Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Правила поведения на воде занятия ст гр. Конспект НОД по безопасности «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период». Старшая группа. план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему. чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать

Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Надо хорошо знать и соблюдать следующие правила:

  • плаванье и купание разрешается только в местах, отведенных для этих целей, отвечающих условиям безопасности и гигиены;
  • заниматься плаваньем и купаться можно только в чистой воде при температуре не ниже + 15 градусов;
  • при несчастных случаях на воде нужно сохранять самообладание, действовать быстро, но не суетиться;
  • осенью запрещается кататься на плотах и лодках, так как в случаях их переворачивания люди, оказавшись в холодной воде и далеко от берега, быстро замерзают, теряя координацию движений;
  • запрещается баловаться и поднимать ложную тревогу о помощи;
  • запрещается купаться в нетрезвом виде;
  • нельзя устраивать в воде опасные игры.
  • нельзя далеко отплывать от берега на надувных матрасах и кругах.

Если вы отдыхаете с детьми

В ходе беседы следует рассказать о том:

  • какая опасность может подстерегать детей во время отдыха на море;
  • где детям разрешается на пляже гулять и плавать, как далеко детям можно заплывать;
  • нельзя плавать без взрослых;
  • нельзя куда-то отправляться без сопровождения взрослых.

Ни в коем случае не оставляйте без присмотра вблизи водоемов малолетних детей!

Помощь утопающему

Для помощи тонущему человеку надо:

Быстро найти лодку или плавучие предметы (доску серфинга, автомобильную камеру, надувной круг, пластиковые бутылки и пр.). В лодку взять веревку;

Попросить людей вызвать скорую помощь;

Без плавсредств подплывать к утопающему вдвоем - втроем;

Крикнуть утопающему, чтобы он не хватался за вас, и, подплыв сзади, обхватить рукой вокруг шеи и плыть с ним к берегу;

Если он тянет вас ко дну, оглушить его ударом или нырнуть поглубже, и тогда он отпустит вас. В этом случае утопающего лучше транспортировать, ухватив за волосы;

Вытащив пострадавшего из воды, необходимо быстро очистить ему ротовую полость, положив животом на колено, выдавать из легких воду и начать реанимационные мероприятия.

Судороги

Обычно судороги случаются при общем переохлаждении организма и утомлении одних и тех же групп мышц (например, при плавании только брассом). Чаще всего сводит судорогой мышцы ног и пальцев на ногах.

Повышают вероятность возникновения судорог резкие движения, чрезмерное напряжение мышц. Поэтому, находясь долго в воде, старайтесь чаще менять стили плавания и не пытайтесь плавать быстро, чтобы не перегружать мышцы.

При судорогах пальцев руки следует расправить их с помощью другой руки и расслабить мышцы.

При судороге ноги необходимо, на мгновенье, погрузившись в воду и распрямив ногу, сильно потянуть на себя ступню за большой палец. Существуют и другие варианты первой "противосудорожной" помощи. Например, несколько раз сильно ущипнуть, укусить или уколоть иглой пораженную мышцу.

Если все вышеописанные способы не помогли, рекомендуем вдохнуть больше воздуха, принять позу "поплавка" и очень спокойно и медленно распрямить сведенную ногу руками. При оказании себе помощи необходимо избегать резкого напряжения других групп мышц, чтобы уберечься от обширных судорог во всем теле.

Катание на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке.

Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке.

Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга,спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды.

Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила.

Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее.

Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу.

Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом.

Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье.

Источник: www.47.mchs.gov.ru

07.07.2014 0:27

Лента новостей

  • 14:02
  • 13:22
  • 21:12
  • 19:43
  • 11:33
  • 10:43
  • 00:32
  • 23:23
  • 22:32
  • 21:22
  • 20:32
  • 19:22
  • 00:12
  • 22:52

Поговорим сегодня о безопасном поведении у водоемов зимой и летом. Какие водоемы вы знаете? Это реки, озера, пруды, моря.

Может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами или потрескивает, выходить на него нельзя. В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду, и вдруг слышит, что лед начал трещать. Как вы думаете, что следует делать? Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.

Запомните, что даже в самые трескучие морозы на льду водоема надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фермы или фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.

Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера. Как правильно это сделать? Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая петли на кисти рук. Если у вас рюкзак, его лучше повесить только на одно плечо, чтобы в случае опасности сразу сбросить.

Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя.

Правила безопасности на льду водоема

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.

2. Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы с хрустом и треском.

3. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце — участки возле берега.

7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

— наметены сугробы;

— растут кусты;

— трава вмерзла в лед;

— бьют ключи;

— быстрое течение;

— в реку впадает ручей;

— в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.

Представьте, что вы пришли на берег реки или озера летом. Согласитесь, жаркий летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать, потом позагорать на теплом песочке. Умеете ли вы плавать? Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо. Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.

Представьте, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупаться на озеро. Как правильно вести себя, чтобы с вами не приключилась беда? Прежде всего, нужно идти купаться в сопровождении кого-то из взрослых, например, папы, мамы или старшего брата. Не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться; осколки стекла; острые жестянки, о которые можно порезать ноги; холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.

Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги. Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть. Еще хочу напомнить вам о том, чтобы вы никогда не ныряли в незнакомых местах и не заплывали далеко на надувных матрасах.

Правила поведения на воде

1. Купайтесь только под присмотром взрослых.

2. Не купайтесь в незнакомых местах.

3. Купаться можно в специально оборудованных местах.

4. Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

Вопросы

1. Какое место водоема наиболее опасно в начале зимы? Весны?

2. Расскажите, в каких местах водоемов лед бывает менее прочным.

3. Почему нельзя идти по льду там, где бьют ключи, в реку впадает ручей или в воду попадают воды с фермы или фабрики?

4. Что надо делать, если лед под ногами трещит?

5. Почему нельзя купаться в незнакомых местах?

6. Где можно купаться?

7. Почему во время купания нельзя устраивать шумные игры на воде, хватать друг друга за руки и за ноги?

Задания

Нарисуйте и раскрасьте озеро, купающихся детей.

Загадки

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы. (Река.)

Он слегка затянут ряской,

Струйки не бегут.

Заколдован, будто в сказке,

Старый, тихий... (пруд).

Мы летим вперед, вперед.

Режем гладкий, ровный лед. (Коньки.)

Мы с горы несемся сами,

В гору же нас тянет Ваня. (Сани.)

Сказка «Добрая Ивушка»

Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.

Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.

Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.

— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?

— С удовольствием! — согласилась другая.

Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.

Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.

Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.

Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.

«Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».

Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.

«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.

Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.

Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:

— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.

Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:

— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.

— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.

— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.

В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.

Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто- то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.

— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.

— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.

Таня обернулась и увидела свою бабушку.

— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.

— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.

— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.

— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?

— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.

— Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!

— Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.

И подружки побежали купаться.

Вопросы к сказке

1. Где росла Ивушка?

2. Куда пришли подружки Ира и Таня?

3. Что они стали делать у реки?

4. Почему Ива удержала Таню от купания?

5. Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему?

6. Куда привел девочек листочек Ивы?

7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?

8. Почему в воде не следует затевать шумные игры, хватать друг друга за руки, за ноги?

9. Кто присматривал за купанием подружек?

Полушкина Олеся Михайловна
Конспект занятия на тему «Безопасность на воде»

Программное содержание :

Цель :

Формирование основ безопасности на водоёмах .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме;

Развивающие : развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоёме. Закреплять знания об основных спасательных средствах. Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные : воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Здоровье сберегающие задачи : обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия , своевременная смена статического положения детей, применение пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы :

Наглядный :, мультимедийная презентация;

Словесный : высказывание предположений, ответы на вопросы, диалог;

Игровой : игровая ситуация : водяной помогает вспомнить правила , словесная игра;

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в кабинет.

Ребята, хочу поинтересоваться, какое у вас настроение? Я предлагаю вам поднять друг другу настроение с помощью улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу, и я уверенна, что настроение ваше улучшится. (Улыбаются) . А теперь ваше настроение улучшилось? Это очень хорошо! Ребята, к нам в детский сад пришло письмо.

На столе лежит большой яркий конверт. В конверте разрезные картинки с изображением реки, пруда, моря, озера, письмо и флэш – карта. Воспитатель достаёт содержимое из конверта.

Воспитатель : Ребята от кого конверт, вы хотите узнать? Тогда встаньте парами, соберите картинки, а я вставлю флэш-карту в компьютер и прочту письмо.

