Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Какая тонкая струна что называется душа. Живые струны человеческих душ

{ Ирина

В реанимации лежит душа...
Под капельницей из простых улыбок…
Излечиваясь неспеша
От яда пройденных ошибок.
Душа была щедра всегда,
Распахивалась перед каждым встречным
Не зная: - есть предел, когда
Раздариваешь ты себя, безпечно…

Ирина

Она маяк, она звезда,
Иль бездна, пропасть, темнота.
Она ребёнком мило спит,
Иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвётся в бой,
Иль зайцем, ищущим покой,
То неожиданно больна,
И валит с ног её хандра.

Прогонит смерть и песнь поёт,
То сникнет вдруг и слёзы льёт.
Какая тонкая струна,
Что называется душа

Ирина

Какая тонкая струна,
Что называется душа,
Чуть тронул мысленно её,
Она поёт, но, как и что?

Зависит это, так всегда,
От тех, кто рядом. Иногда,
От мыслей, что приходят к нам,
В пустой квартире по ночам.

От настроения, любви,
И от того, как счастлив ты.
Какая тонкая струна,
Что называется душа.

Ирина

Ты постучишь и я тебе открою,
Войдёшь в мой дом и сядешь у огня...
Седой...до странности красивый...
Так сколько ж я не видела тебя!?
Быть может, это было в прошлой жизни -
Твоя любовь и губ твоих тепло...
Цвели сады и где-то спели вишни...
Скажи, так сколько, все-же, лет прошло?
Наверно, много, но...услышав голос,
Забилось сердце как-то невпопад...
Не верю я теперь, что время лечит...
Неправду, значит, люди говорят.
Мы помолчим, нам слов совсем не надо,
Пусть говорят за нас сердца теперь.
Ты - боль души моей, но...как тебе я рада,
Ты подожди...пойду захлопну крепче дверь...

Ирина

Мы встретимся – у неба на краю...
И солнце на протянутой руке
Перевернётся и застынет дважды...
На непонятном древнем языке
Ты скажешь мне, что я уже в раю,
Что здесь не знают голода и жажды...
Останемся – у неба на краю.
Твои следы на голубом песке
Вдруг пропадут... Благословляя каждый,
На непонятном древнем языке
Я машинально трижды повторю –
Чуть нараспев:
– Мы встретимся однажды...
Кем будешь ты, и кем не буду я,
Чем станет солнце, – на твоей руке
Притихшее, – уже не будет важно.
На непонятном древнем языке
Мы оба отречёмся от вранья,
А заодно, от правды – и отважно
Посмотрим вниз.
– Ты видишь, где земля?
Возможно, – там.. мы встретимся однажды.......

Ирина

Загадку женщины искал
В стихах один поэт.
Он прочитал две сотни книг,
Не мог найти ответ.

Он задавал один вопрос
Всем встречным на пути:
"Чем измеряется любовь,
И где её найти?"

Один сказал:
"Цена любви - две тысячи монет,
Карета, замок, много слуг
И до утра обед".

Другой сказал:
"Любовь - игра,
притворство и обман.
Побольше лести говорить -
Иметь успех у дам".

И вот он встретил мудреца
И новый был ответ:
"Любовь - огонь одной свечи,
Которой ярче нет.

Из сказок, песен, детских снов
Рождается огонь.
От ласки, нежных добрых слов
Рождается любовь.

Храни, как главный талисман
Огонь своей любви.
И ты увидишь, кто придёт
На свет твоей свечи".

Ирина

Ослаб уже и силы нет,
Но ни о чём не сожалеет.
Свече нельзя огонь любить,
Она, влюбившись, тихо тает.
но без него не может жить,
С огнём живёт и умирает.
Свеча сгорела, воск оплыл.
И слёзы жгучие застыли.
Их жизни срок коротким был,
Всего лишь ночь... Но как любили!

