Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Какая идея принадлежит каменскому. Ян амос коменский биография кратко. Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

… Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

… Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны… остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением… Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

3. И так как это столь великое дело приходится предпринимать рискованным образом с применением собственной мудрости и собственных сил, то прежде всего они смиренно предадут самих себя, свои работы и преуспеяния своих учеников...

4. Итак, ближайшая забота будет состоять в том, чтобы мощно увлекать учеников благим примером; ибо нет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следят предыдущих и чтобы ученики воспитывались по образцу учителя. Руководство только в виде слов и предписаний обладает силой сообщить делу только весьма слабое движение. Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут.

5. Так как успехи в благочестии и нравственности идут лучше, когда ум, оснащенный светом познания, умеет сделать лучшей выбор среди вещей, а познание вещей почерпается из наук, то пусть учителя помнят, что их питомцы и в этом должны быть осведомлены. А потому учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий, и опять-таки при помощи постоянных примеров, наставлений и практики.

6. Итак, показывай им так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали, заставляй их подражать, чтобы и они также могли выражать то, что ты можешь. и как только у них явится надежда, что они могут это сделать, заставляй их повторять до тех пор, пока они не будут в состоянии делать это правильно и быстро. Итак, пусть хорошие учителя полагают, что самые маловажные обязанности – диктовать что-либо, гораздо же более важные – наблюдать, внимательны ли ученики, частным спрашиванием возбуждать силу ума, чтобы они понимали, и в процессе исправления, когда ученики сбиваются искусно исправлять.

7. Чтобы быть в состоянии выполнить все это без скуки, необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителя являлись родителями духовного развития учащихся. При этом они должны все делать более добродушно, нежели строго.

8. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. Итак, если нашим учителям придет на ум научить чему-либо хорошему, то они никогда не упустят такого случая, будет ил то в школе в присутствии все, или вне ее частным образом, с каким-либо одним, нов этом последнем случае дело происходит затем следующим образом: то, что ученик усвоил частным образом, он должен повторить в классе перед всеми с двоякой пользой, во-первых, чтобы все привыкли внимательно воспринимать также и то, что говорится кому-нибудь вне школы, и уметь передавать смысл воспринятого; во-вторых, чтобы то, что говорится кому-либо одному по какому-либо поводу, служило на пользу всем; ибо школьный учитель должен быть одинаково учителем всех.

9. Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.

10. Каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего класса, чтобы, хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять сообразно с этим...

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

“Письма к небу” (1614 - 1620).

“Лабиринт света” (1614 – 1626).

“Рай сердца” (1614 – 1621).

“Великая дидактика”.(1633 – 1638).

“Открытая дверь к языкам” (1631).

“Материнская школа” (1632).

“Мир чувственных вещей в картинках” (1658).

“Путь света” (1641).

“Латинская граматика” (1645 - 1648).

“Новое лингвистическое пособие” (1645 – 1648).

“Справочник для учителей” (1648 – 1650).

“Идеи пакатской школы” (1649 - 1652).

“Школа всеобщей мудрости” (1649 - 1652).

“Школа – игра” (1652 – 1654).

коменский педагог


ЛИТЕРАТУРА

Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., Просвещение, 1991.

МГУим. М.В.Ломоносова

Факультетфилософии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса с/о

Москва2004

Введение. Краткая биография ЯнаАмоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике ЯнаКоменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22


Введение. Краткая биография Яна АмосаКоменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии.После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины,занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии,Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменскийстал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский былосновоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросамобучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание вкачестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественныхотношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменскогопрослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Егорелигиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования,созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения егоучения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы,семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принципприродосообразности

Одним из важнейших положений Коменского,на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принципприродосообразности.

Это общенаучный принцип рациональногознания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природногомира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен,ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природычеловека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базезнаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рациональногонаучного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этогопроцесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойствоприроды – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своемупредназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает –развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри,ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах».Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия истремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял рольвоспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство»естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не простоимманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогическийпроцесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственногодостоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, кучебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено –это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природныхсил и способностей.

На основании принципа природосообразности,Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитаниячеловека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научнуюобоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствиепедагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональнуюорганизацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменскийпредставил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый иопределил для каждого этапа задачи.

Исходя из природычеловека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно отрочество - от 6 до 12 лет юность - от 12 до 18 лет возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления онкладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическимростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображенияс их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанныхкачеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость- развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этихвозрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природеребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет онпредлагаетматеринскую школу, под которой он подразумевает дошкольноевоспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняяшкола родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношейдолжна быть в каждом городе латинская школа , или гимназия . Длявозмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия .

Конечно, говорит Коменский, не каждыйсклонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академияпредполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначилаприрода». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому,чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной иблагочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка,Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка.Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменскийнеобходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо,считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», вкотором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли каквладыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой«как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений,история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (новсе-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», этитрадиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основаминаук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку –его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать,уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения уКоменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода»,который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, наразностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжнуюученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание втрудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедическиобразованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности иВозрождения, католической теологии и протестантизма, современного емугуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства,утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное длянего - избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведениячеловека до его сословного облика, до орудия национально-государственных ирелигиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека квыполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую игуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая напротяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщегообразования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в«микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельностьв «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфережизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование»,дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах обществачеловека.

Человек сам является сложным миром,«микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия ипороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму,нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в еговнутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «житьточно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять своепредназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепциячеловека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистическийхарактер всей системы. Цель воспитания определена на основе признаниясамоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминируетдуховно-нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это«строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику каксознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу,она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всехискусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменскогооптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможностивоспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения«возвышенных, мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступениКоменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека,воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательныйпроцесс.

На каждой возрастной ступени вводятсяэтические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначениекоторых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям,к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменскийспециально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этикесредневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность,мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышатьдуховность человека Коменский стремился к формированию нравственности иблагочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека:«Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».

В таком ключе - человек сам выстраиваетсвой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека(сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственныхстремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить,услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.).Его инструментами являются и наставление, и «примеры порядочной жизни», иупражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной, нравственнонаправленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложитьпривычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздностии безделью.

Кладези нравственной мудрости иблагочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание иразмышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружиемзащищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умеритьрадость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведяэтот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулированиенапряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизнивоспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранитьдушевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и«предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Длягуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия надличностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образомподобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. Вто же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственнойпозиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьнойдисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки насамодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращаласьв любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытогорасположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся»,«любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то противволи, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когдаученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себятуда, куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменскоговозможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, целькоторого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил испособностей растущего человека.

Цель реализуется в организациижизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видовдеятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса,в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачипедагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание«перерастает» в самовоспитание.

Результат педагогического процесса –достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития,включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшемусаморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личностивоспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется вобразцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органическивписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальностипедагогических открытий Коменского.

Дидактическиепринципы Яна Коменского

В педагогическойлитературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические(частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее местозанимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическимипринципами.

Коменский впервые в историидидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами вобучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности иактивности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности исистематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности иактивности

Этот принцип предполагаеттакой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки имеханических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания инавыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и взнании господствует формализм.

Коменский разоблачилгосподствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, каксхоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность изакрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главнымусловием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, ихпонимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать вголовы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точноиз живого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский также считает основнымсвойством сознательного знания не только понимание, но и использование знанийна практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил,покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый рядуказаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из нихявляется требование: «При образовании юношества все нужно делать как можноболее отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякогозатруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучениинеразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет:«Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будетживого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, однимиз самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и леньучащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрываетпричины лени и дает ряд указаний о том, как ее укоренить.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду всоединении с леностью».

Лень учащихся, поКоменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себесвет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд,потребный для достижения такого просвещения». Изгонять лень, по мнениюКоменского, нужно трудом.

Воспитание активности исамостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо,чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так,чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал всепроизносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваюсамостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, какединственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец,блаженства».

2) Принцип наглядности

Принцип наглядности обученияпредполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственныхнаблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядностив процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности исамой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение.В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядностибыла предана забвению, и ее прекратили использовать в педагогической практике.Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогическогопринципа.

В основе учения Коменского онаглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, чтозаранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядностьи ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинноеи прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение ичувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлятьвсе собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали,обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., ониизбавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей игаллюцинаций...»

3) То, что нужно знать о вещах, должнобыть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно,выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либозаменяющие их изображения».

4) «Кто сам однаждывнимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит всевернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этогочеловеческими глазами».

То есть, Коменский считал наглядностьне только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществлениянаглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы инепосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели икопию предмета;

3) картинки как изображение предметаили явления.

