Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Минфин: подтверждение спецоператора является доказательством отправки электронной декларации. Почтовые правила, или что нужно знать бухгалтеру о предоставлении отчетности по почте Когда отчетность могут не принять

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов , в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям , утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне , не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

(см. текст в предыдущей редакции)

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

(см. текст в предыдущей редакции)

Вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме , утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших , представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне , не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

(см. текст в предыдущей редакции)

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Сократят лимит по численности получателей дохода, при котором зарплатные отчеты можно сдать на бумаге.

С 25 до 10 человек сократят лимит по численности для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ на бумаге. Кроме того, чтобы определить способ сдачи РСВ, нужно будет считать не среднесписочную численность работников за предыдущий расчетный (отчетный) период, а численность работников за расчетный (отчетный) период. Такие поправки планируют внести в пункт 2 статьи 230, пункт 10 статьи 431 НК. Проект изменений в НК опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Какими способами сдать отчеты
Отчет Как сейчас сдают Как будут сдавать
2-НДФЛ

6-НДФЛ

25 и более – в электронном виде;
до 25 – в электронном виде или на бумаге

Численность получателей дохода в налоговом периоде:

10 и более – в электронном виде;
до 10 – в электронном виде или на бумаге

РСВ
Среднесписочная численность работников за предыдущий расчетный (отчетный) период:

Более 25 – в электронном виде;
25 и менее – в электронном виде или на бумаге

Численность работников за расчетный (отчетный) период:
более 10 – в электронном виде;
10 и менее – в электронном виде или на бумаге

Примечание : численность - количество получателей дохода, а не средний показатель. По плану новые нормы вступят в силу с 1 января 2020 года.

Способы сдачи электронной налоговой и страховой отчетности через ТКС

Существует два способа сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи:

  • через спецоператора;
  • отчетность в ФНС РФ - напрямую через сайт налоговой службы.
  • отчетность в ПФ РФ - напрямую через сайт Пенсионного фонда РФ.
  • отчетность в ФСС РФ - напрямую через сайт Пенсионного фонда РФ.

Сроки сдачи отчетности в 2019 году нужно сдавать электронно, через интернет

Для многих компаний 2015 год был переломным в вопросах сдачи отчетности. Потому что с 1 января 2015 года вступили в силу нормы , обязывающие сдавать налоговую отчетность только в электронном виде.

C 2015 года также появились изменения, согласно которым многим работодателям придется отчитываться в ПФР и ФСС по интернету.

Налоговые декларации и бухгалтерская и другая отчетность на бумаге сдается:

  • лично;

    Примечание : Необходимо предъявить паспорт

  • через своего представителя;
  • направлен в виде почтового отправления с описью вложения.
    При отправке отчетности по почте днем его представления считается дата отправки .

Примечание : При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Другой из способов сдать налоговую отчетность – переслать ее по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

При использовании этого электронного метода датой сдачи отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Об этом сказано в абзацах 1 и 3 пункта 4 Налогового кодекса РФ, пункте 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Электронные форматы налоговой отчетности утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). При передаче налоговой отчетности по ТКС руководствуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

Передача отчетности по каналам связи освобождает организацию от представления документов на бумаге (п. 6 раздела I Порядка, утвержденного приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Однако, если организации требуются заверенные инспекцией бумажные экземпляры отчетности , сданной в электронном виде (для предъявления в банк, аудиторам и т. п.), инспекция обязана распечатать полученную отчетность и поставить отметку о приеме (п. 219 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

Ниже приведена таблица по срокам сдачи отчетности в 2019 году . В ней указаны сроки представления декларации и расчеты по интернету. А также численность, когда сдается декларация, отчетность в электронном виде.

Могут ли оштрафовать организацию по статье 119 НК РФ. Организация обязана передавать налоговую отчетность в электронном виде, но представила декларацию на бумаге

Не имеет права, потому что ответственность за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена Налогового кодекса РФ. Если организация представила декларацию своевременно, но при этом нарушила установленный порядок передачи отчетности, привлечь ее к ответственности можно только по этой статье. Размер штрафа составляет 200 руб. Отказать в приеме декларации, представленной неустановленным способом, инспекция не вправе.

