Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Учет возмещения убытков. Отражение убытка в бухгалтерском учете - проводки Возмещение ущерба от виновного как отразить расходы

Компания вправе требовать от виновника полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Убытки могут возникнуть в ходе работы с контрагентами, по вине сотрудников, неустановленных лиц либо в результате чрезвычайных обстоятельств. Рассмотрим бухгалтерские и налоговые аспекты учета возмещения убытков

03.08.2015

Деятельность фирмы связана с риском наступления различных событий, в том числе приводящих к убыткам.

Законодательно закреплено, что в случае причинения убытков фирма вправе требовать полного их возмещения, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). При этом под убытками следует понимать расходы, которые компания произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые фирма получила бы при обычных условиях оборота, если бы ее право не было нарушено (упущенную выгоду).

Гражданским кодексом предусмотрено, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, также обязан возместить должник кредитору (ст. 393 ГК РФ). В случае причинения убытков или ущерба государственными службами или службами местного самоуправления они должны их возместить и компенсировать (ст. 16, 16.1ГК РФ).

Возмещение убытков, когда виновник - юрлицо

В большинстве случаев убытки фирмы могут возникнуть в результате ее работы с контрагентами по договорам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. В связи с этим рассмотрим алгоритм возмещения убытков на примере договора поставки товара.

1. Условия о возмещении убытков можно предусмотреть в самом договоре. Как правило, стороны при заключении договора определяют следующее:

  • основания для возмещения убытков;
  • ограничение возмещения убытков.

Ограничить возмещение возможно как по составу, так и по размеру убытков. То есть договором можно определить, что упущенная выгода не подлежит возмещению, а также то, что размер возмещения убытков не может превышать определенной суммы.

Помимо тех условий, которые могут быть прописаны в договоре, Гражданским кодексом определены следующие основания для возмещения убытков (см. таблицы 1, 2).

Таблица 1. Возмещение убытков поставщиком (продавцом)

Таблица 2. Возмещение убытков покупателем

2. При наступлении случаев, когда компания терпит убытки, необходимо совершить следующие действия:

  • определить размер реального ущерба и упущенной выгоды;
  • оформить акт об определении размера ущерба;
  • составить претензию.

3. Если контрагент признает претензию, то компания делает необходимые записи в бухгалтерском и налоговом учете.

4. Если претензию контрагент не признает, то следует готовить заявление в суд.

5. Исполнение решения суда:

  • если суд признал правоту истца, то на основании решения бухгалтерия компании делает записи в бухгалтерском и налоговом учете;
  • если суд отклонил иск, то фирма признает тот реальный ущерб (убыток), который она получила.

Фирма заключила договор на приобретение строительного материала на сумму 11 800 000 руб. (в т.ч. НДС - 1 800 000 руб.) с поставками различными партиями по мере поступления заявок от покупателя. Право собственности переходит к фирме при получении материалов от поставщика у себя на складе.

Доставку осуществляет последний. Поставка должна быть осуществлена в течение трех дней после получения продавцом заявки.

Поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки строительных материалов. Покупатель принял решение о выставлении претензии поставщику на возмещение убытков, возникших вследствие несвоевременной доставки строительных материалов. Выставленная претензия на возмещение убытка в сумме 250 000 руб. признана поставщиком и оплачена.

Компания-покупатель в бухучете делает записи:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

250 000 руб. - претензия признана поставщиком;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

250 000 руб. - получены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба (убытка).

В налоговом учете сумму возмещения компания учла в качестве внереализационного дохода.

Компания-поставщик в бухучете делает записи:

250 000 руб. - признана претензия;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

250 000 руб. - перечислены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба (убытка).

В налоговом учете поставщик учтет сумму возмещения в качестве внереализационного расхода (подп. 13 п. 1 ст. 265,подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Документальным обоснованием данного расхода может послужить следующее (ст. 252 НК РФ):

Договор с описанием условий компенсации;

Акт об определении размера ущерба;

Претензия.

Возмещение убытков, когда виновник - сотрудник

Кроме убытков, возникших вследствие взаимоотношений с контрагентами, сами сотрудники компании (от рядового до генерального директора) могут стать причиной убытков.

Водитель компании, управляя служебным автомобилем в рабочее время, нарушил правила дорожного движения (далее - ПДД), выехав на полосу встречного движения. Данное нарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. На адрес фирмы по почте пришел штраф в размере 5000 руб. Фирма решила на основании норм Трудового кодекса обязать водителя возместить сумму штрафа (ст. 238, 239, п. 6 ст. 243 ТК РФ; письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).

В бухучете сделаны записи:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76

5000 руб. - штраф за нарушение ПДД отражен в составе расходов;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

5000 руб. - оплата штрафа за нарушение ПДД;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

5000 руб. - отражена задолженность водителя по возмещению штрафа за нарушение ПДД;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

5000 руб. - водитель погасил свою задолженность по оплате штрафа через кассу.

В налоговом учете сумму уплаченного штрафа за нарушение ПДД компания не учитывает в расходах для целей налогообложения (п. 2 ст. 270 НК РФ). При этом возмещенный водителем штраф является внереализационным доходом (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Особого рассмотрения требуют случаи, когда иски о возмещении убытков предъявляются директорам и генеральным директорам. Детально этот вопрос был раскрыт в постановлении Пленума ВАС РФ № 62 (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62). Согласно ему директор обязан действовать в интересах фирмы добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В случае нарушения этой обязанности он должен по требованию учредителей возместить все убытки, причиненные компании, наравне с обычным сотрудником.

При этом следует принять во внимание, что негативные последствия, наступившие для фирмы в период времени, когда управлял директор, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и неразумности его действий (бездействия). Директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Поэтому истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для компании (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Если истец представил доказательства, директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать причины возникновения убытков, например: неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события - и представить свои доказательства.

