Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Первый астронавт на луне. Первый полёт человека на Луну: как это было. Лунная равнина Море Спокойствия

Отказом Джона Леннона от ордена Рыцаря Британской империи. И событием, сравнимым с первым полетом человека в космос - высадкой американского астронавта на Луну. Нил Армстронг совершил "маленький шаг для одного человека, но огромный прыжок для всего человечества". Луна оказалась покоренной.

Изо всех космических объектов, видимых невооруженным глазом, именно Луна наиболее привлекала к себе внимание человека. Некоторые народы почитали ее выше Солнца, поэты посвящали ей свои строки, астрологи считали, что она влияет на судьбы правителей и жизнь государств. Луне приписывали самые загадочные свойства, вплоть до того, что от ее света молоко коров сворачивается, а у бездетных женщин под ее влиянием рождаются близнецы, причем шестипалые.

И всегда человек мечтал ступить на Луну. Но Луна - как тот локоть из поговорки, близок, да не укусишь. Мечта обрела зримые очертания во второй половине ХХ века, с началом освоения космоса. В январе 1956 года в Советском Союзе было принято решение о создании искусственного спутника Земли и пилотируемого космического корабля. Началась большая космическая гонка СССР и США.

Вперед, к Луне!

4 октября 1957 года двухступенчатая ракета-носитель Р-7 "Спутник" вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Спутник просуществовал в космосе три месяца. За это время слово sputnik успело войти во многие языки. Американцы ответили тем, что в апреле 1958 года запустили искусственный спутник Земли "Эксплорер-1". В обеих странах интенсивно шла подготовка к полету человека в космос и высадке на Луну.

На первом этапе СССР сумел опередить США. В сентябре 1959 года советская автоматическая станция "Луна-2" впервые достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, а в октябре станция "Луна-3" впервые сфотографировала обратную сторону Луны. В США начали нервничать. Летом 1960 года было объявлено о начале работы над проектом "Аполлон". Проект предусматривал пилотируемый облет Луны и высадку человека на ее поверхность.

После того как в космос полетел Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), а позже Алан Шепард (5 мая 1961 года), началась Лунная гонка. В мае 1961 года в США приняли программу покорения Луны. Американцы были крайне раздосадованы тем фактом, что первым человеком, полетевшим в космос, был русский. Поскольку СССР навсегда застолбил за собой место первооткрывателя космоса, в США было решено сделать упор именно на лунную программу.

Президент США Джон Кеннеди очень рассчитывал осуществить высадку человека на Луну до того, как это сделает СССР. Он сумел добиться ассигнований Конгресса на эту программу в размере 25 миллиардов долларов. Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) вплотную приступило к разработке программы. В свою очередь, в СССР 12 апреля 1962 года было впервые официально объявлено о наличии в стране лунной космической программы. Но проект существовал только в стадии намерений. Окончательно он был оформлен лишь к 1964 году.

Американская автоматическая станция "Рейнджер-7" достигла поверхности Луны 31 июля 1964 года. В августе 1964 года генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подписал секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР под номером 655/268 "О работах по исследованию Луны и космического пространства". Космической отрасли поставили конкретное задание: в мае - июне 1967 года облететь Луну, а в сентябре 1968-го совершить на лунную поверхность мягкую посадку и вернуться обратно. По решению правительства была создана так называемая "лунная группа", которую возглавил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов.

Но тут советский лунный проект забуксовал. В октябре 1964 года Хрущев был смещен со своего поста. На его место пришел Леонид Брежнев, а он большого интереса к космонавтике не испытывал. Постепенно лунные проекты перешли из разряда приоритетных в область второстепенных.

Дело осложнялось тем, что две самые видные фигуры советской космонавтики, академики Королев и Челомей, никак не могли договориться о том, каким должен быть ракетоноситель для полета на Луну. Королев предлагал принципиально новый, экологически чистый двигатель "Н-1", который должен был работать на кислороде и водороде. Челомей выступал за многократно проверенные двигатели "Протон". В январе 1966 года Королев умер. После долгого соперничества руководство решило все же остановиться на варианте Челомея. Но на испытаниях раз за разом случались оплошности, приводившие к авариям.