Чтобы обеспечить получение от налоговиков электронной документации, необходимо заключить договор с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (либо о передаче прав на использование соответствующего программного обеспечения) и получить сертификат ключа проверки электронной подписи. В случае невыполнения налогоплательщиком данной обязанности налоговики могут принять решение о приостановлении операций по его счетам в банках и переводов электронных денежных средств. Блокировка осуществляется в течение 10-ти дней с момента, когда проверяющие установят данное нарушение (
Срок сдачи отчетности за 2019 год. Таблица сдачи бухгалтерского баланса, налоговой отчетности для организаций и ИП. Когда сдавать декларацию 2019 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.


  • Приведена таблица с перечнем отчетности ИП и сроками их сдачи в ИФНС, ПФ РФ, ФСС в 2019 . Скачать бланки, формы декларации ИП.
  • Ю. А. Мельникова , эксперт
    журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение »

    Представление отчетности по почте, возможно, один из наиболее удобных и доступных способов подачи отчетности, предусмотренный законодательством. В отличие от представления отчетности лично, в данном случае не надо тратить время на поход в налоговую, стоять в очереди, а в отличие от представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи – не надо выбирать оператора связи, заключать с ним договор, устанавливать соответствующее программное обеспечение, да и расходы, необходимые на представление отчетности по почте, значительно меньше расходов на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Казалось бы, сплошные плюсы. Однако, чтобы отправить отчетность по почте, необходимо знать о недостатках такого способа, о проблемах, с которыми можно столкнуться в данном случае, о претензиях налоговых органов, о том, какие разъяснения дает по этому вопросу Минфин и как складывается арбитражная практика.

    Кроме того, следует правильно отнести затраты на представление отчетности по почте на расходы с учетом «упрощенной» специфики. Об этом и пойдет речь в предложенной статье.

    Способы представления отчетности

    Согласно ст. 80 НК РФ (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

    В пункте 3 ст. 80 НК РФ содержатся исключения из общего правила. Так, согласно данному пункту налогоплательщики, которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

    Однако к «упрощенцам» данное исключение не относится. В пункте 3 ст. 346.12 НК РФ перечислены ограничения на применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения. В данном перечне в п. 15 установлено ограничение по численности работников. Так, в случае если за отчетный (налоговый) период средняя численность работников организации-«упрощенца» превысит 100 человек, «упрощенец» теряет право на применение данного специального налогового режима.

    Таким образом, организации-«упрощенцы» могут выбирать любой из предусмотренных законодательством способов сдачи отчетности.

    Итак, отчетность может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения. Поскольку более ничего в НК РФ не сказано, нередко налогоплательщики и налоговые органы по-разному трактуют некоторые вопросы сдачи отчетности по почте. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них, а также проанализируем нормы законодательства по данным вопросам и позицию судей.

    Обязательно ли почта должна быть государственной?

    Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в РФ регулируются положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ ). Так, в ст. 3 данного закона указано, что почтовая связь в РФ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

    В статье 17 Закона № 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию соответствующих услуг на основании лицензий. О необходимости наличия лицензии у организации, оказывающей услуги связи, говорится и в ст. 29 того жезакона: деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются.

    Таким образом, при почтовой отправке налоговой отчетности вправе воспользоваться услугами любой организации почтовой связи, имеющей лицензию, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Кроме того, в ст. 18 Закона № 176-ФЗ указано, что организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования. Такую позицию занимают и судьи, вставая на сторону налогоплательщика (см, например, Постановление ФАС ЦО от 04.11.2003 № А54-105 3/03-С3 ).

    Обратите внимание : Если вы собрались воспользоваться услугами не государственного учреждения почтовой связи, а иного оператора почтовой связи, то целесообразно получить копию лицензии данного оператора.

    Если адрес получателя указан не полностью

    Случается, что организация не знает индекс налогового органа, в который должна быть направлена отчетность, или указала его неверно. В таких случаях налоговые инспекции приводят следующие доводы: налогоплательщик, неверно указывая почтовый адрес, а именно допуская ошибку в указании индекса, тем самым не обеспечивает получение налоговой декларации налоговой инспекцией.

    Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регулируются , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (далее – ).

    Согласно данным правилампочтовый индекс – это реквизит соответствующего отделения почтовой связи, ошибка в его указании либо полное отсутствие при наличии остального правильного почтового адреса, куда направлялась почтовая корреспонденция, позволяет идентифицировать конечное направление почтового отправления, следовательно, в данном случае обязанность налогоплательщика по представлению декларации считается своевременно исполненной.

    Такие рассуждения содержатся в Постановлении от 20.02.2008 № А19-1440 6/07-30-Ф02-30 7/08 , в котором судьи ФАС ВСО приняли решение в пользу налогоплательщика. Аналогичное мнение высказали арбитры данного округа и в Постановлении от 31.01.2008 № А19-1440 8/07-52-Ф02- 5/08 .

