Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Проверка эскалаторов при ежегодном тех освидетельствовании. Освидетельствование эскалаторов. Техническое освидетельствование и обследование платформ подъемных для инвалидов

Мы предлагаем Вам освидетельствование эскалаторов по низким ценам и в кротчайшие сроки. Обращайтесь к нашим специалистам по телефонам и емейл.

Техническое освидетельствование лифтов

11.1. Вновь установленный или реконструированный лифт до ввода в эксплуатацию должен подвергаться полному техническому освидетельствованию.

11.2. После ввода в эксплуатацию лифт должен подвергаться периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев.

11.3. После проведения работ, перечисленных в п. 11.9.2, лифт должен подвергаться частичному техническому освидетельствованию.

11.4. Осмотр, проверка и испытания, входящие в состав технического освидетельствования вновь установленного или реконструированного лифта, должны проводиться соответственно организациями и комиссией, указанными в п. п. 10.3.1 и 10.3.3.

Во всех остальных случаях техническое освидетельствование должно проводиться лицом, на которое возложена выдача разрешения на ввод лифта в эксплуатацию.

11.5. При проведении периодического технического освидетельствования лифта должны присутствовать представитель предприятия (организации) — владельца лифта, лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, и электромеханик, ответственный за исправное состояние лифта. При проведении частичного технического освидетельствования, кроме указанных лиц, должен присутствовать представитель организации, выполнившей ремонт лифта.

11.6. Результаты периодического и частичного технических освидетельствований должны быть записаны в паспорт лифта и акт — сертификат в соответствии с п. 10.6.

11.7. Полное техническое освидетельствование

11.7.1. Полное техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

а) лифт соответствует настоящим Правилам и паспортным данным;

б) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;

в) эксплуатация лифта соответствует настоящим Правилам.

При полном техническом освидетельствовании лифт должен быть подвергнут осмотру, проверкам, статическому и динамическому испытаниям в объеме настоящего подраздела.

11.7.2. При осмотре лифта должно быть проверено состояние оборудования и его креплений, канатов, цепей, электропроводки, ограждения шахты, ограждений машинного и блочного помещений, а также соответствие установки лифта установочному чертежу.

Кроме того, при осмотре лифта необходимо проверить:

а) расстояния и размеры, регламентируемые настоящими Правилами;

б) наличие и состояние заводских табличек и графических символов;

в) наличие и состояние эксплуатационной документации;

г) протокол осмотра и проверки элементов заземления оборудования;

д) протокол проверки сопротивления изоляции силового электрооборудования, цепей управления и сигнализации, силовой и осветительной электропроводки;

е) протокол измерения полного сопротивления петли фаза — нуль (в сетях с глухозаземленной нейтралью);

ж) акт на скрытые работы;

з) наличие аттестованного персонала;

и) организацию обслуживания лифта;

к) наличие разрешения на эксплуатацию и ремонт лифтов в соответствии с подразделом 8.15.

11.7.3. При проверке лифта с незагруженной кабиной должна быть проконтролирована работа:

а) лебедки;

б) дверей кабины и шахты;

в) устройств безопасности, за исключением проверяемых при динамическом испытании лифта;

г) системы управления;

д) сигнализации и освещения;

е) гидропривода (течь и давление рабочей жидкости) у гидравлического лифта.

Кроме того, у лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, должна быть проверена невозможность подъема противовеса при неподвижной кабине в соответствии с п. 2.18.

11.7.4. При статическом испытании лифта должны быть проверены прочность механизмов лифта, его кабины, подвесок, канатов (цепей) кабины и их крепления, а также действие тормоза.

У гидравлического лифта, кроме того, должны быть проверены герметичность гидросистемы и срабатывание предохранительного клапана.

У лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, также должно быть проверено отсутствие скольжения канатов в канавках шкива.

При статическом испытании, за исключением гидравлического лифта, кабина должна неподвижно располагаться на уровне нижней посадочной (погрузочной) площадки или выше ее (но не более 150 мм) в течение 10 мин при размещении в кабине равномерно распределенного по полу груза, масса которого превышает грузоподъемность лифта на:

а) 50% — у грузового малого лифта, а также лифта, оборудованного барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой, в котором не допускается транспортировка людей;

б) 100% — у лифта (кроме грузового малого), оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, а также лифта, в котором допускается транспортировка людей.

