Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Пехотинец - это основной род войск. Флетчер Д. О государстве русском Пехоты получающие постоянное жалованье царь содержит

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.

2) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.

4) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

5) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.

6) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.

Пояснение.

1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III - НЕТ, неверно, стрелецкое войско было учреждено Иваном IV в 1550 г.

2) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в. - НЕТ, неверно, расформировано Петром I в начале XVIII в.

4) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора - НЕТ, неверно, стрелецкое войско.

5) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме - ДА, верно.

6) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в. - ДА, верно.

Ответ: 356.

Бог наш Троица, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду... Мы же хвалим бога за безмерную его милость, ниспосланную нам, чтобы не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитались и возмужали, и божиим повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прародителей своих и родителей, а чужого не возжелали. Этого истинно православного христианского самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного христианства и нашего самодержавия боярину, и советнику, и воеводе, ныне же – отступнику от честного и животворящего креста господня и губителю христиан, и примкнувшему к врагам христианства... князю Андрею Михайловичу Курбскому, изменнически пожелавшему стать Ярославским князем , – да будет ведомо...

Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от бога: тот, кто противится власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти – противится богу; а кто противится богу – тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». «На это уж воля господня, если придется пострадать, творя добро. Если же ты праведен и благочестив, почему не поже­лал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?»...

Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова ? Он ведь сохранил свое благочестие, перед царем и перед всем народом стоя, у порога смерти, не отрекся от крестного целования тебе, прославляя тебя всячески и вызываясь за тебя умереть. Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: ты из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих предков, – ибо по божьему изволению бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда...

Писание твое принято и прочитано внимательно... совершенно ослеп ты в своей злобе, не способен видеть истину: как мнишь себя достойным стоять у престола всевышнего, и всегда служить с ангелами, и своими руками заклать жертвенного агнца для спасения мира, когда все это вы же попрали со своими злобесными советниками, нам же своим злолукавным коварством многие страдания принесли? Вы ведь еще со времени моей юности, подобно бесам, благочестие нарушали и державу, данную мне от бога и от моих прародителей, под свою власть захватили. Разве это и есть «совесть прокаженная» – держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать? Это ли «против разума» – не хотеть быть под властью своих рабов? И это ли «православие пресветлое» – быть под властью и в повиновении у рабов?

Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть всем известного попа и под ваше злодейское управление. А это по твоему рассуждению «нечестие», когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога, и не хотим быть под властью у попа и вашего злодейства. Это ли мыслится «сопротивно», что вашему злобесному умыслу тогда – божьей милостью, и заступничеством пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и родительским благословением – не дал погубить себя? Сколько зла я тогда от вас претерпел!...

Вспомни опять о том, кто сотворил подобно тебе, – если любишь Ветхий Завет, – с ним и сравним тебя: помогла ли военная храбрость Авениру, когда он бесчестно поступил со своим господином, соблазнил Риццу, наложницу Саула, и, уличенный в этом сыном Саула Иевосфееи, разгневался, изменил Саулу и так погиб. Ты подобен ему своим злобесным нравом, от гордости возжелав незаслуженных почестей и богатства. Как Авенир посягнул на наложницу своего господина, так и ты посягаешь на богом данные нам города и села, подобно тому бесчестию, беснуясь, поступаешь... Видишь, что бранная храбрость не помогает тому, кто не чтит своего господина... Так было раньше, так бывает и теперь...

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели же ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать споры своих подданных?...

Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время пасхи! А ведь они причислены к святым. А как же Давид, возлюбленный богом, как повелел тот Давид, чтобы всякий убивал евусеев – и хромых, и слепых, ненавидящих душу Давидову, когда его не приняли в Иерусалиме? Или и тех причтешь к мученикам, хотя они не захотели принять данного богом царя? Как же ты объяснишь, что такой благочестивый царь обрушил силу свою и гнев на немощных рабов? Но разве нынешние изменники не совершили такого же злодейства? Они еще хуже. Те только попытались помешать царю вступить в город, но не сумели этого сделать; эти же, нарушив клятву на кресте, отвергли уже принятого ими, данного им богом и родившегося на царстве царя и сколько могли сделать зла – сделали: словом и делом и тайным умыслом. Почему же эти менее достойны злейших казней, чем те? Немало и иных найдешь царей, которые спасли свои царства от всяческой смуты и отразили злодеяния и умыслы злобесных людей. Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще сыпал сорных трав, и сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь, и ходите, в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой- предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей.

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось – того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову!...

В этом-то причина и суть всего вашего злобесного замысла, ибо вы с попом решили, что я должен быть государем только на словах, а вы бы с попом – на деле. Потому все так и случилось, что вы до сих пор не перестаете строить злодейские козни... Не видишь разве, что власть священника и управителя с царской властью несовместима? Это из ветхозаветной истории; то же бывало и в Римском царстве, и во времена новой благодати, в Греческом царстве случилось так, как хотели бы вы по вашему злобесному умыслу...

