Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Постановление правительства о материальном стимулировании. Минфин РФ разработал проекты о стимулировании госслужащих за счет сокращения штата . Кто относится к категории госслужащих

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Система материального стимулирования участников проектной деятельности должна заработать уже с третьего квартала 2017 года.

Об этом «Газете.Ru» рассказали в департаменте проектной деятельности правительства.

До этого момента должен разработать методрекомендации, а федеральные органы власти, участвующие в реализации приоритетных проектов и программ, — учесть их в ведомственных порядках выплаты премий.

Подходы к созданию системы материального и нематериального стимулирования для федеральных госслужащих, которые участвуют в реализации приоритетных проектов и программ федерального и ведомственного уровней, был одобрен на заседании президиума совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 22 марта 2017 года.

Так, согласно одобренным предложениям, выплачивать премии участникам реализации приоритетных проектов и программ предлагается из предусмотренного бюджетом премиального фонда за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия каждого участника проекта будет зависеть от его проектной роли, уровня занятости в реализации приоритетного проекта или программы, и от проектных и персональных показателей эффективности.

К проектным показателям эффективности должны относиться: достижение целей и результатов проекта, реализация проекта в запланированные сроки и в рамках запланированного бюджета. К персональным показателям эффективности должны относиться: прохождение контрольных точек в запланированные сроки, показатели качества результатов по каждой контрольной точкам проекта и соблюдение методов проектного управления.

Опыт и практику применения создаваемой системы стимулирования необходимо учесть при подготовке комплексных изменений в законодательство в части реформирования системы оплаты труда госслужащих. Кроме того, президиум утвердил требования к участникам проектной деятельности в части их квалификации в сфере проектного управления. Так, каждый участник проектной деятельности должен будет подтвердить соответствие требованиям к уровню квалификации в сфере проектного управления и свои знания в части организации проектной деятельности в органах государственной власти в Российской Федерации.

Соответствующие профили требований сформированы для руководителя проекта или программы, старшего должностного лица проекта или программы, руководителя рабочего органа проекта или программы, администратора проекта или программы и участника проекта или программы. В зависимости от проектной роли участник должен пройти базовую или углубленную программу «Управления проектами в органах власти» Центра проектного менеджмента ; при наличии действующего международного сертификата в области управления проектами вместо углубленной программы можно пройти базовую, в которой раскрываются вопросы организации проектной деятельности в органах государственной власти в Российской Федерации. Также будут оцениваться персональные и управленческие компетенции, включая в том числе лидерство, принятие управленческих решений, командное взаимодействие, гибкость и готовность к изменениям.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в » госслужащие, участвующие в реализации приоритетных и ведомственных проектов и программ в роли старшего должностного лица, руководителя проекта или руководителя рабочего органа проекта, должны пройти сертификацию до 1 июля 2017 года; сертификация администраторов и участников проекта начнется с 1 июня. До 1 июня с.г. Минтруд России должен внести изменения в соответствующие действующие методические и нормативные правовые акты.

Гражданское

Суть спора: 2.043 - Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела об оплате труда -> о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты)

Дело №2-1494/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заволжский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Рязанцева В. О.,

при секретаре Унжаковой М. С.

с участием истца Малышевой Ю. В.,

представителя ответчика УМВД России по Тверской области Щегловой И. А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Заволжского районного суда г. Твери, гражданское дело по иску Малышевой Ю,В, к Управлению Министерства внутренних дел России по Тверской области, о взыскании премии, компенсации морального вреда,

установил:

Малышева Ю. В. обратилась в суд с требованиями взыскать с ответчика начисленную премию за ранее отработанное время в период с января 2017 по март 2017 включительно в размере 36000 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование иска указано, что согласно приказа УМВД России по Тверской области № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу, на должность государственной гражданской службы, специалиста-эксперта отделения учетно-регистрационной дисциплины штаба УМВД, по служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.

В период службы заработная плата складывалась из должностного оклада, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, надбавки за классный чин государственный гражданских служащих, а так же премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которая предусмотрена Указом Президента РФ.

С декабря 2016 года премия за выполнение особо важных и сложных заданий не выплачивалась, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение об увольнении по собственному желанию, так как недостаточная заработная плата не удовлетворяла потребности истца.

Правительством РФ 23.02.2017 принято Постановление №228-7, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Тверской области были вынесены приказы о выплатах премии за ранее отработанное время за выполнение особо важных и сложных заданий за январь 2017 года в размере 12000 руб., февраль 2017 года в размере 12000 руб. и март 2017 года в размере 12000 руб., однако истец не была включена в данные приказы, что нарушает ее законные права и интересы.

Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 50, ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положения ст. , указывает, что имеет право на получение премии за ранее отработанное время, так как в полной мере осуществляла свои трудовые обязанности и являлась действующим сотрудником государственной гражданской службы штаба УМВД России по Тверской области.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, обосновав доводами изложенными в иске, дополнительно пояснила, что размер компенсации морального вреда обосновывает длительностью нарушения своих прав.

