканий, эксплуатации и демонтажа объекта. Документ необходим в случае, если описываемых требований нет в уже существующих нормах или невозможно соблюдение этих норм в ходе проектирования.

Важно знать! Требования СТУ являются приоритетными на территории РФ. Другие строительные нормы (СНиП, СП, ГОСТ, ГОСТ Р, ВСН, ВНТП и др.) не имеют силы, если они противоречат требованиям СТУ.

Классификация и виды специальных технических условий

Могут быть разработаны СТУ 4-х видов:

  • По промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства.
  • По сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях с сейсмоактивностью свыше 9 баллов.
  • Специальные технические условия по пожарной безопасности.
  • Технические требования к строениям уникального типа (дизайнерские сооружения, памятники и т.п.)

Когда требуются СТУ?

Разработка и согласование специальных технических условий могут потребоваться в следующих случаях:

  • Проектируемый объект является нестандартным.
  • Строительство ведется в районах с повышенной сейсмической активностью.
  • Отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию жилых зданий высотой более 75 м, а также других объектов (офисных, многофункциональных, производственных) выше 50 м.
  • Отсутствуют системы автоматического пожаротушения на объектах, где по нормам они должна быть спроектированы и установлены.
  • При проектировании пожарных проездов в зданиях с нестандартной архитектурой.

Это далеко не все ситуации, в которых понадобится разработка СТУ. Если у вас есть сомнения, лучше всего проконсультироваться со специалистами компании “ЛенТехСертификация” — вам расскажут обо всех необходимых документах и сориентируют по стоимости и срокам.

Кроме того, разработка СТУ может помочь:

  • урегулировать спорные вопросы из-за противоречий в нормативных документах;
  • найти наиболее эффективные проектные решения;
  • составить грамотный и эффективный перечень компенсирующих противопожарных мероприятий.

Что включают в себя специальные технические условия?

В СТУ указывается:

  • Обоснование необходимости разработки спец ТУ;
  • Перечень дополнительных требований, которые будут разработаны для объекта;
  • Информация о самом объекте (заказчик, цель строительства и назначение объекта, месторасположение, застройщик, проектировщик);
  • Данные о разработчике СТУ;
  • Основные инженерные и планировочные решения с приложенными чертежами, планами и схемами.

Разработка и согласование специальных технических условий

Разработка

СТУ разрабатываются в строгом соответствии с приказом Минстроя РФ от 15.04.2016 г. №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В документе указываются требования к оформлению и содержанию техусловий.

Стоит отметить, что разработка специальных технических условий (СТУ) — это нелицензируемый вид деятельности. То есть от исполнителя не требуют получения специальных лицензий или аккредитаций. Согласно вышеуказанному приказу, заниматься данной деятельностью может организация, обладающая научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области. Поэтому при выборе исполнителя стоит в первую очередь опираться на его репутацию, отзывы и квалификацию сотрудников.

Согласование

Согласование специальных техусловий проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Если СТУ разработаны для обеспечения пожарной безопасности, то необходимо также заключение МЧС.

Перед согласованием нужно подготовить следующий комплект документов:

  • Информация о заявителе
  • Информация о разработчике проекта СТУ
  • Сам проект СТУ в двух оригинальных экземплярах
  • Пояснительная записка к проекту
  • Копия технического задания на разработку проекта, заверенную печатью
  • Сканированные копии документации, указанной в подпунктах «а — д» пункта 14 Порядка, на электронном носителе
Получить бесплатную консультацию

Порядок разработки и согласования специальных технических условий

Всю процедуру можно разделить на 5 основных этапов:

  1. Предоставление исходных данных. Исходные данные предоставляет заказчик и именно он отвечает за сроки этого этапа. Разработчик, в свою очередь, может помочь, дав подробный список требуемого.
  2. Разработка СТУ (первая редакция). Когда вся необходимая информация предоставлена, исполнитель приступает к работе. Конкретный срок зависит от сложности объекта, но в среднем это от 14 до 40 рабочих дней.
  3. Согласование с заказчиком. Готовые СТУ тщательно проверяются заказчиком. Разработчик отвечает на все возникающие вопросы и при необходимости вносит правки.
  4. Внесение правок. Сроки этого этапа во многом зависят от самого заказчика — чтобы сократить время работ, лучше внимательно рассмотреть проект еще на первом согласовании.
  5. Согласование с Минстроем и другими структурами. Здесь срок определен Порядком разработки и согласования СТУ и составляет 1 месяц (может быть продлен до 3 мес.). При разработке специальных технических условий по пожарной безопасности вам потребуется согласование пожарных СТУ в МЧС. В таком случае общий срок увеличится, т.к. процедуры невозможно запускать одновременно.