У лифта (кроме гидравлического) самостоятельного пользования, полезная площадь пола кабины которого превышает площадь, указанную в п. 3.2 для его грузоподъемности, при отсутствии перегородки в кабине (п. 3.6) должно быть проверено, не происходит ли опускание кабины более чем на 200 мм в течение 10 мин при нахождении в кабине груза, масса которого равна полуторной грузоподъемности, определенной по фактической полезной площади пола кабины, но не менее удвоенной грузоподъемности лифта; после остановки кабина не должна касаться буфера (упора).

При испытании гидравлического лифта на прочность и герметичность гидроцилиндра и трубопроводов, прочность конструкций и правильность настройки предохранительного клапана кабина должна располагаться на уровне нижней посадочной (погрузочной) площадки или выше ее, но не более 150 мм, в течение 60 мин при нахождении в кабине равномерно распределенного по полу груза, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 50%. При этом опускание кабины не должно быть более 30 мм.

У гидравлического лифта самостоятельного пользования, полезная площадь пола кабины которого превышает площадь, указанную в п. 3.2 для его грузоподъемности, при отсутствии перегородки в кабине (п. 3.6) это испытание должно проводиться грузом, масса которого превышает на 50% грузоподъемность, определенную по фактической полезной площади пола кабины.

У гидравлического лифта при проверке срабатывания предохранительного клапана в кабине должен находиться равномерно распределенный по полу груз, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 50%.

Допускается вместо размещения в кабине груза проводить испытания согласно требованиям настоящего пункта по иной методике, которая должна быть согласована с Госгортехнадзором.

11.7.5. При статическом испытании лифта с электроприводом постоянного тока, оборудованного устройством для удержания кабины в пределах уровня посадочной площадки за счет момента электродвигателя, также должна быть проверена надежность электрического торможения, т.е. удержания кабины приводом с разомкнутым механическим тормозом при нахождении в кабине равномерно распределенного по полу груза:

а) масса груза равна грузоподъемности лифта — при расположении кабины на уровне нижней и верхней посадочных (погрузочных) площадок в течение 3 мин. на каждой из этих площадок;

б) масса груза превышает грузоподъемность лифта на 50% — при расположении кабины на уровне нижней посадочной (погрузочной) площадки в течение 30 с.

У лифта самостоятельного пользования, полезная площадь пола кабины которого превышает площадь, указанную в п. 3.2 для его грузоподъемности, и при отсутствии перегородки в кабине по п. 3.6 это испытание следует проводить:

а) с грузом, масса которого равна грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади пола кабины, — в первом случае;

б) с грузом, масса которого превышает грузоподъемность лифта, определенную по фактической полезной площади пола кабины, на 50%, — во втором случае.

11.7.6. При динамическом испытании лифта должны быть проверены в действии его механизмы, испытаны буфера, ловители и ограничитель скорости, а также проверена точность остановки кабины.

Испытание, за исключением проверки точности остановки кабины, следует проводить при нахождении в кабине равномерно распределенного по полу груза, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 10%.

Проверка точности остановки кабины должна проводиться при движении в каждом из направлений пустой кабины и кабины с грузом, масса которого равна грузоподъемности лифта.

На крайних посадочных (погрузочных) площадках проверка точности остановки должна проводиться при движении кабины в направлении этих площадок. Точность остановки должна проверяться после автоматической остановки кабины.

11.7.7. При испытании гидравлических буферов и ловителей плавного торможения воздействие тормоза лебедки должно быть исключено.

У лифта с электроприводом постоянного тока при указанных испытаниях также должно быть исключено воздействие электрического торможения.

У гидравлического лифта при испытании ловителей должно быть исключено воздействие устройства, предусмотренного п. 7.3.3, а регулятор скорости установлен в положение, соответствующее наибольшей скорости опускания.

11.7.8. Испытание буферов должно проводиться при рабочей скорости движения кабины (противовеса), кроме гидравлических буферов с уменьшенным полным ходом плунжера.

Испытание гидравлических буферов с уменьшенным полным ходом плунжера должно проводиться при скорости движения кабины (противовеса) на 15% менее, чем скорость, на которую они рассчитаны; в этом случае в паспорте лифта должна быть указана скорость, при которой необходимо испытать буфера.

11.7.9. При испытании буферов действие устройств замедления и точной остановки нижней и верхней посадочных (погрузочных) площадок должно быть исключено.

У лифта, оборудованного гидравлическими буферами с уменьшенным полным ходом плунжера, во время испытания допускается не исключать действие аварийного устройства ограничения скорости при подходе кабины к верхней и нижней посадочным (погрузочным) площадкам.

