Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

1 января вступает в силу. Отмена старых и ввод новых классификаторов продукции и видов деятельности

1 января 2017 года в России вступил в силу ряд новых законов, правил, тарифов, налогов и других официальных документов. Редакция РАПСИ изучила все нововведения и выбрала самое актуальное, важное и интересное для разных социальных категорий своих читателей.

Что изменилось для пользователей медицинских услуг

Высокотехнологичная медицинская помощь станет доступнее. Ранее она финансировалась за счет средств федерального бюджета по квотам, теперь средства на нее будут выделяться напрямую из бюджета Федерального фонда медицинского страхования (ФОМС), благодаря чему должна значительно упроститься и ускориться процедура получения помощи. Также упрощается и порядок направления российских граждан на лечение за пределы России.

С другой стороны, введено ограничение на выдачу анаболиков во всех лекарственных формах, кроме гелей, кремов и мазей. Ранее они выписывались по рецептам без количественного ограничения, теперь же рекомендовано выписывать их по одной упаковке на рецепт. Вероятно, такими методами решено бороться с проблемой допинга.

С 2017 года в РФ заработает федеральный реестр инвалидов. На первом этапе, с 1 января, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

Каждый инвалид получит доступ к «личному кабинету», где сможет ознакомиться с информацией о денежных выплатах, мерах социальной поддержки, ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

Заработает федеральный регистр людей с ВИЧ, который призван помочь получить полную информацию о количестве больных, по лечению и обеспеченности лекарствами. Благодаря его работе появится возможность перейти к адресным закупкам препаратов для терапии вируса в зависимости от потребностей каждого внесенного в регистр пациента. Вводить принудительное включение в регистр и ответственность за непостановку на учет не планируется.

Что изменилось для интернет-пользователей

Иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, теперь обязаны платить НДС в размере 18% .

Последствием этого «налога на Google» возможно станет соответствующий рост стоимости некоторых книг, фильмов, программ и игр, которые продают через интернет. В частности, корпорация Google разослала пользователям своих сервисов уведомление о возможном росте стоимости подписок на 18%.

Официально это изменение призвана уравнять условия для российских и иностранных интернет-компаний. Однако представители отрасли отмечают, что российские компании, которые используют иностранные платформы для реализации своего контента (например, iTunes, AppStore, Google Play), могут также попасть под действие документа, в результате чего есть риск, что им дважды придется платить НДС.

Зато благодаря другим поправкам в Налоговом кодексе российским пользователям интернета теперь оплата госуслуг будет стоить на 30% дешевле, чем их стоимость офлайн. Станут дешевле и услуги ГИБДД - оплата госпошлины при регистрации транспорта физических лиц, получении водительских удостоверений и другие. Онлайн теперь можно будет купить и полис ОСАГО в электронном виде.

Также начнут принимать документы через интернет российские суды: такая возможность появилась на официальных сайтах всех судов общей юрисдикции. Чтобы подать документы, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Данный порядок не распространяется на подачу электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также на запросы, жалобы или предложения.

Что изменилось для работодателей, предпринимателей и работников

Работодатели смогут проверить квалификацию своих работников. Начнет работать система независимых центров оценки соответствия соискателей положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Для этого работодателю потребуется только получить у проверяемого письменное согласие и оплатить экзаменацию. Работодатели, которые будут направлять работников для прохождения оценки квалификации, смогут претендовать на налоговые льготы.

При желании и сами работники получат возможность сдать экзамен, чтобы доказать соответствие своей квалификации профстандартам и требованиям. В этом случае прохождение экзамена оплачивается самим работником. В случае успешного прохождения оценки квалификации работнику будет выдано свидетельство о квалификации. Результаты неудовлетворительно пройденного экзамена можно оспорить.

Также коснутся работодателей новые условия оформления трудовых отношений: теперь все страховые взносы будут курировать налоговые органы. Вместо страховых плат в различные фонды им нужно будет платить единый социальный страховой сбор, из-за чего потребуется сдать новую отчетность.