Слайд2 изображение Водяного. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Я очень люблю лето, но летом у меня очень много работы. Почистить водоёмы, расставить буйки в нужные места, расставить запрещающие или разрешающие знаки вблизи водоёмов.

А вы любите купаться летом на озере, пруду, реке, море? (ответы детей)

Я, хочу, чтобы вы знали правила поведения на водных просторах. Ведь очень много взрослых и детей тонут в водоёмах.

Многие люди загрязняют берега и водоёмы, бросая мусор у берегов. А, ведь, это очень плохо. Если бы они хорошо знали правила, то не было бы случаев гибели на воде .

Беседа «Безопасность на воде »

Воспитатель : Что нужно делать, чтобы купание было безопасным . Какие правила нужно соблюдать?

-Самое главное правило : когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

Воспитатель :И большим, и детям хочется сказать :

В незнакомом месте вам нельзя нырять

Может очень мелкой речка оказаться…

А в песок опасно головой втыкаться!

Сучья, камни, стекла спрятались на дне –

Их заметить сложно в водной глубине…

Воспитатель с детьми делают вывод : Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей.

Воспитатель : Чтобы жизнь не потерять - за буйки не заплывать!

Воспитатель с детьми делают вывод : Буёк – поплавок, окружают место с проверенным дном. В этом месте можно купаться, но заплывать за них нельзя. Дно за буйками может быть опасно- можно пораниться, большая глубина, а также заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающие мимо морское или речное судно.

Воспитатель : Если развлекаться будешь на воде ,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случиться, другу наглотаться,

И игра такая грустно завершиться …

Мы вам не желаем в речке утопиться!

Воспитатель с детьми делают вывод : Ни в коем случае нельзя во время купания нельзя хватать друг друга. Это очень опасно. Человек может захлебнуться и утонуть.

Воспитатель : Я прошу вас запомнить, что детям и взрослым нельзя

заплывать далеко на надувных матрасах.

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

Воспитатель с детьми делают вывод : Ветром или течением вас может отнести далеко от берега или из матраца может выйти воздух, и он не сможет удержать вас на воде .

Воспитатель : Во время грозы нужно отойти подальше от водоёма.

Плавать на лодке в сопровождении взрослых

Воспитатель : На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать :

«Люди, помогите!

Дидактическая игра «Правила поведения на воде »

Воспитатель : Давайте ещё раз назовем правила поведения на воде .

Дети берут карточки и еще раз проговариваю правила безопасного поведения на воде

Дидактическая игра «Найди нужные спасательные предметы» .

Воспитатель : Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде ?

Перед детьми лежат карточки с предметами, необходимо выбрать нужные и рассказать для чего они используются.

Физминутка

Капля раз, капля два, очень медленно сперва

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом (бег по кругу, держась за руки)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап (свободное движение пальцами)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем (соединить руки над головой)

Словесная игра «Да или нет» .

Воспитатель : А сейчас водяной приготовил для вас игру. Называется она «Да или нет» . Если ответ «да» , хлопаете в ладоши и киваете. Если «нет» , топаете ногами и грозите пальчиком.

1. можно купаться под присмотром взрослых?

2. можно выплывать за буйки?

3. можно хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

4. можно брызгать воду в лицо?

5. можно плавать вдоль берега?

6. нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?

7. нельзя прыгать в воду и подныривать?

8. Звать на помощь без причины?

9. можно заплывать далеко от берега на надувном матраце?

Воспитатель : Ребята, а что обозначает этот знак? (купание запрещено) .

Водоёмы хороши в любое время года. И в опасных местах водоёма должен стоять такой знак. Сегодня мы с вами сделаем такие знаки и подарим их водяному.

Дети изготавливают запрещающий знак «Купание запрещено» . Наклеивают на голубые круги плывущего человека. Наклеивают крест– накрест красные полоски.

Воспитатель : Вот и готовы знаки. Ребята, водяной со своими жителями рек, прудов и озёр вблизи водоёмов поставит эти знаки!

А вы будете внимательными и осторожными на водоёмах. Будете соблюдать правила и научите этим правилам взрослых. А помогут вам памятки от водяного, которые вы подарите родителям!

Воспитатель раздаёт буклеты для родителей «Безопасность на воде » .

