Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Большой энциклопедический словарь - цицерон. Значение цицерон марк туллий в большой советской энциклопедии, бсэ Большая советская энциклопедия онлайн читать цицерон

К 2050 – летию со дня смерти Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.),
римского политического деятеля, оратора, писателя

Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры. Эти явления хорошо известны в историческом плане, но нас по-прежнему занимает тайна античного миросозерцания, образы и формы которого проступают вновь и вновь на небосклоне мировой поэзии и культуры, полные света и красоты. Во все времена люди обращались к римской классике, к поэзии Овидия и Вергилия, а также к прозе Цицерона.
Марк Туллий Цицерон - знаменитый оратор, писатель, философ, ученый и политический деятель Древнего Рима. Его имя, как и имя греческого оратора Демосфена, стало нарицательным для любого блестящего оратора. Цицерон – одна из главных, значимых, ключевых фигур истории Древнего Рима. Для своего времени он примерно то же, что Пушкин для России, или Гете для Германии, то есть воплощение художественной культуры народа.



Существует несколько определений редкой книги: количество экземпляров, ценность содержательного или материального характера и возраст. Но, столкнувшись с таким изданием, не думаешь ни о чем подобном. Редкие книги завораживают с первого взгляда, потому что это осязаемое прикосновение к прошлому. Также не последнюю роль играет эстетическая сторона вопроса. Беря в руки редкое издание, попадаешь в мир фантазий, погружаешься в глубь веков и просто отдаешь дань ценности раритетного документа. Именно поэтому в этой статье сделана попытка рассказать и показать некоторые редкие издания, хранящиеся в фонде Севастопольской Морской библиотеки.
Труды Цицерона были давно знакомы русскому просвещенному читателю. Издания Цицерона на латыни, во французских и немецких переводах присутствовали на российском книжном рынке и пользовались постоянным читательским спросом. Книги Цицерона были в библиотеках поместных и служилых дворян, представителей духовенства, ученых, императорских библиотеках. Были они и в нашей библиотеке. Представление о фонде Севастопольской Морской Офицерской библиотеки можно получить по печатным каталогам, дошедшим до нас. Так в Каталоге французских книг находим несколько описаний:



К нашему большому сожалению, эти издания не сохранились. Печатный каталог свидетельствует, что книги Цицерона на французском языке в Севастопольской Морской Офицерской библиотеке были. А вот переводные издания не только были и числились по печатным каталогам, но и сохранились до наших дней. В нашей библиотеке хранятся два из десяти переведенных на русский язык во второй половине XVIII в. изданий Цицерона. Издания XVIII–XIX вв., сохранившиеся в нашем фонде, и печатные каталоги дают представление об интенсивности изданий, а, следовательно, и о постоянном читательском интересе к трудам этого автора. Хочется подчеркнуть, что речь идет о ведомственной библиотеке: Севастопольская Морская библиотека создана по инициативе офицеров Черноморского флота и управлялась выборным Комитетом Директоров.





Русская литература XVIII в. существовала и формировалась в значительной степени как литература переводная. Если в Петровскую эпоху переводились прежде всего книги, имевшие характер практических пособий, то ко второй половине XVIII в. практическая потребность в переводах стала осознаваться как потребность литературная. Произведения античных классиков являлись важнейшей составляющей всего объема переводной литературы. В литературе классической древности русских переводчиков и читателей привлекали просветительские идеалы, пути к исправлению нравов, формирование высоконравственной личности.
Представляем наши книги по годам издания. Самым ранним является сочинение Марка Туллия Цицерона в переводе Бориса Волкова, изданное в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук в 1761 году под названием "Три книги о должностях".

