Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Интервью на тему учитель. Школа как мастерская мысли. Интервью с учителем года-­2014. Андрей, кем работают Ваши родители

Вопросы для интервью с учителями

1. Когда вы захотели стать учителем?

2. Где вы учились?

3. Как вы учились в школе?

4. Что помните из школьной жизни?

5. Какие уроки любили, а какие не любили?

6. Сколько лет вы работаете в школе?

7. Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом?

8. О чем вы думали, идя на первый урок?

9. Что вам нравится, и что не нравится в вашей работе?

10. Чем вы любите заниматься дома?

11. О чем вы думаете, идя в школу? А из школы?

1. Я захотела стать учителем еще в школе.

2. Я училась в Костромском педагогическом институте имени Некрасова (Очно).

3. В школе я училась хорошо.

4. Из школьной жизни я помню очень многое. Например: В 9 классе

я пела под гитару, прекрасно помню смотр строя и песни, на котором мы маршировали. Моя учительница ущипнула меня за руку за плохое поведение (Смеется).

5. Мои любимые уроки это алгебра, физкультура и музыка. Не любимые уроки это история и биология.

6. В школе я работаю уже 23 года.

7. Перед первой встречей с классом я чуточку волновалась.

8. Идя на первый урок, я думала, что мне трудно не будет. Я всегда найду общий язык со старшеклассниками.

9. В моей работе мне не нравится, что мало платят, а так я люблю свою работу.

11. Когда я просыпаюсь утром, я уже думаю о школе, а идя в школу я думаю о том, что это моя работа. Но когда я возвращаюсь, из школы, я снова думаю о работе.

1. В детском саду я захотела стать учителем.

2. Я училась в Шарьинском педагогическом училище.

3. В школе я, конечно же, училась на 4 и 5.

4. Я помню свой любимый класс, свою первую учительницу, классного руководителя с которым до сих пор встречаемся, помню уборку урожая в колхозах.

5. Я любила математику, литературу. Не любила физику и химию.

6. Я работаю в школе 18 лет.

7.

8. Идя на первый урок, я хотела понравиться ученикам, ребятам.

9. В моей работе мне нравится общение с детьми и то, что я помогаю узнавать детям новое. Мне не нравится большая загруженность в работе.

10. Дома я люблю заниматься цветами, выращиванием овощей и вязанием.

11. Идя в школу, я думаю, о том, что день грядущий мне готовит! А, идя из школы, что же меня ждет завтра в школе?

1. Быть учителем я хотела еще в детстве. Любила играть в школу и всегда выполняла роль учителя.

6. В школе работаю 17 лет.

7. Волнуюсь всегда, даже когда просто не виделась со своим классом летом.

8. Когда я иду на первый урок в новый класс, то думаю о том, как сделать, чтобы ребятам понравился новый учебный предмет, как наладить с ними доброжелательные отношения, как сделать чтобы им хотелось учиться.

9. Я люблю свою работу. Она мне позволяет реализовать свои способности, но отнимает много времени от того времени, которое должно быть посвящено своей семье.

11. Идя в школу, я думаю о том, что каждый урок делает моих учеников более образовательными, воспитанными, готовит их к будущей жизни в обществе. Идя из школы, я думаю о своей семье, о том, что мне предстоит сделать по работе вечером.


1. Захотела стать учителем, когда я училась в начальных классах .

2. Училась в Гришинской школе, потом в Галичском педагогическом училище.

3. В школе училась на 4 и 5. Школу закончила с одной 3 по черчению .

4. Помню школьные праздники, выпускные экзамены, выпускной вечер, 1 сентября , когда пошла в первый класс.

5. Любимые уроки: Биология, Литература. Остальные предметы любила одинаково, не любимых предметов нет.

6. Я работаю в школе почти 14 лет, сразу после окончания училища начала работать в школе.

7. Я всегда волнуюсь перед первой встречей с классом.

8. Идя на первый урок, я думаю, как воспримут меня новые ученики, как привить любовь к предмету.

9. В работе нравится все, но занимает много времени.

11. Думаю я каждый раз по-разному.

1. Я захотела стать учителем, когда училась в начальных классах, дома с подружками часто играли в школу.

2. Сначала с 1 по 9 класс в школе № 4 имени Красовского города Галича, затем в школе № 3 (10 – 11 класс), потом в Галичском педучилище.

3. Я училась хорошо.

4. Я помню в школьные (классные) мероприятия с конкурсной программой с чаепитием, как нас принимали в октябрята , в пионеры, в комсомол.

5. Я очень любила почти все уроки, исключение составляли физкультура и труд. Я их, почему то мало любила.

6. В этой школе я работаю сразу после окончания педагогического училища. 15 августа был 21 год, как я работаю.

7. Да.

8. Идя на первый урок, я думаю, понравиться ли им мой предмет, смогу ли я им привить любовь к своему предмету.