Отключение электродвигателя перед посадкой кабины или противовеса на буфер должно производиться концевым выключателем.

11.7.10. Результаты испытания буфера считаются неудовлетворительными, если:

а) при испытании пружинного буфера при посадке кабины или противовеса на буфер происходит удар вследствие полного сжатия пружины или ее поломки;

б) при испытании гидравлического буфера происходит заедание плунжера при посадке кабины или противовеса на буфер, либо при обратном его ходе после снятия кабины (противовеса) с буфера.

11.7.11. Испытываемые ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес) с грузом, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 10%.

11.7.12. Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости, должны испытываться без обрыва и имитации обрыва тяговых канатов (цепей).

При этом испытание ловителей должно проводиться при рабочей скорости.

У лифтов с номинальной скоростью более 1 м/с по решению предприятия — изготовителя допускается проводить испытание при пониженной скорости, но не менее 1 м/с.

11.7.13. Ловители, приводимые в действие устройством, срабатывающим от обрыва или слабины всех тяговых канатов (цепей), должны испытываться от действия этого устройства.

При этом кабина (противовес) должна быть расположена в нижней части шахты, а путь, проходимый кабиной (противовесом) с момента начала падения до посадки ее на ловители, должен быть не более 100 мм.

В случае неисправности ловителей должно быть исключено падение кабины (противовеса) более чем на 200 мм за счет применения каких-либо устройств, устанавливаемых в шахте на период испытаний.

11.7.14. Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и от устройства, срабатывающего от обрыва или слабины всех тяговых канатов (цепей), должны испытываться независимо от каждого из приводных устройств.

11.7.15. При проведении испытаний соответствие ловителей плавного торможения п. п. 5.7.5 и 5.7.9 должно контролироваться измерением пути торможения, т.е. расстояния, проходимого кабиной (противовесом) от момента сжатия направляющей рабочими поверхностями ловителей до остановки кабины (противовеса).

В паспорте лифта должны быть указаны допустимые максимальный и минимальный пути торможения, а также скорость движения кабины (противовеса) и загрузка кабины, при которых должны быть испытаны ловители.

11.7.16. Ограничитель скорости должен быть испытан на срабатывание при частоте вращения, соответствующей скорости движения кабины (противовеса), указанной в п. 5.8.1, а также на его способность приводить в действие ловители при нахождении каната ограничителя скорости на рабочем шкиве.

11.7.17. У лифта самостоятельного пользования, полезная площадь пола кабины которого превышает площадь, указанную в п. 3.2 для его грузоподъемности, и при отсутствии перегородки в кабине (п. 3.6), кроме проверок и испытаний, указанных в настоящем подразделе, должна быть проверена невозможность пуска лифта из кабины или с посадочной площадки при загрузке кабины массой, превышающей на 10% грузоподъемность лифта. Допускается вместо размещения в кабине груза проводить испытание по иной методике, которая должна быть согласована с Госгортехнадзором.

11.8. Периодическое техническое освидетельствование

11.8.1. Периодическое техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

а) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;

б) эксплуатация лифта соответствует настоящим Правилам.

При периодическом техническом освидетельствовании лифт должен быть подвергнут осмотру, проверкам, статическому и динамическому испытаниям в объеме настоящего подраздела.

11.8.2. При осмотре лифта должны быть выполнены проверки, указанные в п. 11.7.2, за исключением проверки регламентируемых настоящими Правилами расстояний и размеров, не изменяемых в процессе эксплуатации лифта, а также акта на скрытые работы.

Проверка сопротивления изоляции должна быть произведена после окончания работ по подготовке электрооборудования к техническому освидетельствованию.

Проверка элементов заземления и полного сопротивления петли фаза — нуль должна быть произведена в сроки, установленные нормами испытаний электрооборудования и аппаратов (см. «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

11.8.3. При испытании лифта с незагруженной кабиной должны быть выполнены проверки, указанные в п. 11.7.3.

11.8.4. При статическом испытании лифта должно быть проверено действие тормоза, а у гидравлического лифта — герметичность гидросистемы и срабатывание предохранительного гидроклапана.

У лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, также должно быть проверено отсутствие скольжения канатов в канавках шкива. Методика проведения указанных испытаний — в соответствии с п. 11.7.4.

11.8.5. При статическом испытании лифта с электроприводом постоянного тока, оборудованным устройством для удержания кабины в пределах уровня посадочной площадки за счет момента электродвигателя, также должна быть проверена надежность электрического торможения. При этом испытании расположение кабины и ее загрузка должны соответствовать требованиям п. 11.7.5.

