Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Автоматизация финансов. Автоматизация финансов на предприятиях. Система управления финансами, автоматизация управленческой отчетности

Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в финансовой сфере. Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами). АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой. Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все предприятия страны. Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.

Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоёмкости сбора, обработки и анализа информации. Её применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений.

Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов:

1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему). 2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля. 3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование(e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше. Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.

Последствия автоматизации:

1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается. 2. Изменения в области качества работы финансистов. 3. Решения в области финансов будут более обоснованными. 4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.

Поддержка стран:
Операционная система: Windows
Семейство: Универсальная Система Учета
Назначение: Автоматизация бизнеса

Автоматизация финансов на предприятиях

Основные возможности программы:

    Поддерживается работа с деньгами в любой валюте

    Все подразделения организации могут работать в единой информационной системе через интернет

    Программа показывает актуальные остатки в режиме реального времени по любой кассе или банковскому счету

    Вы сможете вести полноценный финансовый учет: проводить доходы, любые расходы, видеть прибыль и смотреть различные аналитические отчеты

    У Вас сформируется единая база клиентов и поставщиков со всеми необходимыми контактными данными

    Вы сможете планировать дела по любому клиенту

    Программа позволит вам планировать расходы на определенный период

    Вся детальная отчетность по каждой кассе или счету в любой валюте у вас всегда будет "под рукой"

    Все финансовые движения будут у вас под полным контролем. Вы легко сможете отследить, на что у вас тратится больше всего средств за любой период

    Программа покажет вам статистику экономии или превышения расходов по вашим статьям

    Наглядная визуализация динамики прибыли поможет вам легко проанализировать деятельность доходность компании

    Поддерживается разделение по правам доступа. Каждый работник будет видеть только то, что ему положено

    Интеграция с новейшими технологиями позволит вам эпатировать клиентов и заслуженно получить репутацию самой современной компании

    Резервное
    копирование

    Платежные
    терминалы

    Приложение
    для сотрудников

    Приложение
    для клиентов

    Вы сможете быстро внести первоначальные данные, необходимые для работы программы. Для этого используется удобный ручной ввод или импорт данных

    Интерфейс программы настолько легок, что в ней может быстро разобраться даже ребенок


Автоматизация бизнеса нами выполнена для множества организаций:

Язык базовой версии программы: РУССКИЙ

Также Вы можете заказать международную версию программы, в которую сможете вносить информацию на ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ мира. Даже интерфейс сможете легко перевести самостоятельно, так как все названия будут вынесены в отдельный текстовый файл.


Выполнение большего объема работы при сокращении трудозатрат – одна из важнейших целей любой компании, в достижении которой помогает комплексная автоматизация учета организации. Для упрощения управления, прежде всего финансами предприятия, необходимо иметь эффективную систему управления деятельностью предприятия, включающую автоматизацию финансов на предприятиях.

Финансы предприятия – это прибыль, доходы и расходы, чистый денежный поток, циркулирующий, как внутри, так и вне предприятия. Для дальнейшего развития и роста Вашего бизнеса необходимо максимально эффективно использовать денежные потоки. Грамотный финансовый менеджмент, другими словами, грамотное управление финансами может увеличить прибыль предприятия, поэтому к вопросу автоматизации работы с финансами нужно подходить очень ответственно.

Для оптимизации работы с финансами компании необходим грамотный инструмент – автоматизация финансовой деятельности предприятия. Автоматизация работы предприятия в целом ускоряет его работу, и повышают эффективность деятельности, особенно это касается финансовой составляющей. Автоматизация управления финансами предприятия включает в себя автоматизацию финансового учета, автоматизацию финансового анализа и автоматизацию финансового планирования предприятия, т.е. полный комплекс мер, основанных на экономико-математических методах и показателях эффективности.

Такую программу по автоматизации финансовой деятельности компании предлагает Универсальная Система Учета, в которой имеется огромный спектр возможностей по систематизации, оформлению, сбору, обработки и анализу финансовой информации. В этой программе Вы можете учитывать автоматически все притоки финансов от деятельности компании, которые в дальнейшем сформируются в доход компании. После Ваших настроек автоматизации программа может распределять часть дохода от деятельности предприятия на необходимые запланированные расходы, и выводить прибыль предприятия. Автоматизация финансовой деятельности поможет избавить сотрудников Вашего предприятия от рутинной работы, тем самым снижая различные административные расходы, повышая эффективность деятельности каждого работника и возможности принятия им различных управленческих решений. Такие действия как расчет оплат с поставщиками и подрядчиками, расчет налогов с прибыли и всех других обязательных платежей в бюджет, расчет заработной платы, выплата дивидендов и многие другие действия с финансами могут стать автоматическими с помощью правильной программы и индивидуальных настроек УСУ.

