Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Правописание согласных в корнях примеры. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание слов с парной согласной в корне

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все пишутся одинаково. Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения. Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных - перед гласным. Если подбор такого слова возможен - это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб - столбы;
  • ложка - ложечка;
  • косьба - косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия "непроверяемые безударные согласные в корне слова". Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

  • вокзал;
  • футбол;
  • рюкзак.

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке - проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция - документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат - оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит - воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит - желание принять пищу.
  • Аппликация - изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия - орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор - пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия - нарушение симметрии.
  • Ассамблея - собрание.
  • Ассигновать - выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться - уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент - помощник специалиста.
  • Ассорти - подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент - наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация - отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт - в США космонавт.
  • Асфальт - чёрная смола.
  • Атташе - работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат - свидетельство.
  • Аффект - душевное волнение.

В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.

Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»

  • Баллада - литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко - художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель - в США жидкости.
  • Баррикада - укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол - спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж - карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол - вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист - писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз - сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман - должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт - переносной насос.
  • Буддизм - одна из мировых религий.
  • Бюллетень - краткое сообщение о чём-либо, листок для голосования. Больничный лист.

Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:

  • Большинство населения Монголии - буддисты.
  • Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
  • В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».

Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»

  • Вилла - богатый комфортабельный дом с парком.
  • Вице-президент - заместитель президента.
  • Галлюцинация - восприятие несуществующих объектов.
  • Гамма - нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
  • Гангстер - участник преступной организации.
  • Гандбол - вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
  • Группа - несколько предметов.
  • Дартс - игра с дротиками.
  • Дисгармония - отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
  • Диссертация - научное рассуждение.
  • Диссонанс - нарушение гармонии.
  • Диффузия - растекание.
  • Дифференциальный - неодинаковый.
  • Диффузия - взаимопроникновение веществ.
  • Дрессировать - приучать к повиновению.
  • Жаккард - крупноузорчатая ткань.
  • Жужжать - производить монотонный дребезжащий звук.

В этих присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:

  • Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
  • В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
  • Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.

Запомните слова на букву «И»

  • Идиллия - безмятежность.
  • Иллюзия - обманчивое представление, заблуждение.
  • Иллюминатор - круглое окно.
  • Иллюминация - праздничное освещение.
  • Иллюстрация - наглядное пояснение.
  • Иммигрант - иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
  • Имидж - образ, сложившийся в общественных кругах.
  • Иммунитет - невоприимчивость организма к каким-то болезням.
  • Импрессионизм - художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
  • Интеллект - способность мыслить.
  • Интеллигенция - общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
  • Искусство - художественное воспроизведение действительности в образах.

Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:

  • Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
  • Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
  • В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.

Слова на букву «К»

  • Киловатт - единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
  • Килограмм - единица измерения массы.
  • Кикбоксинг - вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
  • Киллер - наёмный убийца.
  • Кингстон - клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
  • Коллаген - вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
  • Коллаж - наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
  • Коллапс - внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
  • Коллегия - группа людей, объединённых профессией.
  • Колледж - среднее учебное заведение.
  • Коллектор - собиратель.
  • Колли - порода длинношерстных крупных собак.
  • Коллизия - столкновение противоположных взглядов.
  • Коллоквиум - беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
  • Колонна - группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
  • Колоннада - ряд колонн.
  • Колосс - выдающийся по своим габаритам объект.
  • Колоссально - выражение высшей степени восхищения.
  • Комиссар - лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
  • Комиссия - группа лиц со специальными полномочиями.
  • Коммандос - в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.
  • Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р . Например: смаз ка – смазать, молот ьба – молотить .

    Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Чёрные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться); Изморозь рисует замысловатые узоры на стёклах окон (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

    Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный ), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т . В слове лестница пишется с (хотя лезу ); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать ).

  • Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: ковриж ка, пичуж ка (от коврига, пичуга , с чередованием г ж ) – деревяш ка, копчуш ка (в современном языке соответствующего чередования нет); сквореч ник (от скворец , с чередованием ц ч ) – набалдаш ник (без чередования).

    Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и, соответственно, написания слов с одним и тем же значением, например: галоша – калоша, дискутировать – дискуссировать .

  • В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например: абстрак ция (хотя абстрагировать ).
  • Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в конечности позвоночника), мундштук .
  • § 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

    1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый .

      Примечание 1. При наличии звукового чередования зг зж , зд зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п.

      Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

    2. Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним (о принципе написания слова рассориться см. § 31, примечание 4).
    3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом .

      Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец .

    4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка . Ср.: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство и т. п.

      Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например:

      а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта – оперетка;

      б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка .

      Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. § 40, п. 10 . О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. § 40, п. 10 и § 52 . О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. § 52, п. 5, примечание 2 .

    5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие .

      Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

    6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, агрессия, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, атолл, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотирование, беллетристика, босс, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентность, иррационализм, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, сеттер, сеттльмент, силлогизм, симметрия, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс, эссенция .

      Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

      Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса ).

      В суффиксе -етта пишутся два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта .

    § 10. Непроизносимые согласные

    Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств , здн , ндск , нтск , стл , стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного звука этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср.:

    а) безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, явственный, яростный;

    б) безгласный, вкусный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства .

    Примечание. Пишется блеснуть (хотя блестеть ), лестница (хотя лесенка ), плеснуть (хотя плескать ), склянка (хотя стекло ).

    Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

    Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

    Как правильно разбирать слова по их составу?

    Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

    Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

    Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

    После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

    В самом конце разбора находится корень.

    Справочная информация:

    Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

    Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

    Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

    Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

    Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

    Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

    Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

    Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

    Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

    Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

    Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

    Таких слов много в русском языке.

    Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

    Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

    Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

    Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

    Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.

    Способ проверки

    Примеры

    1. Изменить число

    Зуб– зубы , локти -локо ть

    2. Изменить падеж

    Книжка – книже к

    3. Заменить существительное неопределённой формой глагола

    Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть

    4. Использовать уменьшительные суффиксы

    Прут– прути ки, справка – справо чка

    5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими

    Свеж– свежи й, узкий - узо к

    6. У глаголов прошедшего времени изменить род

    Лез– лез ла, нёс- нес ла

    7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени

    Грызть – грызу , готовь – приготовя т

    8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное - существительным

    песчаный – песо к, рожь - ржа ной

    Непроизносимые согласные в корне слова

    Способ проверки

    Примеры

    Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться)

    1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол

    Поздний – опозда ть

    2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное

    Тростник – трости

    3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом

    Безжалостный – без жалости

    Запомните! Ровесник Сверстник

    Примеры для орфографической разминки:

    Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).

    Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова

    Рабочая часть

    Контрольная часть

    Колонка № 1

    Колонка №2

    10 попла_ки

    Колонка №3

    Колонка №4

    7 бережли_

    8 трудолюби_

    10 се_ (возраст)

    Колонка №5

    Колонка №6

    1 ужас_ный

    2 корыс_ный

    3 вкус_ный

    4 гиган_ский

    5 опас_ный

    6 извес_ный

    7 чудес_ный

    8 окрес_ный

    10 поверхнос_ный

    1 запас_ный

    2 грус_ный

    3 редкос_ный

    4 целос_ный

    5 безмолс_вующий

    6 неснос_ный

    7 чес_вовать

    8 учас_вовать

    9 громоз_кий

    10 крепос_ной

    Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных

    Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени

    Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.

    Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа

    Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.

    Упражнение № 8. Проверьте глаголом

    Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

    Похожие публикации