Сумму единого налога на вмененный доход можно будет уменьшать на сумму страховых взносов, уплаченных не только за работников, но и за самого налогоплательщика.

Организации получат право переходить на упрощенную систему налогообложения, если их доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн рублей (вместо 45 млн ранее). У кого доход по итогам налогового периода составит более 150 млн рублей лишатся такого права (ранее было 60 млн рублей).

Сократится число проверок в отношении юрлиц и предпринимателей. Проверка будет проводиться, только если потребитель ранее обращался с претензией к организации или предпринимателю, но ее отклонили или не рассмотрели. Перед тем как провести внеплановую проверку по обращению, надзорный орган должен будет сам проверить изложенные факты, в том числе на предмет анонимности. Если речь идет о незначительном нарушении, т.е. без вреда жизни, здоровью и пр., а виновник ранее не привлекался к ответственности, то орган контроля вправе ограничиться предостережением.

Что изменилось для учащихся

Из ЕГЭ в 2017 году исчезнут тестовые задачи. Например, по русскому языку письменно у школьников проверят знания по грамматике и правописанию, а устно нужно будет продемонстрировать культуру речи, ширину кругозора и умение доносить мысль до собеседника. Также, согласно новой системе оценки знаний, на конечную цифру в аттестате будет влиять как оценка за сданный экзамен, так и оценка по итогам года.

Студенты, обучающиеся в системе среднего профессионального образования на очном отделении, получат право на отсрочку от службы вне зависимости от своего возраста.

Что изменилось для владельцев недвижимости

Оплата общедомовых нужд становится обязательной для жителей многоквартирных домов.

Вступает в силу федеральный закон, предусматривающий создание Единого реестра недвижимости и единой учётно-регистрационной системы. Регистрация жилплощади переходит полностью в электронный формат, а налог теперь будет начисляться на кадастровую стоимость, которая превышает инвентаризационную.

Также теперь объектами недвижимости признаны машиноместа (гаражи, парковочные места и пр.). Они теперь могут передаваться по наследству, использоваться в качестве залога (в т.ч. по ипотеке), но их купля-продажа отныне подлежит госрегистрации. Новые правила также установили порядок описания границ машиномест и иные особенности их государственного кадастрового учета.

Что изменилось для покупателей недвижимости

© РИА Новости. , Владимир Первенцев | Перейти в фотобанк

Отнесение машиномест к объектам недвижимости легализует практику заключения с застройщиком договоров участия в долевом строительстве в отношении парковочных мест. Риски приобретателя будут застрахованы.

В целом, с 1 января у дольщиков появился специальный компенсационный фонд, который заменил страховку. Застройщики в обязательном порядке теперь должны вносить в него средства, исходя из цены договора долевого участия, но не более 1% от суммы договора. Эти деньги пойдут на компенсации участников долевого строительства в случае возникновения проблем с застройкой.

Также новый закон призван обеспечить информационную открытость застройщиков. Отныне они обязаны публиковать на официальных сайтах всю необходимую документацию и информацию о строящихся объектах, включая договоры участия в долевом строительстве и фотографии со стройки.

Закон расширяет полномочия контролирующих органов в части надзора за целевым использованием застройщиком привлеченных средств, соблюдением графика строительства и привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами. Если застройщик нарушит срок устранения недостатков объекта долевого строительства, ему придется заплатить пени.

При сдаче объекта застройщик обязан передать гражданину полную инструкцию по его эксплуатации. Участник долевого строительства в течение гарантийного срока вправе предъявить требования к застройщику в связи с ненадлежащим качеством объекта. Если же застройщик откажется внесудебно урегулировать ситуацию, гражданин имеет право обратиться в суд.