    Срок представления отчетности по почте

    Определение срока представления отчетности, пожалуй, один из наиболее животрепещущих вопросов, ведь при его нарушении организацию могут привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ . Что является датой представления отчетности при отправке ее по почте? Какими документами можно доказать своевременность подачи отчетности?

    Дата представления отчетности. Согласно положениям п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. На основании ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

    Нередко налогоплательщики и налоговые органы спорят о том, что можно считать датой отправки отчетности по почте: дату, когда налогоплательщик пришел на почту и отдал письмо с отчетностью, или дату, которая стоит на штампе на конверте. Особенно это актуально, когда сдача отчетности происходит в последние часы (а нередко и минуты) последнего дня срока представления отчетности, ведь в таком случае налогоплательщик отдает письмо в один день, а почта обрабатывает его уже на следующий день.

    В качестве иллюстрации позиции налоговых органов по данному вопросу можно привести Письмо МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-0 8/119 1/15@ , в котором сказано, что датой отправки почтового отправления с описью вложения в целях применения п. 2 ст. 80 НК РФ следует считать дату, указанную в штампе «Почта России». В поддержку своей позиции налоговики приводят следующие доводы. Пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:

    –почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;

    –оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;

    –иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.

    Марки гасятся оттиском календарного штемпеля. При гашении почтовых марок проверяется правильность оплаты пересылки почтовых отправлений.

    Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что пересылка письменной корреспонденции, простых и заказных уведомлений оплачивается государственными знаками почтовой оплаты, которые при отправке (пересылке) гасятся оттиском календарного штемпеля.

    Однако согласно п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В ней указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода). И именно данный документ принимают судьи для подтверждения исполнения налогоплательщиками своих обязательств.

    В Постановлении ФАС УО от 02.06.2005 № Ф09-237 1/05-С1 отмечено: вместе с тем, представленными в материалы дела почтовым уведомлением и почтовой квитанцией в приеме заказного письма с датами на почтовых штемпелях… подтверждается, что указанная декларация была отправлена обществом в адрес инспекции заказным письмом и сдана на почту… своевременно.

    Судьи ФАС МОв Постановлении от 11.10.2007 № КА-А4 0/9406-07 указали: факт сдачи Фирмой на почту налоговой декларации… подтвержден документально – почтовой квитанцией о приеме заказного письма. Наличие на почтовом конверте календарного штемпеля в рассматриваемой ситуации не имеет правообразующего значения, поскольку действия по исполнению Фирмой своей обязанности по представлению налоговой декларации совершены своевременно, в срок, установленный НК РФ.

    Если задержка отправки произошла по вине оператора связи. Нередко бывает так, особенно в последний день сдачи отчетности, что оператор связи принял от налогоплательщика почтовое отправление в последний день срока сдачи, а обработал только на следующий день или через несколько дней в связи с перегруженностью почты. Нередко в таких случаях налоговые органы предъявляют организации претензии, основываясь на том, что день сдачи – это день проставления почтового штемпеля на конверте. К счастью, судьи в этом вопросе на стороне налогоплательщиков.

    Как было отмечено ранее, в соответствии с нормами Закона № 176-ФЗ и Правилами оказания услуг почтовой связи для налогоплательщика датой отправки письма считается день сдачи этого почтового отправления оператору почтовой связи. Согласно за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями данными услугами, в том числе ответственность за недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений.

    Таким образом, за несвоевременность исполнения оператором почтовой связи своих обязанностей пользователи услуг почтовой связи ответственности не несут. Используя аналогичные доводы, судьи ФАС ЗСО в постановлениях от 05.07.2006 № Ф04-415 0/2006 (24268-А81-37) , от 10.08.2005 № Ф04-502 8/2005(13671-А27-33) ,ФАС ВВОв Постановлении от 15.06.2005 № А28-2556 6/2004-100 9/18 ,ФАС СЗО в Постановлении от 05.07.2005 № А05-255 8/05-12 , от 19.03.2008 № А52-121 9/2007 вынесли решение в пользу налогоплательщика.