Ирина

Свеча, сгорая, слёзы льёт,
О чём-то словно сожалея.
Всего лишь ночь - и жизнь пройдёт,
К утру в огарке еле тлея.
Свече себя не превозмочь,
Что век недолог - понимает.
Но каждый раз, встречая ночь,
В огне любви себя сжигает.
Свеча мала, неярок свет.
Горит огонь, собою греет.

Ирина

О,Господи,как я тебя любила,
Как твой покой веками берегла,
Какой водой березовой поила

Я твоего пугливого коня!
Как мстили нам все беды лихолетья,
Как я ждала гонца,письма,вестей!
И мчался ты,сквозь все тысячелетья,
Ко мне одной,меняя лошадей!!!

Ирина

Все, что дано судьбой.

Старайся думать и решать

Холодной головой.

Ты можешь все преодолеть,

Хоть жизнь порой трудна.

Удачи, горести, успех-

Все испытай до дна.

И пусть на сердце тяжело,

И на душе тоска.

Не унывай, судьбе назло,

И потерпи пока...

Ирина

Когда на сердце тяжело

И на душе тоска,

Не унывай, судьбе назло,

И потерпи пока.

Поверь, наступит день другой,

Развеется тоска,

На сердце станет так светло,

И будет жизнь легка.

Нам нужно просто переждать

Ирина

Позвонили в дверь. Открыла,- Зрелость
На пороге собственной персоной.
Вместо тонких брюк она надела
Платье новомодного фасона.
Вместо чуть накрашенных ресничек,
Вместо губ, нетронутых помадой,
На лице становится привычной
Чуть заметная осенняя прохлада.
Чуть заметны первые морщины,
Чуть заметно бедра располнели,
Она больше нравится мужчинам,
Она тоньше чувствует в постели. Улыбнулась, руку протянула,
Говорит (с надеждой на взаимность):
"Я к тебе. Надолго,"- я вздохнула.
Что ж поделать? Я гостеприимна...

Неля

Мне снова в детство захотелось,
В счастливые восьмидесятые года,
Где так легко жилось и пелось,
Казалось, это навсегда!

Где Новый Год – добрейший праздник!
Пропах он мандаринами навек!
А за свою Страну Советов
Гордился каждый человек!

Где газировка в автоматах
С одним стаканчиком на всех!
«Ирония судьбы» в кинотеатрах,
Для поцелуев – никаких помех!

Мороженое стоило копейки,
А эскимо – ого! аж двадцать две!
И парочка влюбленных на скамейке,
Их не было счастливей на земле!

Где песни разливались из открытых окон
Про то, как КЛЁН шумит,
И про АЛЁШКИНУ ЛЮБОВЬ.
Где из добра и света мир был соткан…
Но где найти всё это вновь?

Мне снова захотелось в детство…
Но, как известно нам, туда билетов нет!
Вернуть его, нет никакого средства!
И лишь в душе – далёкий тёплый свет!..

Анна

Як лагідно гойдається листок,

Чому мені так дивно?!

І стільки дивовижних є думок

Про тебе і про мене!


І очі, наче синє море-

Тоді здавалось ти навіки мій!


Але невдовзі й лист пожовк,

Все це уже скінчилось

І мій потік думок умовк,

А спогади про тебе залишились!

(власне творіння)

Анна

Пусть
твой корабль плывет неутомимо,

В
страну мечты, фантазии и грёз,

И
чтобы он, почти что как у Грина,

Твою
любовь на палубе принёс…

Как
много их, обманных, грязных, рваных,

Тех
парусов, маячащих вдали,

А
я тебе желаю только алых,

И
настоящей, искренней любви.


От прозвища произошли такие распространенные, как Новиков, Меньшиков, Кривощекин и т.д. Чтобы узнать их значение, необходимо понять от какого прозвища она произошла, и что это прозвище обозначало.

Многие фамилии произошли от профессии, от местности проживания, от названия животных и птиц, от каких-либо личностных качеств и черт человека, от характера и привычек, от внешности человека.

Таким образом, разобравшись в структуре и выделив в ней корень, чаще всего указывающий на источник образования, можно многое узнать о значении и толковании собственной фамилии.