Возмещение убытков, когда виновник не найден

Компания также может понести убытки в результате неправомерных действий третьих лиц. В таких ситуациях чаще всегоустановить виновное лицо затруднительно или вообще невозможно и, следовательно, образовавшиеся убытки возмещены не будут. Например, такое может произойти в случае кражи имущества фирмы (пропажа офисной техники, товаров или материалов со склада и т.д.).

При обнаружении кражи следует предпринять следующие действия:

  • сообщить о краже в полицию;
  • отразить факт кражи имущества в бухгалтерском и налоговом учете;
  • получить в отделе полиции документ, подтверждающий факт кражи, и о неустановлении виновных лиц;
  • отразить финансовый результат от последствия кражи.

Компания в марте 2014 г. приобрела строительные материалы для выполнения подрядных работ. Первоначальная стоимость строительных материалов составляет 2 500 000 руб. Данные материалы были доставлены на строительную площадку и помещены для временного хранения на склад.

Пропажа строительных материалов была обнаружена 06.06.2014.

В бухучете сделаны записи:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10

2 500 000 руб. - списана стоимость украденных материалов.

Таким образом, первые действия бухгалтерской службы - это списание украденных материалов из состава имущества организации. Основанием для списания будет зарегистрированное в отделе полиции заявление о краже (копия) или талон-уведомление о приеме такого заявления, результаты инвентаризации и акт о списании похищенных строительных материалов.

Чтобы списать похищенные материалы, необходимо дождаться итогов работы правоохранительных органов. В большинстве случаев, к сожалению, виновных в краже и пропавшее имущество найти не представляется возможным. Поэтому после отведенного для расследования срока необходимо взять копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу в связи с отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. На дату вынесения постановления компания может учесть стоимость украденных материалов в составе расходов.

2 500 000 руб. - украденные строительные материалы признаны прочим расходом.

В налоговом учете на основании полученных документов от правоохранительных органов стоимость похищенного имущества фирма вправе учесть при налогообложении прибыли в качестве внереализационных расходов.

Форс-мажор

Случается и так, что убытки могут возникнуть в результате таких форс-мажорных обстоятельств, как пожар или стихийное бедствие. При их наступлении фирма может получить реальный ущерб в виде уничтожения своих активов.

В случае пожара (стихийного бедствия) обязательным является проведение инвентаризации. По ее результатам фактическая себестоимость испорченных, пропавших активов списывают в состав недостач и потерь от порчи ценностей в том отчетном периоде, когда проводилась инвентаризация, с последующим отнесением этой суммы на прочие расходы организации.

В результате пожара (стихийного бедствия) пострадал склад компании. При проведении инвентаризации была установлена недостача строительного материала на сумму 1 000 000 руб.

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ10

1 000 000 руб. - списаны материалы, пострадавшие в результате пожара (стихийного бедствия);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

1 000 000 руб. - стоимость материалов, пострадавших в результате пожара (стихийного бедствия), включена в состав прочих расходов.

В налоговом учете стоимость списанных материалов, пострадавших в результате пожара (стихийного бедствия), учтена в качестве внереализационного расхода (подп. 6 п. 2 ст. 265, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Документальным обоснованием убытка может послужить следующее (ст. 252 НК РФ):

Результаты инвентаризации;

Справка, полученная от уполномоченного государственного органа, о происшествии чрезвычайного события (территориальный орган МЧС, пожарная часть).

Получать убытки для фирмы всегда неприятно, особенно тогда, когда их нельзя возместить или компенсировать. Советуем для минимизации рисков, связанных с возникновением убытков:

  • при хозяйственной деятельности - прописывать условия по возмещению убытков в договоре;
  • для форс-мажорных обстоятельств (пожар, угон, стихийные бедствия) - застраховать свои риски.

В декабре 2009 года автомобиль федерального учреждения попал в ДТП. Водитель организации признан виновным. В январе 2010 года произведен ремонт автомобиля за счет средств учреждения. Автомобиль находится в оперативном управлении и учитывается по виду деятельности "1" (бюджетная деятельность). Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в пределах среднего заработка и удерживается из заработной платы. В статье рассказано, как поступить учреждению: удержанную сумму перечислить в доход бюджета или восстановить кассовый расход отчетного года, и как отразить это в учете.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные (удержанные) в счет возмещения причиненного ущерба (произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов), могут быть учтены на лицевом счете бюджетного учреждения как восстановление кассовой выплаты.

Возмещение ущерба

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н).

Согласно п. 2.5.6 Порядка N 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В то же время суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 2.5.4 Порядка N 8н).

Анализ разъяснений, которые дают должностные лица уполномоченных органов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Под "возвратом дебиторской задолженности" понимается любое поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов бюджетного учреждения. Иными словами, для того, чтобы кассовая выплата была восстановлена в соответствии с п. 2.5.4 Порядка N 8н, денежные средства вовсе не обязательно должны поступить от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена.
  2. Порядок движения денежных средств в подобных ситуациях не зависит от того, в добровольном или принудительном порядке поступают такие средства, главное - расходы какого периода они компенсируют.
  3. Даже если не была отражена в бюджетном учете, но поступающие в текущем финансовом году денежные средства связаны с компенсацией расходов прошлых лет, данные суммы должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. При этом сама задолженность будет отражена в текущем году.
  4. Для восстановления кассовых расходов учреждению необходимо иметь соответствующие документы, которые подтверждали бы, что денежные средства поступают в счет компенсации конкретных расходов.
  5. В том случае, если сумму "возмещения ущерба" нельзя однозначно квалифицировать в качестве компенсации какого-либо кассового расхода текущего финансового года, поступающей в порядке возврата дебиторской задолженности, следует руководствоваться положениями ст. 41 БК РФ и перечислять денежные средства в доход соответствующего бюджета.