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?... И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!

Так же неприемлемо и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом: «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу, которым управляют многие!». Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию? Если не будет единовластия, то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не подчинятся единой власти. Ибо так же как женщина не способна остановиться на одном желании – то решит одно, то другое, так и при правлении многих – один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы разных людей подобны женскому неразумию. Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством помимо царей. Это могут понять все разумные люди.

А мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали; если же ты говоришь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.

Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев, ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола господня, сбережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и право предстоять с ангелами у престола господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя Священному писанию. Так как я знал из божественного писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению...

Поп Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: вместо духовных, стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли. Мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины, и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно роздали, нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей. И потом ввели к нам в совет своего единомышленника, князя Дмитрия Курлятева, делая вид, что он заботится о нашей душе и занимается духовными делами, а не хитростями; затем начали они со своим единомышленником осуществлять свои злые замыслы, не оставив ни одного места, где бы у них не были назначены свои сторонники, и так во всем смогли добиться своего. Затем с этим своим единомышленником они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как им заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими.

Так было во внешних делах; во внутренних же, даже малейших и незначительнейших, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем на давали воли: все было по их желанию, на нас же смотрели, как на младенцев. Неужели же это «противно разуму», что взрослый человек не захотел быть младенцем? Потом вошло в обычай: если я попробую возразить хоть самому последнему из его советников, меня обвиняют в нечестии, как ты сейчас написал в своей нескладной грамоте, а если и последний из его советников обращается ко мне с надменной и грубой речью, не как к владыке и даже не как к брату, а как к низшему, – то это хорошим считается у них...

Мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, нестрого наказали их за все это – на смертную казнь не осудили, а разослали по разным местам, поп Сильвестр, видя, что лишились всего его советники, ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили, не потому, что устыдились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем божьим...

О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем...

Бессмертным себя я не считаю, ибо смерть – общий удел всех людей за Адамов грех... Я же верю в Страшный суд господень, когда будут приняты души человеческие с телами, с которыми совместно творили, и судимы будут за свои дела и все вместе и нераздельно – и цари, и последние из рабов, словно братья, будут спрошены, каждый за свои поступки. А когда ты писал, что я не хочу предстать перед этим неподкупным судом, то ты, приписывая ересь людям, сам впал в злобесную манихейскую ересь! Как они суесловят, что небом обладает Христос, землей – самовластный человек, а преисподней – дьявол, так же и ты проповедуешь будущее судилище, а божьи кары за человеческие грехи на этом свете презираешь. Я же знаю и верю, что тем, кто живет во зле и преступает божьи заповеди, не только там мучиться, но и здесь суждено испить чашу ярости господней за свои злодейства и испытать многообразные наказания, а покинув этот свет, в ожидании праведного господнего суда, претерпят они горчайшее осуждение, а после осуждения – бесконечные муки. Так я верю в Страшный суд господень. Также и то знаю, что Христос владеет небом, и землей, и преисподней, живыми и мертвыми, и все в небе, на земле и в преисподней существует по его воле, по наставлению Отца и благоволению Святого духа... Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и, за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности.

находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе… Прочие размещены
в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей
в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений… Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь… Они… сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)

Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.

2)

Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.

3) 4)

Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье
в натуральной и денежной форме.

5)

Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.

6)

Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

А8.Прочтите отрывок из декларации и укажите месяц 1917 года, когда эта

декларация была издана.

«Граждане!

Временный комитет членов Государственной думы при содействии и

Сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой

Степени успеха над тёмными силами старого режима, что он дозволяет ему

Приступить к более прочному устройству исполнительной власти.

Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает

Министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие

К которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической

Деятельностью.<...>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться

Следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и

Религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным

Восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением

Политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно- техническими условиями...».

Разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?

1) великое отступление русской армии

2) третьеиюньский переворот

3) выход России из Первой мировой войны

4) уход в отставку министра иностранных дел
А11.Прочтите отрывок из статьи и укажите год, когда вышла эта статья.

«Пять лет назад Советской власти удалось заложить основы мирного

Сожительства и братского сотрудничества народов. Теперь, когда мы здесь

Решаем вопрос о желательности и необходимости объединения, нам

Предстоит увенчать это дело новым зданием, – образованием новой могучей

Союзной трудовой державы. Воля народов наших республик, собравшихся

Недавно на своих съездах и единодушно постановивших образовать Союз

Республик, с несомненностью говорит о том, что дело объединения стоит на

Правильном пути, что оно зиждется на великом принципе добровольности

И равноправия народов. Будем надеяться, товарищи, что образованием нашей

Союзной республики мы создадим верный оплот против международного

Капитализма, что новое союзное государство послужит новым решительным

Шагом по пути к объединению трудящихся всего мира в Мировую Советскую

Социалистическую Республику».

