Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Поурочное планирование по технологии казахский костюм. Тема: Казахская национальная одежда. Сообщение темы и цели урока

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Класс: 3-Б

Тема: Национальная одежда казахского народа.

Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бу­магой, прививать интерес к казахской материальной художе­ственной культуре и национальной одежде.

Планируемые результаты:

Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопас­ности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.

Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной

одежде как части национального культурного наследия, осоз­нают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.

Системно-деятельностные: применяют умения трансфор­мировать конические формы в образ бабушки в казахской на­циональной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимо­контроль.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной ра­боты с колющими и режущими инструментами.

Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.

Основные понятия и термины: национальная одежда, ко­нус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.

Ход уроков

    Организационный момент.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мне­ния.)

    Да, это национальный костюм.

    Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, прожи­вающих в Казахстане.

На экране демонстрация костюмов народов, проживаю­щих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, кир­гизский, азербайджанский и др.

    Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)

Комментарии учителя:

Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздни­ки. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совер­шенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжа­лостно отбрасывая все, что делало его неудобным или наруша­ло гармонию образа человека в костюме.

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.

Комментарии учителя:

Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.

Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в ка­захском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся).

3. Открытие новых знаний.

Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.

Вам знакомо слово «конус»?

А слово чертеж?

Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.

Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плос­кости с помощью линий.

Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.

Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.

Работа с учебником.

амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Ра­диус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Под­нимем руки с учебниками и покажем этот конус и его разверт­ку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.

С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (рабо­та с учебником, с.77, пункт 1).

На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?

Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения по специальности

“швейное производство и моделирование одежды”

в ТОО “Северо-Казахстанский

Учебно*производственный комбинат”.
Стаж педагогической работы-27 лет

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с элементами и видами отделки изделия, способствовать практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развивающая: развитие интереса к народным традициям, вызвать интерес к изучению истории и быта казахского народа.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к самодеятельному творчеству.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

ПК, мультимедиа проектор, экран.

Презентация MS POWER POINT

Образцы орнаментов, аппликации

Объект труда: готовое изделие – пончо в казахском стиле

План урока:

1. Организационный момент.

Проверка учебных принадлежностей, наличие спецодежды, рапорт дежурного.

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша задача познакомиться с видами отделки казахского народного костюма и украсить наше пончо.

3. Актуализация знаний.

Какие виды отделки вы знаете? Какие материалы и фурнитура применяются в качестве отделки? Что такое аппликация и где её можно применять?

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя и показ презентации.

Прямо посреди большого-пребольшого континента, среди ковыльных степей, под самым голубым в мире небом, борясь с суровой зимой, в ожидании знойного лета жил-был народ, кочевал, пас скот, выделывал шкуры, защищал свои земли от набегов. Этот гордый народ носил замечательные комфортные одежды, украшенные орнаментами и «говорящими» узорами. Мы сегодня, в 21 веке, приобщившись к Европе, примерив на себя иной ритм жизни и стремление к минимализму, стараемся вернуть в свою жизнь наследие предков, а в свой костюм – исконную этнику.

Для того чтобы органично вписать в нашу жизнь и в наш гардероб элементы исконно казахского костюма, нужно знать, в чем они заключаются.

Казахский народный костюм – это костюм кочевника. Это одежда простого кроя, удобная для верховой езды, защищающая от лютых морозов, палящего солнца и продувающего насквозь ветра. Одежду украшали мехом животных и перьями птиц, на которых охотился кочевник, вышивкой и металлической инкрустацией. Позже представление казахов о красоте и гармонии развивались и, как следствие, совершенствовалась техника вышивки, усложнялся орнамент, применялись новые украшения: бисер, монеты, люрекс.

Одежда делилась по форме и содержанию, регламентировалась возрастом, то есть была одежда для старшего поколения и для молодежи. Казахи сами ткали на примитивных горизонтальных станках. Но процветала и обменная торговля. Караваны Великого Шелкового пути снабжали казахскую степь и хлопчатобумажной тканью из Индии, и шелком, и бархатом, и парчой, и шерстяным сукном из Китая и Средней Азии, а с 17 века в казахские степи стали поступать русские товары.

Большая символическая роль в костюме отводится цвету. Голубой цвет означал небо, белый – радость и счастье, желтый цвет олицетворял собой знание и мудрость, все оттенки красного – огонь, солнце, зеленый цвет – юность и весну, черный – землю.

Что такое казахский орнамент? Это философия степняка, закодированная в узоре, уравновешенная между фоном и узором, симметрично расположенная по вертикальным осям. Это древнее искусство, уложенное в четкий рисунок и раскрашенное красками, контрастными, как сама жизнь. Орнаментальное творчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни народа. Сегодня мы бережно собираем свидетельства народной казахской культуры. Ведь благодаря тому мы и наши дети приобщаемся к ее истокам, к истории своего народа. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, узбеков, туркменов.