Данные выводы подтверждаются, например, разъяснениями должностных лиц Минфина России по вопросу бюджетного учета при возврате средств сотрудником в том случае, если он превысил лимит по телефонным переговорам (письмо Минфина России от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851; Минфин разъясняет (А.Ю. Ильина, "Бюджетный учет", N 7, июль 2009 г.)).

Право привлечь работника к материальной ответственности возникает у работодателя в силу заключенного между сторонами трудового договора (часть первая ст. 232 Трудового кодекса). Во время действия трудового договора работодатель вправе производить удержания из заработной платы работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ), в том числе и для взыскания суммы ущерба, не превышающего среднего месячного заработка (часть первая ст. 248 ТК РФ). Удержания производятся при выплате заработной платы с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ.

Таким образом, учитывая тот факт, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь не может идти о добровольном возмещении ущерба через кассу бюджетного учреждения. Иными словами, сумма ущерба должна быть удержана из заработной платы в установленном порядке. В то же время виновное лицо имеет право еще до начисления заработной платы (в добровольном порядке) вносить соответствующие суммы в кассу учреждения.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

В соответствии с положениями п. 170 Инструкции N 148н на счете 020900000 "Расчеты по недостачам" учитываются расчеты по суммам:

  • выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей;
  • суммы потерь от порчи материальных ценностей;
  • другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;
  • другие суммы, подлежащие списанию в установленном порядке.

Однако аналитические счета 020900000 "Расчеты по недостачам" предполагают учет в разрезе недостач конкретных видов активов (основных средств, материальных запасов, финансовых активов и т.д.). Таким образом, данный счет, по нашему мнению, нецелесообразно использовать в рассматриваемой ситуации.

В данном случае, например, может быть использован счет 030403000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда", на котором учитываются расчеты по удержаниям из заработной платы на основании различных документов.

В том случае, если сотрудник в добровольном порядке вносит денежные средства в кассу учреждения (до начисления заработной платы), в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки:


Дебет КИФ 120104510 Кредит КРБ 130403730
- внесена в кассу учреждения сумма в счет возмещения ущерба;

Дебет КРБ 121003560 Кредит КИФ 120104610
- внесены на учреждения наличные денежные средства;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 121003660
- зачислены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;


В том случае, если сумма причиненного ущерба была удержана из заработной платы виновного лица в установленном порядке, следует учитывать положения п. 2.3.2 Порядка N 8н. В соответствии с данной нормой операции по восстановлению получателем бюджетных средств суммы произведенной им кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой код бюджетной классификации классифицируются как внебанковские операции и осуществляются на основании представленной в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход.

В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет КРБ 130403830 Кредит КДБ 140101180
- отражена сумма материального ущерба, которая подлежит взысканию по распоряжению работодателя;

Дебет КРБ 130201830 Кредит КРБ 130403730
- произведено удержание из заработной платы;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 130405211
- восстановлена кассовая выплата на основании Заявки на кассовый расход;

Дебет КДБ 140101180 Кредит КРБ 140101225
- произведена корректировка финансового результата.

Если автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В феврале поступило страховое возмещение на ремонт автомобиля. В I квартале 2010 года средства не были потрачены. Надо ли платить с полученной суммы и отражать его в декларации. Надо ли платить налог на прибыль, если страховое возмещение бюджетная организация потратила не в полном объеме, а оставшаяся сумма не была перечислена в бюджет.

По нашему мнению, в данном случае средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли.

После осуществления расходов за счет страхового возмещения в соответствии с генеральным разрешением и сметой остаток средств, согласно положениям бюджетного законодательства, должен быть перечислен в доход федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 246 Налогового кодекса российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). При этом под иными источниками понимаются доходы от коммерческой деятельности - доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

По общему правилу, суммы страхового возмещения, полученные организациями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации важно определить следующее. Относятся ли суммы, поступающие в бюджетное учреждение, к целевым средствам или с точки зрения налогового законодательства они могут быть отнесены к внереализационным доходам даже в том случае, если расходы по страхованию осуществлялись за счет средств бюджета и транспортное средство учитывалось в рамках бюджетной деятельности. При этом нормы НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства.

Согласно ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджета.

При этом в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 308-ФЗ) доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В то же время в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать определенные особенности, связанные с зачислением в доход бюджета такого рода доходов.

  1. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выгодоприобретателем по договору страхования будет являться именно бюджетное учреждение, то есть страховая выплата должна быть произведена страховщиком в пользу потерпевшего (получателя бюджетных средств).
  2. На лицевой счет учреждения (в рамках бюджетной деятельности) сумма страхового возмещения в соответствии с положениями действующих нормативных документов зачислена быть не может, так как ее нельзя квалифицировать в качестве средств бюджетного финансирования или восстановления кассовых расходов. Таким образом, суммы страхового возмещения могут быть зачислены только на лицевой счет (по приносящей доход деятельности).
  3. Согласно положениям п. 1 ст. 6 Закона N 308-ФЗ, а также части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются и расходуются указанными бюджетными учреждениями в установленном Минфином России порядке. Такой порядок установлен для получателей средств федерального бюджета приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. При этом все вышеуказанные документы предполагают, что получение и расходование средств, учитываемых на лицевых счетах (по приносящей доход деятельности), может осуществляться только на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также сметы доходов и расходов.
  4. По своему смыслу страховые выплаты предполагают компенсацию ущерба страхователя. Поэтому главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств может быть принято решение о возможности расходования подведомственными учреждениями данных сумм для осуществления ремонта автотранспортных средств. Соответственно, такое решение подтверждается генеральным разрешением и сметой, оформленными в установленном порядке.

Таким образом, действующее законодательство рассматривает суммы, поступившие в счет возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета) в качестве доходов бюджета. При этом действующие нормативные документы в целях результативного и эффективного использования таких средств допускает особый порядок их расходования до зачисления в доход бюджета (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85). Иными словами, норматив, указанный в Приложении 1 к Закона N 308-ФЗ, применяется для распределения средств, поступивших на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (в части сумм неиспользованной в соответствии со сметой страховой выплаты).