    В качестве документов, подтверждающих отсутствие вины налогоплательщика, в данном случае могут быть представлены:

    –квитанция на прием заказных писем и справка отдела… поч-тамта филиала ФГУП «Почта России» (Постановление ФАС ВСО от 28.08.2006 № А19-581 0/06-33-Ф02-444 8/06-С1 );

    –оттиск календарного штемпеля, проставленного на почтовом реестре (Постановление ФАС СЗО от 10.08.2005 № Ф04-502 8/2005 (13671-А27-33) );

    –справка начальника отделения связи… почтамта, список заказных писем… ОРТПЦ (Постановление ФАС ВВО от 15.06.2005 № А28-2556 6/2004-100 9/18 ).

    Опись вложения

    Пожалуй, наибольшее количество споров при представлении отчетности по почте вызывает опись вложения, упомянутая законодателем в ст. 80 НК РФ . Что же такое опись вложения? Как она должна выглядеть? Нужно ли ее заверять организации или работнику почты?

    Виды почтовых отправлений. Согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

    –простые. Принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;

    –регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные). Принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

    Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.

    Почтовое отправление с уведомлением о вручении – почтовое отправление (почтовый перевод), при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

    Почтовое отправление с объявленной ценностью – почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем. На практике размер ценности, указываемый организацией при отправке отчетности, составляет несколько рублей за каждую декларацию. При принятии решения о размере ценности отправляемого письма следует учитывать, что от данного размера зависит и размер ответственности оператора связи, которая предусмотрена п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи . Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:

    –в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность;

    –в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения – в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

    –в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения – в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без веса оболочки почтового отправления);

    –в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений – в двукратном размере суммы платы за пересылку, в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения – в размере платы за пересылку.

    Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 № 725 , в зависимости от вида, категории и разряда внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов отправитель делает на их адресной стороне следующие отметки (при их отсутствии):

    –на заказных письмах (почтовых карточках) – «Заказное»;

    –на письмах с объявленной ценностью – «С объявленной ценностью на… руб.», на письмах с объявленной ценностью с описью вложения, кроме того, – «С описью».

    Несмотря на то что данный документ утратил силу, на практике работники почты продолжают им руководствоваться при проставлении данных отметок.

    Форма описи вложения и реестра корреспонденции. Кроме того, прежние Правила оказания услуг почтовой связи содержали положение о том, что при единовременной отправке организацией более 10 заказны х/ценных писем она должна представлять на почту список отправлений. На практике данное положение продолжает применяться сотрудниками почты. Форма этого списка приведена ниже.

    ООО «Эквилибриум»

    Список заказной корреспонденции,
    представленной в почтовое отделение № 647

    Наименование получателя

    Адрес получателя

    Адрес отправителя

    ИФНС РФ по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода

    603002, г. Нижний Новгород, ул. Советская, д. 15

    603101, г. Нижний Новгород, ул. 50 лет Победы, д. 41

    Такой список можно оформить и при сдаче меньшего количества писем (и даже одного письма). Почтовый работник никогда не откажется поставить на этом списке штамп, и поэтому вас не будет волновать проблема неразборчиво написанного адреса на почтовой квитанции. Этот список не заменит квитанцию, но может помочь при возникновении споров.

    Также приведем пример заполнения описи вложения в ценное письмо, форму которого предлагают работники почты (см. на стр. 53).

    Кроме того, поскольку форма описи вложения не установлена ни НК РФ, ни Правилами оказания услуг почтовой связи , организация может составить опись вложения в произвольной форме.

    Претензии налоговых органов. Необходимость наличия описи вложения можно объяснить просто: должно быть подтверждение того, что в конверт положена отчетность, а не что-то другое. Такое мнение высказал и ФАС ЗСО в Постановлении от 19.12.2005 № Ф04-807 3/2005 (16771-А27-15) : судом правомерно не принят в качестве надлежащего доказательства реестр почтовых отправлений… поскольку в нем отсутствует опись вложений почтовых отправлений, в связи с чем невозможно определить, что конкретно было отправлено налогоплательщиком.

    налогоплательщиком. Причем, по нашему мнению, обоснованно и то, что опись вложения

    вложения в

    ц/п

    вложения в

    ц/п

    ИФНС РФ по Канавинскому району

    603002, г. Н. Новгород, ул. Советская, д. 15

    Наименование предметов

    Количество предметов

    Объявленная ценность

    Наименование предметов

    Количество предметов

    Объявленная ценность

    1

    1 шт

    10 рублей

    1

    Налоговая декларация по налогу УСН за полугодие 2006 года (на 3 листах)

    1 шт

    10 рублей -

    2

    1 шт

    10 рублей

    2

    Расчет авансовых платежей по страховым взносам на ОПС за полугодие 2006 года (на 5 листах)