Стоимость СТУ

Стоимость разработки и согласования специальных техусловий зависит от их типа, конкретного объекта строительства, а также факторов, влияющих на его постройку. Существует также корректирующий стоимость коэффициент, возрастающий с количеством отступлений от нормативных требований. Для того, чтобы узнать точную цену разработки СТУ, обратитесь к экспертам компании.

Получить бесплатную консультацию

Мы приглашаем обращаться за услугами по разработке и согласованию СТУ к нам, в компанию “ЛенТехСертификация”. Эксперты бесплатно проконсультируют вас по имеющимся вопросам и всего за 4 часа произведут индивидуальный расчет стоимости и условий. Звоните или заполняйте форму обратной связи — мы оперативно примемся за работу!

Сокращения, используемые в статье:

  • Порядок - Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
  • Регламент - Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011,
  • 123-ФЗ - Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
  • 69-ФЗ – Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
  • Указ 868 – Указ Президента РФ №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»,
  • Пожарные СТУ – Специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности объекта, разработанные на основании 123-ФЗ.

1. Почему согласование Пожарных СТУ отнесено к компетенции МЧС России?

Статья 20 Федерального закона 69-ФЗ устанавливает необходимость в согласовании специальных технических условий (СТУ) по обеспечению пожарной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таковым органом в соответствии с Указом 868 является МЧС России.

Также пункт 8 Регламента, гласит о том, что предоставление государственной услуги по согласованию СТУ по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с 69-ФЗ и Указом 868 отнесено исключительно к компетенции МЧС России .

2. В чем заключается суть дублирования полномочий МЧС и Минстроя в части согласования Пожарных СТУ?

Пункт 15 Порядка Минстроя гласит: пожарные СТУ, нужно направлять на согласование в Минстрой России. Причём, не просто направлять в Минстрой, а ещё и прикладывать «документ по согласованию СТУ в МЧС России».

Таким образом, в Порядке зафиксирована чёткая схема: пожарные СТУ, должны быть сначала согласованы в МЧС России, а потом в Минстрое России. Это является очевидным дублированием одной и той же процедуры разными ведомствами!

Вступление в силу Порядка наделило Минстрой России полномочиями по согласованию пожарных СТУ при том, что аналогичными полномочиями на тот момент уже было наделено МЧС России (в соответствии с 69-ФЗ, Указом 868 и Регламентом).

Это вызывает определенные вопросы как к самому Минстрою, который разработал такой Порядок для себя, так и к Минюсту, который зарегистрировал (с третьей попытки) этот документ в условиях действующего на тот момент законодательства.

Сам факт дублирования административной процедуры «Согласование специальных технических условий» очень неприятен для предпринимателей. «Принцип одного окна? … нет, не слыхали!» Документ приходится дважды последовательно «подавать», сначала в одно министерство, а потом в другое, и ждать.

На картинке изображен Ждун, который уже согласовал СТУ с МЧС России и теперь ожидает второго согласования СТУ около здания Минстроя России. При этом, Ждун не понимает в чём заключается смысл второго согласования СТУ (этого не понимает никто).

Ждун ожидает снаружи здания – и это не случайно: его не пригласили на нормативно-технический совет, где в эту минуту рассматриваются его СТУ, (в отличие от МЧС, где право участия в заседании НТС ему гарантировано Регламентом). Это символизирует главный принцип работы Минстроя – «принцип закрытого принятия решений о согласовании/отказе в согласовании СТУ ».

В контексте данной статьи образ Ждуна отражает нелёгкую учесть российских предпринимателей, вынужденных сталкиваться с избыточными административными барьерами в ходе процедуры — «Согласование СТУ».