Следовательно, в данной ситуации суммы страхового возмещения могут рассматриваться в качестве целевых средств, которые поступают и используются в рамках бюджетной деятельности.

В то же время мы не исключаем возможных претензий со стороны налоговых органов. Такие претензии могут быть основаны на том, что поступление и расходование сумм страхового возмещения учитывается на лицевом счете (по приносящей доход деятельности).

В этой связи напомним, что Минфин России неоднократно указывал, что налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств на тот или иной лицевой счет (зачислением в доход бюджета). Так, например, рассматривая вопросы исчисления налога на прибыль при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, специалисты финансового ведомства указывают, что налоговые обязательства возникают независимо от того, что арендная плата в полном размере зачисляется в доход бюджета (смотрите, например, письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, от 27.03.2009 N 03-03-05/54). При этом неизменно делается ссылка на п. 3 ст. 41 БК РФ.

Таким образом, сам факт учета страхового возмещения на лицевом счете (по приносящей доход деятельности) не может служить основанием для учета данных сумм при налогообложении прибыли.

При этом обращаем внимание на то, что п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса предполагает зачисление в бюджет только после уплаты налогов и сборов:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

А вот средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 41 БК РФ, в полном объеме относятся к доходам федерального бюджета. Именно к таким доходам относятся доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (смотрите, например, Приложения NN 1, 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н).

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В рассматриваемом же случае нормативными документами установлено, что сумма страхового возмещения должна быть направлена в доход бюджета, а полученные доходы и произведенные расходы связаны только с бюджетной деятельностью.

Немаловажен и тот факт, что расходы по ремонту автомобиля в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ не могут быть учтены при налогообложении прибыли, так как не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. При этом возникновение у бюджетного учреждения обязательств по уплате налога на прибыль в том случае, если страховое возмещение будет полностью направлено на ремонт автомобиля, по нашему мнению, не в полной мере соответствует компенсационному характеру таких денежных средств. В этом случае учреждению пришлось бы дополнительно планировать расходы по уплате налога на прибыль, в то время как, например, у коммерческой организации в аналогичной ситуации и доходы и расходы были бы учтены при налогообложении прибыли. То есть можно было бы говорить о нарушении конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, в данной ситуации средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли. Отметим, что данную точку зрения разделяет и большинство специалистов.

В то же время следует учитывать, что по рассматриваемому вопросу отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся бюджетных организаций. Нам неизвестна также и соответствующая судебная практика. Возможность применения бюджетного законодательства при решении вопросов о налогообложении тех или иных сумм прямо НК РФ не предусмотрена и следует только из отдельных писем Минфина России.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30 пришли к выводу, что пени за просрочку поставки товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом данные средства учитываются в доходах бюджета по тому же основанию, что и страховое возмещение.

Таким образом, сохраняется возможность разногласий с налоговыми органами по вопросу налогообложения прибыли в данном случае. Поэтому напоминаем, что на основании положений пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ учреждение может обратиться с запросом в Минфин России для получения в свой адрес письменных разъяснений по вопросу налогообложения доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета). Выполнение таких письменных разъяснений Минфина России, в случае спора с налоговыми органами, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

В.В. Пименов,
М.Ю. Миллиард,
А.Н. Суховерхова,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Список литературы :

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
  4. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
  5. Трудовой кодекс РФ.

Другой наиболее распространенный вид удержания - это удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается ТК РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника».

Администрация организации вправе требовать от работников возмещения причиненного ущерба при совершении ими противо-правных действий, результатом которых и явился причиненный ущерб. Противоправным признается такое действие работника, которое связано с нарушением норм, содержащихся в законодательстве, ин-струкциях, правилах внутреннего распорядка и т. п., а также невы-полнение распоряжений администрации организации. За случайный ущерб не по его вине работник ответственности не несет. В зависимости от фор-мы вины в большинстве случаев определяется вид материальной от-ветственности.

Существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел означает, что работник осознает противоправный характер своих действий и предвидит их последствия. Неосторожность работника, повлекшая ущерб, означает, что работник допустил недостаточную предусмотрительность при исполнении трудовых обязанностей и не предполагал отрицательных последствий своих действий.

Определение формы вины в каждом конкретном случае имеет большое значение, поскольку умышленные действия, приведшие к ущербу, влекут за собой обязанность работника возместить ущерб в полном объеме, в то время как за действия, совершенные по неосторожности, работник несет ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка.

Установленная ТК РФ обязанность работников организации бережно относиться к имуществу организации и принимать меры к предотвращению ущерба предполагает материальную ответственность работника. Материальная ответственность в данном случае понимается как денежные выплаты или иной способ возмещения работниками причиненного организации ущерба в порядке, установленном действующим трудовым законодательством. Следует отличать материальную ответственность работника, установленную трудовым законодательством, от гражданско-правовой ответственности лиц за вред, причиненный имуществу собственника, установленной гражданским законодательством. В рамках гражданско-правовой ответственности возмещению подлежит не только реальный ущерб (расходы, которые лицо произвело или должно произвести для восстановления поврежденного или приобретения нового равноценного имущества), но и упущенная выгода (неполученные доходы, которые лицо могло бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Статьей 238 ТК РФ установлено, что при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб. Это означает, что, например, упущенная выгода учитываться не будет. Прямой действительный ущерб организации представляет собой уменьшение имущества либо полезных свойств имущества вследствие уничтожения, порчи или его утраты и связанные с этим расходы организации на его восстановление или приобретение. К прямому действительному ущербу относятся также излишние выплаты другим лицам вследствие неправомерных действий работников организации. Рассмотрим более подробно, что понимается под каждой из возможных составляющих прямого действительного ущерба.