    1 шт

    10 рублей

    2 шт

    20 рублей

    2 шт

    20 рублей

    Отправитель

    Зимина

    Отправитель

    Зимина

    Проверил

    Мишкина

    Проверил

    Мишкина

    (должность, подпись почтового работника)

    Исправления не допускаются

    (оттиск календарного штемпеля ОПС места приема)

    Исправления не допускаются

    (оттиск календарного штепеля ОПС места приема)

    должна составляться в двух экземплярах (один вкладывается в конверт, другой остается на руках у налогоплательщика), заверенных работником почты.
    Однако следует отметить, что такого требования не содержится ни в НК РФ, ни в Правилах оказания услуг почтовой связи . В поддержку нашей точки зрения можно привести следующие решения судов:

    Постановление ФАС ЗСО от 08.08.2005 № Ф04-752 4/2004 (13691-А27-33) : НК РФ, Правила оказания услуг почтовой связи… не содержат разъяснения понятия «опись вложения» и не предусматривают проставления штемпеля (печати) отделения почтовой связи на описи. Однако в силу требований статей 65, 67 и 68 АПК РФ это не освобождает налогоплательщика от обязанности представлять достоверные доказательства о составе вложения, находящегося в почтовом конверте, направленном в адрес налоговой инспекции. Из содержания квитанции и уведомления о вручении почтового отправления не следует, что в заказном письме налогоплательщика находилась необходимая отчетность. Утверждение организации о том, что в заказном письме, направленном в налоговую инспекцию, находилась опись вложения, исполненная и заверенная печатью налогоплательщика, не может быть принято во внимание, так как данная опись не является надлежащим доказательством в силу требований статьи 80 НК РФ и статьи 68 АПК РФ ;

    Постановление ФАС ПО от 07.09.2006 № А65-2590 7/2005-
    СА1-32
    . В данном случае доказать своевременность сдачи отчетности по почте налогоплательщику помогло наличие квитанции и описи вложения в заказном письме, в которой указана представляемая декларация. Причем опись вложения была заверена почтовым штемпелем с соответствующей датой.

    Однако существуют и противоположные решения судов. В данном случае судьи используют те же доводы о том, что ни НК РФ, ни Правила оказания услуг почтовой связи не содержат разъяснения понятия «опись вложения» и не предусматривают проставления штемпеля (печати) отделения почтовой связи на описи, но приходят к противоположным выводам: отсутствие описи не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации ().

    На практике может встретиться и такая ситуация: отчетность отправлена по почте без описи вложения. Отчетность налоговым органом получена. Однако он утверждает, что организация не представила отчетность, так как отсутствует опись вложения. В Письме УМНС по г. Москве от 12.10.2004 № 11-1 5/65542 можно найти такие разъяснения: квитанция… и уведомление о вручении не подтверждают факт отправки организацией декларации по налогу. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 НК РФ, а именно: отсутствует опись вложения. В таких ситуациях налоговые органы пытаются привлечь организацию к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ . Однако суды в данном случае встают на сторону налогоплательщика:

    Постановление ФАС ВСО от 30.11.2005 № А33-837 2/05-Ф02-541 9/05-С1 : статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации, и из ее текста не следует, что при направлении декларации заказным письмом по почте отсутствие описи вложения является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации.

    Постановление ФАС ЗСО от 14.04.2003 № Ф0 4/1733-30 5/
    А70-2003
    : отсутствие описи вложения не является основанием для отказа в принятии деклараций. Налоговая инспекция вправе была истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения.

    Существуют также решения судов, в которых высказано такое мнение: довод налогового органа об отсутствии описи вложений на направленную корреспонденцию отклонен, поскольку доказательств того, что в указанных почтовых отправлениях представлена иная отчетность, суду не представлено (Постановление ФАС ПО от 24.11.2005 № А55-545 3/2005-44 ).

    Как видно из приведенной арбитражной практики, у судов по вопросу наличия описи вложения в почтовом отправлении нет единого мнения. Поэтому во избежание претензий со стороны налоговых органов, а также для защиты своих прав в суде целесообразно иметь на руках второй экземпляр описи вложения в почтовое отправление, заверенный работником почты.

    Учет расходов на услуги почтовой связи «упрощенцами»

    Организации-«упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ . В пункте 18 данного перечня поименованы расходы организации на почтовые услуги. Таким образом, организация, применяющая УСНО, может учесть расходы, связанные с представлением отчетности по почте.