11.8.6. При динамическом испытании лифта должны быть испытаны гидравлические буфера, ловители, ограничитель скорости, а также проверена точность остановки кабины.

При испытании гидравлических буферов и ловителей плавного торможения должны быть выполнены требования п. п. 11.7.7 и 11.7.9.

11.8.7. Гидравлический буфер должен быть испытан при скорости движения кабины (противовеса) не более 0,71 м/с.

При испытании гидравлического буфера кабины в ней должен быть размещен равномерно распределенный по полу груз, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 10%; у лифта с номинальной скоростью до 2 м/с при указанном испытании допускается кабину не загружать.

Испытание гидравлического буфера противовеса должно проводиться при пустой кабине.

11.8.8. Результат испытания гидравлического буфера следует оценивать в соответствии с п. 11.7.10.

11.8.9. Испытываемые ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес); при этом должны быть выполнены требования п. п. 11.7.12, 11.7.13.

Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и от устройства, срабатывающего от обрыва или слабины всех тяговых канатов (цепей), могут испытываться только от действия ограничителя скорости.

11.8.10. Испытание ловителей, кроме комбинированных, должно проводиться при пустой кабине. При этом у ловителей плавного торможения должно быть проверено самозатягивание клиньев. Возможное снятие кабины с ловителей за счет подскока противовеса не является браковочным признаком.

11.8.11. Испытание комбинированных ловителей должно проводиться при нахождении в кабине равномерно распределенного по полу груза, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 10%.

11.8.12. Ограничитель скорости должен быть испытан в соответствии с п. 11.7.16.

11.8.13. Проверка точности остановки кабины должна проводиться в соответствии с п. 11.7.6. Допускается проверять точность остановки при движении в каждом из направлений пустой кабины; в этом случае в инструкции по эксплуатации лифта должна быть указана предельно допустимая неточность остановки.

11.8.14. У лифта самостоятельного пользования, полезная площадь пола кабины которого превышает площадь, указанную в п. 3.2 для его грузоподъемности, и при отсутствии перегородки в кабине (п. 3.6), кроме проверок и испытаний, указанных в настоящем подразделе, должна быть выполнена проверка в соответствии с п. 11.7.17.

11.9. Частичное техническое освидетельствование

11.9.1. Частичное техническое освидетельствование имеет целью установить, что замененные, вновь установленные или отремонтированные элементы лифта находятся в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

11.9.2. Лифт должен подвергаться частичному техническому освидетельствованию после:

а) замены тяговых канатов (цепей);

б) замены у лебедки канатоведущего шкива;

в) замены или капитального ремонта лебедки;

г) замены у гидравлического лифта устройства, предусмотренного п. 7.3.3, уплотнений гидроцилиндра, полной или частичной замены трубопроводов;

д) замены ловителей, ограничителя скорости, буфера, НКУ;

е) изменения электрической схемы;

ж) замены электропроводки силовой цепи или цепи управления;

з) установки рабочих выключателей и выключателей безопасности иной конструкции;

и) замены автоматических замков дверей шахты.

11.9.3. При частичном техническом освидетельствовании замененные, вновь установленные и отремонтированные элементы должны быть подвергнуты осмотру для определения их состояния, проверены на функционирование, а в случаях, указанных в п. 11.9.4, — испытаны.

11.9.4. Испытанию подлежат следующие элементы лифта в случае их замены:

а) тяговые канаты (цепи);

б) лебедка;

в) канатоведущий шкив;

г) ловители;

д) гидравлический буфер;

е) ограничитель скорости;

ж) уплотнения гидроцилиндра, трубопроводы, устройство, предусмотренное п. 7.3.3, — у гидравлического лифта.

Испытанию подлежит также лебедка после ее капитального ремонта.

Объем испытаний и методика их проведения должны быть такими же, как при испытании указанных элементов при полном техническом освидетельствовании. Допускается проводить испытания по иной методике, которая должна быть согласована с Госгортехнадзором.

11.9.5. При частичном техническом освидетельствовании лифта, кроме работ, указанных в п. п. 11.9.3 и 11.9.4, должны быть выполнены следующие работы:

а) проверено состояние ограждения шахты и кабины, состояние канатов (цепей), дверей шахты, люка тротуарного лифта, электропроводки, освещения, аппаратуры управления, сигнализации;

б) проверена работа дверей кабины и шахты, замков дверей шахты, выключателей безопасности, системы управления, сигнализации и освещения;

в) проверено, что эксплуатация лифта соответствует настоящим Правилам.