Под уничтожением имущества понимается приведение имущества в такое состояние, при котором оно полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть отремонтировано или восстановлено иным способом.

Порчей считается такое причинение вреда, при котором имущество частично или полностью утрачивает свои полезные свойства. Порча отличается от других видов ущерба тем, что испорченное имущество может быть восстановлено в ходе ремонта, восстановления или каким-либо другим способом.

Утрата имущества - это выбытие его из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Таким образом, утрата является следствием неосторожных действий работника. При наличии умысла подобные деяния подразумевают кражу или мошенничество в зависимости от обстоятельств.

Излишние денежные выплаты могут складываться из штрафов, пени, неустойки, возмещения ущерба по гражданско-правовым договорам в случае причинения вреда работником организации другим лицам и их имуществу; компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью своих работников при исполнении ими трудовых обязанностей и т.п.

Различают полную и ограниченную материальную ответственность за причиненный материальный ущерб. Полная материальная ответственность заключается в обязанности работника, по вине которого причинен ущерб, возместить его полностью независимо от размера. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает причиненный материальный ущерб в заранее установленном пределе -- в размере действительных потерь, но не выше уста-новленных законом.

Полная материальная ответственность возлагается на работников, с которыми заключен письменный договор о принятии работником на себя полной материальной ответственности, если на работника в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей, а также ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, главным бухгалтером или другим, уполномоченным лицом.

Работник несет ограниченную материальную ответственность за порчу или уничтожение по небрежности материалов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выдаваемых предприятием работнику в пользование.

Материальный ущерб, причиненный по вине коллектива, распределяется между его членами пропорционально должностным окладам и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба. Члены коллектива могут быть освобождены от возмещения ущерба, если установлено, что ущерб причинен не по их вине, или найдены конкретные виновные лица.

Размер причиненного организации ущерба определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Одним из важнейших способов выявления недостач, хищений и иного ущерба является инвентаризация имущества организации. Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Результаты инвентаризации оформляются первичными учетными документами, унифицированные формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Выявленная при инвентаризации недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится согласно пп."б" п.3 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на издержки производства или обращения (расходы), а сверх норм - на счет виновных лиц. Если такие нормы отсутствуют, то убыль рассматривается как недостача сверх норм и полностью относится на виновных лиц.

Днем обнаружения ущерба считается день, когда руководству (администрации) организации стало известно о наличии ущерба, причиненного работником Днем обнаружения ущерба, выявленного при инвентаризации материальных ценностей, ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, считается день подписания соответствующего акта. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации организа-ции он может передать в счет погашения долга за причиненный ущерб равноценное имущество, внести деньги в кассу, написать заявление об удержании из заработной платы суммы причиненного материального ущерба или исправить поврежденное имущество. Если стоимость внесенного работником имущества превышает размер причиненного ущерба, то разница должна быть ему возвращена.

Если по решению руководителя (согласно приказа, распоряжения) организации выявленная недостача относится на виновных материально-ответственных лиц, то согласно ст.248 ТК РФ взыскание суммы материального ущерба с виновного работника должно производиться в сумме, не превышающей среднего месячного заработка. Причем распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Однако снижение размера ущерба, подлежащего возмещению, недопустимо, если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью.

Взыскание в обоих случаях осуществляется путем удержания из заработной платы работника соответствующих сумм. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб организации.

При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, к которым относятся возмещение ущерба, причиненного разбоем или хищением имущества, - 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

Информация о суммах недостач и потерь от порчи и гибели материальных и иных ценностей, в том числе по вине работников организации, обобщается на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По дебету счета 94 с кредита счетов учета материальных ценностей отражаются:

по недостающим или полностью испорченным товарно - материальным ценностям - их фактическая себестоимость;

по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);

по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.

По кредиту счета 94 отражается списание сумм недостач и порчи ценностей в размерах, принятых на учет по дебету указанного счета. Информация по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба отражается на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". С этой целью к нему открывается субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

По дебету счета 73 учитываются суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, в корреспонденции с кредитом счетов 94, 98 "Доходы будущих периодов" (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 "Брак в производстве" (за потери от брака продукции) и др.

Сведения об удержаниях заработной платы с работника в бухгалтерии организации отражаются в форме N Т-54 «Лицевой счет».

При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73, и их стоимостью, отраженной на счете 94, относится в кредит счета 98. По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".

Схема бухгалтерских проводок по удержанию с виновных лиц сумм нанесенного материального ущерба будет следующей:

Д-т 94 К-т 10 (01, 41, 50 и т.д.) - на сумму недостачи или иного ущерба, причиненного организации неправомерными действиями работника;

Д-т 73-2 К-т 94 - на сумму ущерба, подлежащего взысканию с работника - в размере суммы фактически нанесенного ущерба;

Д-т 73-2 К-т 98 - на сумму, подлежащую взысканию с работника сверх сумм фактически нанесенного ущерба - в тех случаях, когда за недостачу отдельных видов имущества предусмотрена кратная материальная ответственность;

Д-т 73-2 К-т 28 - на сумму производственного брака, отнесенного на счет виновных лиц;

Д-т 50 К-т 73-2 - на сумму задолженности, погашенную работником, посредством сдачи наличных денег в кассу организации по приходному кассовому ордеру. Данный порядок также можно рекомендовать в том случае, когда сумма удержаний в погашение займа превышает половину начисленных работнику сумм заработной платы. Однако следует иметь в виду, что трудовое законодательство не предусматривает возможности требовать внесения в кассу организации сумм, превышающих установленные размеры - это может быть сделано только самим работником по собственному желанию;

Д-т 51 К-т 73-2 - на сумму задолженности, погашенную работником посредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке (как правило, почтовым переводом). Этот порядок также можно рекомендовать, когда ущерб должны возмещать работники структурных подразделений (филиалов или представительств), которые расположены в других населенных пунктах. Суммы в возмещение ущерба, поступившие на расчетный счет от уволенных работников, должны отражаться по дебету счета 76, так как такая задолженность на счете 73 числиться не может;

Д-т 70 К-т 73-2 - на сумму задолженности, удержанную с сумм начисленной оплаты труда работника;

Д-т 91 К-т 73-2 - списаны суммы неудовлетворенных претензий (кроме претензий по недостачам материальных ценностей);

Д-т 94 К-т 73-2 - на сумму задолженности (всей или части), во взыскании которой с работника отказано судом. Эта ситуация может возникнуть тогда, когда решение о взыскании было принято руководителем организации, а впоследствии выяснилось, что при этом он превысил свои полномочия или соответствующие документы были оформлены с нарушениями, что дало работнику основание обратиться в суд, который принял решение в его пользу.