"Струна души"

Альтернативные описания

Тончайшее волокно, связывающее мозг с другими органами

Сборник стихов В. Высоцкого (1981)

Один из тончайших отростков-волокон, образующих нервную систему

. "Линия" связи с мозгом

. "Оголенный провод" человека

. "Проводок" связи с мозгом

. "Оголенный провод" в организме

. "струнка" психики

Блуждающий...

Дантист его убивает мышьяком

Его клетки не восстанавливаются

Его стоматолог убивает мышьяком

Его тащат из зуба

Его, седалищный, можно ущемить

Жертва мышьяка

Зрительный...

Канал связи мозга

М. греч. беложилье, чувственая или чулая жила в теле; проводник чувства и всякой животной деятельности (движения, питания, усвоения), между средоточием мозговой деятельности и прочими частями тела. Нервы состоят из мозговых нитей, в оболочке. Нервный, нервичный, нервический, к нервам относящ.; первое более выражает отношение, принадлежность; второе и третье свойство, качество. Нервная система, совокупность всего устройства нервов в теле. Нервная оболочка. Нервные узлы, ганглии, мозговистые утолщения в перекрестках и раздорожии беложилья. Нервичные, -ческие боли, припадки, причину которых врачи относят к нервам. Нервичная женщина, подверженная припадкам этим; раздражительная. Нервическая горячка, коей сущность относят к поражению мозга и чулых жил. Нервология, неврология ж. часть анатомии; учение о беложилье. Невралгия ж. невралгичная нервическая боль; так зовут упорные, длительные боли, без воспаления или других видимых призиаков, почему и относят их к нервам. Невролог м. анатом и физиолог, особенно занявшийся изучением неврологии. Нервокрепительные капли. Нервораздражательные заботы. Нервоусыпительные яды. Нервник м. растение Neurada, переводн

Мозговой отросток-волокно

На нем играют у человека

Натянутая струна души

Ниточка боли

Ноет в зубе

Объект убийства дантиста

Оголяется в зубе

Один из тончайших отростков-волокон, образующий разветвляющуюся систему, которая связывает мозг с другими органами и тканями тела

Отростки-волокна нервной системы

Провод для боли

Проводник мозга

Произведение Высоцкого

Самая длинная клетка организма

Сборник Высоцкого

Сборник стихов Высоцкого

Седалищный...

Седалищный ущемленый

Спинномозговой...

Стихи Высоцкого

Струна самого чувствительного "инструмента" внутри каждого из нас

Удаляют из зуба

Человеческая "струна"

Человеческая "струна", на которой часто играют

Что в зубе самое чувствительное

Что может болеть в зубе

Что можно удалить из зуба

Что поражается при ишиасе

Что такое фибра

Чувствительный "волосок" в зубе

Самая чувствит. часть зуба

Первный сборник В.Высоцкого

Струна самого чувствительного «инструмента» внутри каждого из нас

Человеческая струна

Что можно удалить из зуба?

. «оголенный провод» в организме

Человеческая «струна», на которой часто играют

. «струнка» психики

. «струна души»

Что в зубе самое чувствительное?

. «линия» связи с мозгом

Что поражается при ишиасе?

Что может болеть в зубе?

. «проводок» связи с мозгом

Чувствительный «волосок» в зубе

. «оголенный провод» человека

Седалищный ущемлённый

Это видео меня просто потрясло, оно заслуживает особого внимания и не скрою,что на это больно смотреть,

Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому хочу предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему - это просто взгляд со стороны.
Валиды
Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» - это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

Not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent - безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина... К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня...» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете - требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.
Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.
Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.
Какое счастье, что у нас есть Кто-то,
Кому ты нужен, нужен ты любой!
Кто проявляет к нам свою заботу,
На чьем плече находим мы покой.

Кто выслушает нас и не осудит,
Кто руку верную в нужде подаст,
Кто злость в душе бушующей остудит
И никогда, в несчастье не предаст.