Автор этого перевода, учитель Академической гимназии Борис Волков, пишет в посвящении графу К. Г. Разумовскому, президенту Академии наук, ближайшему соратнику великой Екатерины: «…перевел я книжку Марка Туллия Цицерона о Должностях, которая, будучи во всех училищах изъясняема юношеству, приносит двоякую пользу; ибо оно научается не только чистому Латинскому Слогу, но и Нравоучению». Так что выбор Цицерона как образцового латинского автора с его блестящим слогом, безупречной логикой и высокой моралью не был случаен. Борис Волков – известный переводчик. Ему принадлежат переводы: "Вольфианская теоретическая физика" (СПб, 1760); "Политические и нравоучительные басни Пильпая" (СПб, 1762); С. Пуффендорфа "Введение в историю знатнейших европейских государств" (СПб, 1767 – 1777).
После посвящения и обращения к графу К. Г. Разумовскому следует предисловие «К читателю» на 20 страницах, где дана оценка этого философского труда. Каждая книга разбита на главы. Книга первая состоит из 45 глав, книга вторая – из 25 глав, книга третья – из 33 глав. В начале каждой главы приводится краткое ее содержание. В первой книге анализируется понятие честного, во второй – обсуждается вопрос о полезном, а в третьей – сравнивается честное и полезное. В результате этого конфликта всегда должно торжествовать честное, т. е. нравственно-прекрасное. Общего оглавления нет.
Главной заслугой Цицерона как мыслителя следует считать то, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к философии вообще, что он создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь, а также то, что он осуществил сознательный и целенаправленный синтез идей греческой философии. Этот философский трактат оказал большое влияние на мыслителей и писателей поздней античности, раннего христианства, эпохи Возрождения и на французских просветителей и часто цитируются ими. Это и выдающийся памятник мировой культуры и в то же время классический образец римской прозы.
Книга в цельнокожаном переплёте того времени с золотым тиснением по корешку.
В очень похожем переплете предстает перед нами и книга «Двенадцать отборных речей», напечатанная в типографии Сухопутного кадетского корпуса в 1767 году. Это следующее из имеющихся у нас изданий XVIII в. Она также сохранилась в цельнокожаном переплёте того времени с золотым тиснением по корешку.



Произведение было переведено на русский язык Кирьяком Андреевичем Кондратовичем, академическим переводчиком, одним из составителей первого русского словаря (Словарь Академии российской. Ч. 1–6. СПб.: при Имп. акад. наук, 1789–1794). В Академии наук он стремился заниматься «собиранием лексиконов латино-российского и российско-латинского языков». Судьба К. А. Кондратовича была связана с Уралом. В 1734 г. он был откомандирован указом Анны Иоанновны в Екатеринбург с В. Н. Татищевым. В Екатеринбурге, где К. А. Кондратович провел 9 лет, он занимался по указанию В. Н. Татищева переводами и преподавал латинский язык.
О своем пребывании в Екатеринбурге К. А. Кондратович пишет в обращении к «благородному господину, директору собственных медных заводов, его благородию Ивану Петровичу Осокину, моему искреннему приятелю, и дознанному благодетелю». Осокин Иван Петрович (1745–1808) - промышленник, владелец заводов, в том числе и на Урале. В этом обращении переводчик дает оценку и Цицерону, и своему труду: «Хвалить сего Автора я за излишнее признаю; ибо он живший в златом веке латины, всегда и везде первейшим изо всех, в числе классических Авторов положенный, всякую похвалу, и хвалящих и хваливших его превосходит. Что ж до моего перевода принадлежит, то я старался всемерно не слова, но силу Автора и мнение его изобразить; ибо и первейший в России латинщик, весь Цицероном напоенный, г. профессор Фишер, неоднократно утверждал, что он сомневается, дабы кто точно Цицероновы речи на Российский язык перевесть мог». Речи и труды по ораторскому искусству всегда привлекали читателей. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58.
Страница с заглавием первой из 12-ти речей, экслибрис Севастопольской Морской Офицерской библиотеки, служебные пометки библиотекаря на этой книге:



Содержание: Речь за Авла Лициния Архия Стихотворца; Речь за Марка Марцелла; Речь за Квинта Лигария к Каю Цезарю; Речь за царя Дейотара; Речь о узаконении Манилиевом к народу; Речь на Леллия Катилину первая, говоренная в сенате; Речь на Катилину вторая, к римлянам; Речь на Катилину третья, к римлянам; Речь на Катилину четвертая в сенате; Речь к римлянам по возвращении от изгнания; Речь по возвращении его, в сенате говорена по той же силе; Речь за Тита Анния Милона.
Переводы XIX века представлены книгой «Речь за Стихотворца Авла Лициния Архия », напечатанной в Харькове в Университетской типографии в 1818 году.



