Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Формы деятельности государства финансовое право. Правовые и неправовые формы осуществления финансовой деятельности государства. Список использованной литературы

Финансовое право

1. Формы и методы финансовой деятельности государства.

2. Финансовая система (понятие, структура, краткая характеристика элементов).

3. Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность.

4. Предмет и понятие финансового права. Метод правового регулирования финансовых отношений.

5. Понятие и виды финансового контроля. Финансовая дисциплина.

6. Понятие и признаки бюджета. Виды бюджетов. Роль бюджета в обществе.

7. Понятие, признаки и принципы налогов и сборов по законодательству РФ.

8. Права и обязанности налогоплательщиков по законодательству РФ.

9. Налоговый контроль.

10. Правовые основы страхования в РФ.


Формы и методы финансовой деятельности государства.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов.

Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид гос. деятельности направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах имеющихся у них полномочий (Е.Ю.Грачев );

2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.к. аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы гос. управления;

3) финансовая деятельность является предметом ведения как РФ (установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия), так и субъектов РФ и местного самоуправления (принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др).

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия гос. органов (и органов местного самоуправления) по обра­зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми , кото­рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми ( деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством): инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, подготовка материалов к финансовому планированию, т.е. все то, что имеет юр. значение.

Осуществляя финансовую деятельность, гос. органы и органы местного самоуправления принимают финансово-правовые акты. Финансово-правовые акты - это принятые в предусмот­ренной форме и имеющие юридические последствия решения го­с. органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию.

По юр. свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ­ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к определенным участ­никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме­нению или прекращению конкретных финансовых правоотно­шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные , к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности государства, и под­законные , куда входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и при­нятые во исполнение закона.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами . Обычно их подразделяют на 2 группы: общие методы и специальные методы.

К общим методам относятся императивный , диспозитивный и рекомендательный методы . При этом основным методом является императивный, сущность которого состоит в том, что государство и его органы осуществляют финансовую деятельность посредством принятия властных предписаний, обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами.

Применение рекомендательного метода обусловлено проведением курса на финансовую самостоятельность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. (НПР: в федеральном бюджете имеется ряд статей, содержащих рекомендации в области финансовой деятельности субъектам Федерации).

В группу специальных методов входят следующие:

1. метод обязательных платежей (выражается в установлении налогов и сборов. Государство с помощью данного метода изымает в обязательном порядке в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты или гос. внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ).

2. метод добровольных платежей (проявляется через покупку физическими и юр. лицами государственных ценных бумаг, проведение гос. лотерей, пожертвований в пользу государства и т.д.)

3. метод финансирования (выражается в расходовании денежных средств на предусмотренные законодательством цели; применяется в отношении гос. организаций).

4. метод кредитования (означает предоставление денежных средств на началах возмездности и возвратности; применяется в отношении как гос. организаций, так и иных организаций).

5. штрафной метод (заключается в установлении и применении штрафов, пеней и иных санкций за нарушение финансово-правовых норм)

6. метод дотаций (сущность данного метода состоит в том, что бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований денежные средства выделяются из бюджетов вышестоящего уровня без целевого назначения).

7. метод субвенций (заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов из бюджетов соответствующих уровней на определенных срок и конкретные цели).

ОТВЕТ: Правовая форма финансовой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права.
Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и не в правовой форме, не влекущей правовых последствий.
Правовые формы финансовой деятельности выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.
Неправовые формы финансовой деятельности - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджета); подготовка материалов к финансовому планированию и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Правовые формы финансовой деятельности находят свое выражение в финансово-правовых актах, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом, регулирование валютных операций - федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти могут принимать подзаконные акты - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции отраслевых органов управления.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов образуют законы и подзаконные акты. Некоторые субъекты РФ в процессе нормотворчества в финансовой сфере используют кодификацию, например, в Хабаровском крае принят Бюджетный кодекс Хабаровского края.
Также в целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.
Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, типовые договоры, регламенты. Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, поселка. Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, выделены в уставах отдельной главой и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права органов местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Финансово-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам, законам субъектов РФ, подзаконным актам органов государственной власти. Рассматриваемые акты могут быть предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор за соблюдением законности в финансово-правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, учреждениями и организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые задания по аккумулированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенный период.
К числу финансово-плановых актов можно отнести:
- основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
- финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых организаций;
- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и организаций;
- сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и в неправовой форме, не влекущей правовых последствий. Правовой формой осуществления государственной деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирова- н и е государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Финансово-правовые акты - это решения органов государст-венной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.

Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической природе, по органам, их издающим, по сферам регулируемых отношений и др.

Правовая форма финансовой деятельности является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Имея четко обозначенную функциональную направленность, правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. В деятельности государства выделяются три формы, которые в полном смысле являются правовыми: правотворческая деятельность; правоучредительная деятельность; правоприменительная деятельность. Каждая из этих форм отличается сложным предметным содержанием, структурой и механизмом детерминации, различными правовыми последствиями.

Федеративное устройство России обусловливает и особенности правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой системе законодательства, определенном соотношении нормативных актов федерального уровня и нормативных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, договорном аспекте разграничения предметов ведения и т. д. При этом важно отметить, что федеративная природа Российского государства придает правовой форме финансовой деятельности как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ объективно необходимую унификацию, выражающуюся в следующем:

правовая форма финансовой деятельности обоих уровней обусловлена реализацией Российской Федерацией и субъектами РФ соответствующей финансовой компетенции;

правовая форма представляет собой однородную по своим внешним признакам и содержанию деятельность уполномоченных государственных органов;

правовая форма финансовой деятельности реализуется в рамках специфических правоотношений, имеющих однотипный объектно-субъектный состав каждого территориального уровня;

результаты осуществления финансовой деятельности выра-жаются в правовых актах, имеющих определенное соподчинение, обусловленное характером взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ.

Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня - это письменный документ, принятый федеральным органом госу-дарственной власти в пределах своей компетенции, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовой деятельности. Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Полифункциональность финансовой деятельности государства обусловливает и разносторонний характер общественных отношений, регулируемых нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня.

Среди нормативных финансово-правовых актов федерального уровня выделяются законы и подзаконные акты.

Федеральные законы принимаются по различным сферам финансовой деятельности государства, например: федеральные законы «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) , от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федера- ции» , от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , законы по отдельным видам налогов и др.

Впервые среди нормативных финансово-правовых актов федерального уровня появились кодексы: БК РФ и НК РФ (части первая и вторая).

Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти принимают подзаконные акты, например: Указ Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1227 «О мерах по социально-экономическому развитию Камчатской области и Корякского автономного округа» ; постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 107 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» ; приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 6н «Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субси-

Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ - это письменный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции. Разносторонний характер финансовой деятельности субъектов РФ обусловил наличие в региональной правовой системе нормативных актов, регулирующих бюджетные, налоговые, кредитные и т. п. отношения. Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ принимаются и по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований.

Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов РФ образуют законы и подзаконные акты.

В качестве примеров можно назвать Закон Алтайского края от 3 сентября 2007 г. «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», Закон Тюменской области от 7 ноября 2007 г. «О предоставлении налоговых льгот на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов отдельным категориям налогоплательщиков», постановление Правительства Самарской области от 24 декабря 2007 г. № 266 «Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области».

Некоторые субъекты РФ в процессе нормотворчества в финансовой сфере используют кодификацию. Например, в Республике Татарстан, Калининградской, Камчатской областях приняты БК соответствующего региона.

В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания, например: постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2007 г. «О жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики», поста-новление Республики Мордовия от 28 сентября 2007 г. «Об ут-верждении порядка предоставления бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия субсидий на возмещение расходов по оформлению в муниципальную собственность объектов недвижимости в 2007 году», постановление Губернатора Влади-мирской области от 21 декабря 2007 г. «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации Владимирской области».

Финансово-правовой акт органа местного самоуправления - это публичный, официально обозначенный документ, принятый управомоченным органом местного самоуправления, имеющий юридическую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.

Акты, принимаемые муниципальными органами, образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования финансовых отношений муниципального образования.

Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования: района, города, района в городе, поселка. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Статья 44 данного Федерального закона определяет основные параметры устава муниципального образования, в числе которых перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок форми-рования органов местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ и др. Статья 52 указанного Закона посвящена местному бюджету, его формированию, утверждению и исполнению. Проблемы расходов и доходов местного бюджета, поступающих от местных и региональных налогов и сборов, и другие вопросы, финансовой основы осуществления местного самоуправления рассматриваются в ст. 53-65 данного Закона.

Нормы, регулирующие финансовую основу муниципального образования, как правило, специально выделены в уставах му-ниципальных образований. Например, гл. 5 Устава г. Пензы «Финансово-экономическая основа городского самоуправления» закрепляет состав финансовых ресурсов города; финансовую компетенцию органов местного самоуправления; состав доходов городского бюджета; порядок обеспечения органами государственной власти минимального городского бюджета; финансирование делегированных полномочий; основы установления местных налогов и сборов; порядок образования целевых внебюджетных фондов; кредитные отношения муниципального образования. Устав г. Смоленска (городского муниципального образования) особо выделяет вопросы внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления (ст. 48).

Следует отметить, что уставы муниципальных образований в значительной мере дублируют нормы федеральных законов и законов субъектов РФ в финансовой сфере. Однако подобное воспроизведение норм законов осуществляется с одновременной их адаптацией к местным условиям и традициям, в результате чего у населения формируется более четкое представление о сущности муниципальной финансовой деятельности как публичной категории в рамках всего государства.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.

Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативные правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты. Более конкретизированное регулирование видов и содержания правовых актов органов местного самоуправления осуществляется конституциями и уставами субъектов РФ, региональными законами о местном самоуправлении, местных референдумах, выборах, сходах и собраниях граждан, а также уставом соответствующего муниципального образования. Например, Устав г. Воронежа предписывает администрации города принимать постановления по вопросам экономического развития, использования финансовых ресурсов.

Наиболее часто различные аспекты муниципальной финансовой деятельности оформляются решениями представительных органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения по таким важным сферам муниципальной финансовой деятельности, как бюджетное устройство и бюджетный процесс, система местных налогов и сборов, размер ставок и предоставление льгот по местным налогам и сборам, кредитные отношения, внебюджетные фонды и т. п. В данном контексте уместно выделить решение Городской думы городского поселения «г. Боровск» от 26 сентября 2007 г. «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городское поселение «город Боровск» на 2008 год», решение Томской городской Думы от 27 ноября 2007 г. «О бюджете г. Томска на 2008 год», решение Смоленского городского Совета от 30 ноября 2007 г. «О льготах по земельному налогу на 2008 год» и др.

Примечательно, что принятие решений по определенным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых решений представительным органом возможно только при наличии заключения местной администрации или согласия главы местной администрации. Так, согласно Уставу г. Саратова решения Саратовской городской Думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сборов, пошлин и иных платежей либо изменения структуры финансовой компетенции исполнительных органов местного самоуправления вступают в силу при наличии согласия мэра города (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа местного самоуправления исполнительному. Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финансовой компетенцией и выборным (представительным) характером принимающего их органа.

Особое место в системе финансово-правовых актов органов местного самоуправления занимают положения выборных органов местного самоуправления, устанавливающие правовой статус различных финансовых институтов муниципального уровня. Например, Устав г. Саратова определяет, что вопросы бюджетного процесса, внебюджетных целевых, резервных, валютных фондов, а также правовой статус Контрольно-счетной палаты регулируются постановлениями городской Думы (ст. 18); Положение о Контрольно-счетной палате Пензенской городской Думы устанавливает правовой статус этого контрольного органа и т. п.

Следующей группой финансово-правовых актов местного уровня следует считать акты исполнительных органов (местной администрации, главы муниципального образования, должностных лиц функциональных подразделений). Названные акты находятся в подчиненном отношении к актам представительного органа, о чем свидетельствуют перечень финансовых вопросов, решаемых исполнительным органом местного самоуправления, обязательность решений представительного органа для главы муниципального образования и право выборного органа отменять или приостанавливать действие актов местной администрации в случае несоответствия закону или уставу му-ниципального образования. В качестве примеров уместно привести постановление главы г. Кисловодска от 10 августа 2007 г. «О порядке ведения реестра расходных обязательств города-курорта Кисловодска», постановление мэра Ангарского муниципального образования от 1 июня 2007 г. «О разработке среднесрочного финансового плана Ангарского муниципального образования на 2008 год и на период до 2010 года», постановление мэра г. Магадана от 6 декабря 2007 г. «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «город Магадан» на 2008 год» и др.