9. Мне все нравится в моей работе, но очень много времени уходит на все это.

11. У меня очень много мыслей.

Нечаева Наталия Анатольевна:

1. В 8 классе я решила стать учителем. С детства играла с сестрой в школу.

7. Первая встреча всегда особая, конечно волнуюсь, навсегда запомнила свой пробный урок в 4 классе .

8. Думала о том, как сделать нашу первую встречу интересной, запоминающейся.

9. Я все люблю, в своей работе, обидно бывает за тех детей, которые по каким – то причинам не хотят учиться.

2. Я училась сначала в Россоловской школе с 1 по 8 класс, потом в Ореховской школе (9-10 классы). Прежде чем стать учителем, я закончила Костромской государственный педагогический институт имени Некрасова.

3. Отличницей я не была, но училась на 4 и 5.

4. Я помню, что у нас был хороший класс. С некоторыми из школьных подруг мы до сих пор общаемся. Очень хорошо помню одно из мероприятий «Зарница», которое проходило между Ореховской и Россоловской школами. Помню, как закладывался Ленинский сад. Также я помню, как я была председателем комсомольской организации.

5. Так как я учитель русского языка и литературы, то именно эти уроки и были моими любимыми.

6. В школе работаю 20 лет.

7. При первой встрече с классом, конечно же, волновалась.

8. Идя на первый урок, думала о том, чтобы мое объяснение было понятно и интересно детям.

10.Домашнее хозяйство.

11. Когда я иду в школу, я думаю о том, чтобы хорошо прошел день. Когда я возвращаюсь домой, я думаю, о завтрашнем дне и анализирую прошедший день.

1. Я захотела стать учителем после окончания школы.

2. С 1 по 4 класс я училась в начальной школе №5 г. Унгены. С 5 по 9 класс я училась в школе №1 г. Шарьи. После окончания школы я поступила в Шарьинский педагогический колледж г. Шарьи. После окончания колледжа я поступила в Ярославский государственный педагогический университет им. .

3. В школе я училась неплохо.

4.Школьная жизнь была насыщенна. Больше всего я помню различные спортивные мероприятия, которые проходили у нас в городе, и в которых наша школа принимала активное участие.

5.Любимые предметы – английский язык , физкультура и литература. Нелюбимые предметы – математика, физика, геометрия.

6. В школе работаю первый год.

7.Перед первой встречей с классом испытывала естественное волнение.

8. Не о чем не думала.

9. Затрудняюсь ответить.

10. Люблю слушать музыку, работать с компьютером, люблю заниматься фотографией.

11. Думаю о делах, которые необходимо выполнить за день. Когда я иду из школы, я думаю, что нет, не чего прекраснее чем работа в школе.

1. Всю жизнь хотела стать учителем, т. е. с начальных классов.

2. Педагогическое училище (г. Галич).

3. В школе я училась на 4 и 5.

4. Хорошо запомнился Новый год, т. к. старшеклассники ставили спектакль «Золушка», а также запомнился Выпускной вечер и походы по родному краю.

5. Любимые предметы: литература и история, а нелюбимых уроков нет.

6. Я работаю в школе 38 лет.

7. Волнуюсь все 38 лет.

8. Я волновалась, думала о том, чтобы дети меня хорошо поняли. Волнения испытывала и из – за сдвоенного класса.

9. Все нравится.

11. Идя в школу, я думаю, что сейчас я встречусь с ребятами, как сделать так, чтобы было интересно, идя из школы думаю о том же.

1. Я захотела стать учителем в начальных классах.

2. Первые годы учебы у меня прошли в Нагатинской школе, потом в Россоловской школе (до 8 класса), затем в Ореховской школе. Прежде чем работать учителем, я закончила Галичское педагогическое училище.

3.Училась я в школе хорошо.

4. Помню как жили в первом корпусе Россоловской школы, а еще помню что у нас был большой класс из 24 человек.

5. Моими любимыми уроками была математика, а не любимым был труд.

6. В школе я работаю 14 лет.

7. Конечно, я волновалась, не знаешь чего ждать.

8. Как научить.

9. Мне нравится общаться с детьми. Не нравится то, что в этом году сдвоенный класс.

10. Люблю готовить и вышивать крестом.

11. Идя в школу, я думаю об уроках, о детях, все ли придут, все ли здоровы. Идя из школы, я думаю о своих детях.

1. После школы я решила стать учителем.

2. Я закончила Галичское педагогическое училище.

3. Училась на 4 и 5.

4. Я помню пионерские сборы.

5. Любимые предметы: Литература, география, биология.

Не любила геометрию.

6. Работаю уже 15 лет.

7. Очень волнуюсь.

8. Идя на первый урок, я думала о том, чтобы урок хорошо прошёл, чтоб я нашла контакт с детьми.

9. Нравится все, но очень тяжелая профессия, требует много терпения и труда.

10. Дома я люблю выращивать цветы.