Эскалаторов (траволаторов):

Техническое обслуживание – 1 (ТО-1) проводится 1 раз в месяц. При ТО-1 проводятся работы:
1. Проверка настила пола нижней станции. Целостность покрытия.

2. Проверка настила пола верхней станции.
3. Осмотр устройства защиты пластин гребенки.
4. Осмотр устья поручня нижней входной площадки, пластмассовых дефлекторов и кожухов, креплений элементов обшивки, зазоров при вхождении поручня в лицевой кожух.
5. Проверка поручней на нижней станции.
6. Осмотр устройства защиты пластин гребенки.
7. Осмотр устья поручня верхней входной площадки.
8. Осмотр пластмассовых дефлекторов и кожухов, креплений элементов обшивки, зазоров при вхождении поручня в правое и левое устье поручня.
9. Проверка и регулировка поручней на верхней станции направляющих поручня.
10. Проверка пульта управления и дисплея верхней входной площадки. Визуальный осмотр пульта управления и дисплея. Очистка от загрязнений.
11. Проверка контроллера.
12. Осмотр ограничителя скорости.
13. Осмотр и обслуживание главного привода (мотор, редуктор).
14. Регулировка натяжения цепей привода поручней, смазка.
15. Регулировка натяжения поручней.
16. Проверка эскалатора во время движения.

Техническое обслуживание – 2 (ТО-2) проводится 1 раз в три месяца. При ТО-2 проводятся работы:

1. Работы, предусмотренные ТО-1.
2. Контроль работы пассажирских указателей (в случае необходимости).
3. Осмотр контакта обрыва цепи ступеней (проверка регулировка функционирования).
4. Осмотр и проверка работоспособности устройства прерывателя (выключатель приямка).
5. Проверка и регулировка натяжной каретки эскалатора.
6. Осмотр устройства постоянного направления.
7. Осмотр приводной цепи.
8. Осмотр аварийного тормоза.
9. Чистка, осмотр и смазка ведущих частей, привода тяговой цепи и главного вала.
10. Осмотр оборудования смазки.
11. Проверка освещения бортовых панелей и ступеней, в случае необходимости – замена ламп.
12. Проверка устройства натяжения приводного ремня.
13. Осмотр и очистка направляющих и фермы.

Техническое обслуживание – 3 (ТО-3) проводится 1 раз в шесть месяцев. При ТО-3 проводятся работы:

1. Работы, предусмотренные ТО-2.
2. Осмотр контакта плиты входной площадки.
3. Осмотр контакта плиты выходной площадки.
4. Чистка скользящего башмака. Проверка работы блокировочного выключателя.
5. Осмотр и регулировка всей системы привода поручней.

Техническое обслуживание – 4 (ТО-4) проводится 1 раз в год. При ТО-4 проводятся работы:

1. Работы, предусмотренные ТО-3.
2. Осмотр тяговой цепи лестничного полотна.
3. Подготовка к ежегодному техническому освидетельствованию.

11.3.1. Периодическое техническое освидетельствование и освидетельствование эскалатора после капитального ремонта осуществляются в объеме подразд.11.2, за исключением проверки размеров помещений и правильности установки эскалатора.

11.3.2. При положительных результатах освидетельствования лицо, проводившее его, делает в паспорте запись о разрешении эксплуатации эскалатора и дате следующего технического освидетельствования.

11.3.3. При выявлении в процессе освидетельствования нарушений, указанных в п.10.1.6 настоящих Правил, эксплуатация эскалатора должна быть приостановлена, о чем делается запись в паспорте.

12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭСКАЛАТОРА

12.1. Владелец эскалатора должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания. В этих целях необходимо:

Назначить лицо по надзору за эскалатором;

Назначить лицо, ответственное за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию;

Назначить обученных и аттестованных работников для управления эскалаторами, их обслуживания и ремонта;

Организовать проведение периодических осмотров, технического обслуживания и ремонтов эскалаторов;

Назначить обученных работников для осуществления визуального наблюдения за пассажирами, находящимися на эскалаторе;

Организовать обучение и периодические проверки знаний персонала, осуществляющего обслуживание эскалатора;

Обеспечить персонал, осуществляющий обслуживание эскалатора, производственными инструкциями, а лиц по надзору и лиц, ответственных за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию, - настоящими Правилами, должностными инструкциями, руководящими указаниями и нормативно-технической документацией;

Обеспечить выполнение ответственными лицами требований настоящих Правил, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций;

Обеспечить соблюдение установленного порядка хранения и передачи ключей от помещений, в которых размещено оборудование эскалатора.