Как хорошо, что этот Кто-то рядом,
Когда нет сил на свете больше жить.
Он все поймет и теплым, добрым взглядом
Подскажет, что же делать, как же быть.

Еще, тот Кто-то просто пожалеет,
И посочувствует твоей судьбе
И нежно на груди своей пригреет,
Не думая, при этом, о себе.

Ах, как же нужен этот просто «Кто-то»-
Соломинка на жизненном пути.
Спасенье наших душ – его забота,
Но очень сложно нам его найти.

Статья взята из

Однажды у Марка Твена я обнаружил интересное наблюдение. Вот как его слова звучали в моей голове, пока я не решил найти оригинальную цитату: «В семь лет я боготворил своего отца. В четырнадцать я считал его круглым идиотом. Ещё через семь лет, когда мне шёл двадцать первый год, я удивлялся тому, как поумнел мой папаша!» У Твена нет слов о семилетнем возрасте, а его слова о четырнадцати годах ещё резче. Моя память сформировалась именно так по причине того, что меня иногда называют идеологом взросления - я занимаюсь этапами становления человеческой личности и систем, которые создают люди. Зная эти этапы, можно осознать себя и свою жизнь как направленный, целостный путь развития, можно точечно восстановить в себе упущенные навыки для жизни, можно уверенно планировать гармоничное воспитание ребёнка, можно наращивать внутреннее и внешнее богатство, собирая сокровища на земле и на небе, можно выстраивать большие и малые человеческие системы так, чтобы каждый человек находился там на правильном месте, имел правильную задачу и делал лучшее, на что способен.

Слово «образование» имеет корнем слово «образ». Формирование нашего образа происходит всю жизнь и худшее, что может произойти с человеком, это иллюзорная уверенность в том, что ему нечему больше учиться. Действительно, образование как пожизненный процесс имеет несколько отчётливых фаз. Они не выглядят иногда последовательными этапами, а походят, скорее, на школу игры на разных струнах души. Доступ к этим струнам открываeтся для нас последовательно, но учиться качественно играть на каждой струне, учиться извлекать стройные аккорды из нескольких струн мы можем всю свою жизнь.

Первая струна . Мы рождаемся беспомощными существами, неспособными выжить без родительской помощи. Первая наша наука - научиться владеть своим телом, осознать наличие базовых способов удовлетворять потребности организма, извлекать из него удовольствия и избегать боли. Мы не можем жить, не освоив этой струны, нам крайне трудно действовать в мире, если аккомпанемент нашего тела нарушен.

Вторая струна . В самом раннем детстве мы сотканы из безотчётной и благоговейной любви к окружающим нас самым лучшим людям на свете. Ради них, ради их взгляда, слова, ласки дети готовы на всё. Это тёплое отношение родного человека создаёт, формирует нашу способность к душевности. Мы осознаём в себе наличие второй струны только более-менее освоив игру на первой. И ещё один способ - наша вторая струна становится заметной, резонируя со звучанием такой же музыки, исходящей от родительской заботы.

Третья струна . Время от времени на фоне этой благостной картины хаотично, но настойчиво вспыхивают первые очаги нашего желания быть отдельной, сильной, самостоятельной личностью. Мы начинаем упражняться в яростной ненависти ко всему, что стоит на нашем пути. Неизбежные уроки капризности, непослушания, агрессии готовят нас к тому, чтобы мы смогли научиться воспроизводить звучание свободы, воли, права на личное счастье, права достигать своих целей. Отчаянно бренчащими на первых трёх струнах нас принимают общеобразовательные учреждения.

Четвёртая струна . Убедившись в способности быть «свободным от», мы по инерции можем перейти к «свободе для». Впрочем, вы знаете множество людей, продолжающих всю жизнь играть на три аккорда музыку болезненной потребности в уважении, во власти, в накоплении материальных благ и общественных статусов. Но если наши родители или общество оказываются способными воспроизвести звучание четвёртой струны и научить нас играть на ней, то мы понимаем важность порядочности, чести, личного достоинства. Мы учимся уважать общественные устои и адекватно соответствовать принятым нормам.