Что изменилось для туристов

Создан фонд, который будет выделять деньги на вывоз туристов из-за границы или их размещение за рубежом, если туроператор обанкротится. Помимо договора страхования за неисполнение обязательств туроператоры должны иметь фонд персональной ответственности. Он формируется за счет ежегодного взноса, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Другой фонд теперь призван компенсировать туристам ущерб в случае банкротства туркомпании. Взносы в этот фонд зависят от количества клиентов: от 50 тысяч рублей, которые должны внести в него туроператоры, отправившие на отдых не более 10 тысяч клиентов, до 500 тысяч рублей от крупных компаний, обслуживающих более полумиллиона клиентов.

Законом также предусмотрено создание единого федерального реестра турагентств. На сайте «Турпомощи» любой путешественник сможет проверить, есть ли у турагента договор с туроператором, и имеет ли он право торговать путевками.

Кроме того, теперь билеты в обе стороны и документы о бронировании места проживания туристу обязаны выдать не менее чем за сутки до начала путешествия.

Отдельно принят закон, ужесточающий контроль за безопасностью детского отдыха, особое внимание в нем уделено качеству используемого транспорта.

Между Россией и Японией упрощены визовые формальности на взаимной основе. Отменяется требование об обязательном наличии гарантийного письма от японского гражданина при самостоятельной организации поездки в Японию. Впервые вводится система многоразовых виз сроком на три года и с пребыванием в стране максимум 30 дней подряд.

Что изменилось для должников

Вступил в силу закон о защите прав физических лиц при взыскании долгов. Деятельность коллекторов теперь узаконена. Будет создан государственный реестр коллекторов, однако те, кто в него не попадет, но продолжит попытки выбивания долгов, будут признаны нарушителями закона.

Согласно новым поправкам, при взыскании долгов коллекторам запрещено причинять вред должнику, угрожать, оказывать психологическое давление, применять силу, повреждать имущество... Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, общаться по телефону более одного раза в сутки и двух раз в неделю. Закон также оговаривает право заемщика отказаться от общения с любым коллектором. Кроме того, коллекторам запрещается раскрывать сведения о должнике и его долге третьим лицам.

Прописанные в законе нормы распространяются исключительно на физических лиц, имеющих просроченную задолженность по потребительским кредитам, и не распространяются на индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по кредитам на предпринимательскую деятельность.

Что изменилось для преступников

Вводится новый вид уголовного наказания, альтернативного лишению свободы, - принудительные работы. Ими осужденные будут заниматься в специальных исправительных центрах, где не будет такой строгой охраны, как в исправительной колонии, но покидать территорию центра осужденный сможет лишь с разрешения администрации.

В ходе исполнения принудительных работ на осужденного будут распространяться положения Трудового кодекса, за исключением права самостоятельно выбрать работу и уволиться. Осужденный может пользоваться мобильным телефоном и интернетом, обращаться при необходимости к врачам по медицинскому полису, предусмотрено и право на отпуск в размере 18 дней после первых шести месяцев работы.

Осужденный может рассчитывать на 80-95% заработанных денег, за вычетом возмещения расходов по проживанию в общежитии и оплаты по искам о возмещении ущерба.

Предположительно, заключенные могут частично заменить мигрантов на рынке неквалифицированного труда.

Что изменилось для потребителей алкоголя

С 1 января повышаются ставки акцизов на алкогольные напитки. Сбор на шампанское вырастет от 1 до 10 рублей, на зарубежные вина на 9 рублей, сидр, медовуху — на 12 рублей, на пиво - на 1 рубль, крепкий алкоголь - на 18-23 рублей.

Вводится запрет на любую розничную продажу этилового спирта. Вводятся понятия «спиртосодержащие лекарственные препараты» и «спиртосодержащие медицинские изделия». Производители фармацевтический субстанций отныне должны вести учет спирта в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), что призвано помочь в борьбе с производством поддельного алкоголя.