Финансово-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам, законам субъекта РФ, подзаконным актам органов государственной власти. Рассматриваемые акты могут быть предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор за соблюдением законности в финансово-правотворческой деятельности органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры.

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки финансово-правовых актов органов местного само-управления: подзаконность; пространственная ограниченность их юридической силы; обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего муниципального образования; отсутствие необходимости утверждения со стороны органов государственной власти; возможность обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

Однако следует отметить, что многие финансово-правовые акты органов местного самоуправления не публикуются, что является прямым нарушением принципа гласности финансовой деятельности.

Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяется большая группа финансово-плановых актов.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые соот-ветствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по аккумулированию, распределению и использованию финансов на определенный период.

К числу финансово-плановых актов можно отнести бюджеты всех уровней бюджетной системы; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; сметы бюджетных учреждений; финансовые планы государственных и муни-ципальных унитарных предприятий; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций и др. Финансово-плановые акты имеют юридическое значение и порождают юридические последствия, поскольку оформляются актами соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

  • Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
  • Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государсвенных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые выражаются в принятии правовых актов всвязи с установлением или применением норм. Неправовые:

    1. Инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства населению.

    2. Финансово-технические операции - рассчёты платежей, объёмы финансирования и кредитования.

    3. Финансово-экономический анализ.

    4. Подготовка материалов к планированию, прогнозированию и отчётности.

    Неправовые юридического значения не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм хозяйственной деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер.

    Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов (мо), по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы, служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

    Классификация:

    1. по юридическим свойствам они подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные - регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат правило поведения их участников, обычно действуют длительное время. Индивидуальные - это акты применения норм права, необходимое условие для претворения в жизнь нормативных актов.

    2. по юридической природе - законодательные и подзаконные.

    Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности гос-ва, содержащие конкретные задания в области финансов на опеределённый период. К финансово-плановым актам относятся: 1. финансовый план государства - фед бюджет, а также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты 2. Финансово-кредитные и кассовые планы банков 3. финансовые планы страховых организаций 4. финансовые планы и сметы министерств, ведомств 5. финансовые планы предприятий 6. сметы бюджетных учреждений.

    Финансово-плановые акты получают своё юридическое оформление в актах соответствующих органов власти, например федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому оно подчинено. Утверждённый в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия.

    Финансовый контроль.

    1. Понятие и значение финансового контроля

    2. Виды и органы финансового контроля

    3. Методы ФК.

    Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и мун образований является финансовый контроль. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются: 1. соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами гос. власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, и гражданами. 2. Экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

    Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

    Финансовый контроль - контроль за законностью и целесоообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и её регионов.

    Основными направлениями ФК в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: 1. проверка выполнения органами власти функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции. 2. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ, организациями и гражданами. 3. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями находящейся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств). 4. Проверка соблюдения правил соблюдения финансовых операций, рассчётов и хранения денежных средств предприятиями, орагнизациями, учреждениями. 5. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба.

    Финансовый контроль укрепляет финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюденние установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов гос-ва, субъектов МСУ.

    Одной из форм финансового контроля является контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за хоз деятельностью предприятий, объединений посредством таких экономических категорий как цена, себестоимость, прибыль и др.

    Виды и органы финансового контроля.

    Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

    В зависимости от времени проведения: 1. предварительный - проводится до совершения операции по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности. Это проекты бюджетов, финансовых планов и смет. 2. текущий - контроль в процессе совершения денежных операций. Например, в ходе выполнения кассовых операций, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д. 3. Последующий фк - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятиями или учреждениями днежных средств, уплаты налогов и т. д. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

    По времени проведения так же можно выделить обязательный и инфициативный финансовый контроль. Обязательный проводится в силу требований законодательства, например контроль со стороны законодательных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год, или по решению компетентных государственных органов. Это могут быть проверки налогоплательщиков, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов и т. д. Инициативный осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

    В зависимости от органов, осуществляющих его - 1. представительных органов власти и МСУ, 2. аппарат президента РФ 3. исполнительных орагнов власти общей компетенции, 4. финансово-кредитных органов, 5. ведомственный и внутрихозяйственный, 6. общественный, 7. аудиторский.