12.2. Лица по надзору и лица, ответственные за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию, закрепляются за определенными эскалаторами приказом (распоряжением) по предприятию.

Обязанности лица по надзору и лица, ответственного за исправное содержание эскалатора и безопасную его эксплуатацию, приведены в приложениях 8 и 9.

12.3. Должность, фамилия, имя, отчество и подпись лица, ответственного за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию, а также дата и номер приказа (распоряжения) о назначении и закреплении за ним эскалатора должны быть занесены в паспорт эскалатора.

На время отпуска, командировки или болезни лица, ответственного за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию, или лица по надзору их обязанности должны быть возложены приказом (распоряжением) на других работников, аттестованных в соответствии с требованиями Госгортехнадзора России. Запись в паспорте эскалатора при этом не требуется.

12.4. Для эксплуатации и ремонта эскалаторов владелец может привлекать специализированную организацию.

В этом случае владелец эскалатора должен назначить ответственного за организацию эксплуатации эскалаторов.

В договоре между организациями должны быть определены обязанности и права сторон с учетом требований п.12.1.

12.5. Обслуживание и ремонт эскалатора должны проводиться обученным и аттестованным персоналом в соответствии с производственными инструкциями и инструкцией по эксплуатации эскалатора.

12.6. Управление эскалатором должен осуществлять машинист эскалаторов.

Допускаются к управлению эскалатором лица, прошедшие обучение по программе машинистов и аттестованные на право управления эскалаторами.

Управление эскалатором, оборудованным системами телемеханики или автоматики с выводом сигналов на диспетчерский пункт, может осуществляться диспетчером эскалатора в соответствии с Инструкцией диспетчера эскалаторов, оснащенных средствами телемеханики.

12.7. В зоне нижней площадки схода тоннельного эскалатора (комплекса эскалаторов) должно быть обеспечено постоянное наблюдение за пассажирами, находящимися на лестничном полотне. Дежурный (оператор) у эскалатора обязан останавливать эскалатор в случае возникновения опасности травмирования пассажиров.

12.8. К управлению эскалатором, его обслуживанию, ремонту и надзору за пассажирами разрешается допускать лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по соответствующим программам и аттестованных в учебном заведении или в организации, имеющей лицензию органа госгортехнадзора на проведение обучения и аттестации.

Аттестация должна проводиться квалификационной комиссией учебного заведения (организации), где проходило обучение.

Участие представителя органа госгортехнадзора в работе комиссии по аттестации лиц, имеющих право управления эскалатором, и мастеров обязательно.

О дне проведения экзамена орган госгортехнадзора должен быть уведомлен не позднее чем за пять дней.

Лицам, выдержавшим экзамен, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии и представителя органа госгортехнадзора.

Удостоверение должно иметь фотокарточку и быть заверено печатью.

12.9. Повторная, дополнительная и внеочередная проверки знаний должны проводиться назначенной приказом квалификационной комиссией предприятия (организации), в штате которого числится проверяемое лицо, в объеме его производственной инструкции.

Проверка проводится:

Периодически, не реже одного раза в 12 мес;

При переходе с одного предприятия на другое или при переводе на обслуживание эскалаторов других типов;

По требованию лица по надзору или инспектора госгортехнадзора;

После перерыва в работе по должности более 6 мес.

Лица, допустившие нарушение правил безопасности или производственных инструкций, должны подвергаться внеочередной проверке знаний. При неудовлетворительной оценке знаний повторная проверка может быть проведена в сроки, установленные комиссией.

Участие инспектора госгортехнадзора в работе комиссии необязательно.

12.10. Члены квалификационной комиссии должны быть аттестованы на знание настоящих Правил в органе госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний членов квалификационной комиссии должна проводиться не реже одного раза в три года в органе госгортехнадзора.

12.11. Результаты аттестации, повторной, дополнительной или внеочередной проверок знаний должны быть оформлены протоколом и записаны в удостоверении.

12.12. Специалисты по эксплуатации, ремонту и монтажу эскалаторов должны проходить аттестацию на знание настоящих Правил и других нормативных документов перед назначением на должность и периодически в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководителей и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России.

IV группу - лицо по надзору и лицо, ответственное за содержание эскалатора в исправном состоянии и безопасную его эксплуатацию;

III группу - лицо, имеющее право управления эскалатором, и лицо, проводящее обслуживание и ремонт эскалатора;

II группу - лицо, осуществляющее наблюдение за пассажирами.