В конце концов в 1967 году было опубликовано Постановление ЦК и Совета Министров "О неудовлетворительном состоянии "лунной программы"". В СССР поняли, что Лунную гонку выиграть не получится: оставалась еще возможность облететь Луну первыми, но сесть на ее поверхность раньше американцев уже не удастся.

21 декабря 1968 года американские астронавты Фрэнк Борман, Джим Ловелл и Уильям Андерс стартовали к Луне на борту корабля "Аполлон-8". Это был первый полет за пределы околоземной орбиты. Астронавты первыми из людей увидели обратную сторону Луны. "Аполлон-8" сделал несколько витков на лунной орбите, после чего успешно вернулся на Землю. Первый этап Лунной гонки был выигран США.

После того как американские астронавты облетели Луну, аналогичная советская программа стала неактуальна. Оставался еще мизерный шанс попытаться опередить США с высадкой на поверхность спутника Земли управляемого аппарата.

13 июля 1969 года в СССР стартовала автоматическая станция нового поколения "Луна-15", которая должна была доставить образцы лунного грунта на Землю. 16 июля в космос стартовал корабль "Аполлон-11" (экипаж: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин). 20 июля советская автоматическая станция "Луна-15" и лунный модуль совершили посадку на поверхность луны, но "Луна-15" разбилась. И 20 июля в 03:56 по Гринвичу Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на поверхность Луны. Второй этап Лунной гонки также остался за США.

Однако работы по советской лунной программе на этом не остановились. В сентябре 1970 года советская автоматическая станция "Луна-16" привезла на Землю около 100 граммов лунного грунта. Но о запуске к Луне пилотируемых кораблей речь уже не шла. В ноябре того же года на поверхность Луны был доставлен самоходный аппарат "Луноход-1", который проработал там 9 месяцев. Таким образом, СССР взял частичный реванш за поражение в Лунной гонке.

Но к 1973 году США, выполнив свою лунную программу, переключились на разработку долговременной околоземной орбитальной станции "Скайлаб". СССР, потерпев многократные неудачи с запуском ракет типа Н-1, которые должны были доставлять космонавтов к Луне, также свернул работы в этой области. Как окончание лунной программы в 1973-76 годах в Советском Союзе были осуществлены запуски автоматических станций, в ходе которых на Луну был доставлен "Луноход-2", а на Землю возвращены образцы грунта. Лунная гонка завершилась

Ходил ли Армстронг по Луне?

Высадку человека на поверхность Луны наблюдало более полумиллиарда телезрителей на всем земном шаре. Этот рекорд был побит только 4 года спустя - гавайский концерт Элвиса Пресли в 1973 году смотрел миллиард человек. Кроме того, во время лунной экспедиции состоялся самый дорогой в истории человечества телефонный разговор - из Овального кабинета с астронавтами побеседовал лично президент Никсон. Лунная экспедиция буквально всколыхнула мир.

И почти сразу же появилась теория, что полет на Луну - не более чем искусная фальсификация. Впервые разговоры об этом возникли после того, как журналисты заинтересовались судьбой астронавтов, принимавших участие в лунных полетах по программе "Аполлон" (всего в ней приняло участие 33 астронавта). Едва ли не треть из них погибли в авто- и авиакатастрофах! Тогда же по страницам СМИ начала гулять версия о странных совпадениях. Журналисты задавались вопросом: "Что за странная эпидемия катастроф поражает астронавтов? Может быть корень этого кроется в нарушении ими подписки о секретности полетов?"

Кадры с поверхности Луны начали внимательно изучаться как профессионалами, так и любителями. Особое удивление вызывал момент установки на поверхности Луны флага США, который реял как на ветру, хотя на Луне атмосферы нет и, следовательно, флаг колыхаться не должен. Сторонники теории инсценировки начали приводить другие доказательства. Астронавты ходят по Луне в надутых скафандрах, в вакууме в таких скафандрах работать было бы невозможно. Сапоги у скафандров оказались запыленными. От ботинка одного из астронавтов на лунном грунте остался подозрительно чёткий отпечаток. Площадка, по которой ходили астронавты, имела микрозернистую структуру поверхности, соответствующую песчаной пустыне, каких на Луне нет.