Программа автоматизации финансовой деятельности УСУ анализирует предприятие после сбора данных финансового учета, выводит всю необходимую как для государственных органов, так и для учредителей, директоров, финансового отдела, топ-менеджеров отчетность. Благодаря отчетности Вы можете составить дальнейшую стратегию развития Вашей компании, видеть все изъяны и слабые места бизнеса, принять оперативное решение.

Программой контроля и управления могут пользоваться:

  • Любая государственная компания;
  • Частная компания;
  • Индивидуальный предприниматель;
  • Частный предприниматель;
  • и т.п.

Посмотрев следующее видео, можно быстро ознакомиться с возможностями программы УСУ - Универсальной Системы Учета. Если Вы не видите загруженное на YouTube видео, обязательно напишите нам, мы найдем другой способ показать демонстрационный ролик!

Возможности контроля и управления автоматизацией финансов на предприятиях

  • Возможность автоматизации финансовых процессов в различных сферах бизнеса, таких как торговое предприятие, перерабатывающее предприятие, банки, салоны красоты и другие;
  • Осуществление задач автоматизации финансовой деятельности предприятий одной программой УСУ;
  • Контроль движения финансов на всех этапах работы, полная прозрачность проведения операций с финансами;
  • Осуществление планирования финансов, контроля и регулирования денежных операций;
  • Возможность регулировать финансы компании, денежные потоки, обороты денег за определенные промежутки времени;
  • Проведение анализа собранных и обработанных данных в процессе автоматизации финансов на предприятиях, составление различных форм отчетов для различных групп лиц;
  • Группировка данных по любому необходимому критерию, обширная база данных;
  • Автоматизация финансовой деятельности предприятия, рутинной работы для снижения затрат трудочасов и сокращения расходов;
  • УСУ имеет возможность автоматического обновления данных в заданное время;
  • В программе УСУ, выполняющей задачи автоматизации финансовой деятельности предприятий имеется возможность настройки разных уровней доступа к программе: от возможности корректировать все внутренние настройки до ограниченного лишь некоторыми документами доступа;
  • В Универсальной Системе Учета для автоматизации финансовых процессов на перерабатывающем предприятии есть способы внутреннего аудита для удобства проверок и контроля руководителем или учредителем деятельности сотрудников и проведенных ими операций;
  • В программе автоматизации финансового учета предприятия УСУ есть система оповещений и уведомлений, по которым можно с легкостью определить просрочку платежей и различных других видов задолженностей;
  • Возможность работать в многопользовательском режиме, что делает Универсальную Систему Учета по автоматизации финансовых процессов в торговом предприятии более пригодной как для мелких компаний, так и для крупных корпораций;
  • Отсутствие абонентской платы за использование собственных уникальных разработок в виде Универсальной Системы Учета для контроля финансовых процессов и автоматизации в банках;
  • Скачать демо-версию для ознакомления с нашей программой комплексной автоматизации учета организации Вы можете бесплатно с нашего сайта;
  • Работа над программой автоматизации финансового анализа предприятия проходит индивидуально с клиентом, поэтому УСУ подстраивается под специфику деятельности и подойдет именно Вашему бизнесу.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико -математических методов и электронно - вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно - аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.

При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно - технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно - вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными
возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности. Наиболее популярной на российском рынке является корпоративная система управления финансами компании «Инфософт». В данную корпоративную информационную систему входят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическое планирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большой сегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия».

В управлении государственными финансами используются АСФР. В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.

АСФР обеспечивает выполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, его использование на всех уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет эти расчеты в короткий срок, предлагая оптимальные решения, тем самым повышает качество планирования и исполнения государственного бюджета. В ее четырех подсистемах решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходу бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решением задач в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет использования бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов- районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.

Если технология управления финансами на уровне низовых финансовых органов еще базируется на примитивном ручном способе сбора и обработки информации финансово-экономического характера, то появление в структуре местных финансовых органов ИВЦ и АРМов ведет к изменению характера труда их работников, поскольку бумажные технологии сменяются безбумажной в виде машинных носителей информации.