Если применяется кратная материальная ответственность, одновременно с проводками, отражающими погашение задолженности, оформляется проводка по списанию части сумм доходов будущих периодов в состав прочих доходов организации: Д-т 98 К-т 91.

Разумеется, если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по суммам нанесенного материального ущерба, на него оформляется исполнительная надпись, а сумма задолженности переводится на счет 76: Д-т 76 К-т 73.

Аналитический учет по счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" ведется по каждому работнику организации.

Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете расчетов с работником по возмещению материального ущерба: в результате дорожно-транспортного происшествия по вине водителя ЗАО «ТД Тракт», пришел в негодность автомобиль стоимостью 50 000 руб., начисленная амортизация - 38 000 руб. На основании решения суда с водителя предприятия за нанесенный ущерб удержано из заработной платы 8000 руб.

В учете были отражены следующие проводки:

Д-т 01, субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01, субсчет «Транспортные средства» - 50 000 руб. - на сумму первоначальной стоимости списываемой автомашины;

Д-т 02 К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств" - 38 000 руб. - на сумму начисленной амортизации;

Д-т 94 К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств" - - 12 000 руб. - на сумму остаточной стоимости объекта;

Д-т 73-2 К-т счета 94 - 8 000 руб. - на сумму ущерба, взыскиваемого с виновного лица;

Д-т 70 К-т 73-2 - 8000 руб. - на сумму ущерба, удержанную из заработной платы виновного работника;

Д-т 91-2 К-т 94 - 4000 руб. - на сумму ущерба, не компенсируемую работником.

Сумма ущерба, нанесенного в результате дорожно-транспортного происшествия третьему лицу (организации, физическому лицу), учитывается организацией - виновником в составе внереализационных, а взысканная с виновного работника сумма ущерба, оплаченная организацией третьей стороне, включается в состав внереализационных доходов.

Можно сделать вывод, что все операции по отражению возмещения причиненного материального ущерба сотрудниками организации в бухгалтерском учете «ТД Тракт» сделаны в соответствии с требованиями действующего правового законодательства. Случаев обращения в суд не было, все спорные вопросы решались внутри организации, что говорит о хороших отношениях между администрацией организации и работниками.

Об отражении в налоговом учете сумм возмещения расходов | 17.10.2017 07:25



Предлагается, в целях полноты отражения в налоговом учете получаемых организациями доходов дополнить статью 128 НК отдельным подпунктом:
«Суммы получаемых возмещений расходов отражаются не позднее даты их получения.».
Также предлагается дополнить п. 4-1 ст. 126 НК доходами по возмещению, не являющимися объектом налогообложения налогом на прибыль.

Справочно

В Налоговом кодексе Российской Федерации определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п.2 ст.249 НК РФ). При этом исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, приведен в статье 251 НК РФ.


Полагаем, что независимо от того, кто является непосредственным потребителем указанных расходов, организация, получающая возмещение вправе отразить понесенные расходы во внереализационных расходах в пределах сумм полученного возмещения.


Предлагается в целях признания в налоговом учете сумм понесенных расходов, дополнить ст. 129 НК отдельным подпунктом:
«Суммы расходов, возмещение по которым учтено в составе внереализационных доходов в соответствии с подпунктом _ пункта 3 статьи 128 настоящего Кодекса, в пределах суммы такого возмещения. Такие расходы отражаются на дату поступления возмещения указанных расходов (убытков), но не ранее их фактического осуществления.».


Таким образом, плательщики, получающие возмещение, не будут подвержены дополнительной налоговой нагрузке, но и не смогут вывести из-под налогообложения прибыли суммы полученного превышения понесенных расходов.

Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти в систему

Войти под своей учётной записью


Свежие статьи

| 26.07.2019

В Беларуси продолжается снижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном това...

| 26.07.2019

По версии следствия, они гастролировали по всей стране, скупали товар в рассрочку и уезжали восвояси,...

| 26.07.2019

У бизнес-сообщества создается впечатление, что постановлением Комитета государственного контроля №3,...

Сейчас читают

В Беларуси продолжается снижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли. МАРТ ежегодно разрабатывает перечни импортозамещающих товаров, предлагаемых для производства белорусским производителям. В 2019 г в этот перечень включено 75 товарных позиций, в том числе 9 продовольственных и 66 непродовольственных. Из 51 группы товаров, отслеживаемых Белстатом, был отмечен рост продаж по 27 группам пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и по 19 группам непродовольственных товаров.

У бизнес-сообщества создается впечатление, что постановлением Комитета государственного контроля №3, принятым по поручению президента после отмены Указа № 488, практически переписана половина этого указа, причем не в лучшем виде. «Вновь предполагается ввести специальный реестр субъектов хозяйствования, а их контрагентам (в том числе добросовестным плательщикам) рассылать «письма счастья» с просьбой доплатить налоги в бюджет...

Финтех-компания Ant Financial, которая появилась 15 лет назад как эскроу-сервис, оценивается в 150 млрд USD. Ее услугами в Китае пользуются 700 млн человек. Вместе с другими странами – миллиард. В составе Ant сегодня работает не только платежная система, но и крупнейший денежный фонд в мире «Юй’Э Бао», что в переводе с китайского означает «заначка», говорится в статье Republic.