11. Думаю о том, что снова встречусь со своими малышами, идя из школы, радуюсь, если день прошел удачно. Если прошел не удачно, то я задаю вопрос.

- Поддерживаете ли Вы отношения со своими бывшими учениками?
- Бывших учеников у меня нет. Всех своих воспитанников я помню, стараюсь следить за их судьбой.

- Светлана Владимировна, вы работаете в школе уже более 30 лет…
- Как в сказке говорится, тридцать лет и три года. (смеется)

- Расскажите, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии?
- Я соглашусь, что профессия эта действительно трудна, но очень интересная. Моя бабушка была учителем начальных классов. Возможно, именно это повлияло на мой выбор. Еще задолго до окончания школы я знала, что стану учителем. Как говорила моя бабушка, педагог – это не просто профессия, но и высокая миссия становления личности. Я очень люблю то, что я делаю. Мое сердце всегда открыто для тех, кому я несу свои знания, кого учу быть творческими личностями.

Что значит для Вас, быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?
- Быть учителем – большая ответственность. Это одна из самых значимых и благородных профессий. В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих учителей я считаю русского философа И.А.Ильина, который писал: «Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде». Думаю, учитель - это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. В своей жизни я встречала много прекрасных учителей. Учителями для меня являются классики русской литературы, и первый из них - А.С.Пушкин.

Вы со своими учениками участвуйте в различных конкурсах, мероприятиях, посещаете музеи и театры, а также проходите специальные курсы для повышения квалификации. Как Вы все успеваете? У Вас, наверное, 48 часов в сутках?
- Нет, в сутках моих, как и у всех, 24 часа. Но не стоит забывать, что на дворе 21 век – век компьютерный. Техника и Интернет здорово облегчают нашу жизнь. Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. Все творческие работы, в которых мы участвуем – это то, что ведет нас вперед, не дает успокоиться и остановиться на достигнутом. Не все бывает гладко, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А участие в конкурсах действительно дает толчок к развитию, возникновению новых идей, совершенствованию методов работы с детьми.

А что Вы думайте о реформах образования? К примеру, неужели за десятилетия нельзя было согласовать такие вопросы как: правописание слов «ЦИФРА» и «ЦЫГАН»? В чем различие? Неужели лучшие умы человечества не могут облегчить нам жизнь?
- Я считаю, что в правописании слов «цифра, цыган» никаких различий нет. Своим ученикам я говорю, что кто-то придумал, а мы с вами должны запомнить. Исключений в написании слов в русском языке хватает. Не зря иностранцам очень тяжело освоить русский язык. Вероятно, в ближайшее время лучшие умы человечества не смогут облегчить нам жизнь. Придётся только смириться с этим.

Каких авторов современной русской литературы Вы рекомендуете своим ученикам? Входят ли в этот список Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, или Вы ограничиваетесь списком Минобразования?
- К сожалению, пласт современной литературы на сегодняшний день не включён в обязательную школьную программу, а адаптация к культурным метаморфозам просто необходима. Современные школьники слабо ориентируются в окружающем их культурном пространстве. Ребятам предлагаю почитать следующих авторов: Тамара Черемнова - автор повестей и сказок для детей и их родителей. Захар Прилепин - один из самых перспективных, талантливых и неординарных молодых писателей нашего времени. Популярность Захара, особенно среди молодежи, растёт с каждым днём. Рассказы Дины Рубиной. Романы и рассказы Татьяны Никитичны Толстой. Романы, рассказы и повести Олега Ермака, Виктора Пелевина и других авторов.

- Какие из Ваших профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?
- Смотря, что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, в этом году я победитель районного конкурса «Учитель года». С другой стороны, мой девятый класс сдает ГИА. Какие-то уроки отменились в связи с моим участием в этих конкурсах. И вот что же более значимо будет: победа в конкурсах или то, как дети сдадут экзамен? Достижения на уровне каждого дня. Нелегкий, кропотливый труд. Достижением может быть то, что «сегодня на уроке Вася сказал связано и умно три предложения» или достижением может быть победа в конкурсе. Мне больше нравятся достижения, когда я вижу прогресс у моих учеников. И кто-то через два года пришел и сказал с гордостью: «Елена Владимировна, я прочитал тут «Анну Каренину» Толстого!». Вот это достижение!

- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- У меня рецепт один – это работать честно. Прямо скажу, что мне от природы не дано каких-то талантов. Есть люди, которые могут прийти на урок и легко его провести. Я другой человек. Мне нужно долго и кропотливо трудиться. Я знаю, что у меня получится тогда, когда я потрачу определенное количество своих сил и времени, тогда будет результат.

Мы с Вами уже много говорили о том, каким должен быть учитель. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении?
- На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно» и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.

Доцент Кафедры теории права и сравнительного правоведения Б.В. Назмутдинов рассказывает о научной и преподавательской жизни, отношениях студентов и преподавателей, кино и дальнейших планах.