Пятая струна . Учиться играть такую музыку нам часто приходится уже самостоятельно. К этому времени мы начинаем переоценивать правила жизни, усвоенные ранее. Это пубертатный период, последние годы в школе. Иногда справедливо, а иногда и сгоряча что-то кажется нам абсурдным, бессмысленным и бесполезным, и нам приходится вспоминать навык игры на третьей струне, чтобы отдалить от себя то, что мы считаем ненужным. Но самый главный навык этой струны - способность создавать новые, собственные установки, правила, законы, включающие в себя все варианты звучания предыдущих струн, но превосходящие их в гибкости, эффективности, рациональной логичности. Пятая струна учит нас мыслить системно. И да - эта музыка доступна всем, но играть на ней умеют пока далеко не все люди. Хотя именно это звучание мы слышим вокруг в качестве призывного ориентира. Это музыка зрелого бизнеса, современной науки, это музыка социальной и политической жизни развитых государств.

Шестая струна . Только уже взрослые, ответственные, чувствующие мужчины и женщины способны осознать в себе наличие способности создавать музыку более изящную и тонкую, нежели та, которая обильно слышится вокруг. Люди находят в себе эту струну, заботясь об экологии природы и человеческих отношений, устанавливая равенство возможностей, подвергая сомнению, совершенствуя и иногда - стирая границы между научными дисциплинами, социальными традициями, экономическими нормами. Эта струна уничтожила рабство, она дала избирательное право женщинам, она заботится об индивидуальном развитии талантов детей. Эта струна учит людей мыслить системами систем, но одним лишь умом невозможно решать такие непростые задачи. Мелодия шестой струны набирает уверенную силу во всём мире, и вы можете слышать её всё более отчётливо.

Желанию человека совершенствовать свой мир ничто не способно помешать. Есть версия, что мы способны научиться исполнять и ещё более тонкую музыку. Описано влияние ещё двух струн. На седьмой струне мы решительно ставим под сомнение качества всех своих личностных характеристик и реализуемся как сквозной, стремительный, непривязанный, живой поток событий. Восьмую струну люди осознают, приходя к пониманию органичной, естественной, всесвязующей, общей, глобальной духовности этого мира, способной объединить людей планеты в один симфонический оркестр, слаженность которого подчёркивается бесконечным разнообразием инструментов.

Чтобы не выдавать желаемое за действительное, чтобы следовать изначально заложенным в нас эволюционным процессам, мы должны научиться исполнять мелодии своих жизней, качественно играя на каждой из доступных струн. Любая одна струна и целые аккорды из нескольких струн могут воспроизводить здоровую и приятную мелодию, а могут иметь и нездоровое, дисгармоничное звучание. Мы резонируем своими маленькими оркестрами, находясь в общении с другими людьми, находя с ними то, что мы называем «общий язык». Или же случается какофония, происходящая от неспособности гармоничного созвучия. Освоение каждой новой струны даёт нам мощнейшее чувство счастья. Если вы ищете счастья для себя, то, скорее всего, вы стремитесь освоить очередную новую струну.

Задача образования человека заключается вовсе не в том, чтобы научить всех членов общества исполнять торжественные марши и гимны в унисон (так видит цель образовательного процесса человек, не освоивший более четырёх струн). И не в том, чтобы стать виртуозом-одиночкой, прославленным маэстро, популярным музыкантом (так видит цель образовательного процесса человек, обожающий свою новенькую пятую струну). Даже задача свободно предоставить каждому ребёнку возможность ненапряжно следовать собственному уникальному пути освоения музыкального инструмента не приведёт к гармоничному музицированию, как часто думают восторженные почитатели звучания одной лишь шестой струны. Современный мир нуждается в людях, имеющих доступ ко всем и к каждой струне своей души. Это 1 - здоровый телом; 2 - понимающий близких; 3 - свободный и сильный; 4 - честный и порядочный; 5 - успешный и результативный; 6 - заботливый и душевный; 7 - непривязанный и бесстрашный; 8 - гражданин мира.