План-конспект урока

учителя ОБЖ, заместителя ОБЖ и ДП

Кузнецовой Ирины Владимировны

Тема урока : Безопасность на воде.

Класс: 8 класс

Время урока: 45 минут

Цели урока:

активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний в системе;
способствовать систематизации основных навыков поведения на воде при различных природных условиях .

Развивающая:

развитие умения анализировать ситуацию и предвидеть потенциальную ее опасность, умение применять полученные знания, развитие умения индивидуальной и парной работы.

Воспитательная:

воспитание осторожности, воспитание ценностного отношения к своей жизни, здоровью и жизни других людей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, обществознание, биология.

Комплексно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, учебник ОБЖ, ситуации, цветные карандаши

Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Форма работы : кластер, направленный на развитие критического мышления.

План урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация урока
3. Проблематизация урока на основе понятия значения воды
4. Обобщение и систематизация опорных знаний с помощью кластера "Безопасность на воде".

5. Критерии оценки работы учащихся

6. Формы работы учащихся по материалу урока:
6.1. Анализ конкретных ситуаций в группе, работа с кластером "Безопасность на воде".
6.2. защита кластеров (4 выступления);
7. Заключительная часть:
7.1. подведение итогов урока;
7.2. оценка деятельности учащихся;

7.3 рефлексия.
7.4. домашнее задание.

Конспект урока

1. Организационный момент. (1 минута)

У : Добрый день! Наш урок хочу начать с текста, прослушав который Вам необходимо определить о чем идет речь.

2. Актуализация урока. (1 минута)

метод "Вопрос к тексту".

У : Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана ..... . Она покрывает две трети поверхности Земли. Она была надежной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая стороны жизнедеятельности человека, она способствовала расселению по Земле человека. Поэтому общение человека с ней требует определенных знаний и умений по безопасному поведению.

(учащиеся высказываются).

У: Итак, верно о воде и значении воды.

3. Проблематизация урока на основе понятия значения воды (2 минуты)

В настоящее время водоемы широко используются человеком для нужд экономики, для активного отдыха, для закаливания организма. Тем самым водя становится опасной для жизни и здоровья людей. Ежегодно по разным причинам в мире погибают на воде от 150 до 200 тысяч людей, в России – до 16 тысяч. В основном это дети. Анализ причин гибели людей на водоемах свидетельствует о том, что более половины несчастных случаев происходит во время купания, а остальные причины – это аварии на морских судах, наводнения, движения на замерзших водоемах.

У :исходя из данной информации, сформулируйте тему нашего урока?

Д: Безопасность на воде.

У : Что будет являться целью нашего урока?

Д : систематизировать и обобщить знания в области безопасности на воде.

4. Обобщение и систематизация опорных знаний с помощью кластера "Безопасность на воде". (2 минуты)

У : Для обобщения и систематизации знаний вам необходимо разделиться на 4 группы и мы будет использовать метод кластера по теме "Безопасность на воде". Вам предлагаются ситуации, прочитав, обсудив которые, Вам необходимо написать правила поведения. Помните, что ваши правила должны быть четкими и понятными.

Вы можете использовать различные цвета для выделения темы, также приветствуются рисунки, различные символы. Примерную схему вы видите на доске.

5. Критерии оценки работы учащихся. (2 минуты)

У : Прежде чем вы начнете работать, предлагаю Вам познакомиться с критериями оценки:

Вид деятельности

Количество баллов

Баллы

(Знаю)

Значение воды

2 балла – даны положительные и отрицательные значения воды, приведены примеры

1 балл – дано общее значение воды или приведены примеры

0 баллов – ответ отсутствует

(Знаю)

Правила поведения на водоемах при различных природных условиях

2 балла – даны правила поведения на водоемах при различных природных условиях, приведены примеры

1 балл – даны правила поведения на водоемах при различных природных условиях или приведены примеры

0 баллов – ответ отсутствует

(Могу) Умение применять знания при выполнении заданий (разбор ситуаций)

2 балла – активно участвовал в обсуждении всех ситуаций,

1 балл - активно участвовал в обсуждении не более 2-х ситуаций

0 баллов – ответ отсутствует

(Могу) Умение выделять существенные значения при заполнении кластера

(работа в группе)

2 балла – выделил все группы в кластере, заполнил кластер

1 балл – выделил всего 2-3 группы или заполнял кластер

0 баллов - – ответ отсутствует

ИТОГО

8 – 7 баллов – «5», 6 – 5 баллов – «4»

4 балла – «3», менее 4 баллов – «2»

Обсуждаем каждый критерий оценки деятельности учащихся.