Масла в огонь подлил американский фильм "Козерог-1" (1978 год). История о том, как астронавтов, готовившихся к полету на Марс, в последнюю секунду сняли с корабля, а дальнейший полет и высадку имитировали с помощью телевидения, нашла горячее понимание у зрителей. Американцы, пожалуй, более чем кто-либо подвержены воздействию "теории заговоров". Практически любое мало-мальски известное событие в США немедля начинает объясняться неким заговором, как правило, руководимым невидимым или теневым правительством. К таким заговорам относится все: высадка инопланетян в 1947 в США, убийство Кеннеди, число 13, присутствующее на американских банкнотах в разных вариациях, война в Ираке, ну и, конечно, высадка астронавтов на Луну.

Существует даже легенда, что режиссёр фильма "Козерог-1" Питер Хаймс первоначально хотел "послать" своих героев на Луну, но ему настоятельно посоветовали этого не делать. Якобы опасались разоблачения подлинных фактов: пустыни Калифорнии очень хорошо имитируют лунную поверхность.

"Козерог-1" только укрепил уверенность скептиков в том, что вся лунная эпопея была сымитирована. Многочисленные факты, опровергающие этот "заговор", как правило, во внимание не принимаются. Теория, согласно которой американцы не высаживались на поверхность Луны, очень популярна до сих пор. Причем у нее есть огромное количество сторонников по всему миру. Споры о том, действительно ли Армстронг ходил по Луне, будут продолжаться еще очень долго, и причин тому несколько. Всегда найдется большое количество доверчивых простаков, которым приятно осознавать, что они "на самом деле знают правду". Людей с изощренной фантазией также всегда будет хватать в избытке.

Но ответ на вопрос, летала ли экспедиция "Аполлон-11" к Луне на самом деле, дан давно. NASA официально опровергло все измышления. Любой желающий способен убедиться в этом, посетив официальный сайт агентства. Документы, подтверждающие неопровержимость пребывания астронавтов на Луне находятся в открытом доступе. В свою очередь, многочисленные независимые экспертизы подвердили подлинность фото- и видео-материалов, относящихся к этому полету. Но людям хочется верить, что в реальности, согласно высказыванию Ежи Леца, "все было не так как на самом деле".

Аполлон-11» (англ. Apollo 11 ) - пилотируемый космический корабль серии«Аполлон », который впервые доставил людей на поверхность другого космического тела -Луны.

Полётные данные корабля

Ракета-носитель

Сатурн-5SA-506

Стартовая площадка

Космический центр Кеннедикомплекс 39А,Ф лорида,США

Запуск

Посадка

Длительность полёта

8 дней 3 часа 18 минут 0 секунд

Масса

командный модуль 28 806 кг
лунный модуль 15 095 кг

NSSDC ID

1969-059A

NORADID

04039

Полётные данные экипажа

Членов экипажа

Позывной

«Колумбия» («Columbia »)
«Орёл» («Eagle »)

Экипаж

  • Командир -Нил Армстронг .
  • Пилот командного модуля -Майкл Коллинз .
  • Пилот лунного модуля -Эдвин E. Олдрин младший .

Все члены экипажа - опытные астронавты, прошедшие программу «Джемини » . Армстронг и Олдрин , как пилоты, имели боевой опыт, Коллинз был опытным лётчиком-испытателем. По стечению обстоятельств, экипаж составлен из одногодок.

Общие сведения

Корабль включал в себя командный модуль (образец CSM-107 ) и лунный модуль (образец LM-5 ). Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Колумбия » («Columbia »), для лунного модуля - «Игл » («Eagle » - «орёл»). Вес корабля 43,9 т. «Колумбия» - название статуи наздании Конгрессав Вашингтонеи корабля, в котором летели на Луну героиЖюля Верна . Эмблема полёта - орёл над поверхностью Луны, держащий в когтях оливковую ветвь. Для запуска использовалась ракета«Сатурн-5 »(образец AS-506 ). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться наЗемлю».

Успешное выполнение миссии знаменовало собой победу США в«лунной гонке»и означало выполнение обещания президентаКеннедио высадке на Луну до конца 60-х гг.

Задачи полёта

Были запланированы: посадка на Луну в западной частиМоря Спокойствия, сбор образцовлунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установка на Луне научных приборов, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны .

Предстартовая подготовка и старт

За шесть суток до расчётной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, размещённых в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне, ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон».

В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал 36-йпрезидент СШАДжонсон , вице-президентАгню и пионер немецкой ракетной техники 75-летнийГерман Оберт . На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдало около миллиона человек, а телевизионную трансляцию старта смотрел примерно один миллиард человек в различных странах мира.

Корабль «Аполлон-11 » стартовал16 июля1969 годав 13 часов 32 минутыпо Гринвичуна 724мспозже расчётного времени.

Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.

Второй старт и полёт к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальнуюгеоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 346,83 секунды.

В 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени началсяманёврперестроения отсеков, который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд.

В 4 часа 17 минут 3 секунды полётного времени корабль (сцепка из командного и лунного модулей) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от неё на безопасное расстояние и начал самостоятельный полёт к Луне.

По команде с Земли был произведён слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя, в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

Во время 96-минутного цветного телевизионного сеанса, начавшегося в 55:08:00 полётного времени, Армстронг и Олдрин перешли влунный модульдля первой проверкибортовых систем.

Посадка на Луну

Первая фотография, сделанная Нилом Армстронгом на Луне .

Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовиться к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.

Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. В принципе было возможно использование автоматических программ вплоть до момента посадки, однако Армстронг ещё до полёта принял решение, что на высоте примерно ста метров над лунной поверхностью он перейдёт на полуавтоматическую программу управления посадкой, объяснив своё решение следующей фразой: «Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки». По данной программе автоматика регулирует вертикальную составляющую скорости модуля, изменяя тягу посадочного двигателя по сигналам радиовысотомера, в то время как астронавт управляет осевым положением кабины и, соответственно, горизонтальной составляющей скорости. Фактически Армстронг перешёл на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой и всё время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания (позже оператор, принявший решение несмотря на аварийные сигналы не отказываться от посадки на Луну, получил специальную наградуНАСА).

Послеполётный анализ показал, что перегрузка компьютера была вызвана тем, что, помимо управления посадкой, требовавшей 90 % мощности компьютера, на него было возложено управление радиолокатором, обеспечивающим встречу с командным модулем на орбите, что требовало ещё 14 % мощности. Для последующих полётов лунных экспедиций по программе«Аполлон »программное обеспечение компьютера было изменено.

Необходимость перехода на полуавтоматическую программу управления возникла ещё и потому, что автоматическая программа велалунный модульна посадку вкратердиаметромоколо 180 метров, заполненный камнями. Армстронг принял решение перелететь кратер, опасаясь, что лунный модуль перевернётся при посадке.

Лунный модуль прилунился вМоре Спокойствия20 июляв 20 часов 17 минут 42 секундыпо Гринвичу. Место прилунения Армстронг назвалБазой Спокойствия и в момент посадки передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел ».Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: «Понял вас, „Спокойствие“. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!»

Пребывание на Луне

Первый шаг человека на Луне. АстронавтБазз Олдрин выходит на поверхность

Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Ещё в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полёта дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, всё равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.

Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секундпо Гринвичу. Спустившись на поверхность Луны, он произнёс следующую фразу:

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.”

Олдрин вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга . Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунногогрунтаи установили телевизионную камеру. Затем астронавты установилифлагСоединённых Штатов Америки (Конгресс СШАдо полёта отверг предложениеНАСА установить на Луне флагООНвместо национального), провели двухминутный сеанс связи с президентомНиксоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометри отражательлазерногоизлучения). Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счёте астронавт горизонтировал его «на глаз», и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную.

Олдрин у сейсмометра. На заднем плане видны лунный модуль, флаг США, снабжённый проволочным каркасом, чтобы предотвратить обвисание , и камера на штативе

После установки приборов астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю, - 22 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль.

При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг - примерно два часа и десять минут.

После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны, показала этот процесс и вскоре после этого была выключена.

После проверки бортовых систем и приёма пищи астронавты спали примерно семь часов (Олдрин - свернувшись на полу кабины, Армстронг - в гамаке, подвешенном над кожухом основного двигателя взлётной ступени лунной кабины).