Ждун - скульптура Homunculus loxodontus , созданная голландской художницей Маргрит ван Бреворт для Лейденского университета (Нидерланды).

Ждать согласования специальных технических условий приходится, в лучшем случае, по месяцу в каждом министерстве (теоретически общий срок ожидания в соответствии с Регламентом и Порядком может составить более 135 (!) дней) (это не только долго и неудобно, но и очевидно накладно для застройщика).

Но дело не только в неоправданно долгом ожидании!

Самое главное то, что Минстрой в рамках своей процедуры по согласованию СТУ осуществляет повторный контроль за соблюдением требований 123-ФЗ.

Минстрой не выполняет какую-то «свою» специализированную функцию по государственному контролю и надзору, а банально «перепроверяет» работу МЧС (о том, как чиновники от строительства надзирают за одним из силовых министерств России читайте подробно в ).

Сначала МЧС России в рамках своей процедуры по согласованию СТУ (Регламент) осуществляет контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в ходе рассмотрения Пожарных СТУ.

Потом эти же СТУ нужно направить на согласование в Минстрой России, где история повторится. Получается, что после МЧС контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в отношении этих же СТУ будет осуществлять ещё и Минстрой.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» одним из базовых принципов технического регулирования является «недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Однако фактически, и в законодательстве, и на практике, закреплена такая схема двойного согласования СТУ, при которой полномочия за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) реализуют два разных органа государственного контроля: МЧС России и Минстрой России. Причем, в случае Минстроя – полномочия отчасти самим Минстроем себе и предоставлены - «в дополнение» к уже существующим (таким же) полномочиям МЧС (п. 15 Порядка ровно об этом и говорит). Ведь именно Минстрой является автором Порядка.

Похоже, что сложившаяся ситуация, мягко говоря, не очень соответствует принципам технического регулирования, прямо установленным Федеральным законом №184-ФЗ.

3. Игнорирование мнений Генпрокуратуры, Минэкономразвития, а также здравого смысла.

Логично, что во избежание такого дублирования, полномочиями на согласование каждого вида СТУ должен обладать какой-то один орган: либо МЧС, либо Минстрой.

Ещё в 2013 году Генеральная прокуратура РФ выявила избыточные и дублирующие процедуры согласования специальных технических условий, имея ввиду эту неправильную двухэтапную схему. По просьбе Генпрокуратуры Минэкономразвития сделало анализ и разработало предложения по исключению дублирования в части согласования СТУ. Вердикт был именно такой: согласование СТУ должно осуществлять какое-то одно министерство – в зависимости от вида СТУ, (об этом читайте в). Но это было в 2013 году!

А в 2016 году ничто не помешало Минстрою России утвердить новый Порядок согласования специальных технических условий, который не поспособствовал исправлению ситуации с дублированием полномочий в части согласования пожарных СТУ. Наоборот, с введением в действие новых формулировок это дублирование только укрепилось.

Хотя, казалось бы, разработка нового Порядка - это хорошая возможность для принятия долгожданных мер по исключению избыточных административных процедур – это то, о чем Генпрокуратора официально написала ещё в 2013 г. Но, увы, Минстрой не пожелал снизить административные барьеры и отказаться от своих полномочий по согласованию Пожарных СТУ.

Это довольно странная история, ведь сама процедура «согласование специальных технических условий в Минстрое» бесплатна для заявителя (по законодательству не предусмотрено никаких официальных платежей и гос. пошлин). Поэтому, по идее, никакой особой финансовой заинтересованности в сохранении полномочий по согласованию Пожарных СТУ у министерства не должно быть. Не так ли?

Примечательно, что до утверждения Порядка, ещё на стадии общественных обсуждений, сообщество предпринимателей, отдельные компании, включая строительные и проектные организации (имеющие огромный опыт работы в условиях такого же двойного согласования СТУ в МЧС и в Минрегионе (задолго до появления Минстроя)), активно направляли в Минстрой подробно аргументированные комментарии и предложения, в которых неоднократно говорилось:

  • новый Порядок в таком виде нельзя принимать, он создаст конфликт полномочий и интересов двух министерств,
  • согласовывать СТУ дважды – это долго и неудобно для предпринимателей,
  • второе согласование СТУ не несёт в себе никакого смысла (на первом согласовании СТУ в МЧС уже проверяется всё, что нужно проверить),
  • это избыточный административный барьер.