В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов России.

Большое значение применение автоматизированных систем управления имеет в страховании. Реализация повышенных требований по совершенствованию отношений страхования невозможна без развития уже функционирующей здесь системы АСУ-страхование. В этой системе широко используется математическая формализация (моделирование) расчетов по определению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения.

АСУ- это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.

Автоматизация финансового управления. Для различных людей это словосочетание означает абсолютно разные, зачастую противоположные понятия. В чем же заключается суть различий в подходах к рассматриваемому вопросу? Почему для одних эта фраза означает переход компании на новые уровень философии управления, что сразу ассоциируется с новыми финансовыми успехами предприятия, расширением доли рынка, достижением принципиального уровня качества её продукции. В то же время у других рассматриваемая фраза ассоциируется только с головной болью и напрасными тратами времени средств и усилий, которые к тому же могут негативно отразиться на управляемости и устойчивости компании на рынке.

Самым интересным в данной ситуации является то, что представители одной и другой позиции вполне искренне и аргументировано, желают своей компании лучшей доли. Что же предлагает в качестве аргументов каждая их сторон?
Оптимисты апеллируют к мировому и российскому опыту. Этот опыт на примере тысяч предприятий доказывает что компании, использующие автоматизированные системы управления своими финансами в целом гораздо более устойчивы на рынке, быстрее приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, все действия сотрудников, даже самого низкого звена, буквально пронизаны духом спокойствия и солидной уверенности присущей солидным компаниям. За счет чего же достигается такая уверенность?

В первую очередь надо отметить, что просто автоматизация какого то исторически сложившегося процесса управления, как правило, нормального результата не дает, поскольку практически бессмысленно автоматизировать хаотический или неоптимальный процесс. Поэтому, как правило, работа по совершенствованию системы управления начинается с оптимизации системы финансового управления с применением современных технологий. Наиболее известной и апробированной системой финансового управления во всем мире является технология бюджетного управления. Автоматизация системы финансового управления повышает финансовую управляемость компании и минимизирует издержки компании.

Пессимисты же утверждают, что комплексная автоматизация, в принципе, сама по себе хороша, но в условиях реального работающего предприятия сталкивается с рядом серьезных сложностей. В основном, эти сложности связаны с проблемами перехода предприятия на новую систему управления. Что же это за проблемы, стояще на пути совершенствования системы управления? Одной из основных проблем, как и при любом внедрении изменений, является человеческий фактор. Он может выражаться в открытом или скрытом сопротивлении внедрению изменений, поскольку сотрудники, которые ведут оперативное управление и учет по природе своей консервативны и не желают изменения сложившейся системы управления, поскольку это отвлекает много времени и сил и может повредить текущей работе. Как говорится, хороший бухгалтер - это консервативный бухгалтер. Так же внедрение новой системы управления, как правило, требует обновления компьютерного парка, различных программных комплексов уже работающих и хорошо зарекомендовавших себя. Еще можно отметить серьезные затраты, связанные с переподготовкой или наймом нового персонала для работы с новой системой. При насильственном же внедрении новой системы без учета обозначенных факторов, сам процесс этого внедрения может превратиться в настоящую "войну" со своим персоналом. Полагаю, что все переставляют себе последствия этой войны: ухудшение психологической атмосферы в коллективе; снижение производительности; возможный уход ключевых сотрудников.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, при которой даже наличие средств и желания усовершенствовать систему управления у руководства компании этот процесс наталкивается на серьезные и кажущиеся непреодолимыми препятствия. Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть модульная автоматизация. Хотя производители "тяжелых" корпоративных информационных систем (КИС) иногда пренебрежительно называют её "лоскутная". Однако зачастую, данная методика автоматизации системы управления является единственно возможной для работающего предприятия, в котором уже сложились, и прошла проверку временем методика и программная платформа оперативного учета.

Если различные "модули", предназначенные для оперативного учета достаточно широко представлены на российском рынке, то самостоятельные модули автоматизации финансового управления распространены достаточно слабо. Даже имеющиеся на рынке программы, решающие подобные задачи, в большинстве своем, не имеют системы интеграции с другими системами. Поэтому даже название "модуль" для них не является вполне корректным, поскольку в таком виде они скорее являются "теоретической игрушкой" для узкого круга посвященных, а не программой, оперативно решающей реальные проблемы финансового управления предприятиями.