12.14. Машинист (помощник машиниста) эскалатора, мастер и дежурный у эскалатора должны уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.

12.15. Допуск к работе лиц, осуществляющих техническое обслуживание, ремонт, управление эскалатором и наблюдение за пассажирами на лестничном полотне, должен быть оформлен приказом; указанные лица должны иметь на руках удостоверения об обучении и производственные инструкции.

12.16. Эскалатор должен подвергаться осмотру перед каждым пуском, но не реже одного раза в сутки, за исключением остановок ключом "Стоп" пассажирами без необходимости или по причине нарушения внешнего электроснабжения (для эскалаторов, оснащенных средствами телемеханики).

Проведение осмотров поэтажных эскалаторов с иной периодичностью допускается только после согласования с органами госгортехнадзора.

12.17. Осмотр эскалатора должен проводиться машинистом эскалатора в соответствии с его производственной инструкцией и инструкцией по эксплуатации.

Осмотр эскалатора может проводиться мастером, осуществляющим техническое обслуживание эскалатора и имеющим право управления им.

Результаты осмотра должны быть занесены в журнал осмотра эскалатора с подписью лица, выполнившего его.

12.18. Техническое обслуживание и ремонт эскалатора должны проводиться слесарем-электриком, вулканизаторщиком, мастером, машинистом (помощником машиниста) эскалатора или бригадой этих специалистов в соответствии с инструкцией по эксплуатации эскалатора, разработанной на основании нормативно-технической документации предприятия-изготовителя.

Результаты технического обслуживания и отметки об устранении неисправностей должны быть занесены в журнал технического обслуживания.

12.19. Владелец эскалатора или специализированная организация, осуществляющие обслуживание и (или) ремонт, должны разработать и утвердить производственные инструкции в соответствии с п.12.18 для персонала, занятого обслуживанием и управлением эскалатора, числящегося в его штате.

12.20. При проведении обслуживания, ремонта и технического освидетельствования эскалатора необходимо выполнять требования инструкции по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации эскалаторов и инструкций по технике безопасности персонала, выполняющего указанные работы.

12.21. При возникновении неисправностей эскалатора или нарушений настоящих Правил, представляющих опасность при пользовании эскалатором, он должен быть остановлен, а пассажиры с него удалены.

12.22. Надзор за безопасной эксплуатацией эскалаторов должен осуществляться органом госгортехнадзора при проведении обследования предприятий и организаций.

Количество эскалаторов, подлежащих контрольному осмотру, устанавливается органом госгортехнадзора.

35. В отношении вновь установленного, модернизированного пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) и эскалатора (далее - эскалатор), а также эскалатора после капитального ремонта до ввода в эксплуатацию должно быть проведено полное техническое освидетельствование.

36. При полном техническом освидетельствовании эскалатора должны быть произведены проверки и испытания, предусмотренные руководством по эксплуатации.

37. Полное техническое освидетельствование эскалатора должно быть проведено после его обкатки на предприятии-изготовителе или на месте его применения организацией, выполнившей монтаж или модернизацию эскалатора, по методике, разработанной изготовителем эскалатора (для разъемных поэтажных эскалаторов), или в соответствии с проектом на модернизацию.

38. Отметка об обкатке эскалатора должна быть сделана в паспорте эскалатора специалистом организации, выполнившей монтаж, перед проведением полного технического освидетельствования.

39. В случае выявления при полном техническом освидетельствовании эскалатора Нарушений специалистом экспертной организации в течение 2 рабочих дней со дня проведения технического освидетельствования должен быть оформлен и вручен владельцу объекта (его уполномоченному представителю) акт выявленных дефектов, неисправностей, несоответствий (приложение к Порядку) с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям.

После устранения специализированной организацией Нарушений экспертная организация должна осуществить контроль их устранения, в том числе проверки и испытания в объеме, позволяющем проверить устранение выявленных Нарушений. В случае неустранения Нарушений или устранения их не в полном объеме специалист экспертной организации в течение 2 рабочих дней со дня осуществления контроля устранения Нарушений должен повторно оформить и вручить владельцу объекта (его уполномоченному представителю) акт выявленных дефектов, неисправностей, несоответствий.

При положительных результатах проверки (испытания) специалист экспертной организации должен сделать в акте выявленных дефектов, неисправностей, несоответствий отметку об устранении Нарушений, вручить владельцу эскалатора акт технического освидетельствования и внести в паспорт эскалатора запись о результатах технического освидетельствования.