Булат Венерович , почему и когда Вы решили заняться именно преподавательской деятельностью? В чем заключается основная цель преподавания? Что именно (какие мысли, идеи и методы изучения) Вы хотели передать Вашим студентам?

Желание преподавать у меня появилось на старших курсах после того, как я решил поступать в аспирантуру. Писать диссертацию и не преподавать было бы странно. Почти сразу же после получения диплома (в июле 2008 г.) я встретил на Мясницкой Е.Н. Салыгина , и он предложил поработать в Лаборатории горного и энергетического права ГУ-ВШЭ. Я согласился, подумав, что параллельно так бы я мог остаться в Вышке и учиться в аспирантуре. Однако в сентябре, в конце первой недели работы, мне позвонил В.Б. Исаков и спросил, хочу ли я преподавать на кафедре теории права. Я ответил: «Конечно, да». До декабря работал в лаборатории, а затем – только на кафедре.

Выбор того, что можно преподавать, поначалу был ограничен – только теория государства и права на неюридических факультетах – политологии, экономике, ГМУ, менеджменте, социологии и рекламе. Но это был замечательный опыт: нужно было рассказывать интересно о предмете, который студентам часто был посторонним – особенно это касалось отделения рекламы. При этом было обидно, что многое (иногда почти все) уходит впустую, но были эмоции – радости, счастья и куража. Юристы не дают такую обратную связь. Теория права – ключевой компонент их образования.

В 2010 г. я начал вести ТГП на юридическом факультете, поверхностная легкость ушла, приходилось иначе готовиться. Я старался исправить те недостатки, которые я замечал, когда учился. Нас учили спокойно, взвешенно и догматично. Полемику формировали мы сами, и то в форме гвалта и полусплетен, закадровых комментариев. Для меня было важно ввести полемику в обучение, показать множественность взглядов, неоднозначность суждений, важность отстаивания своей правоты, ограниченность взгляда преподавателя. Иногда я сам чувствую, что пережимаю, навязываю свои суждения. Но при этом я вполне допускаю, что студент может с этим не согласиться, выстраивать свою позицию от противного. Такая реакция «от противного», была, например, у меня на занятиях В.А. Четвернина . Я не соглашался с его подходом, мне многое в этом подходе не нравилось, но его курс, в целом очень интересный и выстроенный, сыграл большую роль именно методологически. Приходилось придумывать собственные аргументы, искать собственные ответы. Некоторых курс Четвернина «ломал через колено», они начинали механически воспроизводить новые догмы взамен старых, «позитивистских». Мы с друзьями смотрели на это «обращение» своих одногруппников скептически. Уверенно говорить о «формальном равенстве», «форме свободы» – без знания работ Канта довольно странно. К сожалению, большинство юристов читают достаточно мало – особенно из того, что находится вне сферы их практики, повседневного опыта. На мой взгляд, читать и писать нужно много и вдумчиво. Этот призыв я адресую студентам и себе самому. Сейчас я пишу очень мало, о чем действительно жалею.

Расскажите, почему Вы решили посвятить себя именно теоретическим аспектам права, а не практике?

Мне никогда не была интересна юридическая практика. За полгода до поступления на юрфак ВШЭ я не знал, что поступлю именно сюда. Свою роль сыграла историческая олимпиада, благодаря которой я и поступил на факультет. Отчуждение росло от года к году, но неожиданно на пятом курсе я снова «вернулся» – после чтения «Основ философии права» русского правоведа Николая Алексеева. Я понял, что о праве можно писать интересно и сложно, а не сухо и нудно. В праве существует множество актуальных проблем, касающихся субъекта права, правопонимания, ценностей в праве и т.д. Кроме того, после выбора специализации ушло все наносное, осталось то, что мне всегда было интересно – история во всех ее видах, философия права, теория права. На этих расправленных крыльях я и влетел в аспирантуру.

Юридическая практика мне неинтересна, потому что непонятна. Непонимание сути этой работы мешает мне воспринять ее ценность и включиться в нее. Это моя индивидуальная проблема. Говорить об этом публично на юридическом портале вроде бы неправильно, даже непедагогично, но, мне кажется, искренность здесь гораздо важнее. Зачем мне себя и Вас обманывать?..

Над какими научными вопросами Вы работаете сегодня?

Я пытаюсь развивать те идеи, которые возникали при работе над диссертацией о политико-правовых аспектах классического евразийства. Это поиск идейных и исторических параллелей, порой моделируемых, а не реальных: евразийство и структурализм, евразийство и «право как коммуникация». Здесь возникают вопросы о «правовой структуре», «юридическом субъекте», соотношении права и ценностей. Также я ищу тот материал, который бы мог стать основой для новой работы – монографии или докторской диссертации, либо и того, и другого. Думал о такой теме, как коллективный субъект в межвоенных учениях 1920-1930 гг. Пока это очень большая палитра: от «социального права» Гурвича до итальянского фашизма и децизионизма Карла Шмитта.