Законами принято называть нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой и способностью регулировать важные общественные отношения и деятельность членов общества. Сегодня российский народ крайне негативно относится в введению новых законопроектов, потому что ничего хорошего обычны гражданам они в последнее время не приносили, однако о новых законопроектах знать нужно, поэтому информация о том, какие 2017 года, будет полезна многим.

Для начала необходимо немного обсудить общую информацию, которая позволяет понять то, что законопроекты сегодня делятся на три группы, к первой из которых относятся конституционные, то есть те, которые считаются основными с судебной системе, ко второй – федеральные, регламентирующие основные стороны государственной жизни, и законы субъектов, которые как можно понять из названия действуют только на территории того или иного региона (принимаются местными властями). Естественно, каждый россиянин должен знать о выходах законопроектов буквально в каждой группе, потому что уголовный кодекс гласит о том, что их незнание или нежелание о чем-то узнать не может освободить от ответственности.

Каких изменений можно ожидать?

Обсуждая новые законы с 1 января 2017 года в России, стоит особенное внимание уделить информации, касающейся изменения тарифов энерготарифов дальневосточных регионов России до среднего уровня показателей по стране. Проект нововведения уже написан и находится в Госдуме на рассмотрении, причем его создатели подумали о том, что с целью его осуществления модно использовать три источника. Согласно последним данным экспертов, рост не превысит 1,3%, а для всей остальной части населения цены останутся прежними.

Дополнительно необходимо сделать акцент на том, что с 2017 года власти собираются начать выдавать больничные в электронном виде, которые юридически ничем не будут уступать справкам, выданным на бумаге, как и те, которые выписывались в бумажном (коснется данное нововведение всей территории государства). Больничные листы будут оформляться при помощи автоматизированной программы, а подпись ответственного, уполномоченного лица будет электронной. Подобное нововведение позволит свести к возможному минимуму передвижения пациентов по медицинским учреждениям, что позволит им раньше вернуться на работу.

Существуют новые законы с 1 января 2017 года для мигрантов, согласно которым для последних будет введена дополнительная пошлина (за предоставление иностранным гражданам сертификатов, удостоверяющих тот факт, что они обладают русским языком). Размер пошлины будут составлять 600-1000 рублей, при этом не стоит игнорировать тот факт, что для ведения официальной трудовой деятельности без освоения языка обойтись просто не получится. Нельзя не сказать еще и об «налоге на Google», который предусматривает то, что иностранные ИТ-компании за продажу россиянам книг, программа, музыки или каких-либо приложений платить в размере 18%.

Подводя итоги необходимо сказать о том, что до 2019 года, власти планируют перевести россиян с обычных паспортов на электронные, которые будут содержать на себе всю необходимую информацию, так что обращать внимание необходимо не только на новые законы, а еще и на те, которые уже действуют.

Среди нововведений, вступающих в силу уже в следующем году, - новые правила регистрации недвижимости, некоторые ужесточения в сфере налогообложения, налог на Google, подорожание ОСАГО, повышение минимального размера оплаты труда и ограничение процентов по микрозаймам. Что еще повлияет на благосостояние россиян - в подборке РБК.

Социальная сфера

В следующем году размер минимальной зарплаты в России увеличится на 4% - с 1 июля он составит 7,8 тыс. руб. по сравнению с текущим уровнем в 7,5 тыс. руб. Необходимые поправки в федеральный закон «О минимальной оплате труда» Госдума приняла 7 декабря, а 20 декабря они были утверждены президентом Владимиром Путиным. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что повышение МРОТ коснется 930 тыс. человек, из которых более 70% - сотрудники государственных и муниципальных учреждений. В ней также говорится, что эта мера будет способствовать увеличению выплат страховых взносов, повышению спроса на товары отечественного производства и сокращению размеров выплат «серой» зарплаты.