Речь переведена Ильей Гриневичем. Илья Федорович Гриневич – профессор латинской и греческой словесности в Ришельевском лицее (Одесса); позже читал в университете святого Владимира (Киев) римскую словесность. Его ученые труды и переводы: Цицерона "О естестве богов", "Первая речь против Катилины", "Речь за стихотворца Авла Лициния Архия", "Речь в оправдание Милона"; "Письма о философских предметах"; "Жизнь древних римлян от основания Рима до Константина Великого" и пр.
Свой труд переводчик посвятил князю Александру Николаевичу Голицыну. Князь Александр Николаевич Голицын (8 (19) декабря 1773 - 4 декабря 1844) - российский государственный деятель, в 1803 – 1816 гг. исполнявший должность обер-прокурора, а в 1816 – 1824 гг. занимавший пост министра народного просвещения. Член Российской академии (1806). В 1843 г. Голицын удалился в Крым, где и умер в своём имении Гаспра. В Голицынском дворце Л. Н. Толстой позднее напишет повесть «Хаджи-Мурат».
Экслибрис Севастопольской Морской Офицерской библиотеки, служебные пометки библиотекаря, экслибрис Севастопольской Морской библиотеки советского довоенного периода:



«Речь за Стихотворца Авла Лициния Архия » начинала книгу «Двенадцать отборных речей» (СПб, 1767), представленную выше. Произведение образцового латинского автора снабжено историческим введением и примечаниями. Поэт Архий Лициний Архий обвинялся в незаконном присвоении прав римского гражданства. Согласие прославленного оратора и консуляра взять на себя защиту поэта-грека объясняли по-разному: 1) расчетами Цицерона на то, что Архий опишет в стихах его консульство; 2) возможностью выступить с речью в духе эпидиктического красноречия; 3) особенностями политического положения Цицерона в 62 г., когда его надежды играть важную политическую роль также и после консульства не оправдались, и он начал отводить себе роль советчика при Помпее; подчеркивая в своей речи значение наук и поэзии и, тем самым, значение ученых и поэтов, оратор косвенно обращал внимание на свою возможную роль в политической жизни. Процесс окончился оправданием поэта Архия. Его поэтические произведения до нас не дошли.
Хочется рассказать и о книге «Об обязанностях к сыну Марку», выпущенную Южно-Русским Книгоиздательством в 1900 году. Интересно, что напечатана эта книга в Киеве в Типографии И. И. Чоколова в серии «Библиотека римских классиков в русском переводе».



Эта книга не числилась в печатных каталогах Севастопольской Морской Офицерской библиотеки. Если посмотреть на титульный лист, то увидим многочисленные штампы различных библиотек: "Библиотека ДВМФ" с якорем; "Главный Госпиталь. Библиотека"; "ВОЕННО-МОРСКОЙ ГОСПИТАЛЬ № 40. Библиотека"; штампы неустановленной организации, а также служебные пометки библиотекарей. Можно только предполагать, как и когда эта книга попала в Севастопольскую Морскую библиотеку.
На книге экслибрис нашей библиотеки советского послевоенного периода. Интересно сравнить чернильный штамп "Библиотека ДВМФ" с якорем с аналогичным штампом нашей библиотеки. Приводим эти изображения:



Сын Марк, которому Цицерон посвятил свой последний философский труд - трактат "Об обязанностях", родился в 65 г. Желая дать сыну философское образование и тем самым обеспечить ему политическую карьеру, отец сам следил за его воспитанием и занятиями, хотя молодой Марк не проявлял склонности к наукам. Произведение образцового латинского автора напечатано издательством с учебной целью, т. к. после каждой главы следует краткий словарик "Слова".
С учебной целью напечатана и книга «Цветки цицероновы», изданная в 1793 году. Это, несомненно, учебное пособие, но составлено очень своеобразно: это и хрестоматия, и словарь. К тому же это небольшой, изящный томик: всего 208 страниц! Составитель в Предисловии подчеркивает, что специально ограничил объем. Материал расположен в алфавитном порядке: отдельные слова, мысли и изречения, небольшие тексты первоисточников. Учебное пособие для изучения латинского языка. Выбранные самые употребляемые фразы и изречения, как из Цицерона, так и из других славнейших латинских писателей, большею частью переведены составителем и расположены в алфавите. В коротком предисловии (1 страница) изложены задачи и принципы издания.