Назовите юристов-классиков, которые оказали влияние на Ваше восприятие права. К какой школе права Вы причисляете себя сегодня? Менялся ли Ваш взгляд на сущность права и государства?

Каждая «классическая» работа в силу своего веса влияет на читателя. Помимо работ Николая Алексеева для меня были важны тексты Петражицкого, Новгородцева, Лона Фуллера. Из тех, кто писал о философии права и государства, – Гоббса, Канта, Руссо, Гегеля. Сравнительно слабо влияли позитивисты, но это лишь потому, что их идеи и так вплетены органично в процесс юридического образования, часто мы их идеи получаем без маркировки. Поэтому уже потом читать Шершеневича достаточно скучно. Хотя позитивизм в нас сидит, как закваска, и довольно успешно бродит, порождая причудливые сочетания. Можно, к примеру, увидеть основы позитивизма даже у В.С. Нерсесянца.

Относительно проблем правопонимания: применительно к России можно сказать, что государство у нас – устойчивый социальный институт, который определяет не только действительность, но и во многом содержание правовых норм. Но не в силу того, что право само по себе есть приказ суверена, веление государства. Важно учесть сочетание гипотез юридического позитивизма и социологической юриспруденции. Право у нас – приказ суверена, потому что государство в России социологически и исторически наиболее сильная и устойчивая социальная организация.

Что касается общего определения права как социального понятия, которое было бы применимо ко всем правовым системам, то пока я его для себя еще не сформулировал. Есть рабочее определение, которое обозначается на лекциях и семинарах, но это лишь точка отсчета, не истина.

Кто из современных российских юристов (практиков и теоретиков) вызывает у Вас восхищение и почему?

Если честно, я попытался представить, что испытываю подлинное восхищение кем-то из современников, но у меня не получилось. Но если бы восхищение было рациональным процессом, то можно и нужно было бы восхищаться В.А. Тумановым и В.Д. Зорькиным – авторами ключевых из написанных в советское время панорамных исследований о правовых учениях. Можно восхищаться Е.А. Сухановым как вдохновителем реформ гражданского законодательства. Очень важно и то, как А.В. Поляков и М.В. Антонов прочерчивают связи с европейской юриспруденцией в Санкт-Петербурге, организовывая весьма содержательные международные конференции. Можно восхищаться и В.Г. Графским, который при всем давлении на Академию Наук, сохраняет и развивает свой сектор ИГП РАН. Я очень рад тому, как В.Б. Исаков развивает нашу кафедру, давая возможность развиваться совершенно разным мнениям и позициям.

Расскажите, как появилась идея создать проект «Основы критической теории» (ОКТ)? Есть ли в ВШЭ подобные проекты, или данный проект не имеет аналогов? Данный проект реализован только в этом году, есть ли у Вас уже сейчас идеи по дальнейшему изменению способа преподавания и обсуждения материала?

Мы позже узнали, что на факультете экономики НИУ ВШЭ есть нечто подобное, но стартовали мы будто бы с чистого листа. А.А. Панову одна из его коллег подсказала идею чего-то совершенного нового, хотя и немного аморфного – мол, сейчас от юристов ждут чего-то совсем необычного и несервильного, дерзайте, стремитесь. Он поделился этой интенцией с Р.Ю. Бельковичем и со мной. Возникла идея «академического трека» внутри существующего юридического бакалавриата. Мы думали о разных форматах этого трека, составляли списки курсов, в итоге деканат предложил нам формат «научного проекта».

Сложностей с ведением занятий в рамках проекта довольно много: поиск общего языка, не такого, как на лекциях и семинарах, большой объем литературы, который студенты не всегда могут прочесть, разница в подходах преподавателей и пр. Но это все преодолимо. Цель проекта – создать интеллектуальную среду, клуб, корпорацию, можно по-разному называть. Но это должно быть сообщество, связанное, прежде всего, интересом к науке во всех ее проявлениях: от радости расширения горизонтов до ужаса открытия нового, мучительного переживания собственных заблуждений. На втором курсе мы хотим расширить поле проекта, включив в него не только критическую теорию государства, правовые теории двадцатого века, но и изучение рецепции римского права, правовую аргументацию, биоэтику, проблемы частного права и пр.

Гордитесь ли Вы своими студентами? Чему они Вас научили? Что бы Вы хотели пожелать Вашим студентам – будущим юристам?

Мне сложно называть их «своими». Они не мои. Все-таки юридический факультет поощряет осторожность в суждениях. Тем не менее, мне очень нравится, как, например, развиваются исследовательские траектории Георгия Тюляева и Ирины Османкиной. Их талант, трудолюбие и настойчивость в достижении целей меня вдохновляют, хочется быть, как минимум, не хуже. Антон Шаблинский научился создавать творческие площадки, «создавать дискурс», этим он нам очень помогает на ОКТ.