    Кроме того, следует помнить, что расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ , должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ , то есть быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

    В пункте 32 Правил оказания услуг почтовой связи сказано, что при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. В ней указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

    Приказом Минфина РФ от 29.12.2000 № 124н «Об утверждении бланков строгой отчетности» утверждены формы бланков в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при денежных расчетах без применения ККТ при оказании почтовых услуг, а именно форма № 1 «Квитанция в приеме почтовых отправлений» и форма № 5 «Квитанция в приеме разного рода платы».

    Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с наличными денежными средствами, и приравниваются к чеку ККТ.

    Следовательно, организации при оказании почтовых услуг для учета наличных денежных средств без применения ККТ могут использовать утвержденные Минфином формы бланков строгой отчетности.

    В пункте 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» сказано, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

    Таким образом, квитанция в приеме потовых отправлений будет являться документальным подтверждением расходов организации на услуги почтовой связи.

    В завершение хотелось бы отметить, что такой, казалось бы, простой вопрос, как представление отчетности по почте, таит в себе много нюансов и спорных моментов. Поэтому прежде всего, направляя отчетность по почте, следует получить от оператора связи, через которого отправляется отчетность, все документы, подтверждающие, что она отправлена в полном объеме и в срок, установленный законодательством, поскольку именно наличие подтверждающих документов дает возможность организации отстоять свою правоту в суде, а многочисленная арбитражная практика по данному вопросу свидетельствует о значительном количестве претензий со стороны налоговых органов и высокой вероятности встречи с ними в суде.

    В настоящее время документ не применяется.

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2008 г. N Ф08-3986/2008 "Согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения" (извлечение)

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
    от 16 июля 2008 г. N Ф08-3986/2008
    "Согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация может быть
    представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его
    представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения
    или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой
    декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового
    отправления с описью вложения"
    (извлечение)


    ООО "Монапол-Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции ФНС России N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 08.11.2006 N 12-1981дсп и решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю (далее - управление) от 06.09.2007 N 27-13-577-1239.

    В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 08.11.2006 N 12-1981дсп. В остальной части общество заявило отказ от требований.

    Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008, суд прекратил производство по делу в части отказа от требования, признал недействительным решение налоговой инспекции от 08.11.2006 N 12-1981дсп. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция не доказала наличие в действиях общества состава правонарушения.

    В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и в удовлетворении требований обществу отказать. По мнению налоговой инспекции, общество не представило опись вложения как доказательство направления в налоговую инспекцию спорной декларации, что свидетельствует о невыполнении им требований пункта 2 статьи 80

    В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

    В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

    В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 12 месяцев 2003 года. В ходе проверки установлено нарушение срока представления указанной декларации (при сроке представления до 31.03.2004 она фактически представлена 04.09.2006).

    По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 08.11.2006 N 12-1981дсп о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 80 805 рублей 40 копеек штрафа и выставила требование от 21.12.2006 N 47160 об уплате штрафа.

    Решением управления от 06.09.2007 N 27-13-577-1239 жалоба общества на решение налоговой инспекции оставлена без удовлетворения.

    В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.

    Суды установили и полно, всесторонне исследовали все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в дело доказательства, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15 , 71 , 170 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Согласно абзацам 2 и 4 пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

    Пунктом 1 статьи 346.23 Кодекса предусмотрено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Таким образом, срок представления декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 12 месяцев 2003 года установлен до 31.03.2004.

    Суды установили, что налоговую декларацию общество направило в налоговую инспекцию заказным письмом 23.01.2004, что подтверждается уведомлением о вручении N 725. Из представленного уведомления о вручении видно, что заказное письмо содержит декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и подпись в получении налоговой инспекцией корреспонденции 30.01.2004.

    Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды сделали обоснованный вывод о том, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, так как спорная налоговая декларация представлена обществом в налоговую инспекцию в установленные законом сроки и ею получена.

    Довод налоговой инспекции об отсутствии описи вложения на направленную корреспонденцию суды мотивированно отклонили, сославшись на непредставление налоговой инспекцией доказательств того, что в указанном почтовом отправлении представлена иная отчетность.

    При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным решение налоговой инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

    Нормы материального права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

    В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе относятся на налоговую инспекцию.

    Руководствуясь статьями 274 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

    решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу N А32-24328/2007-5/85 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

    Взыскать с Инспекции ФНС России N 5 по г. Краснодару в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.

    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

    Похожие публикации