Данным документом определены новые перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых в соответствии со статьей 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные операции совершаются в первоочередном порядке;, и перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 59 Кодекса.

В декабре 2009 года автомобиль федерального учреждения попал в ДТП. Водитель организации признан виновным. В январе 2010 года произведен ремонт автомобиля за счет средств учреждения. Автомобиль находится в оперативном управлении и учитывается по виду деятельности "1" (бюджетная деятельность). Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в пределах среднего заработка и удерживается из заработной платы. В статье рассказано, как поступить учреждению: удержанную сумму перечислить в доход бюджета или восстановить кассовый расход отчетного года, и как отразить это в учете.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные (удержанные) в счет возмещения причиненного ущерба (произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов), могут быть учтены на лицевом счете бюджетного учреждения как восстановление кассовой выплаты.

Возмещение ущерба

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н).

Согласно п. 2.5.6 Порядка N 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В то же время суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 2.5.4 Порядка N 8н).

Анализ разъяснений, которые дают должностные лица уполномоченных органов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Под "возвратом дебиторской задолженности" понимается любое поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов бюджетного учреждения. Иными словами, для того, чтобы кассовая выплата была восстановлена в соответствии с п. 2.5.4 Порядка N 8н, денежные средства вовсе не обязательно должны поступить от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена.
  2. Порядок движения денежных средств в подобных ситуациях не зависит от того, в добровольном или принудительном порядке поступают такие средства, главное - расходы какого периода они компенсируют.
  3. Даже если дебиторская задолженность не была отражена в бюджетном учете, но поступающие в текущем финансовом году денежные средства связаны с компенсацией расходов прошлых лет, данные суммы должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. При этом сама задолженность будет отражена в текущем году.
  4. Для восстановления кассовых расходов учреждению необходимо иметь соответствующие , которые подтверждали бы, что денежные средства поступают в счет компенсации конкретных расходов.
  5. В том случае, если сумму "возмещения ущерба" нельзя однозначно квалифицировать в качестве компенсации какого-либо кассового расхода текущего финансового года, поступающей в порядке возврата дебиторской задолженности, следует руководствоваться положениями ст. 41 БК РФ и перечислять денежные средства в доход соответствующего бюджета.

Данные выводы подтверждаются, например, разъяснениями должностных лиц Минфина России по вопросу бюджетного учета при возврате средств сотрудником в том случае, если он превысил лимит по телефонным переговорам (письмо Минфина России от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851; Минфин разъясняет (А.Ю. Ильина, "Бюджетный учет", N 7, июль 2009 г.)).

Право привлечь работника к материальной ответственности возникает у работодателя в силу заключенного между сторонами трудового договора (часть первая ст. 232 ). Во время действия трудового договора работодатель вправе производить удержания из заработной платы работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ), в том числе и для взыскания суммы ущерба, не превышающего среднего месячного заработка (часть первая ст. 248 ТК РФ). Удержания производятся при выплате заработной платы с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ.

Таким образом, учитывая тот факт, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь не может идти о добровольном возмещении ущерба через кассу бюджетного учреждения. Иными словами, сумма ущерба должна быть удержана из заработной платы в установленном порядке. В то же время виновное лицо имеет право еще до начисления заработной платы (в добровольном порядке) вносить соответствующие суммы в кассу учреждения.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

В соответствии с положениями п. 170 Инструкции N 148н на счете 020900000 "Расчеты по недостачам" учитываются расчеты по суммам:

  • выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей;
  • суммы потерь от порчи материальных ценностей;
  • другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;
  • другие суммы, подлежащие списанию в установленном порядке.

Однако аналитические счета 020900000 "Расчеты по недостачам" предполагают учет в разрезе недостач конкретных видов активов (основных средств, материальных запасов, финансовых активов и т.д.). Таким образом, данный счет, по нашему мнению, нецелесообразно использовать в рассматриваемой ситуации.

В данном случае, например, может быть использован счет 030403000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда", на котором учитываются расчеты по удержаниям из заработной платы на основании различных документов.

В том случае, если сотрудник в добровольном порядке вносит денежные средства в кассу учреждения (до начисления заработной платы), в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки:


Дебет КИФ 120104510 Кредит КРБ 130403730
- внесена в кассу учреждения сумма в счет возмещения ущерба;

Дебет КРБ 121003560 Кредит КИФ 120104610
- внесены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 121003660
- зачислены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;


В том случае, если сумма причиненного ущерба была удержана из заработной платы виновного лица в установленном порядке, следует учитывать положения п. 2.3.2 Порядка N 8н. В соответствии с данной нормой операции по восстановлению получателем бюджетных средств суммы произведенной им кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой код бюджетной классификации классифицируются как внебанковские операции и осуществляются на основании представленной в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход.

В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет КРБ 130403830 Кредит КДБ 140101180
- отражена сумма материального ущерба, которая подлежит взысканию по распоряжению работодателя;

Дебет КРБ 130201830 Кредит КРБ 130403730
- произведено удержание из заработной платы;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 130405211
- восстановлена кассовая выплата на основании Заявки на кассовый расход;

Дебет КДБ 140101180 Кредит КРБ 140101225
- произведена корректировка финансового результата.

Если автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В феврале поступило страховое возмещение на ремонт автомобиля. В I квартале 2010 года средства не были потрачены. Надо ли платить налог на прибыль с полученной суммы и отражать его в декларации. Надо ли платить налог на прибыль, если страховое возмещение бюджетная организация потратила не в полном объеме, а оставшаяся сумма не была перечислена в бюджет.

По нашему мнению, в данном случае средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли.