1) 1921 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1927 г.

А12.Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 г.?

1) свёртывание нэпа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

А13.Какое положение содержала Конституция СССР 1936 г.?

1) в СССР существует частная собственность на средства производства

2) выборы депутатов во все Советы происходят на основе всеобщего,

Равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

3) высшим законодательным органом СССР является двухпалатный

Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы

4) СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного

Объединения пятнадцати равноправных Советских Социалистических

Глава 16. О военной силе, главных военачальниках и жалованье их

Военные в России называются детьми боярскими или сыновьями дворян, потому что все они принадлежат к этому сословию и обязаны к военной службе по самому своему званию. В самом деле, каждый воин в России - дворянин, и нет иных дворян, кроме военных, на коих такая обязанность переходит по наследству от предков, так что сын дворянина, рожденный воином, всегда остается дворянином и вместе с тем воином и не занимается ничем другим, кроме военной службы. Как скоро они достигают того возраста, когда в состоянии носить оружие, то являются в Разряд и объявляют о себе; имена их тотчас вносят в книгу, и им дают известные земли для исправ­ления их должности, обыкновенно те же самые, какие принадлежали их отцам, оттого что земли, определенные на содержание войска, владение коими условливается этой повинностью, все одни и те же, без малейшего увеличения или уменьшения. Но если царю покажется достаточным число лиц, состоящих на таком жалованье, ибо все земли на всем пространстве государства уже заняты, то часто их распускают, и они не получают ничего, кроме небольшого участка земли, разделенного на две доли. Такое распоря­жение производит большие беспорядки. Если у кого из военных много детей и только один сын получает содер­жание от царя, то остальные, не имея ничего, принуждены добывать себе пропитание несправедливыми и дурными средствами ко вреду и угнетению мужиков, или простого народа. Это неудобство происходит вследствие того, что военные силы государства содержатся на основании неизменного наследственного порядка. <…>

Если встретится надобность в большем числе войска, что, впрочем, редко случается, то царь берет на службу боярских детей, не получающих жалованья, сколько ему нужно, а если и их недостаточно, то дает приказание дворянам, коим пожалованы их поместья, выставить каж­дому в поле соразмерное число рабов, называемых холо­пами и обрабатывающих землю, со всей амуницией, смотря по количеству всего набираемого войска. Эти ратники по окончании службы немедленно снимают с себя оружие и возвращаются к своим прежним рабским занятиям.

Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь со­держит до 12 000 человек, называемых стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни находился царь, и 2000, называемых стремян­ными стрельцами, при самой его особе, принадлежа дворцу или дому, где он живет. Прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по 7 рублей в год сверх 12 мер ржи и столько же овса. <...>

Флетчер Дж. О государстве русском // Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов). – М.:Междунар.отношения,1991. – С. 77,79

Учреждение стрелецкого войска в 1550 г. (излетописи) Того же летаучинил у себя царь и великий князь Иван Ва­сильевич выборных стрельцов с
пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них
учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечнико-ва, а у
него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в
другой статье дьяк Ржевской, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста
человек сын боярской; в третьей статье Иван Семенов сын Черемисинов, а у него
500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвертой статье Васка
Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в
пятой статье Федор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек
сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а
у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на
год.

Пехоты,
получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых
стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни
имел пребы­вание царь, и 2000 (называемые стремянными стрельцами) при самой его
особе.. . Прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока
не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи
рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса.. . Стрельцы, составляю­щие
пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и
меча с боку. Ствол их самопала не такой, как у солдатского ружья, но гладкий и
прямой (несколько похожий на ствол охотничьего ружья) ; отделка ложа очень груба
и неискусна, и самопал весьма тяжел, хотя стреляют из него очень небольшою
пулею.. . В Сибири.. . построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около
шести тысяч солдат, из русских и поляков, кото­рые царь усиливает, отправляя
туда новые партии для населения, по мере распространения владений.. . Постоянных
телохранителей его (царя) составляют 2000 стрельцов, стоящие день и ночь с заря­женными
ружьями, зажженными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец
и сторожат во дворе, где живет царь.. . Стрельцы.. . сторожат дворец царский или
опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь; другие двести пятьдесят
человек караулят на дворе и около казначейства.. .

Вопросы и задания
1. Сравните данный и предыдущий документы. Какизменилась чис­ленность стрельцов и места их службы за сорок лет?
2. Что нового, по сравнению с первым документом, выузнали о со­держании стрельцов? Что изменилось в вооружении стрелецкого войска?

Похожие публикации