Однако, общественное мнение было доблестно проигнорировано без какой-то хоть минимально внятной аргументации (что понятно, интересы общества и государства усмотреть здесь сложно).

4. Дублирование функций подтверждено на практике!

Всё, описанное выше, — не просто теория. Двойной контроль за соблюдением требований 123-ФЗ в ходе согласовании СТУ не только закреплен в Порядке Минстроя, но и укоренился на практике!

Вот как это обычно выглядит:

За последние 3 года (т.е. практически за всё время существования Минстроя) в России накопилось огромное количество случаев, когда заказчик строительства сначала получает положительное согласование от МЧС, а потом отказ от Минстроя, — на одну и ту же редакцию СТУ. При этом, довольно часто обоснованием отказа Минстроя служит формулировка «в СТУ содержится нарушение (отступление от) требований 123-ФЗ» (). Казалось бы, как это возможно? А вот так!

Сначала МЧС своим согласованием как бы говорит Заявителю:

«СТУ полностью правильно разработаны, документ не содержит нарушений 123-ФЗ, компенсирующих мероприятий достаточно, комплекс требований, содержащийся в СТУ сбалансированный и т.п. »

А потом Минстрой своим отказом как бы говорит Заявителю:

«Нам глубоко наплевать на мнение МЧС! Мы (Минстрой) считаем СТУ некорректными, не смотря на положительное согласование в МЧС: документ содержит нарушение 123-ФЗ, или компенсирующих мероприятий в СТУ недостаточно, или ещё можем что-нибудь выдумать. »

Конкретные случаи отказов Минстроя с эпичными формулировками замечаний мы постараемся раскрыть в следующих статьях (об одном из них читайте ).

За последние годы предприниматели из разных регионов страны прислали нам довольно много подобных документов. Если вам известны какие-либо случаи некорректных отказов Минстроя, которые вы не прочь осветить публично, присылайте нам подробную информацию () мы постараемся об этом рассказать (возможно, без упоминания заказчика, разработчика СТУ, названия и адреса объекта).

Разработка СТУ (специальных технических условий) - это разработка специальных нормативных требований по безопасности для проектирования конкретного объекта (здания, сооружения) с целью обоснования отступлений от требований действующих норм (путём разработки компенсирующих мероприятий), или для утверждения новых (недостающих) нормативных требований для объекта с нестандартными проектными решениями (в случае отсутствия требований для такого объекта в действующих нормах).

Услуга "Разработка СТУ" имеет несколько названий, самые популярные по статистике Яндекса варианты:

  • Разработка специальных технических условий
  • Разработка и согласование СТУ
  • Разработка и согласование специальных технических условий
  • Разработка СТУ на проектирование
  • Разработка пожарных СТУ

Что такое специальные технические условия (СТУ), и в каких случаях необходима разработка СТУ, - определено в трёх Федеральных законах: 123-ФЗ, 384-ФЗ, 69-ФЗ.

123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ч.2 ст.78).

Специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, должны быть разработаны для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности.

384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ч.4 ст.6).

Подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил (из перечня, утвержденного постановлением правительства РФ №1521), если недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или если такие требования не установлены.

69-ФЗ О пожарной безопасности (ст. 20).

Разработка специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, осуществляется для таких объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.

Срок разработки СТУ может составлять от 3 до 9 месяцев, с учетом выполнения полного комплекса работ.

"Разработка и согласование СТУ" - процесс, который состоит из нескольких этапов:

  1. Предоставление исходных данных (ответственный - Заказчик)
  2. Разработка специальных технических условий (ответственный - Разработчик СТУ)
  3. Расчет пожарного риска (ответственный - Разработчик СТУ)
  4. Утверждение СТУ заказчиком (ответственный - Заказчик)
  5. Согласование СТУ в МЧС России (ответственныу - МЧС и Разработчик СТУ)
  6. Согласование СТУ в Минстрое России (ответственный - Минстрой и Разработчик СТУ)

Этапы №2 "Разработка специальных технических условий" и №3 "Расчет пожарного риска" могут выполняться параллельно (одновременно). Этапы 5 "Согласование СТУ в МЧС" и 6 "Согласование СТУ в Минстрое" выполняются только последовательно (по очереди).