После осуществления расходов за счет страхового возмещения в соответствии с генеральным разрешением и сметой остаток средств, согласно положениям бюджетного , должен быть перечислен в доход федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 246 российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). При этом под иными источниками понимаются доходы от коммерческой деятельности - доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

По общему правилу, суммы страхового возмещения, полученные организациями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации важно определить следующее. Относятся ли суммы, поступающие в бюджетное учреждение, к целевым средствам или с точки зрения налогового законодательства они могут быть отнесены к внереализационным доходам даже в том случае, если расходы по страхованию осуществлялись за счет средств бюджета и транспортное средство учитывалось в рамках бюджетной деятельности. При этом нормы НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства.

Согласно ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджета.

При этом в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 308-ФЗ) доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В то же время в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать определенные особенности, связанные с зачислением в доход бюджета такого рода доходов.

  1. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выгодоприобретателем по договору страхования будет являться именно бюджетное учреждение, то есть страховая выплата должна быть произведена страховщиком в пользу потерпевшего (получателя бюджетных средств).
  2. На лицевой счет учреждения (в рамках бюджетной деятельности) сумма страхового возмещения в соответствии с положениями действующих нормативных документов зачислена быть не может, так как ее нельзя квалифицировать в качестве средств бюджетного финансирования или восстановления кассовых расходов. Таким образом, суммы страхового возмещения могут быть зачислены только на лицевой счет (по приносящей доход деятельности).
  3. Согласно положениям п. 1 ст. 6 Закона N 308-ФЗ, а также части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются и расходуются указанными бюджетными учреждениями в установленном Минфином России порядке. Такой порядок установлен для получателей средств федерального бюджета приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. При этом все вышеуказанные документы предполагают, что получение и расходование средств, учитываемых на лицевых счетах (по приносящей доход деятельности), может осуществляться только на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также сметы доходов и расходов.
  4. По своему смыслу страховые выплаты предполагают компенсацию ущерба страхователя. Поэтому главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств может быть принято решение о возможности расходования подведомственными учреждениями данных сумм для осуществления ремонта автотранспортных средств. Соответственно, такое решение подтверждается генеральным разрешением и сметой, оформленными в установленном порядке.

Таким образом, действующее рассматривает суммы, поступившие в счет возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета) в качестве доходов бюджета. При этом действующие нормативные документы в целях результативного и эффективного использования таких средств допускает особый порядок их расходования до зачисления в доход бюджета (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85). Иными словами, норматив, указанный в Приложении 1 к Закона N 308-ФЗ, применяется для распределения средств, поступивших на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (в части сумм неиспользованной в соответствии со сметой страховой выплаты).

Следовательно, в данной ситуации суммы страхового возмещения могут рассматриваться в качестве целевых средств, которые поступают и используются в рамках бюджетной деятельности.

В то же время мы не исключаем возможных претензий со стороны налоговых органов. Такие претензии могут быть основаны на том, что поступление и расходование сумм страхового возмещения учитывается на лицевом счете (по приносящей доход деятельности).

В этой связи напомним, что Минфин России неоднократно указывал, что налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств на тот или иной лицевой счет (зачислением в доход бюджета). Так, например, рассматривая вопросы исчисления налога на прибыль при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, специалисты финансового ведомства указывают, что налоговые обязательства возникают независимо от того, что арендная плата в полном размере зачисляется в доход бюджета (смотрите, например, письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, от 27.03.2009 N 03-03-05/54). При этом неизменно делается ссылка на п. 3 ст. 41 БК РФ.

Таким образом, сам факт учета страхового возмещения на лицевом счете (по приносящей доход деятельности) не может служить основанием для учета данных сумм при налогообложении прибыли.

При этом обращаем внимание на то, что п. 3 ст. 41 предполагает зачисление в бюджет только после уплаты налогов и сборов:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

А вот средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 41 БК РФ, в полном объеме относятся к доходам федерального бюджета. Именно к таким доходам относятся доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (смотрите, например, Приложения NN 1, 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н).

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В рассматриваемом же случае нормативными документами установлено, что сумма страхового возмещения должна быть направлена в доход бюджета, а полученные доходы и произведенные расходы связаны только с бюджетной деятельностью.

Немаловажен и тот факт, что расходы по ремонту автомобиля в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ не могут быть учтены при налогообложении прибыли, так как не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. При этом возникновение у бюджетного учреждения обязательств по уплате налога на прибыль в том случае, если страховое возмещение будет полностью направлено на ремонт автомобиля, по нашему мнению, не в полной мере соответствует компенсационному характеру таких денежных средств. В этом случае учреждению пришлось бы дополнительно планировать расходы по уплате налога на прибыль, в то время как, например, у коммерческой организации в аналогичной ситуации и доходы и расходы были бы учтены при налогообложении прибыли. То есть можно было бы говорить о нарушении конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, в данной ситуации средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли. Отметим, что данную точку зрения разделяет и большинство специалистов.

В то же время следует учитывать, что по рассматриваемому вопросу отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся бюджетных организаций. Нам неизвестна также и соответствующая судебная практика. Возможность применения бюджетного законодательства при решении вопросов о налогообложении тех или иных сумм прямо НК РФ не предусмотрена и следует только из отдельных писем Минфина России.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30 пришли к выводу, что пени за просрочку поставки товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом данные средства учитываются в доходах бюджета по тому же основанию, что и страховое возмещение.

Таким образом, сохраняется возможность разногласий с налоговыми органами по вопросу налогообложения прибыли в данном случае. Поэтому напоминаем, что на основании положений пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ учреждение может обратиться с запросом в Минфин России для получения в свой адрес письменных разъяснений по вопросу налогообложения доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета). Выполнение таких письменных разъяснений Минфина России, в случае спора с налоговыми органами, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

В.В. Пименов,
М.Ю. Миллиард,
А.Н. Суховерхова,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Список литературы :

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
  4. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
  5. Трудовой кодекс РФ.

Похожие публикации