Зато россияне могут рассчитывать на повышение пенсии. С 1 февраля страховые пенсии будут проиндексированы на уровень фактической инфляции за 2016 год. Размер инфляции в середине января определит Росстат. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет произведена 1 апреля 2017 года. Также пенсионеры, постоянно проживающие на территории России, в период с 13 по 28 января получат единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. руб. Разовая выплата станет компенсацией за отказ государства от индексации размера пенсий в 2016 году на уровень инфляции предыдущего года: в феврале пенсии были повышены лишь на 4%, а не 12,9%.

Важнейшие законы для россиянВ 2016 году Минфин внес в проект поправок к закону об ОСАГО десятый повышающий коэффициент, который будет учитывать количество нарушений ПДД водителем. На сегодняшний день значения коэффициентов выглядят так:

От 5 до 9 грубых нарушений в год - коэффициент 1,86
от 10 до 14 нарушений - коэффициент 2,06
от 15 до 19 нарушений - коэффициент 2,26
от 20 до 24 нарушений - коэффициент 2,45
от 25 до 29 нарушений - коэффициент 2,65
от 30 до 34 нарушений - коэффициент 2,85
более 35 нарушений - коэффициент 3,04.

Кредитование

С 1 января 2017 года вводится ограничение суммы процентов и других обязательных платежей по микрозаймам сроком до одного года. Размер начисляемых процентов не сможет превышать сам кредит более чем в три раза. Кроме того, микрофинансовым организациям (МФО) будет позволено начислять штрафы и пени только на непогашенную часть суммы основного долга. При этом если заемщик допустит реальную просрочку по кредиту, то ограничение по процентам составит двукратную сумму непогашенной части займа. Соответствующие поправки в законодательство были приняты еще летом этого года.

Заместитель директора СРО «МиР» Андрей Паранич отмечает, что новый закон не распространяется на микрозаймы сроком более одного года. Впрочем, процентные ставки по таким кредитам на порядок ниже, чем по краткосрочным займам, поэтому они не нуждаются в особом регулировании, говорит он.

Также с 1 января вступает в силу так называемый закон о коллекторах, и что даже более важно, недавно указом президента регулятором этого рынка назначен Минюст. Федеральная служба судебных приставов (ФССП) получит право вести официальный реестр коллекторов, в котором будут обязаны зарегистрироваться все участники этого рынка. Как ранее сообщал РБК, без этого новый закон попросту не смог бы в полной мере начать работать. Нарушителей судебные приставы смогу привлекать к административной ответственности. Самовольная коллекторская деятельность будет караться штрафами в размере от 50 тыс. до 500 тыс. руб. для физических лиц и от 200 тыс. до 2 млн. руб. для юридических лиц. ?

Налогообложение

Одно из самых важных законодательных изменений коснется владельцев объектов недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств. С января вступит в силу поправка в федеральный закон №52. Она предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога на имущество. Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров отмечает, что раннее такой санкции предусмотрено не было и многие налогоплательщики могут быть даже не в курсе этого нововведения.

По словам юристов, до наступления Нового года россиянам, в случае если им не пришло уведомление с расчетом размера налога, имеет смысл известить ФНС о своих объектах имущества. «По сути, ответственность за правильность учета в налоговом органе информации обо всех объектах имущества, возлагается на налогоплательщика», - рассказывает руководитель российской юридической и налоговой практики O2 Consulting Наталья Кузнецова.

Тем гражданам, которые хотят максимально обезопасить себя от возможных штрафов, юристы рекомендуют проверить корректность и наличие информации об их имуществе в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Оформление заграничного паспорта нового образца (с биометрией и сроком на 10 лет) с 1 января подорожает на 1 500 рублей для взрослых (теперь будет стоить 5 000 рублей) и на 500 рублей для детей (новая пошлина - 2 000 рублей). Расценки на паспорт старого образца останутся прежними: 2 тысячи (взрослый) и 1 тысяча рублей (детский).