Старт с Луны и возвращение на Землю

После ещё одного приёма пищи астронавтами, на сто двадцать пятом часу полёта, состоялся старт с Луны взлётной ступени лунного модуля.

Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны составила 21 час 36 минут.

На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества ». Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11 » и президента Никсона .

Мемориальная табличка на посадочной ступени лунного модуля корабля «Аполлон-11»

После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы, собранные на Луне, и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована , командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта, вызванная плохими метеорологическими условиями в запланированном районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного . Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества.

Отсек экипажа приводнился в Тихом океане примерно в двадцати километрах отавианосца«Хорнет » (CV-12 )(англ. Hornet (CV-12 )) через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции в точке с координатами 13°30′ с. ш . 169°15′ в. д .

На воде отсек экипажа первоначально установился днищем вверх, однако через несколько минут при помощи надувных баллонов-поплавков был перевёрнут в расчётное положение.

Свертолётабыли сброшены три лёгких водолаза, которые подвелипонтонпод отсек экипажа и привели в готовность две надувные лодки. Один из водолазов вскафандребиологической защиты открыл люк отсека экипажа, передал экипажу три таких же скафандра и снова закрыл люк. Астронавты надели скафандры и через 35 минут после приводнения перешли на надувную лодку. Водолаз обработал скафандры астронавтов и внешнюю поверхность отсека неорганическим соединениемйода. Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Астронавты прямо из вертолёта перешли вкарантинныйфургон, где их ожидаливрачи техник.

Президент Никсон общается с экипажем «Аполлона-11 », находящимся в карантинном фургоне

На авианосец для встречи астронавтов прибыли президент Никсон , директорНАСАТомас Пейн , а также астронавтФрэнк Борман . Никсон обратился к находящимся в карантинном фургоне астронавтам с краткой приветственной речью.

Астронавты находились в карантине 21 день (считается с момента старта с Луны). С первого же дня пребывания на Земле экипаж начал отчитываться о полёте и проходить медицинские обследования. Эти обследования, а также анализ образцов и воздействие лунными материалами на растения и животных присутствия лунных микроорганизмов не обнаружили, и карантин сочли возможным не продлевать.

По окончании карантинного периода астронавты провели одни сутки с семьями, после чего 13 августа 1969 года были организованы торжественные встречи астронавтов последовательно вНью-Йорке, ЧикагоиЛос-Анжелесе .

16 сентября состоялся приём экипажа «Аполлона-11 » вКонгрессе США. В этот день Конгресс утвердил новую государственную награду США - Почётную медаль Конгресса за освоение космоса.

Некоторые итоги полёта

НАСАнеоднократно подчёркивало, что полёт корабля «Аполлон-11 » имел своей главной задачей решение инженерно-технических проблем, а не научные исследования на Луне. С точки зрения решения этих проблем основными достижениями полёта корабля «Аполлон-11 » считают демонстрацию эффективности принятого способа посадки на Луну и старта с Луны (этот способ считается применимым и при старте сМарса), а также демонстрацию способности экипажа передвигаться по Луне и вести исследования в лунных условиях.

Тем не менее, экспедиция произвела и колоссальный научный прорыв: на Землю были доставлены самые первые образцы лунного грунта.

Евхаристия на Луне

Вскоре после посадки Олдрин , пользуясь правами старейшиныпресвитерианской церкви, провел краткую частную службу спричастием. Армстронг , будучи неверующим, причащаться не стал. Хотя изначально планировалось транслировать это событие, в последний момент НАСА отказалось от этой идеи, главным образом, из-за судебного процесса, возбужденного ранее атеистами против НАСА из-за публичного чтения экипажемАполлона-8 вРождествона лунной орбите главыБыт.1 . По этой причине всё прошло во время перерыва в связи. Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрногопотира,гостии ивина, которые он взял заблаговременно в церкви вХьюстоне. Им был прочитан стихИ н.15:5 . Впоследствии, Олдрин вспоминал:

“Я принялсвятые дарыи принёс благодарность за разум и дух, которые доставили двух молодых пилотов вМоре Спокойствия. Интересно, подумал я, ведь самый первый напиток и самая первая пища, поданные на Луне - вино и хлеб причастия”

Американский пилотируемый исследовательский корабль «Аполлон-11» вошел в историю как первый корабль, доставивший землян на поверхность другого небесного объекта - Луны. Этот исторический полет длился с 16 по 24 июля 1969 года.