В судебном заседании представитель ответчика возражала относительно заявленных требований поддержала доводы письменного отзыва из которого следует, что Зверева (Малышева) Ю. В. проходила службу в должности государственной гражданской службы, специалиста-эксперта отделения учетно-регистрационной дисциплины штаба УМВД России по Тверской области, на которую назначена приказом УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №

Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирующие правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации и положения Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России (утв. Приказом МВД России от 06.07.2009 № 511 «О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих») указывает, что при увольнении Малышевой Ю. В. выплачено денежное содержание в размере 10628,66 руб., в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2017 года за фактически отработанное время. Таким образом, истцу при прохождении службы выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере, предусмотренном ч. 2 ст. Федерального закона № 79-ФЗ.

Решения о выплате и размере премии конкретным гражданским служащим оформляются приказами соответствующего руководителя (п.5).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД МВД России) письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № до руководителей территориальных органов внутренних дел на региональном уровне и иных подразделений системы МВД России доведены лимиты бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в 2017 году.

На основании приказов УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы» федеральным государственным гражданским служащим органов и подразделений УМВД России по Тверской области начислена и выплачена премия за январь, февраль и март 2017 года.

Как следует из приказов УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ решение о до начислении и выплате Малышевой Ю. В. дополнительного материального стимулирования с учетом фактически отработанного ею времени до увольнения с федеральной государственной гражданской службы, нанимателем не принималось.

Кроме того, на момент издания приказов о выплате премии ДД.ММ.ГГГГ государственным гражданским служащим трудовые правоотношения с Малешевой Ю. В.были прекращены по инициативе истца.

Таким образом, не начисленная и не выплаченная истцу после ее увольнения со службы спорная выплата не является гарантированной для государственных гражданских служащих, не предусмотрена в качестве обязательной системой оплаты их труда, выплачивается в зависимости от дополнительного бюджетного финансирования и распределяется среди государственных гражданских служащих по решению нанимателя.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, полагает что трудовые права Малышевой Ю. В. не нарушены, следовательно, также отсутствуют основания для удовлетворения производного требования о взыскании компенсации морального вреда.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. , ч. 1 ст. работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №79-ФЗ).

Судом установлено, что Малышева (Зверева) Ю. В. проходила службу в должности государственной гражданской службы, специалиста-эксперта отделения учетно-регистрационной дисциплины штаба УМВД России по Тверской области, на которую назначена приказом УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № фамилия Зверевой изменена на Малышеву в связи с вступлением в брак.

Приказом УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволена ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 ч.1 ст. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Далее Федеральный закон №79-ФЗ) по инициативе гражданского служащего.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу ч. 1 ст. Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 10 ст. Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Федеральным законодателем определена структура денежного содержания государственного служащего, а иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, указанные в ч. 10 ст. Федерального закона № 79-ФЗ, в состав денежного содержания не входят.

Согласно ч. 2 ст. Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Сторонами по делу не оспаривается, что при увольнении Малышевой Ю. В. выплачено денежное содержание в размере 10628,66 руб., в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2017 года за фактически отработанное время, что подтверждается сведениями Центра финансового обеспечения УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, истцу при прохождении службы выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере, предусмотренном ч. 2 ст. Федерального закона № 79-ФЗ.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих» утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России.

Пунктом 2 Порядка выплаты премии определено, что премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, качественного и оперативного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, конкретного вклада гражданского служащего в выполнение подразделениями территориального органа МВД России особо важных и сложных заданий.

Решения о выплате и размере премии конкретным гражданским служащим оформляются приказами соответствующего руководителя (п. 5).

На основании п. 2 Полномочий представителя нанимателя, которые возлагаются на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, начальник УМВД России по Тверской области вправе принимать решение о поощрении и награждении гражданского служащего.

Сторонами по делу так же не оспаривается, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий письмом от ДД.ММ.ГГГГ № до руководителей территориальных органов внутренних дел на региональном уровне и иных подразделений системы МВД России доведены лимиты бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в 2017 году.

На основании приказов УМВД России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы» федеральным государственным гражданским служащим органов и подразделений УМВД России по Тверской области начислена и выплачена премия за январь, февраль и март 2017 года.

Решение о до начислении и выплате Малышевой Ю. В. дополнительного материального стимулирования с учетом фактически отработанного ею времени до увольнения с федеральной государственной гражданской службы, УМВД России по Тверской области не принималось.

Исходя из вышеуказанных положений закона суд приходит к выводу, что спорная выплата не является гарантированной для государственных гражданских служащих, не предусмотрена в качестве обязательной системой оплаты их труда, выплачивается в зависимости от дополнительного бюджетного финансирования и распределяется среди государственных гражданских служащих по решению нанимателя.

Кроме того, на момент издания приказов о выплате премии ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения истца и ответчика были прекращены

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование о взыскании премии не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку в действиях работодателя УМВД Росси по Тверской области не установлено нарушения прав истца, то требование о взыскании компенсации морального вреда так же не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. , суд, Судебная практика по заработной плате

Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ

7:33 - 9.1.2018 / 191 просмотр

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов, сообщает РБК. Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год). Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95–97 млрд руб. С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей - и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии. Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих - проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), - соответственно президент. Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности. Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. (К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате - ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда - квартальные и годовые.)

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», - говорит он. По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15–17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20–30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше. РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января. Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда. Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015–2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году. По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат - у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95–97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей - и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих - проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), - соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате - ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда - квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», - говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15–17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20–30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015–2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат - у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.



Похожие публикации