На графике видно как эти этапы определют общий срок разработки СТУ и как они соотносятся друг с другом на временной шкале. Указанные сроки являются примерными.

Данный график показывает, в реальности сроки разработки СТУ в каждом случае определяются индивидуально.

Что такое СТУ?

СТУ – это документ, содержащий требования на проектирование и строительство объектов разных типов. Документ отражает особенности проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Существует несколько видов СТУ. Вид документа определяется характером описанных в нём требований и сферой нормирования. Разработка СТУ на проектирование и строительство, устанавливающих требования в сфере – пожарная безопасность, является одним из основных направлений деятельности компании «Международный противопожарный центр».

Разработка СТУ на объекты капитального строительства осуществляется на стадии проектирования в следующих случаях:

  • если нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и уникальным (например, нефтедобывающая платформа, аэровокзальный комплекс, высотное здание, многофункциональный комплекс и т.д.);
  • если проект содержит проектные решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (например, превышение площади пожарного отсека, отсутствие системы пожаротушения, и т.д.).

Особенности разработки СТУ и порядок их согласования

На сегодняшний момент официальным основанием для разработки СТУ может являться только отсутствие норм проектирования для объектов, имеющих особые параметры, т.е. уникальных объектов. Однако на практике порядок разработки и согласования СТУ позволяет, найдя хотя бы одно формальное основание (отсутствие норм), рассмотреть и обосновать в СТУ ряд отступлений проекта от действующих нормативных требований. При этом сами по себе отступления от требований норм не могут выступать в качестве оснований для разработки документа. Такой подход позволяет генеральному проектировщику или инвестору строительства наиболее эффективно использовать СТУ, как документ разрешающий урегулировать несоответствия проекта существующим требованиям в области пожарной безопасности, и при этом сохранить возможность применения проектных решений, так важных инвестору с точки зрения экономической и технической целесообразности.

Таким образом, в процессе разработки СТУ устанавливаются четкие требования для конкретного объекта, что даёт возможность существенно упростить подготовку проектной документации и её последующее прохождение процедуры (не)государственной экспертизы.

СТУ также позволяют:

  • урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в действующих нормативных документах;
  • использовать наиболее эффективные проектные решения;
  • определить наиболее оптимальный перечень компенсирующих противопожарных мероприятий.

После разработки производится согласование СТУ последовательно с МЧС России и с Минстроем России. В ряде случаев СТУ по обеспечению пожарной безопасности согласовываются только c МЧС России. К таким случаям, как правило, относятся СТУ, устанавливающие требования к параметрам элементов противопожарной защиты объекта (например, расход воды на наружное пожаротушение).

Желательно, чтобы разработка СТУ и разработка проектной документации выполнялись параллельно, в условиях тесного взаимодействия проектировщиков. Это помогает реализовать в проекте наиболее рациональные решения, обезопасив себя от лишних финансовых и временных затрат на повторную разработку и согласование СТУ или корректировку проектной документации. Ведь в соответствии с нормами, которые закладываются в СТУ, должны быть разработаны все разделы проекта, в том числе и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ) .

На этой схеме показано, какое значение имеет разработка СТУ в процессе разработки проектной документации, и какое место занимают СТУ в системе документов, устанавливающих требования по пожарной безопасности к проектированию объектов.


На схеме ниже отображена связь двух процессов: согласование СТУ и согласование проектной документации, с учетом последовательности действий.


Сначала СТУ (и расчет пожарного риска) должны быть согласованы в МЧС и в Минстрое. После чего документ, в качестве приложения к проектной документации, предоставляется в орган государственной экспертизы, где все разделы проекта будут проверяться на соответствие действующим требованиям пожарной безопасности и в том числе требованиям СТУ.

Похожие публикации