Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Численность населения ительменов на данный момент. Обычаи и праздники ительменов. Пища, ее заготовка

Название является русской адаптацией этнонима «ит әнм ән» («сущий», «живущий здесь» ).

Расселение

Проживают на полуострове Камчатка , преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и Петропавловске-Камчатском (2361 человек, 2010 год), а также в Магаданской области (600 человек, 2010 год).

Численность ительменов в населённых пунктах (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %)

Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи , эскимосы , коряки , ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами , заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье , менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы.

По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Религия

Традиционные верования ительменов - анимизм , тотемизм , фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался «хозяин моря» Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутх). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII в. ительмены приняли христианство.

Согласно данным этнографических исследований , в древности ительмены практиковали обряд воздушного погребения .

Фольклор

Широко известен цикл сказаний о вороньем персонаже (Кутхе). Наибольшее количество ительменских сказок было записано в начале XX в. русским этнографом В. И. Иохельсоном.

Хозяйство ительменов

На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство, как морское, так и речное. В реках промышляли рыбу лососёвых пород. В море промышляли навагу (на льду), корюшку , мойву . Орудия рыболовства в основном пассивные - запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объёмами вылавливаемой рыбы, её обычно заготавливали впрок - вялили, квасили, солили.

Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам . Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.

Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов , мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь , лисица , песец и т. д.

В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причём не только пищевое, но и сырьевое.

Напишите отзыв о статье "Ительмены"

Примечания

Литература

  • Антропова В. В. Расселение ительменов в I половине XVIII в. // Известия геогр. об-ва. - М., 1949. - Т. 81. - Вып. 4.
  • Вдовин И. С. Ительмены и коряки в первые десятилетия XVIII в.: (По неопубликованным материалам участника Камчатской экспедиции А. П. Горланова) // Страны и народы Востока . - М.: Наука , 1975. - Вып. 17.
  • Ительмены: Историко-этнографический очерк / Орлова Е. П. , Отв. ред. Ч. М. Таксами. - СПб.: Наука, 1999.
  • Ительмены // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Ительмены // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Ительменская литература. - М.: Литературная Россия, 2011. - 416 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ительмены

Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.

Ительмены — один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 — 1743 гг. Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым.

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIII вв. дал Б.О. Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. — 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, «гнилая горячка» и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими.

Ученые называют их «русскими индейцами». Причем, они - индейцы настоящие, а не «киношные». Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем - навахо. Например, общий бог - ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном — р.Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Со второй половины 19 в. процесс ассимиляции еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Медленнее проходила ассимиляция ительменов на западном побережье полуострова. К середине 19 в. они сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры. В качестве ительменов они и были зафиксированы (825 человек) переписью 1926/27 г.

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них — тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Камчатском крае. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой — в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. В нем выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Очень больной вопрос для ительменов - угасание родного языка. В 1989 г. ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке. Однако полное возрождение языка ительменов весьма проблематично.

Образ жизни и система обеспечения

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами.

Главный объект промысла — лососевые. В прошлом важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на животных ради мяса имела подсобное значение, пушной промысел был распространен широко. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Главным занятием ительменов в настоящее время продолжает оставаться рыболовство.

Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней — одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища

Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек - срубные амбары и помещения для скота.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания — рыбу; в честь него устраивали праздник «очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов — идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души — бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этно-культурная ситуация

Современные ительмены - устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и из-за рубежа. Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель. По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры. Восстановлены навыки строительства батов, изготовления древних ездовых саней, вновь развивается упряжное собаководство.

Фольклор, музыкальные инструменты

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

Кутх

В мифологии основным персонажем выступает Кутх , или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер - плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей - коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с «мышиным народом» Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

Алхалалалай

Это осенний ительменский праздник, ознаменованный окончанием лета и благодарением природе за дарованный урожай: рыбу, мясо, ягоды, грибы и другие. В этот день ительмены приносят дары Хантаю, отпугивают злых духов и очищаются от грехов.
Сохраняя традиции ительменского народа, обряд был восстановлен в ноябре 1988 года.
«Алхалалалай» – это не только праздник, это-то мероприятие, где ительмены консолидируют силы для сохранения и пропаганды своей культуры.

«Алхалалалай» вошел в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Посмотреть праздник специально приезжают очень многие люди из других территорий России и из-за границы.