6.1. Анализ конкретных ситуаций в группе, работа с кластером "Безопасность на воде". (19 минут)

СИТУАЦИЯ 1.

Описание ситуации.

Вы решили отдохнуть у реки и конечно же искупаться.

вопрос-задание : С чего же вы начнете?

Ответ.

    Надо выбрать правильное место для купания. Место должно быть вам знакомым, без водорослей, коряг, без иных посторонних предметов на дне. Лучше всего, конечно пляж или специально отведенные места для купания.

    Обследовать место для купания, наметить себе предел для заплыва, в воду заходить осторожно.

    Лучшей температурой для купания считается температура воздуха не ниже +25 градусов, а температура воды – не ниже + 18 градусов. Также на купание влияет сила ветра и влажность воздуха.

СИТУАЦИЯ 2.

Описание ситуации.

Вы прекрасно проводите время на водоеме, решили еще раз искупаться, зашли в воду и тут с ваши произошла беда: вы попали в водоворот, у вас судорогой свело ноги, у Вас ноги заплелись водорослями.

Вопрос-задание : Ваши действия при данных ситуациях

Ответ.

    Если попали в водоворот, то надо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и сделать сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

    Если судорогой свело ноги, сохранять спокойствие, плыть на спине. При стягивании пальцев рук надо быстро сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение в сторону и разжать кулак.

    При судороге в икроножной мышце необходимо обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе за пальцы.

    При судороге мышц бедра необходимо ухватить ногу с наружной стороны ниже голени и потянуть назад к спине. Разработка сведенной мышцы приводит к исчезновению судорог.

    Если руки или ноги заплелись водорослями, сохранить спокойствие и спокойными движениями освободить конечности от водорослей.

    Плавая при волнении водной поверхности вдох производить в промежутки между волнами.

При выполнении задания Вы можете пользоваться учебником

СИТУАЦИЯ 3.

Описание ситуации.

Вы часто от взрослых слышите, чтобы твой отдых на воде не обернулся трагедией соблюдай правила безопасного поведения на воде во время купания и обращай на знак "Купаться запрещено".

Вопрос-задание. На основе таблицы выберите правила поведения на воде и ситуации, в которых можно увидеть знак "Купаться запрещено."

Ответ.

Для того, чтобы отдых на воде не обернулся трагедией, необходимо соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

Запрещается:

- купаться в близи пристаней плотин, водозаборных станций и других гидротехнических сооружений, где стоит знак « Купаться запрещено »;

Прыгать и нырять в воду в незнакомых местах, купаться в одиночку;

Заплывать за буйки;

- Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов

Выплывать на судовой ход и приближаться к судам;

Устраивать игры с «захватами»;

В шутку кричать «Тону! Помогите!»;

Заплывать далеко на надувных предметах;

Не подплывать к водоворотам;

Купаться после плотной еды;"

- «до посинения», до переохлаждения;

Купаться после долгого пребывания на солнце;

Купаться в шторм и при сильных волнах.

СИТУАЦИЯ 4.

Описание ситуации.

Замечательный теплый летний день, Вы решили искупаться, зашли в воду и вы увидели как незнаковый человек тонет.

Вопрос-задание : Ваши действия при беде другого человека на воде.

Ответ.

    Подплыть к тонущему со стороны спины, если человек не контролирует себя и паникует.

    Обхватить тонущего способом:

- «за голову»

- « с захватом под мышками»

- « с захватом под руку»

- « с захватом выше локтей»

- «с захватом за волосы и за воротник».

СИТУАЦИЯ 5.

Описание ситуации.

Прекрасный зимний денек. Вы решили прогуляться и не заметили, как вышил на лед. Лед оказался хрупким, тонким и вы провалились под лед.

Вопрос-задание : Ваши действия, если вы провалились под лед.

Ответ.

    Не следует панически барахтаться, освободиться от лишних вещей.

    Опереться за кромку льда, приняв горизонтальное положение, вытащить конечности на лед.