Надо отметить, что мало о ком из людей античного мира мы имеем столько сведений, как о Цицероне, и мало от кого из античных авторов осталось столько произведений, по которым мы можем непосредственно судить об их таланте.
Обзор произведений М. Т. Цицерона, имеющихся в редком фонде, сделан, а теперь представляем еще несколько книг редкого фонда о его жизни и творчестве, о его современниках и том времени.
Литература о Цицероне огромна, разнообразна и во многих отношениях противоречива. При этом противоречивые суждения касаются не его характеристики как мастера ораторского искусства или оценки его литературного дарования, а характеристики и оценки его общественной деятельности и политических убеждений. Расхождения во мнениях о Цицероне как политике начались с древнейших времен, а именно, со времен, непосредственно последовавших за его смертью, т. е. с эпохи Августа.
Курс лекций члена Французской академии, филолога, критика, драматурга, знатока античности, профессора открывшегося в Париже (1786) Лицея Ж.Ф. Лагарпа был издан в Париже в 16 томах. Выдержал 18 полных изданий. Только первые пять томов были переведены на русский язык членами Российской академии Петром Карабановым, Дмитрием Соловьевым и Андреем Никольским и изданы Российской Академией Наук. Это своеобразная энциклопедия, путеводитель по античной литературе. В 5-й части, имеющейся в библиотеке, есть главы о Платоне, Плутархе, Цицероне и Сенеке.



Дмитрий Михайлович Соколов – член Российской Академии. Уже в бытность свою студентом университета, он состоял переводчиком при Российской Академии и участвовал в ее трудах по составлению Словопроизводного Словаря. В 1802 г. Дмитрием Михайловичем Соколовым, в сотрудничестве с Петром Ивановичем Соколовым и протоиереем Красовским, под наблюдением митрополита Гавриила, составлена русская грамматика. Дмитрию Михайловичу принадлежит также сборник стихотворных произведений «Книжка для препровождения времени с пользою, приятностию и удовольствием, или Способ прогонять скуку», напечатанный при Академии наук в 1794 г. В нем собраны лирические произведения, эпиграммы и эпитафии, среди которых в свете его научной деятельности любопытной кажется следующая:

«В могиле сей зарыт ученый человек,
Который весь провел за книгою свой век;
Он с нею никогда не расставался;
Он с нею завсегда и по миру таскался».

Хочется также напомнить, что труд Ж. Ф. Лагарпа «Ликей, или Круг словесности древней и новой» служил учебником в Царскосельском лицее. В начале XX века подготовлено и новое учебное пособие для гимназий и в помощь самообразованию: «Римские древности». Русские авторы выбрали для обработки книгу Bloch"а (Dr. Leo Bloch. Romische Altertumskunde. Dritte Auflage. Leipzig. 1906). О достоинствах этого издания и своему подходу к переводу и обработке авторы Г. Зоргенфрей и К. Тюлелиев пишут в предисловии. Разделы книги: История римского государственного устройства; Государственное управление; Военное дело; Суд; Финансы; Культ; Частная жизнь; Город Рим. Иллюстрации небольшого формата, но очень четкие. Интересен сам подбор иллюстраций. Очень подробное оглавление (69 параграфов). Есть указатель, а в указателе несколько ссылок на Цицерона.



Есть в Севастопольской Морской библиотеке великолепно написанная монография «Цицерон и его друзья», французского историка Г. Буассье. В выходных данных отмечено, что это перевод с 16-го французского издания. Это издание неоднократно выходило в России и в XIX веке, и в XX веке в разных издательствах и в разных переводах.
Автор с замечательной яркостью и художественностью рисует картины римской жизни. Научное изложение, многосторонний подход и простой, ясный и изящный язык. Все классы римских граждан от императора, аристократов, писателей, художников, до обыкновенных городских обывателей и рабов проходят перед глазами читателя как живые, со своими привычками, страстями и языком. Г.Буассье характеризует Цицерона как типичного представителя современной Цезарю молодежи, испорченной, разнузданной, честолюбивой, утратившей совесть и веру в какие бы то ни было идеалы. Он был богато одарен от природы, отважен и предприимчив, но отсутствие убеждений и последовательности в действиях привели его широкие замыслы к жалкому концу. Письма Цицерона и отрывки его речей свидетельствуют о высоких достоинствах его, как остроумного, живого, умного, изящного стилиста. Интересно, что Г. Буассье считал Цицерона родоначальником новой, специфически римской философии с ее ориентацией на практичность и рациональность, полагая, что народы Запада только через ее посредство смогли потом воспринять философию греческую. Разделы книги: Письма Цицерона; Цицерон в общественной и частной жизни; Аттик; Целлий; Цезарь и Цицерон; Брут; Октавий. Указателей и списка литературы нет. Есть пристраничные ссылки и примечания.