Во время праздника участники исполняют специальные ритуалы: проходят под специальной аркой из березовых веток и кричат » Алхалалалай!», устанавливают деревянное божество и все это сопровождают специальными танцами, во время которых люди гримасничают. Так они изгоняют злых духов.
Алхалалалай начинается с обряда, продолжается концертной программой.
Гордостью Алхалалалай являются конкурсы, которые тесно переплетаются с традиционными видами деятельности ительменов - рыболовством, охотой, собирательство, песнями и танцами: лучший обработчик лосося, Мимсх (Лучшая хозяйка), лучшее национальное блюдо, лучшая ительменская гримаса, смешная байка про аборигенов, лучшее исполнение песни на ительменском языке.
Сегодня Алхалалалай объединяет ительменов из разных сел и поселков Камчатского края. Также в празднике принимают участие коряки, эвены, алеуты и представители других этнических групп.
Изюминка праздника – Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки (танцевальный марафон). Танцевальный марафон — завораживающее действие, когда невозможно оставаться пассивным зрителем, а ноги практически у каждого «кидаются» в пляс. Первый танцевальный марафон состоялся в 1997 году и продолжался 1 час. Сегодня марафон начинается вечером, когда на небе появляется луна, и завершается к обеду следующего дня. В 2012 году он продлился 16 часов 20 минут.

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие - православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 201-202.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Итэнмэн : Самоназвание и т э н м э н, и т а н м с х н, и т е н м е л н "живущий", "жители".

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 2805, 1926 - зафиксировано 4217 "камчадалов", в т.ч. 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык, 1959 - 1109, 1970 - 1301, 1979 - 1370, 1989 - 2481.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

ительменский : В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Писменность

Уровень грамотности у ительменов к началу ХХ в., по сравнению с другими народами Севера, был выше, чему способствовало длительное влияние русских поселенцев. После 1917 г. ряд церковноприходских школ объявили себы советскими. В 1932 г. на основе латинской графики был разработан ительменский букварь «Будем учиться» (Е.П.Орлова). Затем на ительменском языке была создана книга для чтения. С начала 30-х годов преподавание в 1 и 2 классах велось на ительменском языке, с 3 класса ительменкий язык преподавался в качестве предмета. В 1936 г., в связи с переводом письменностей народов Севера на русскую графическую основу, ительменскийязык на кирилицу переведен не был и преподавание на ительменском языке было прекращено. Это привело к постепенной утрате родного языка ительменами и постепенному их переходу на русский язык.

Религия

Православие : Православные. Христианизация, посредством миссионерской деятельности, начинается во 2-й четверти XVIII в. Уже к середине века оно было распространено по всему полуострову и на северных островах Курильской гряды. Христианизация сопровожалась введением налоговых льго для новообращенных. В большинстве острогов были открыты школы, в которых совместно обучались русские и камчадальские дети.

Этногенез и этническая история

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически - коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегририрующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

Хозяйство

Исторически, культура ительменов, по сравнению с соседними палеоазиатскими народами, имеет ряд особенностей. При общей характеристики хозяйства ительменов как комплексного промыслового, их принадлежность к хозяйственно-культурному типу оседлых рыболовов Сибири, позволяет выделять его доминантные отрасли. На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство. В реках промышляли рыбу лососевых пород. С мая и до конца сентября, по мере сменяемости пород нерестящейся рыбы, ловили чавычу, нерку, кету, горбушу, гольца, кижуча. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные – запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объемами вылавливаемой рыбы, ее обычно заготтавливали впрок – вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.
Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т.д. До появления на Камчатке русских пушная охота носила натуральный характер - шкурки пушных животных шли на изготовление одежды.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причем не только пищевое, но и сырьевое. В пищу собирали черемшу, клубневые (сарана, овсянка), стебли кипрея (для варки чая), зонтичные, ягоду. Заготавливали траву для плетения циновок, корзин, веревок и ниток. Объектами собирательства являлась прибрежная морская флора и фауна, птичьи яйца.

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.
Зимнее жилище - каркасная полуземлянка с бревнчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие замеяется срубным домом.
Летнее жилище ительменов - свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ствился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Библиография и источники

Классические работы

Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов./Крашенинников С.П.//М., Л.,-1949

Общие работы

Ительмены. Историко-этнографический очерк./Орлова Е.П.//СПб.,-1999

История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки.//Л.-1990

Отдельные аспекты

Ительмены. Материальная культура ХVIII в. - 60-е гг. ХХ в. Этнографические очерки./Старкова Н.К.//М.-1976

Рыболовы камчадалы: экономический потенциал и особенности социальных отношений./Шнирельман В.А.//Л.//Ранние формы социальной стратификации.-199398-121

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).

Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, включают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское лицо, выступаю щие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами.