    Без резких движений выкатиться на лед и не вставая, переместиться от опасного места. Прочувствовав прочность льда встать и выбираться в том направлении откуда пришли.

    Греться у костра, поменять одежду /можно воспользоваться одеждой друзей/, пить горячий чай. По возможности добраться до ближайшего поселения или домика.

6.2. Защита кластеров "Безопасность на воде". (10 минут)

Метод "Пресс конференция".

У :Сейчас каждая группа выходит и рассказывает про свой кластер. Время на защиту - 1 минута и 1 минута на вопросы. Остальные ребята внимательно слушают и сравнивают со своим кластером.

Д : Учащиеся высказывают свое мнение, комментируют выполненную работу, дают рекомендации, дополнения в работе.

7.1 Подведение итогов урока. (2 минуты)

Метод "Дешифровка".

И в заключении, предлагаю Вам расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.

У: Прочитайте полученное выражение.

Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

Мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека целиком и полностью зависит от него самого, от знания правил поведения на водоемах при различных природных условиях. Это и будет девизом ваших работ.

7.2 Оценка деятельности учащихся. (2 минуты)

У : Оцените свою работу согласно критериям оценки.

7.3 Рефлексия. (3 минуты)

У: очень интересные, творческие получились работы.

метод "Синквейн".

И в заключении предлагаю Вам написать синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

    В первой строчке тема называется одним словом (существительным)

    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)

    Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

    Четвертая строка – это фаза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)

    Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример.

Вода

Тихая, бурная

указывает, защищает, предупреждает

Правила безопасности на воде

Необходимость

6.4 Домашнее задание. (1 минута)

Метод "Идеальное задание".

У: Предлагаю Вам выполнить задание по собственному выбору и пониманию: напишите ситуационные задачи, сказки, притчи по теме или нарисуйте иллюстрации к изучаемой теме или изготовьте брошюру по данной теме.

Литература:

    Учебник ОБЖ 8 класс для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2010 г.

    ОБЖ, справочник для учащихся под редакцией А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов, «Просвещение». – М.; 2010 г.

    http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm

    http://www.bezopasnost.edu66.ru/

    http://www.school-obz.org/

    http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid.shtml

С наступлением долгожданного лета становится актуальным вопрос о безопасности детей на воде. Вода - добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоровье. Но в то же время она не терпит легкомысленности и может являться источником повышенной опасности. Каждый человек должен знать элементарные правила безопасности на воде. Что нужно делать, чтобы купание было безопасным? Какие правила нужно соблюдать? Для ответа на эти вопросы я подготовила занятие на тему «Безопасность на воде». Цель: формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по теме «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на водоёмах в летнее время.

Задачи:

Организация усвоения учащимися правил поведения и мер безопасности на воде, а также алгоритмов действий в опасных ситуациях в этих условиях.

Развитие коммуникативных умений детей - рассказывать, объяснять, слушать, задавать вопросы.

Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Ход занятия:

Наступили летние каникулы. Приятно в жаркий летний день искупаться в море, в речке, в озере, в пруду. Нам очень хочется, чтобы отдых прошёл без сложностей. Но каждый водоём может быть по - своему опасен. Как вы думаете, чем они могут быть опасны?

Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время (просмотр видеоролика «Правила безопасного поведения на воде»)

А теперь, мы в игровой форме закрепим имеющиеся знания по теме. Сегодня на занятии мы будем говорить об опасностях и правилах поведения у воды.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение» . Я буду начинать читать правило, а вы его будете заканчивать, подбирая нужные слова.

Нельзя приходить к воде… Без взрослых.

Нельзя заходить купаться на глубокое… Место.

Нельзя нырять в незнакомых…Местах.

Нельзя нырять в мелких… Местах.

Нельзя купаться в незнакомых… Местах.

Нельзя купаться в местах, где купание…Запрещено.

Нельзя заплывать за…Буйки.

Нельзя купаться сразу после…Еды.

Нельзя купаться после долгого загорания…На солнце.

Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Ребята, послушайте рассказ и найдите в нём ошибки. («Найди ошибку»)

« Однажды, пока никого не было дома, дети решили пойти купаться. Стояли солнечные дни, вода в реке была тёплой. На пляже было много народу, и мальчики решили уйти подальше, место незнакомое, но там им никто не будет мешать купаться. Они постелили на берегу покрывало и решили сначала позагорать на солнышке. Ребята позагорали и решили с разбега прыгать в воду.