Использование эскалатора по назначению до составления экспертной организацией акта технического освидетельствования и ввода в эксплуатацию не допускается.

40. Результаты испытаний эскалатора при проведении технического освидетельствования должны быть оформлены протоколом, который должен содержать следующую информацию:

наименование и адрес (место нахождения) экспертной организации;

дату проведения технического освидетельствования эскалатора;

фамилию и инициалы специалиста, проводившего проверки, испытания и измерения;

место проведения проверок, испытаний и измерений;

идентификационный (заводской, регистрационный) номер эскалатора;

сведения об эскалаторе, содержащие данные об изготовителе эскалатора, угле наклона лестничного/пластинчатого полотна, скорости движения лестничного/пластинчатого полотна, ширине ступеней/пластин, типе передачи к главному валу привода;

сведения о наличии и состоянии технической документации на эскалатор (паспорте эскалатора, руководстве/инструкции по эксплуатации эскалатора, монтажном/установочном чертеже);

результаты проверок и испытаний, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя;

результаты испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) электрооборудования эскалатора, согласования параметров цепи "фаза-нуль" с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока;

выявленные при проведении технического освидетельствования эскалатора дефекты, несоответствия, неисправности с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям.

Протокол испытаний эскалатора должен быть подписан специалистом экспертной организации, проводившим проверки, испытания и измерения. Исправления в протоколе допускаются, в случае если они заверены подписью и штампом специалиста экспертной организации, проводившего проверки, испытания и измерения.

В зависимости от содержания разработанных экспертной организацией правил учета и документирования результатов проведения работ по техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в том числе результатов работ по проведению исследований (испытаний) объекта, допускается оформлять результаты электроизмерительных работ отдельным протоколом.

41. Техническое освидетельствование в течение назначенного срока службы (периодическое (частичное)) находящихся в эксплуатации эскалаторов должно проводиться экспертной организацией в следующем порядке:

б) осмотр эскалатора и проверка его работоспособности;

в) оформление результатов технического освидетельствования.

42. При проверке организации использования и содержания эскалатора экспертной организацией должно быть проконтролировано наличие:

а) паспорта эскалатора и записи в нем о постановке на учет эскалатора в реестре объектов соответствующего уполномоченного органа <4>, а также подписи лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта эскалатора, номера и даты приказа о его назначении;

а) эскалатор соответствует настоящим Правилам и паспортным данным;

11.2.3. Полное техническое освидетельствование должно проводиться в следующем порядке:

А) проверка соответствия организации обслуживания эскалаторов требованиям настоящих Правил;

Б) проверка выполнения предписаний инспектора госгортехнадзора;

В) проверка соответствия установки эскалатора и размеров помещений требованиям настоящих Правил и нормативно-технической документации;

Г) осмотр эскалатора и проверка его работоспособности;

Д) оформление результатов освидетельствования.

При проверке организации обслуживания эскалатора необходимо проконтролировать:

Наличие эксплуатационной документации;

Своевременность и правильность аттестации и проверок знаний обслуживающего персонала.

Проверка размеров помещений и правильности установки эскалатора на соответствие требованиям настоящих Правил производится при вводе в эксплуатацию вновь смонтированного эскалатора, а также после проведения модернизации (реконструкции).

При осмотре эскалатора и проверке его работоспособности необходимо проконтролировать:

Правильность регулировки и действия рабочего и аварийного тормозов с замером регламентированных зазоров и размеров составных частей и замером путей торможения при остановке лестничного полотна рабочим и аварийным тормозами;

Состояние тяговых цепей, каркасов и настила ступеней, бегунков, направляющих (выборочно);

Правильность регулировки и действия блокировочных устройств;

Правильность регулировки входных площадок;

Состояние поручня и поручневого устройства с замером зазоров и синхронности движения поручня с лестничным полотном;

Состояние балюстрады (выборочно);

Состояние электрооборудования (выборочно);

Действие аппаратуры управления;

Зазоры и размеры по лестничному полотну в нескольких положениях полотна (выборочно);

Работу эскалатора от главного и вспомогательного приводов.

11.2.4. При положительных результатах освидетельствования и обкатки лицо, проводившее освидетельствование, записывает в паспорт разрешение на эксплуатацию эскалатора и дату следующего технического освидетельствования.

11.2.5. При выявлении в процессе освидетельствования нарушений требований Правил, угрожающих безопасности пользования и обслуживания, эксплуатация эскалатора должна быть приостановлена, о чем делается запись в паспорте.

Похожие публикации