Язык ительменский. Традиционно относят к чукотско-корякской группе палеоазиатских языков, но отмечается отсутствие генетических связей с языками этой группы. В языковом отношении в прошлом составляли восточные, южные и западные группы. В настоящее время сохраняется западный язык и его диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Для большинства ительменов русский является родным языком. В 1932 на основе латинской графики был разработан ительменский букварь. В конце XX в. начинается возрождение ительменского языка. В 1988 был создан ительменский алфавит и учебники на основе южного диалекта.

Начало этногенеза ительмены связывают с мезолитной культурой рыболовов и охотников, характерной в целом для таежной полосы Сибири. Мезолитные истоки имела тарьинская неолитная культура, охватывавшая большую часть Камчатки и просуществовавшая до прихода русских (вторая половина XVII в.). Формирование ительменов шло в условиях контактов на юге с айнами, на севере - с коряками, предполагаются длительные этнокультурные контакты с американскими индейцами в прошлом. К приходу русских ительмены делились на 5 локальных подразделений: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую. Ительмены были расселены на большей части полуострова Камчатка, а во второй половине XIX в. проживали только его на западном побережье. В результате культурных и брачных контактов русских и ительменов сложился субэтнос русских в долине реки Камчатки - ительменов-камчадалов. Эпидемии, голод, ассимиляция русскими и военные столкновения с ними, междоусобицы привели к снижению численности ительменов в XVIII - начале XIX в.

Традиционные верования - анимизм, тотемизм, фетишизм. Первопредком и создателем земли считался Ворон - Кутха. Мир считали вечным, плоским, населенным духами. Особо почитался хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу, в честь которого в ноябре проводился единственный ительменский праздник «очищения» (нусакум). С собирательством связана установка столбов-идолов в местах промысла. Фетишизм выражался в ношении амулетов в виде идолов. Шаманы (обычно женщины) не имели обрядовой одежды, бубнов и прочих атрибутов. Современные ительмены православные, христианизация началась со второй четверти XVIII в.

Брак патрилокальный. Имели место кузенные браки, многоженство. Калым заменяла отработка у отца будущей супруги. Существовал обычай добровольной смерти.

Для ительменов характерно комплексное хозяйство, основу которого составляло речное рыболовство, пищевое и сырьевое собирательство (сарана, черемша и т. д.). Главным объектом промысла были лососевые, добывавшиеся с помощью запоров, острогов, снастей и т. д. Также ловили горбушу, кету, чавычу и др. Второстепенную роль играли сухопутная (в первую очередь пушной промысел - соболь, лисица, песец, а также на бурого медведя и горного барана) и морская (на тюленей) охота и рыбная ловля (навага на льду, корюшка, мойва). Южные ительмены в XVIII в. охотились на китов с отравленными стрелами. Во второй половине XIX в. распространяется огородничество (картофель, овощи), появляется скот. Летом передвигались на долбленых лодках-батах, сцепленные вместе, они позволяли перевозить большие грузы. Зимой на собачьих упряжках, а также скользящих и ступательных (плетеные «лапки») лыжах.

Традиционные поселения ительменов в виде укрепленных острожков, соответствовавшие семейным общинам (тойонам), связанные кровным родством и общими рыболовными угодьями. Главой острожка являлся старейшина. Родственники (до 100 человек и более) жили в 1 каркасной полуземлянке с бревенчатыми стенами и плоской крышей с входом через дымовое отверстие. Летом семьи жили в отдельных шалашах пирамидальной формы на высоком свайном помосте. Позднее шалаш стали использовать в качестве хозяйственной постройки. На промыслах жили в легких каркасных постройках - дву-, односкатных и пирамидальной формы. К концу XVIII в. полуземлянку вытеснила русская изба.

Верхняя одежда заимствована у коряков. Ительмены носили глухую меховую одежду (парку), штаны, кухлянку с капюшоном и нагрудником, торбасы и камлею. Зимой кухлянка и штаны были двойные. Рукавицы изготавливали из камыса или меха. Промысловую обувь делали из рыбьей кожи. Зимний головной убор - шапки из птичьих перьев и меха, летний - деревянная шляпа и берестяная умб-ракула с завязками на затылке. Женщины носили парики из травы. Женской домашней одеждой был комбинезон (хоньбы), а мужской - набедренная повязка (махва).

Основу питания составляла рыба: юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра, квашеные рыбьи головы. Дополняли рацион мясо и жир морских и сухопутных животных, птиц, коренья и ягоды. Употребляли галлюциногены: настойки из мухомора.
Развито танцевальное, прикладное искусство - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву. Из музыкальных инструментов известна дудка. Фольклор представлен сказками и мифами, главный герой которых Кутх. В 1989 создан Совет возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном» и национальный ансамбль «Эльвель». В настоящее время сохраняет свое значение рыболовство, превратившееся в отрасль производства.

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

Похожие публикации