Программа "ИНТАЛЕВ: Управление финансами 2.5", являясь самостоятельной (т.е. не привязанной, к какой либо программе оперативного учета) системой автоматизации финансового управления, содержит весь необходимый функционал для управления финансами компании по технологии бюджетного управления. При этом благодаря технологии обмена данными, практически любая плановая и фактическая информация может быть импортирована в систему. Поэтому эта программа может быть модулем автоматизации финансового управления, который не требует от предприятия отказа от проверенных и зарекомендовавших себя решений для ведения оперативного учета. В качестве источников данных, из которых можно загружать информацию для осуществления финансового управления, могут выступать такие бухгалтерские программы как: 1С; Парус; БЭСТ-4; Комтех и др. Кроме того, информацию о плановых или фактически осуществленных операциях компании можно загружать из любых программ оперативного учета, баз данных и даже из таблиц Excel. (Рис. 1).

Данный набор реализованных возможностей технологии импорта позволяет:

  • встроить систему "ИНТАЛЕВ: Управление финансами" практически в любой контур оперативного учета;
  • создать единую систему финансового управления холдингами даже при их любой удаленности и разнородности используемых учетных систем;
  • экономить на приобретении рабочих мест и обучении того персонала, от которого требуется только периодическая подача плановой информации.

Итак, программа "ИНТАЛЕВ: Управление финансами", реализуя для компании достоинства бюджетного управления, расхваливаемые оптимистами подобных систем, позволяет избегать большинства проблем внедрения корпоративной системы финансового управления, о которых предупреждают противники подобных мероприятий. И внедрение бюджетного управления на предприятии проходит безболезненно.

В управлении финансами применяются автоматизированная система финансовых расчетов – АСФР. Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем:

1) организационно-экономического обеспечения;

2) информационного обеспечения;

3) программного обеспечения;

4) технического обеспечения;

5) организационно-правового обеспечения;

6) технологического обеспечения;

7) кадрового обеспечения.

Подсистема организационно-экономического обеспечения является головной в системе АСФР, создает методические и организационные предпосылки автоматизации процесса составления и исполнения бюджета, включает функциональные подсистемы, координирует и взаимосвязывает другие обеспечивающие подсистемы, определяет методическое единство работ на всех уровнях АСФР.

В АСФР четыре функциональные подсистемы:

1) сводные расчеты бюджета;

2) госдоходы;

3) расходы бюджетных учреждений и мероприятия, проводимые за счет бюджета;

4) финансы хозяйствующих субъектов.

В подсистеме «Сводные расчеты бюджета» комплексы задач сформированы по группам однородных расчетов. Комплексы задач в блоках остальных трех подсистем выделены по видам доходов или расходов на финансирование определенной отрасли или группы учреждений и мероприятий.

Кроме централизованных систем автоматизированного управления, используются локальные варианты путем организации автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой профессионально-ориентированную малую вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии. Типовая структура оборудования АРМ:

1) устройство управления;

2) видеотерминал (дисплей);

3) накопитель на гибких магнитных дисках;

4) клавиатура для набора данных;

5) малогабаритное печатающее устройство.

Такой состав технического оснащения АРМ с соответствующими программными средствами позволяет наряду с решением ряда экономических задач выполнять оперативную работу в диалоговом режиме с графическими, табличными, текстовыми документами, вести различные картотеки. АРМ позволяет корректировать и редактировать информацию, формировать выводы и заключения, регистрировать тексты, анализировать промежуточные и окончательные результаты, общаться дистанционно с другими работниками, располагающими АРМ.

В автоматизированных системах управления предприятиями (АСУП) выделяется самостоятельная функциональная подсистема управления финансами, в которой решаются задачи финансово-кредитного управления. Она представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, используемых для достижения максимальной рентабельности при определенных условиях производства и реализации продукции. Особенности управления в подсистеме связана с кругооборотом денежных средств, опосредующих кругооборот производственных фондов и фондов обращения и определяют многоцелевой характер данной функции управления. Подсистема включает блоки управления, характеризующие состояние ресурсов и процессы их движения.

Поскольку финансовые задачи в АСУП решаются при использовании промежуточных массивов информации (производства, материальных ресурсов, труда и т.д.), то есть по другим объектам управления, следует создавать сеть АРМ, включающую АРМ различных структурных подразделений предприятия и соединенную с ПК вычислительного центра. Таким образом, создается два уровня: верхний, где решаются задачи, требующие ресурсов и нижний, представляющий собой АРМ, оснащенные ПК и соединенные в локальную сеть.