    1. финансовый контроль со стороны органов представительной власти. Согласно ч.5 ст. 101 конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, совет федерации и государственная дума образуют счётную палату. Состав и порядок деятельности счётной палаты определяется федеральным законом. К ведению госдумы относятся назначение на должность и освобождение от должности председателя счётной палаты и половины состава её аудиторов. Совет федерации освобождает от должности заместителя, председателя счётной палаты, и также половину состава её аудиторов. Деятельность счётной палаты на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов. К её задачам относятся - 1. организация и осуществлене контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед бюджета и бюджетов государственных, федеральных внебюджетных фондов, по объектам, структуре и целевому назначению. 2. оценка обоснованности доходных и расходных статей, проектов бюджетов; 3. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в центральном банке и иных финансово-кредитных учреждений. Таким образом, объектом контроля со стороны счётной палаты выступают средства федеральных бюджетов, внебюджетных фондов, и федеральная собственность. Закон определяет круг субъектов, на которые распространяются контрольные полномочия счётной палаты. В него входят все государственные органы, учреждения, федеральные внебюджетные фонды. 2. органы МСУ, предприятия, организации, банки, союзы и иные объединения независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные фед законодательством или федеральными органами гос власти налоговые, таможенные или иные льготы. Общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие органнизации, на деятельность которых распространяются контрольные полномочия счётной палаты, в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, федеральной собственности или налоговых льгот. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы власти, субъекты федерации и органы местного самоуправления через структурные подразделения счётной палаты.

    2. В целях эффективности президентского контроля создан специальный орган - главное контрольное управление президента РФ.

    К основным функциям главного контрольного управления отнесено:

    1. Контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, их должностными лицами и организациями.

    2. Контроль и проверка исполнения поручений президента РФ и руководителя его администрации

    3. Подготовка на основе проведенных проверок информации для президента о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности органов гос власти.

    Финансовый контроль осуществляют и полномочные представители президента РФ в регионах, на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем уровне.

    Органы исполнительной гос власти общей компетенции.

    Правительства субъектов федерации - направляют контрольную деятельность подведомственных им органов управления, в т.ч. финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий правительство на основании конституции РФ (ст. 114) и федерального конституционного закона «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов, которые подотчётны ему, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок деятельности.

    Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами.

    Министерство Финансов - Федеральная Налоговая Служба, Федеральная служба финансово-бюджетного назора, Ф. Служба Страхового, Федеральное Казначейство, и соответствующие им территориальные подразделения.

    Кредитные организации во главе с центральным банком.

    Ведомственный ФК - контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления, за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и т.д. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем МинФина.

    Основные задачи: Контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием контрольно-ревизионной работы, бесхозяйственности, расточительства и т.д.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными подразделениями - бухгалтерией, финансовыми отделами, отделами планированая и нормирования заработной платы и др. Контрольная функция данной функции - необходимое условие процесса повседневной хозяйственной деятельности.

    Общественный финансовый контроль - основывается на положениях конституции РФ, устанавливающих права граждан, в т.ч. право на участие в управлении делами государства. Обязанности органов гос власти и МСУ - обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

    Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомстенный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно - как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.

    Методы ФК.

    Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приёмы или способы средств его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов - от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений. Используются следующие методы финансового контроля - наблюдение, проверка, надзор, анализ финансово-хозяйственной деятельности, ревизия.

    Основной метод ФК - ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных органнизаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных.

    По объекту проверки различают ревизии: документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные).

    По организационному признаку - плановыми, внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

    Результаты ревизий оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основании акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины к возмещению причинённого материального ущерба, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений финансовой дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.


    Похожая информация.


  • Похожие публикации