Недвижимость

С 1 января вступает в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», принятый еще в июле этого года. По замыслу авторов, он должен упростить механизм регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Документ предусматривает создание новой системы учета данных - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В него войдет информация из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Именно выписка из ЕГРН придет на смену свидетельству о государственной регистрации.

Поскольку ведение реестра будет осуществляться полностью в электронной форме, гражданин сможет подать необходимые документы в любое отделение Росреестра (или МФЦ) вне зависимости от фактического местонахождения объекта недвижимости.

С января 2017 года также изменятся сроки регистрации недвижимости. Сегодня каждая из двух процедур занимает по десять рабочих дней, в результате максимальный срок оформления составляет 20 рабочих дней. После 1 января срок рассмотрения заявления сократится в два раза и будет составлять десять дней. При подаче документов через МФЦ этот срок удлиняется на два дня.

Рост акцизов на бензин, табак и алкоголь

С 2017 по 2019 год государство планирует постепенно повышать ставки акцизов на вина и шампанское (кроме отечественного), пиво, сидр, медовуху, крепкий алкоголь, любой табак, бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты. Кроме того, впервые акцизы вводятся на электронные сигареты и нагреваемый табак.
По замыслу правительства, к примеру, пачка сигарет в 2017 году должна подорожать на 10%, а к 2019 году - на 27%.

«Налог на Google»

Google налогВероятно многие уже слышали о «налоге на Google», но все же напомним. Этот закон обязывает иностранные компании с 2017 года платить НДС с продажи в России мультимедийного контента: электронных книг, изображений, музыки, аудиозаписей, игр и компьютерных программ. И именно из-за этого Google решил увеличить стоимость своих сервисов - «Google Диска» и Google Play ровно на 18 процентов.

Система «Эра-Глонасс» будет обязательной для всех автомобилей в России

С 1 января 2017 года система «Эра-Глонасс» станет обязательной для всех автомобилей в России. Эта система способна в автоматическом режиме оповещать о ДТП экстренные оперативные службы. По словам экспертов, эта мера существенно отразится и на цене новых автомобилей - она серьезно вырастет. Новое требование освободит российский рынок от непопулярных моделей, внедрение системы на которых точно не окупится, пишут СМИ. В частности, в компании BMW заявили, что откажутся от поставок в Россию кабриолетов, а также моделей M3 и 5GT. Кроме того, с 1 января 2017 года вступают в силу ограничения на ввоз иномарок гражданами на территорию России. Федеральная таможенная служба не выдаст ПТС при ввозе автомобиля из-за границы на территорию РФ, если в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства не будет указано наличие системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». Пострадают кошельки всех россиян, но в большей степени этот закон заденет жителей дальнего востока, которые так привыкли к дешевым «праворуким японцам».

Государственные пошлины

Законы-2017Законодатели также снизили госпошлину при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица банкротом. Если раньше она составляла 6 тыс. руб., то с 1 января 2017 года обойдется в 300 руб. Такое изменение содержится в федеральном законе №407. По мнению Александра Захарова, снижение госпошлины может иметь некоторое значение для популяризации института банкротства физических лиц.

Юрист, руководитель портала DOLGI.RU Павел Дашевский уверен, что уменьшение госпошлины не сильно облегчит физическим лицам прохождение процедуры банкротства. «90% стоимости этой процедуры (в районе 60 тыс. руб.) составляют услуги арбитражного управляющего и всего лишь 10% - госпошлина», - рассказывает он.

Юристы обращают внимание на то, что гражданам скорее стоит обратить внимание на последствия, которые влечет за собой банкротство. «Банкротам запрещается в будущем занимать руководящие должности, - рассказывает Дашевский. - Прямой запрет на занятие руководящих должностей проецируется на весь процесс трудоустройства». Кроме того, это утрата всего имущества. В процессе банкротства все движимое и недвижимое имущество должника подлежит продаже с аукциона в счет погашения долга, резюмирует юрист.

Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Похожие публикации