Я бы хотел пожелать студентам, чтобы они не обижались на преподавателей, прислушивались к нам, либо же, наоборот, последовательно отстраивали свою позицию «от противного», формируя что-то свое. Мне как преподавателю вовсе не все равно, что думают студенты. Внимательный, въедливый слушатель мотивирует говорящего тем, что в любой момент может спросить: «А почему это так?». Приходится лучше готовиться - это развивает.

Изменились ли студенты и их отношение almamater по сравнению с Вашим выпуском? Изменилось ли преподавание?

Думаю, отношение студентов в целом то же. Плохо лишь то, что сейчас студент может прийти с планшетом на семинар и создать видимость знания. Меня это раздражает: у нас же не конкурс планшетов, не конкурс «Яндекса». Некоторые типы деятельности – поиск законодательных норм для проверки теоретической гипотезы и др. – действительно, подразумевают, что нужен какой-то девайс, но в остальном нужна подготовка, нужен конспект – в письменной или электронной форме. Удивляет и другое: пришли, например, Вы на лекцию или семинар, хотя бы тетрадь откройте или ноутбук включите, это же не киноклуб. Все невозможно запомнить. Мы ценили интересные лекции и записывали их, либо же совсем не ходили. Лучше вообще не ходить, чем так вот сидеть.

Проблема преподавания гораздо сложнее. Масштаб этой сложности я ощутил, когда в прошлом году разговаривал с Роджером Коттерреллом из Лондонского университета (колледж Queen Mary) и другими коллегами. Профессор в Европе и США не похож на сановника: это достаточно скромный, но при этом открытый человек. У многих из них нет представлений и стереотипов «не так обратился, не так подошел, сходи-ка, дружочек, лучше за чаем». У нас модель «начальник-подчиненный» часто транслируется на отношения преподавателя и студента. Было бы лучше, если бы это общение было менее травмирующим для студента в части осознания собственного статуса. Ученик потенциально не намного слабее преподавателя, может, даже сильнее. Навязывать ему свое мнение об актуальности той или иной проблемы было бы неправильно. Многие преподаватели настаивают, что нужно изучать только «общезначимые» («общемировые», «общеевропейские») проблемы, но загвоздка в том, что работ по европейской интеграции (экономической и правовой) сейчас море, а по юридической антропологии народов Сибири – несколько речек. Научной может быть любая проблема, все зависит от уровня ее рассмотрения. Преподаватель на минуту должен забыть, что у него за плечами шлейф статей и монографий, членство в редакциях и советах, и помогать, говорить по существу, максимально забыв о своих статусных привилегиях.

Не секрет, что кинематограф занимает далеко не последнее место среди Ваших увлечений. Почему именно кинематограф? 2014 г. ознаменовался выходом таких фильмов, как «Судья», «Интерстеллар» и «Левиафан»: какие из этих фильмов Вы посмотрели, какие впечатления?

Кино мне нравится своей сложностью, способностью сочетать элементы театра, музыки и литературы. Но оно стало моим хобби во многом по необходимости. На четвертом курсе я подрабатывал тем, что писал статьи о кино, ходил на пресс-показы, брал интервью у режиссеров и сценаристов. Не шибко профессионально, но если статьи печатали, то хоть какой-нибудь смысл в них все же был. В это же время я организовал Киноклуб «Популяция» на базе одноименной студенческой организации, которую мы с однокурсниками создали на третьем курсе. Я приглашал режиссеров и кинокритиков, мы обсуждали кинокартины с теми, кто их и снимал: приходили Алексей Герман младший, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Александр Велединский. Из критиков – Алексей Васильев, Антон Долин, Станислав Ф. Ростоцкий и др. Из тех, кто работал в НИУ ВШЭ – Ян Левченко, Сергей Медведев, Павел Романов и др.

Один раз на показ пришла Валерия Гай Германика, спросила, можно ли вина и покурить. Пепельницу ей в зале соорудили, а вместо вина ей принесли молоко. Она довольно содержательно отвечала на все вопросы, что меня тогда удивило. В зал набилось больше 150 человек (при норме в 128), кто-то, напившись, уснул в проходе. Тогда в 2008 г. киноклуб был на гребне удачи, но спустя пару лет почти вся наша аудитория была потеряна из-за годовой паузы в кинопоказах. Мы как-то пытались исправиться. В январе 2013 г. показали «1210» Арсения Гончукова, выпускника киношколы НИУ ВШЭ, который снимал свое кино самостоятельно, без продюсеров и господдержки. Совсем недавно он показал новый фильм «Сын» на неделе российского кино в Германии, после чего стало известно, что он выйдет в Польше на 200 экранах.