Описывая книги Цицерона, хранящиеся в Севастопольской Морской библиотеке, хотелось представить хоть и небольшой, но все же имеющий значение библиографический ресурс для тех, кто займется изучением творчества Цицерона, а также историей публикаций и переводов его сочинений. Также очень хотелось еще раз напомнить о широте читательских интересов морских офицеров Российского императорского флота на конкретных примерах формирования фонда Севастопольской Морской библиотеки в XIX – XX вв.

СПИСОК
изданий Марка Туллия Цицерона
и литературы о нем
редкого фонда Севастопольской Морской библиотеки

СЕЙФ
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Три книги о должностях с содержанием каждой главы и с примечаниями на достопамятные речи; переведены Академии Наук Переводчиком Борисом Волковым / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1761. - , 402 с.

9(34)
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Двенадцать отборных речей / М. Т. Цицерон; пер. К. А. Кондратович. - / Пер. с лат. - СПб.: [тип. Сухопутн. кад. корпуса], 1767. - , 408, с.

9(37)
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - Харьков: Университетская типография, 1818. - 134 с.

СЕЙФ
Ц756
Цицерон, Марк Туллий.

Об обязанностях к сыну Марку / М. Т. Цицерон. - / Пер. с лат. - Киев-Харьков: Южно-Русское Книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1900 (Киев: Типография И. И. Чоколова). - 258 с. - (Библиотека римских классиков в русском переводе).

СЕЙФ
Ц756
Цветки цицероновы
= Flosculi ciceroniani: выбранные как из сего, так и из других славнейших Латинских Писателей, в пользу обучающегося Латинскому языку юношества / М. Т. Цицерон; пер. У. М. И. I. - М.: Типография Христофора Клаудия, 1793. - , 208 с.

9(3)
Л141
Лагарп, Жан Франсуа.

Ликей, или Круг словесности древней и новой: в 5 ч. Ч. 5. Переведенная Императорской Российской Академиею Членом Дмитрием Соколовым и оною Академией изданная / Ж. Ф. Лагарп; пер. Д. М. Соколов. - СПб.: Типография Ф. Плавильщикова, 1814. - , 378 с.

9(37)
З-86
Зоргенфрей, Г.
(директор VI гимназии в Спб).
Римские древности: пособие для гимназий и самообразования: с 80 рисунками / Г. Зоргенфрей, К. Тюлелиев, L. Bloch. - По Bloch"у (Bloch. Romische Altertumskunde). - СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. - XII, 192 с.: ил.

9(37)
Б90
Буассье, Мари Луи Гастон.

Цицерон и его друзья: очерк о римском обществе времен Цезаря / Г. Буассье; пер. Н. Н. Спиридонова = Cicéron et ses amis: Étude sur la sociéte romaine du temps de César / Gaston Boissier. - Пер. с 16-го франц. изд. - М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова [Издание Книжного магазина К. Н. Николаева], 1914. - 381 с.


Е. М. Баринова, зав. отделом книгохранения

(Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский политическийдеятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочиненийсохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике,политике, философии и более 800 писем. Сочинения а - источниксведений об эпохе гражданских войн в Риме.


Смотреть значение Цицерон в других словарях

Цицерон (cicero) Марк Туллий (106-43до Н.э.) — - римский политики философ, блестящий оратор. Политико-правовая проблематика рассматривается в его работах "О государстве" и "О законах". Политическое учение Ц. основывается........
Политический словарь

Цицерон — -а; м. Шутл. О том, кто очень красноречив или слишком много говорит. Слыть местным цицероном. Устать слушать парламентского цицерона. ● По имени древнеримского оратора Цицерона (106-43 до н.э.).
Толковый словарь Кузнецова

Цицерон — Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 - 7.XII.43 до н. э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами........
Советская историческая энциклопедия

Цицерон Марк Туллий — (106- 43 гг. до н.э.) - древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами в 81- 80 гг. при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал........
Исторический словарь

Цицерон, Марк Туллий — (Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро........
Энциклопедия мифологии

Марк Туллий Цицерон (106-43 До Р.х.) — - крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался........
Философский словарь

Цицерон (cicero) Марк Туллий — (род. 3 янв. 106, Арпинум - ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) - рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян........
Философский словарь