Комплекс технических средств нижних уровней финансовой системы, где формируются многочисленные информационные потоки, предусматривает использование различных средств составления, размножения, копирования, обработки, транспортировки и хранения документов, средств управленческой связи, средств сигнализации, информации.

В связи с появлением ПК, электронной почты, банков данных, средств обработки текстовой и графической информации, иной современной информационной техники возникли условия для кардинального преобразования организации управленческой деятельности. Технические средства все шире используются в непосредственном процессе управленческих решений.

Вопросы:

1. Сформулируйте определение понятие «управления финансами».

2. Перечислите основные принципы управления финансами.

3. В чем проявляется различие двух аспектов управления.

4. В чем состоит научный подход к управлению финансами.

5. Охарактеризуйте элементы управлении финансами

6. Назовите органы по стратегическому управлению государственными финансами.

7. Роль и функции Министерства Финансов РК.

8. Роль системы казначейства в системе управления финансами.

9. Какие особенности управление финансами хозяйствующих субъектов.

10. Что такое финансовый менеджмент

11. Что является объектами финансового менеджмента на предприятиях?

12. Обоснуйте определение «финансовый менеджмент основывается на мотивации».

13. На каких направлениях основывается деятельность структура финансового отдела

14. Назовите важные задачи финансовых служб хозяствующих субъектов.

15. Охарактеризуйте необходимость автоматизированной системы управления финансами.

16. Какие функциональные подсистемы АСФР включает в себя.

17. Что представляет собой АРМ?

ГЛАВА VI. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

планирования

Финансовое планирование – это процесс разработки финансовых планов (заданий), организации их выполнения в предусмотренные сроки, направленный на достижение намеченных целей. Планирование как элемент управления есть одно из средств финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от финансовых планов и смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (платежи в бюджет, плата за банковский кредит взносы отчислений на социальное страхование или соответствующие налоги и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Планирование характеризуется:

1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально-политических и экономических явлений);

2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники и методов);

3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь те цели, которые ставит финансовое управление).

Используются следующие подходы вфинансовом планировании:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся на следующий год. При инфляции данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым простым методом и, как правило, используется при нехватке времени;

б) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);

в) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться вновь. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями).

В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат при их производстве и реализации.

Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет необходимость прогнозирования как метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности , который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно, гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника строится на принципе «скользящий бюджет»; этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. Это системно-вариационный метод планирования– планирование, программирование и бюджетирование (ППБ):

1) планирование - включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании;

2) программирование - подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее;

3) бюджетирование - процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке.

На практике применяются следующие методы планирования:

1) экстраполяция: состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее;

2) нормативный (по определенным нормам);

3) математического моделирования: построение модели процесса и перенос ее в финансовую область;

4) балансовый: применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов.

5) на основе экспертных оценок.

В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

Главная цель индикативного финансового планирования – определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности – рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов – регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации и других. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям (натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политик; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов (предприниматели).

Финансовые планы

Финансовый план – системная совокупность мероприятий финансового опосредования функционирования субъекта. Он составляется на срок от 1 до 5 лет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.

Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но это отличие не должно составлять значительных величин.

Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах составляют «баланс доходов и расходов» или «бизнес-план»;

Учреждения и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют «смету»;

План общественных объединений - «финансовый план» ;

органы государственной власти составляют «бюджет» (разных уровней: республиканский, местный).

Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

К первичным относятся финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, внебюджетные фонды.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планах включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств) отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Разные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных хозяйствующих субъектов; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, пятилетнее и перспективное .

В связи с неустойчивостью хозяйственных связей, разбалансированностью экономики, неопределенностью факторов функционирования хозорганов, вызванных кризисом, пятилетнее и перспективное планирование в переходный к рынку период резко ограничено. Исходя из назначения, на три года должны разрабатываться сводный финансовый баланс, некоторые другие сводные финансовые планы, производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы.

В сводном финансовом балансе отражается состав и источники формирования денежных средств государства, государственных предприятий и организаций, предприятий и организаций других форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).

Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги, амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования.

Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост собственных оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.

Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций индикативного плана социально-экономического развития страны.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет . Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражается не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводится в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели (см. главу «Государственный бюджет»).

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов . Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов так и для их объединений и других вышестоящих органов.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления средств,

2. Расходы и отчисления средств,

3. Платежи в бюджет,

4. Ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут сбалансироваться разделами определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируются привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета – государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, в финансовый резерв; долгосрочные кредиты банков; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительно-монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате вознаграждения (интереса) за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисление финансовых резерв и в хозрасчетные фонды; расходы на ремонт основных фондов за счет средств ремонтного фонда; операционные расходы; прирост собственных оборотных средств за счет прироста устойчивых пассивов и привлекаемых кредитов; погашение долгосрочных кредитов; изменение кредитуемых запасов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматривается на следующие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложения; операционные финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включаются в состав доходов, а платежи в бюджет – в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов предприятия является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные – обороты денежных средств – нет.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляется в специальном финансовом плане – платежном календаре . В разделе «Поступления» отражаются доход от реализации продукции работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на расчетном счете. В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретения товаро-материальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд банков, уплату процентов за кредит, прочие расходы.

Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование у хозяйствующих субъектов в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов). Платежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.

Предпринимательские звенья своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план – это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности. Он более полно охватывает все стороны отношений частного предприятия, чем планы экономического и социального развития государственных предприятий. Бизнес-план включает разделы, характеризующие особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка сбыта (прогноз рынка) стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический планы, оценку риска и страхование.

Финансовый план, как важнейшая составляющая, обобщает материалы и показатели других частей бизнес-плана и представляет их в стоимостном выражении. Здесь подготавливается несколько документов:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных доходов и поступлений;

таблица доходов и затрат;

сводный баланс активов и пассивов предприятия;

график достижения безубыточности.

Самостоятельный раздел представляет стратегию финансирования и возврат средств инвесторам в обусловленных объемах и сроках.

Таким образом, в рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком качественном уровне и обогащается новыми формами и методами, позволяющими проводить этот процесс используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Финансовые показатели

Финансовые показатели это – плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и национального хозяйства в целом. Они широко используются в финансово-хозяйственной деятельности названных субъектов. Финансовые показатели выражаются в абсолютных и относительных величинах. Они количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

В низовых звеньях хозяйствования применяются, например, такие абсолютные финансовые показатели:

Выручка от реализации продукции (работ, услуг);

себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);

валовая доход;

расходы периода;

доход (убыток) от основной деятельности;

доход (убыток) от неосновной деятельности;

сумма корпоративного подоходного налога (уплаченного);

чистая прибыль (или убыток).

Это синтетические (обобщающие) показатели деятельности; некоторые из них могут рассматриваться по отдельным составляющим элементам: например, выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, расходы периода; при анализе и планировании составляющие могут приводиться в доле к итогу обобщающего показателя, что будет характеризовать его структуру.

Объемными показателями хозяйствующих субъектов являются:

объемы инвестиций;

величина уставного фонда (капитала);

величины фондов производственного и социального развития (фондов накопления, потребления или аналогичных им резервного, валютного, ремонтного);

показатели расчетов с поставщиками, потребителями, бюджетом, банком (кредиторская и дебиторская задолженность);

величина выплаченных дивидендов, паев;

объем источника оборотных средств (капитала и другие абсолютные показатели).

Относительными показателями являются:

уровень доходности (рентабельности);

доходность по акциям;

показатели эффективности использования оборотного и основного капитала (коэффициенты оборачиваемости основных средств, длительность оборота, фондоотдача по основным фондам, фондоемкость продукции);

показатели ликвидности.

Специфические показатели используются в банковской, страховой деятельности, пенсионных и других фондах.

При налогообложении применяются такие показатели, как совокупный годовой доход, вычеты из совокупного годового дохода, налогооблагаемый доход, облагаемый оборот и импорт и другие.

Большинство финансово-экономических показателей используется на уровне вышестоящих организаций, министерств, ведомств для характеристики результатов работы в целом по группе предприятий, отраслей. Наряду с ними в этих организациях могут использоваться и другие специфические показатели, характеризующие только данную отрасль.

В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным элементам (категориям, классам, подклассам, спецификам).

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, расходов, дефицита государственного бюджета к национальному доходу, валовому внутреннему (национальному) продукту.


Похожие публикации