Мальчики долго купались. Пытались, играя, топить друг друга. И хорошо, что рядом проходил взрослый, который заставил выйти их из воды и немедленно отправиться домой»

Какие правила нарушили мальчики? (Мальчики пошли на речку без взрослых. Они ушли подальше и купались в незнакомом месте. Резко заходили в воду. Долго были в воде. Нельзя нырять в незнакомых местах. Нельзя топить друг друга, потому что можно захлебнуться водой и утонуть.)

«Предметы помощники»

Ребята, посмотрите на эти картинки (картинки, размещённые на доске с изображением спасательного круга, матраса, жилета, бревна.)

Что может объединять эти предметы?

Правильно. При помощи этих предметов можно спасти утопающего.

Если в речке тонет друг.

Если он идёт на дно,

Кинь ему верёвку, круг,

Палку, мяч или бревно.

А теперь давайте попробуем правильно выбрать предметы, которые помогут утопающему. Я буду называть предметы, а вы, услышав название нужного предмета, будете хлопать в ладоши, а если это ненужный предмет топать:

Надувной матрас;

Спасательный круг;

Очки для плавания;

Длинная палка;

Доска;

Надувной жилет;

Резиновый мяч;

Верёвка;

Деревянный плот;

Резиновая камера.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

«Подбери пару»

Детям предъявляется стихотворный текст с описанием ситуации, необходимо подобрать нужную картинку.

1. На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать:

«Люди, помогите!!!»

2. Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

3. И большим, и детям

Хочется сказать:

В незнакомом месте

Вам нельзя нырять!

Может очень мелкой

Речка оказаться…

А в песок опасно

Головой втыкаться!

Сучья, камни, стёкла

Спрятались на дне –

Их заметить сложно

В водной глубине…

4. Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет –

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая грустно завершится…

Мы вам не желаем в речке утопиться!

5. Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

6. Пляж буйками окружён

От судов, коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять –

За буйки не заплывать!

7. Не надо безобразничать

И делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать

Ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты

Шалун и злой проказник –

Недалеко и до беды:

Дырявый круг опасен.

8. Около сточной трубы не купайтесь –

Может вас прямо в трубу затянуть…

И не получится, как ни старайтесь,

Вынырнуть вверх, чтобы воздух глотнуть…

Очень опасно – запомните, братцы!

Рядом со сточной трубой развлекаться!

9. Если вы в лодке поплыть захотите,

То обязательно, дети, учтите:

Можно кататься весь день, до заката,

Только раскачивать лодку не надо,

И за красивым цветком не тянуться

Может судёнышко перевернуться…

Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!

Будь осторожен всегда на воде!

10. Весело качаться детям на волнах

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

«Нарисуй знак «Безопасность на воде!» (Предлагается изобразить знаки обозначающие: купание запрещено, не заплывать за буйки, место для купания)

Словесная игра « Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет - руки опускаем.)

Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

Нельзя прыгать и нырять в воду?

Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?

Можно купаться в местах, где запрещено купание?

Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Игра «Что я возьму на пляж?»

Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Нужно выбрать карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объяснить свой выбор.

Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоёма, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии? (Водолазы, спасатели и др.)

Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос, какие правила безопасности нарушили дети?

Глеб Иваныч - водолаз, в день нырял по 20 раз.

Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.

У него медаль и орден, но махнул он на медаль:

Если кто-нибудь утонет - это будет очень жаль!

Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки и идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так, что купанье - не пустяк!

Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.

Что приходилось наблюдать водолазу?

Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное - не надо паниковать и надо вспомнить основные правила.

Практическое занятие

Как избавиться от судорог.

1) Позовите на помощь людей.

2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.

3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведѐнной ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.

4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.

5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.

6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.

Если вы захлебнулись водой.

1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками

3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.

4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.

5) При необходимости позовите на помощь людей.

Если вы увидели тонущего человека.

1) Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»

2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.

3) Вызовите скорую помощь.

4) Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.

Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдёт удачно и весело. Я думаю, ребята вы запомните правила поведения во время купания. И не забывайте самое главное правило: Чтобы не было беды – будь осторожен у воды!


Похожие публикации