Учебный эффект всякогонаблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что идля чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить еговнимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности исистематичности знаний

Последовательное изучениеоснов наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципомобучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знаниемв определенной логической и методической последовательности.

Последовательность исистематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образомраспределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучениеи в какой последовательности построить его; как установить связь между новым иуже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить междуотдельными этапами обучения и т.п.

Итак, какое содержаниевносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»?

Первое требование Коменскогосостоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени,поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касаетсясоответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебныхзанятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касаетсятого, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Четвертое требование – «подкреплятьвсе основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. нетолько показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать,почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называтьвещь в причинной связи».

Коменский формулирует рядконкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны бытьраспределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час былипоставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманыучителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должнырешаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственнозадачам отдельных классов.

3. Один предмет следуетпреподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бытьраспределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался напредшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти отболее общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «отизвестного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходитьот исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблениюкаждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин ссобственным движением».

4) Принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками

Показателем полноценностизнаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Во времена Коменского вшколах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменскийже ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил передними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности иактивности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическомузапоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Коменский связываетупражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковатьсябеспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механическогозапоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в умтолько то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое вниманиеКоменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значениеупражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил дляосуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести доосновательности без возможно более частых и особенно искусно поставленныхповторений и упражнений».

В одной и той же школедолжен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлятьзаучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке послеобъяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников,который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто онсам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он вчем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому исделать то же самое...»

По мнению Коменского, такоеупражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будетвызывать к себе внимание со стороны учеников»

«II. Преподавательопределеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми.Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько разповторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенноенастолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столькораз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем присамом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образомученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительскихобязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением ивыработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете передсобранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования дляпринципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплятьпрактику»

2. «Ученики должны делать не то, что имнравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальныхуроках, проводимых по нашему методу».

4. «Каждая задача преждеиллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли лиони ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из этих положений видно, чтоКоменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного ипрочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные имправила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Семейное воспитаниев педагогике Коменского

Воспитанию в семьеКоменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются впопечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всегоестественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаныжизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.

“Однако при многообразиилюдей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы самивоспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бынеобходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, прикотором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающимзнаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенноназывают наставниками, учителями… ”.

Коменский ставитучителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю,основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество исправедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья,по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейноговоспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремленияучиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями,учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьнымначальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учениии об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги,красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того,которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманногоотношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством,чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей кучителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того,что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”

Подчеркивая всю важностьи необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создаетобраз материнской школы, как первой ступени образовании.

О ступенях образования ужеговорилось в первой главе данной работы, сейчас же мы более подробно рассмотримсущность именно материнской школы.

Цель школы Коменскийвидел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучалисьобращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Основные характерныечерты этой школы Коменский описывает следующим образом:

“В первые же годы деревототчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметьи которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким жеобразом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - всеэто должно быть преподано ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводитсписок предметов (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать вматеринской школе.

Метафизика вобщих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все вобщих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают,осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишьпотом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают пониматьобщие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, непохоже и т. п., что в общем и является основой метафизики.

В естествознании вэто первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такоевода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица,рыбы и пр.

Начала оптики ребенокполучает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень иразличия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошлонедавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если этобудет хотя бы только по-детски.

Корниарифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало имного; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше,чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр.

А также начала геометрии,статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией,политикой. Учение о нравственности и пр.

Итак, на семьювозлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит:“Все всего легче образуется в нежном возрасте”. В соответствии с принципамиприродосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейноевоспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этаповдетского воспитания и обучения.


Использованная литература

1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогическиесочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н.,Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский.- изд 2-е, М.: Педагогика, 1970

5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня.- СПб.: Глаголь, 1995

6. Пискунов А. И. Хрестоматия по историизарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.


В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории.

Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Теорию всеобщего универсального образования Комен- ский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
- школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);
-для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);
-академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.
2. Разработка возрастной периодизации.
3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.
4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.
5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» - первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.

Comenius

Мемориальное изображение Я. А. Коменского в Берлине

Биография и деятельность

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова . В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу , в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом , делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы , то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон , Ф.Рабле . Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина .

См. также

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М. : Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, -- (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, : в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, -
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М. , -
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М. , -
  • Избр. педагогические сочинения, М. ,
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М. ,
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М. ,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М. : Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Похожие публикации