Высадка американцев на Луну

20 июля в 20:17:39 UTC лунный модуль приземлился в Море Спокойствия, точнее - в его юго-западной части. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, командир экипажа и пилот, провели на поверхности Луны почти целые сутки - 21 час, 36 минут и 21 секунду. Майкл Коллинз, управлявший командным модулем, все это время ожидал сигнала от них на орбите.

Астронавтами был произведен один выход на поверхность Луны, продолжавшийся около 2-х с половиной часов. Первым человеком, чья нога 21 июля в 2:56:15 UTC ступила на лунную поверхность, был командир экипажа Армстронг. По прошествии 15 минут на поверхность земного спутника вышел Олдрин.

В месте посадки модуля астронавты установили привезенные с Земли американский флаг и комплект научно-исследовательских приборов. Кроме того, они взяли более 20 кг образцов местного грунта для последующего их изучения в земных лабораториях. И экипаж, и собранные образцы после полета прошли строгий карантин, не выявивший, однако, никаких внеземных микроорганизмов.

Национальная цель, поставленная Джоном Кеннеди почти 10 лет назад, была достигнута - США выиграли лунную гонку у СССР.

Но кто же первым ступил на поверхность таинственного спутника Земли?

Как только стало очевидно, что первым лунной поверхности достигнет корабль «Аполлон-11», журналисты и сотрудники НАСА решили, что высадиться в первую очередь должен Эдвин Олдрин. Логика здесь была очень простая, ведь всегда во время полетов в космос по программе «Джемини» непосредственно выход в космос осуществлялся пилотом, а не командиром.


Экипаж корабля "Аполлон-11"

В самых начальных черновых планах высадки на Луну значилось, что первым наружу выходит пилот модуля. Но не был учтен один интересный момент: так как основной наружный люк открывался слева направо и вовнутрь, а место пилота находилось справа от люка, то пилоту, чтобы выйти, пришлось бы в полном снаряжении перелезать через командира. Репетиция этого маневра показала всю его тщетность.

Позже Дональд Слейтон, командир отряда астронавтов, вспоминал, что командиру необходимо быть первым, даже исходя из стандартных протокольных правил. Именно Слейтон предложил изменить планы, и это новаторство было поддержано руководством. В дальнейшем Слейтон отрицал, что Армстронг воспользовался служебным положением, сам же Армстронг уверял, что его никто и не спрашивал. Олдрин же, по мнению экспертов, не слишком убедительно написал о том, что его устраивало первенство командира.

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

Аполлон 11 - 2 человека 21 июля 1969 года Нил Армстронг попал в историю, став первым человеком ступившим на Луну, следом за ним вышел Базз Олдрин. Прилунение вряд ли можно было назвать - "мягкой посадкой", Армстронгу пришлось вручную садить Лунный Модуль так как запланированное место посадки оказалось усыпано валунами. Вместе с Олдрином, следящим за высотой и скоростью, а также почти пустым топливным баком, они благополучно прилунились на Базе Спокойствия (именно так они прозвали место своей высадки на Луне).

В общей сложности, Нил и Базз провели на лунной поверхности (как внутри модуля, так и вне) 21 час, 36 минут и 21 секунду, а общая продолжительность прогулок по Морю Спокойствия (так они прозвали местность в которой работали) составила 2 часа, 31 минуту и 40 секунд. За время своей лунной активности они набрали камней, поставили флаг США, установили сейсмограф и Лунный Уголковый Отражатель - устройство для замера расстояний между Землей и Луной с помощью направленных с Земли лазеров, использующееся по сей день.

Аполлон 12 - 2 человека

Следующими лунными пешеходами стали Пит Конрад и Алан Бин во время миссии Аполлон 12. 14 ноября 1969 года при запуске ракеты Сатурн-5 команда перенесла два удара молнией. Мощные толчки вывели из строя системы питания и управления, но благодаря быстрому реагированию Центра Управления Миссией и Бину вскоре всё было восстановлено.