После показа «1210» киноклуб ушел на покой. Зал на Покровке, где мы показывали кино, сейчас на ремонте. Меня иногда приглашают на киноклубы Палаты Национальностей НИУ ВШЭ: в январе показывали и обсуждали фильмы Айнура Аскарова. Сейчас проводятся кинопоказы в рамках Life Sciences Legal Club на факультете права. Без режиссеров, конечно. Хотя сам по себе киноклуб с участием режиссера – это очень важно и интересно. Надеюсь, что найдутся студенты у нас на факультете, которые восстановят эту традицию.

Что касается фильмов, то ни «Судью», ни «Интерстеллар», ни «Левиафана» я пока что не видел. Фильм Звягинцева посмотрю обязательно, «Интерстеллар» – постараюсь. Из того, что я видел в прошлом году очень понравились «Нарушитель спокойствия» Алекса ван Ванмердама и «Одержимость» (Whiplash) Дамиана Шазеля. Последний фильм замечателен тем, как он показывает процесс творческого развития – через боль и насилие над собой, не без намеренных провокаций со стороны наставника. Если честно, я уже разучился так работать над собой, как герои этого фильма. Пора исправляться.

Надежда Лущ, 3 курс

Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Меня зовут Елена Николаевна. Я работаю . Стаж моей деятельности 15 лет.

Почему вы выбрали эту профессию?

В подготовительную группу детского сада к нам знакомиться пришла будущая учительница. Было занятие по математике. Я смогла хорошо показать себя и Нина Николаевна похвалила меня. Я была горда. Были дети, которые не смогли себя хорошо проявить, но и их Нина Николаевна поддержала. Я решила, что буду как она.

Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

Моя мечта сбылась. Каждый год обучения в начальной школе моя мечта только укреплялась. Нина Николаевна всегда была на высоте: методически грамотно вела уроки, организовывала внеклассную деятельность. Мне очень хотелось, чтобы у будущих маленьких школьников была такая же отличная учительница. И этой учительницей буду я.

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

В моей профессии мне больше всего нравится видеть искорки счастья от получения нового знания или открытия моими детьми. Мне очень нравится видеть их целеустремлённость и настойчивость, умение не сгибаться в сложной ситуации, а всегда, при любых условиях, идти к своей цели.

С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

Сплочение родителей класса при его образовании. Класс - это большая семья, в которой люди с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь. Когда приходит 30 детей и 60 родителей не всегда бывает просто. Начинается работа по формированию коллектива родителей: проводятся собрания, консультации, тренинги.

Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

Для получения своей специальности я получила высшее образование: в 2000 году закончила и получила . Один раз в три года я прохожу .

Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

Человеку моей профессии необходимо быть высококультурным человеком. Нужно быть аккуратным во внешнем виде. Нужно иметь красивую богатую речь. Обязательно надо уметь слушать и слышать, понимать ребёнка, не ломать его душу.

Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

Я считаю, что - это, в первую очередь, артист. Ведь чтобы ни было за стенами школы, нужно для своих детей всегда сиять и заряжать их положительными эмоциями.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Мой рабочий день состоит из трёх больших блоков: уроков в школе, проверки тетрадей, подготовки уроков на следующий день. Несколько раз в неделю проходит внеурочная и внешкольная деятельность.

Какие основные обязанности вы выполняете?

В мои обязанности входит образование и воспитание подрастающего поколения.

Что самое интересное в вашей работе?

Самое интересное в моей работе - это прирост обучающихся. Огромная разница между учеником, пришедшим в первый класс и заканчивающим начальную школу.

Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

Считаю свою профессию одной из самых важных в нашей стране. Стране нужны образованные, грамотные, активные люди.

Приносит ли ваша профессия хороший доход?

Хороший доход моя профессия приносит лишь в том случае, если учитель работает не на одну ставку, ведёт активную дополнительную школьную деятельность.

Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

Я считаю, что люди моей профессии будут востребованы всегда. Ведь нельзя прожить без школы.

О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас?

Люди, которые собираются получить профессию учителя должны понимать, что у них будет крайне мало времени на свою семью.

Гордитесь ли вы своими учениками?

Горжусь. Они не только моя гордость, но и гордость школы и города. Они победители и призёры олимпиад, творческих конкурсов, многие отличники учёбы.

Многие Ваши ученики отлично учатся. Были ли отличницей Вы?

В классе я училась лучше всех, но отличницей не была. В университете на первом курсе имела 4 и 5 в зачётной книжке, со второго курса училась только на 5.

Участвуете ли Вы в профессиональных конкурсах?

Да. Я во всём должна быть примером для своих детей.

Делитесь ли Вы своим опытом с коллегами?

Да. Я провожу мастер-классы.

Считаете ли Вы, что правильно выбрали профессию?

Да. Я правильно выбрала профессию. Она позволяет мне не стоять на месте, а постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Одобрили ли бы Вы выбор Вашей профессии своей дочерью?