5. Проверка усвоенных знаний

Какой вид отделки вы предпочли для нашего изделия? Какую роль выполняет орнамент?

6. Практическая часть Учащиеся выполняют практическую работу по отделке готового пончо.

6.1 Вводный инструктаж

Проверка организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами. План предстоящей работы.

6.2 Текущий инструктаж

Контроль соблюдения технологической последовательности и правильности выполнения работ с аппликацией. Выявление типичных ошибок и соблюдение правил ТБ.

6.2 Заключительный инструктаж

Итоги выполненной работы. Какие трудности возникли во время выполнения работ? Анализ работ. Проверка качества, оценки за урок.

7. Домашнее задание

Повторить терминологию утюжильных работ.

8. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Рис 1 Готовое изделие – пончо в казахском стиле украшенное казахским орнаментом

Приложение 2

Рис 2 Виды казахского национальн

Тема урока: Казахская национальная одежда

6 класс

Образовательные задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; отрабатывать практические навыки изображения.
  • Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядности: иллюстрации, слайды. Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа учителя. Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде -(это тема нашего урока) и побывав в третьей юрте мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь выполненая из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

  1. А что называется орнаментом?
  2. Для чего служит орнамент?
  3. Сколько видов существует в казахских орнаментах?
  4. На какие группы делятся орнаменты?
  5. Назовите предметы украшенные орнаментом?
  6. Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?
  7. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?

Да в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал. А теперь мы узнаем какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. В народном костюме казахов отражены дрение традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви.

Мужской костюм также из головного убора чапана, камзола, халата и шаровар. Особый вид был у обуви. У казахов особо почитался головной убор. Среди головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Известные художники Казахстана Евгений Сидоркин, Гульфайрус Исмаилова, Агимсалы Дузельханов очень часто изображали на картинах людей в национальных костюмах, где показывали не только красоту казахской одежды, но и красоту внутреннего мира человека. его характер. Здесь, на картине художника Агимсалы Дузельханова мы видим девушку и её красоту подчёркивает головной убор - саукеле. Картина А.Дузельханова выполнена в яркой цветовой гамме. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы.

Открытый взгляд девушки говорит о её смелом и сильном характере. Она уверенно смотрит в своё будущее. Можно и не сомневаться в том, что она будет счастлива.

Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно приклепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третюю юрту- эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок. Это головные уборы: саукеле, кимешек, борик. Но есть шапочка тюбетейка. И о ней нам раскажет.......... Самая красивая из тюбетека -это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняля прощальную песню «сынсю» посвящённую такие- символу детства. А теперь перейдём к практической части нашего урока.

Творческая работа.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины. Правила при выполнении орнамента. Очень важна в орнаменте симметрия. Цвет в орнаменте.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой - обозначение неба, белый - символ радости, счастья, желтый - знания, мудрости, красный - символ юности, красоты и весны, черный - символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1, 2, 3, 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

Анализ работ.

6. Итог урока:

Что нового узнали на уроке?

Для чего служит орнамент?

Назовите национальные головные уборы на Руси, назовите головные уборы узбеков, татар, бурят, северных народов. Из какого материала их шили?

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов::

Саукеле -это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

Кийминская школа - сад им.К.Ускенбаева

Открытый урок

Тема: « Казахская национальная одежда »

6 класс «б»

Подготовила и провела

Учитель ИЗО и черчения:

2014-2015 учебный год

Акмолинская область

Буландынский район

Урок технологии в 7 классе


Цели урока:
Обучающая:
Воспитательная: Развивающая:

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Межпредметная связь: Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.


Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является
камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный
- шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор . Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные
шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это?

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:



Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

- Ч еловека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент –

Основной закономерностью орнамента является

    Зооморфные

    Космогонические

    Растительные

    Геометрические

Задание №2

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.


А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты. 2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;


А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: (


Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Технология

Описание:

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлевская средняя школа». Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна.

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Национальная казахская одежда
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, уважение к культуре и традициям казахского народа.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка.

«Казахская национальная одежда» (1 слайд)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в ближайший казахский аул. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов.
Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Звучит кюй Курмангазы «Сары Арка».

А вот и первая юрта. «Казахская национальная одежда» (слайд 2)

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан» , головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.

Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха . Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

Мы прибыли в гости во вторую юрту.

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:

üЗооморфные

üКосмогонические

üРастительные

ü Геометрические

Задание №2

Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.

(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

Звучит кюй Курмангазы «Саржайляу» (слайд)

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного стилизованного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

Похожие публикации