Команда Аполлона 12 подтвердила свои навыки сверхточной посадки прилунившись всего на 185 метров от беспилотного космического корабля Сервейер-3. Во время одной из своих прогулок Конрад и Бин, проходя мимо Сервейера, демонтировали несколько его частей для дальнейшего анализа на Земле. В целом астронавты провели на Луне два дня, 19 и 20 ноября 1969 года.

Аполлон 13 - 0 человек

Очередной лунной миссией должен был стать Аполлон-13, но из-за того, что через два дня после запуска взорвался кислородный бак на запасном модуле космического корабля, экипаж так и не смог высадиться на Луну. За этим последовала героически мучительная и зрелищная спасательная операция.

Аполлон 14 - 2 человека

Успешно высадились на Луну Алан Шепард и Эдгар Митчелл, которые были частью миссии Аполлон-14. Они стартовали 31 января 1971 года и высадились 5 февраля в районе Фра Мауро, месте изначально запланированном для Аполлона-13. Шепард и Митчелл осуществили два выхода; в первом, провели серию сейсмических экспериментов по изучению возможных землетрясений на Луне, задействовав модульную повозку для транспортировки оборудования и образцов.

Во время второго, они попытались добраться до кратера по имени Коун, но без видимых ориентиров на скалистом повторяющемся ландшафте они не смогли его найти. Позднее анализ, совместивший изображения сделанные астронавтами с орбитальными, определил что пара находилась всего в 20 метрах от него. За время пребывания на Луне Шепард успел открыть гольф-клуб и ударить пару мячей. Митчелл присоединился, метнув лунную лопату как копьё.

Аполлон 15 - 2 человека

Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин прилунились 31 июля 1971 в составе миссии Аполлон-15, залетев на три дня, до 2 августа. В отличие от предыдущих миссий, которые высаживались на плоских лунных равнинах, эта команда села между двумя горами в районе под названием Хэдли Рилл.

Астронавты провели за бортом около 18,5 часов разъезжая на первом в истории Луноходе который они привезли с собой. Это позволило им путешествовать гораздо дальше от Лунного Модуля, чем предыдущие миссии. Во время трех лунных прогулок Скотт и Ирвин провели несколько научных экспериментов и собрали 77 кг образцов лунных пород.

Аполлон 16 - 2 человека

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими постояльцами попавшими на Луну с миссией Аполлон-16. Когда корабль вышел на лунную орбиту, миссия чуть не была сорвана из-за проблем с основным двигателем контрольно-обслуживающего модуля. Однако, всё обошлось и более того, это оказалась первая миссия с высадкой непосредственно на лунной возвышенности. Они провели на лунной поверхности 71 час или три дня, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе.

Аполлон 17 - 2 человека

Последними гостями на Луне, стали Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Они улетели с первым ночным запуском ракеты Сатурн-5 в составе Аполлона-17 и высадились на Луну 11 декабря 1972 года. За время своего трёхдневного пребывания они совершили три прогулки, собрав лунные образцы и установив исследовательское оборудование.
После 12-дневной миссии команда Apollo 17 вернулась на Землю 19 декабря 1972 года. Перед отлётом, Сернан выцарапал инициалы своей дочери Трейси на лунном реголите. Поскольку Луна не имеет разрушающих погодных условий, таких как дождь или ветер, ее инициалы должны оставаться там и по сей день.

Начиная с 1972 года никому не удостоилось попасть на Луну или её орбиту.


В 1965-1969 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Леонов входил в состав второго экипажа готовящегося облететь Луну в сентябре 1968 года, и первым ступить на её поверхность. Но история распорядилась иначе, и первым на Луне побывал американец Нил Армстронг.

После этого космическая гонка закончилась т.к. перестала иметь какой-либо смысл. Следующей целью стал Марс, однако до недавнего времени особого интереса к полету на Красную планету ни США ни Россия не проявляли. Все изменилось с приходом частных компаний, в том числе .

Почему сейчас не летают на Луну?

Несколько лет назад десятки инновационных компаний собирающихся вернуться на Луну с новыми технологиями и идеями участвовали в международном конкурсе Google Lunar X Prize . В конце этого года определится победитель, который получит 20 миллионов долларов на воплощение и развитие своего проекта.

В ближайшие годы Китай, США, Россия и Европейский союз готовят пилотируемые миссии на Луну..

Похожие публикации