Да. Одобрила бы. Очень хочу, чтобы моя дочь стала учителем. У неё есть задатки хорошего учителя. Я думаю у неё получилось бы.

Что Вам не нравится в современной системе образования?

Мне не нравится разный уровень подготовки обучающихся, которые учатся по разным образовательным программам.

Достаточно ли времени Вы уделяете своей семье?

Не всегда. Стараюсь быть с семьёй как можно больше. Для этого школьную работу в стенах дома выполняю когда семья спит.

На какую птицу (если проводить сравнение) должен быть похож учитель?

Учитель должен быть умным как ворона, красивым как павлин и быстрым как страус.

С какой бы просьбой при возможности Вы обратились к президенту страны?

Я бы попросила предоставить учителю больше времени для творчества и освободить его от бумажной работы.

Итак-с. Все мы когда-то пошли в школу в первый раз. Все мы помним, как нам хотелось или не хотелось учиться. Все мы помним, насколько нравился нам первый учитель.

Отправляя в школу своего ребенка, мы хотим быть уверены, что у него все будет отлично.

Что важно получить от начальной школы?...

Я думаю, что для каждого родителя (есстесно, я сейчас не говорю о заполошеных мамашках, которые искренне уверены в необходимости запихать в своего ребенка тонны нужной и ненужной информации и заставить его ходить на все возможные доп.занятия, перегружая его) ВАЖНО чтобы в начальной школе:

4. расширили кругозор

5. Не отбили желание учиться, показав что это интересно

6. И ГЛАВНОЕ: не поломали и не забили склонности и таланты ребенка.

Для начальной школы все таки лучше выбирать не сверхсильную школу (в будущем, вы всегда сможете перевестись, уже понимая что для вашего ребенка интересней), а Учителя. Т.е. Человека, который будет проводить с вашим ребенком добрую половину дня (если не больше).

А потому, мне кажется, что лучше всего, пойти в школу, по месту прописки или которую вы выбрали, и познакомиться с теми педагогами, которые набирают первый класс.

Причем, не просто познакомится и задать стандартные вопросы, которые вас волнуют, а провести некое собеседование. Ведь грубо говоря - этот человек будет работать на вас.

Но все мы люди и понимаем, что и нам бы не понравилось, если пришла бы какая-то тетка и давай вас экзаменировать или допрашивать.

Потому, договорившись с педагогом о беседе, вспомните, о том, что вы ищете человека и беспокоитесь о своем ребенке. И начиная беседу, в первую очередь подчеркните, что вы бы хотели, чтобы вашему ребенку в школе было хорошо, спокойно, весело и интересно. А потому, вы бы хотели задать ряд вопросов педагогу о нем самом. Скажите, что вы понимаете, что некоторые вопросы будут неожиданные, попросите не удивляться, потому что первый учитель - это ведь так важно (педагоги с вами согласятся).

Предлагаю список вопросов.) (представьте, что вы проводите собеседование - но не оценку)

1. Вам нравится ваша работа? Почему?

2. Почему вы стали учителем?

3. Что вам больше всего нравится в вашей работе?

4. А что нет?

5. Что вы сейчас читаете? не по работе, а просто для себя.

6. Что вы считаете самым большим достижением в вашей учительской практике?

7. Как вы повышаете интерес и мотивацию ваших учеников?

8. Как вы относитесь к тому, что ваши ученики проявляют индивидуальность и отстаивают свое право на личное мнение? (вот тут внимание, хороший педагог понимает, что даже у малышей есть свое личное мнение)

9. О чем бы вы попросили рассказать ваших учеников, чтобы лучше познакомиться с ними?

10. Как вы поступаете с учениками, которые отличаются плохим поведением и воспитанием?

11. Чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили, после окончания начальной школы?

12. Какие особенные методы и технологии вы используете на ваших уроках?

13. Опишите идеальный урок, каким вы его представляете?

14. А у вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Расскажите про самый худший? (может в начале карьеры, что запомнилось)

15. Назовите пять прилагательных, которыми вы можете описать себя?

16. Какие ваши личные качества вы считаете самыми полезными в учительской работе?

17.Расскажите о вашем представлении о школьном образовании?

18. Если бы у вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?

19. Какие темы в ваших предметах вам больше всего нравятся и почему?

20. Каким вы представляете идеального ребенка? (опять же внимание! идеальность - это рамки в которые загоняют)

Еще раз, напоминаю, не нужно показывать то, что вы проводите реальное собеседование, покажите, что вы обеспокоены, вам реально важно и интересно (люди любят, когда ими интересуются), обязательно поблагодарите за уделенное вам время, за согласие на встречу.

Ну и разумеется, сразу, по тому как человек отнесся к предложению встретиться, как вел беседу, что говорил - вы поймете, насколько он заинтересован в своей работе, любит ее, любит детей, какие позиции по отношению к детям имеет, ну и что за человек в целом.

Всем удачных бесед и отличных педагогов)

Похожие публикации