Цицерон Марк Туллий — (106-43 до н. э.) - древнеримский оратор, писатель и философ-эклектик. Этическим положениям отводится значительное место в практической философии Ц., к-рая, с его т. зр., только........
Философский словарь

Цицерон Марк Туллий (106-43 До Н.э.) — - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве"........
Философский словарь

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской школы или создателем собственной философской системы, Цицерон стремился к тому, чтобы создать на родном языке философскую прозу, способную ввести римскую читающую публику в курс последних достижений греческой философской мысли, дать материал для серьезного чтения и самообразования. В 19–20 вв. Цицерон интересовал историков философии в основном как источник сведений о послеаристотелевской философии, огромное большинство текстов которой было утрачено. Цицерон долгие годы занимался под руководством последнего схоларха афинской Академии Филона из Ларисы, слушал его ученика, а затем философского противника Антиоха Аскалонского , посещал лекции современных ему стоиков и эпикурейцев. Ему были хорошо знакомы учения корифеев Средней Стои – Панэтия и Посидония , он читал и использовал как образцы диалоги Аристотеля, сочинения Крантора и Клитомаха, Зенона и Хрисиппа. При этом, однако, он не был вульгарным компилятором. Многочисленные попытки разрезать его тексты на куски, представляющие собой буквальные переводы из того или иного греческого автора, попытки «восстановления» т.о. гипотетических греческих трактатов оказывались в большинстве своем неубедительными. Чужие мысли и даже дословные заимствования полностью интегрированы у Цицерона в собственный контекст.

Цицерон начал свою литературную деятельность с сочинений, обозначаемых обычно как «риторические», т.е. относящиеся к теории красноречия. Однако уже юношеское сочинение «О нахождении» и затем написанный в 55 большой диалог «Об ораторе» посвящены не только техническим вопросам риторики. Цицерон считал нужным принять участие в древнем споре риторики и философии, где соперничающие стороны были представлены еще и Сократом, и Платоном. Нужно ли быть философом, т.е. выработать и последовательно применять общие принципы, к которым может быть возведен каждый конкретный случай, чтобы быть хорошим защитником в суде, хорошим советчиком в Сенате, хорошим оратором перед Народным собранием – в общем полезным деятелем в государстве? И что такое в сущности государство? Эмпирическая данность, сложившаяся исторически под влиянием разнородных и случайных обстоятельств и управляемая случаем и произволом, или форма проявления общих и незыблемых принципов права и справедливости, при нарушении которых наличная реальность может называться государством лишь «омонимически», как сказал бы Аристотель? В сочинениях конца 50-х гг., «О государстве» и «О законах», сохранившихся не полностью, он рассуждает именно «о наилучшем государстве и наилучшем гражданине». Следуя за Полибием, уже за век до него осмыслившим впечатляющий римский государственный опыт в категориях греческой политической мысли, и стоиком Панэтием, Цицерон видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политик», в которой свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах оптимально сочетаются с необходимым руководством со стороны разумнейших и достойнейших. Тем самым избегаются недостатки, присущие основным выделявшимся греками типам государственного устройства: монархии, аристократии и демократии; ведь они «неустойчивы», ибо все время угрожают выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.

Расцвет литературной деятельности Цицерона приходится на время владычества Цезаря (46–44). В этот недолгий промежуток, на который падает кроме других общественных и семейных потрясений внезапная смерть его любимой дочери Туллии, и была осуществлена впечатляющая программа философского просвещения. В центре тогдашних философских дискуссий стоял вопрос о природе и статусе знания, часто формулировавшийся как вопрос о «критерии истины»: существуют ли в нашем восприятии либо мышлении какие-либо признаки, гарантирующие достоверность конкретного акта познания? Может ли, следовательно, знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, последователем которой Цицерон себя всегда признавал, и в противоположность стоикам он отвечал на этот вопрос отрицательно. Однако этот т.н. скептицизм не означает отказа от познавательной деятельности. Филон разрабатывал категорию «убедительного», или «правдоподобного», как ориентир не только в повседневной жизни (как применяли ее его предшественники), но и в научном познании. Вероятно, он основывался при этом на опыте Перипатетической школы . В работе «О пределах добра и зла», посвященной теоретическому обоснованию этики, Цицерон последовательно опровергает учения основных школ о высшем благе (удовольствии – у эпикурейцев, добродетели – у стоиков), оставаясь при скептическом воззрении, согласно которому окончательное теоретическое обоснование высшего блага невозможно. Однако в области практической морали определяющим для Цицерона является понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается». Это, как и толкование понятий добродетели и долга, сближает его как моралиста со стоиками, что в особенности видно в его последнем сочинении «Об обязанностях». Однако признание стоической морали не примиряет его со стоической верой в традиционных богов, с их фатализмом и связанной с этим верой в ведовство. Трактаты «О природе богов», «О ведовстве» и «О судьбе» посвящены язвительному и остроумному разоблачению суеверий и обоснованию чисто философской религии, а также человеческой ответственности за свои поступки. Наиболее совершенными с литературной точки зрения являются «Тускуланские беседы» в 5 книгах и два маленьких трактата: «О старости» и «О дружбе», говорящие о том, как истинная философия, т.е. стремление к мудрости и нравственному совершенствованию, обогащает основу повседневного существования – дружбу и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной. До нас не дошли его «протрептический» («обращающий к философии») трактат «Гортензий» (знаменитый благодаря высокой оценке со стороны бл.Августина) и «Утешение», обращенное к самому себе (впервые в истории жанра) в связи со смертью дочери Туллии. Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.

Сочинения:

1. Cicero in 28 vol. Cambr., 1981–89 (Loeb Classical Library);

2. почти все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana;

3. в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»);

4. О старости, О дружбе, Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993;

5. Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994;

6. Философские трактаты. М., 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889;

7. Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.

Литература:

1. Покровский М.М. Лекции по Цицерону. М., 1914;

2. Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914;

3. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972;

4. Грималь П. Цицерон. М., 1996;

5. Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104–1191;

6. Hirzel R. Untersuchungen zu philosophischen Schriften Ciceros, Bd. I–III. Lpz., 1877;

7. Zielinski Th. Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 1914;

8. Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954;

9. Fortenbaugh W.W. , Steitmetz P. (ed.). Cicero’s Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989;

10. Powell J.G.F. (ed.). Cicero the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

M.M.Сокольская

Большая советская энциклопедия: Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н.э., Арпинум, - 7.12.43 до н.э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 до н.э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Ц. - консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате). С образованием 1-го триумвирата (60) влияние Ц. падает, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50; после их разрыва (в 49) Ц. пытался во время гражданской войны 49-47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Ц., преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.
Политический идеал Ц. - «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Ц. считал Римскую республику 3 - начала 2 вв. до н.э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т.е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Ц. против заговора Катилины). Человеческий идеал Ц. - «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Ц. считал себя. Философский идеал Ц. - соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Ц. - «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Ц. стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
Из сочинений Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве». «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Цицерон

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников (См. Всадники). В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы (См. Сулла); первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея (См. Помпей). Вершина успехов Ц. -консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины (См. Катилина), ведущая роль в сенате). С образованием 1-го Триумвират а (60) влияние Ц. падает, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря (См. Цезарь) в 56-50; после их разрыва (в 49) Ц. пытался во время гражданской войны 49-47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Ц., преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония (См. Антоний). В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август , Лепид), имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.

Политический идеал Ц. - «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Ц. считал Римскую республику 3 - начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Ц. против заговора Катилины). Человеческий идеал Ц. - «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Ц. считал себя. Философский идеал Ц. - соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Ц. - «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Ц. стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

Из сочинений Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве». «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Соч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1975; Речи, пер. В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полное собрание речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1-3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972.

Лит.: Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Zielinski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz. - B., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego współczesni, , 1959; Maffii М., Ciceron et son drame politique, P., 1961; Smith R. Е., Cicero the statesman, Camb., 1966.

М. Л. Гаспаров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Цицерон" в других словарях:

    - (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… … Философская энциклопедия

    ЦИЦЕРОН - ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской … Античная философия

    ЦИЦЕРОН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ЦИЦЕРОН - Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… … Список древнегреческих имен

    I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… … Античные писатели

    См … Словарь синонимов

    Цицерон - Цицерон. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Marcus Tullius Cicero) Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.) Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54 51), ‘О законах’ (52),… … История Философии: Энциклопедия

    - (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54 51), «О законах» (52),… … Новейший философский словарь

    МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН ЖИЗНЬ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника.… … Энциклопедия Кольера


Похожие публикации