Бывает так, что тепличные условия в наших обществах, в наших семьях делают так, что мы пытаемся подражать звучанию новых струн, играя на тех, которые есть в доступе. Например, лёгкая доступность литературы, повествующей о практиках и результатах развития мистиков разных духовных традиций, создаёт ситуацию, при которой большое количество людей в стремлении выдать желаемое за действительное пытается подражать сложнейшим вибрациям великих душ прошлого и настоящего. Это замечательно, но довольно часто несвоевременное и неравномерное освоение вселенского сольфеджио вызывает проблемы с благосостоянием, разводит семьи, рушит партнёрства в бизнесе, ведёт к овощному бездеятельному существованию окончательно просветлённых нарциссов.

Бывает и так, что исторические катаклизмы, войны, социальные эксперименты рвут в наших душах какие-то струны, и мы вынуждены восполнять их звучание. Например, на постсоветском пространстве дважды за столетие в людях рвалась четвёртая струна, отвечающая за порядок, законность, преемственность поколений, уверенность в будущем. Поэтому вокруг так много людей, играющих на третьей струне, воспроизводящей нездоровые звуки вероломства, беспардонности, чванства, но исполняя написанные ноты пятой струны. Далеко не все современные политики и бизнесмены имеют внутри себя понимание того, что по-настоящему эффективные человеческие системы не создаются без уважения к общим смысловым пространствам, без личного соответствия единым для всех законам. Играя на третьей струне, можно, при желании, навешать на себя много блестящих медалей. Но только вкупе с четвёртой струной мы обретаем способность к счастью не одинокому, не эгоцентричному, к счастью быть признанными достойными людьми, уважающими других, любящими свою страну. Нам есть ещё чему учиться. И, возможно, лучшее, что мы можем сделать, это постараться воспитать своих детей без упущенных душевных струн.

Подробнее о том, что говорится в этой статье, можно узнать, интересуясь Спиральной динамикой и интегральным подходом Кена Уилбера в его контексте уровней развития. Авторская метафора о струнах человеческой души снимает, как кажется, несколько противоречий в описании форм человеческой красоты и сложности. Используемая в существующих текстах метафора уровней или стадий развития имеет некий линейный, достигаторский подтекст и словно бы предполагает обязательность и движения по ступенькам - «всё выше, и выше, и выше!» При этом утрачивается многообразие взаимодействий «стадий» развития, нелинейная одновременность их присутствия, их красота. Пытаясь описывать субъективное пространство человека, мы неизбежно используем метафоры, даже когда нам кажется, что наш язык строг и научен. От качества этих метафор зависит не только научный результат, но и практическая сторона применения теории на практике.

Образование человека, как было сказано выше, это постоянный, пожизненный процесс. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь. Сколь много разных уникальных человеческих мелодий! Буквально каждый человек обладает какой-то способностью, которой не обладаете вы. Но ещё далеко не всегда мы слышим гармоничные мелодии в этом огромном хаосе. Мир стремительно объединяется в единый оркестр, стремясь исполнять всё более непростые, волшебные, сильные симфонии. Для этого уже сейчас есть все средства. Нам и нашим детям суждено стать уникальными инструментами, обладающими широким диапазоном возможностей. Незатейливым инструментам тоже достанется своя партия - мир стремится к гармоничному звучанию. Но сегодня, как никогда, у нас и у наших детей есть шанс освоить, вобрать в себя, стать композиторами музыки, воспевающей эволюцию Вселенной.

Примечания

Раз в месяц рассказываем о новых материалах и делимся важными новостями. Без лишней метафизики

Учебе и работе психопатологический диатез, в общем, не мешает. В школе и институте часто бывают отличниками. И в работе могут быть вполне успешны. А в чем проблема? Проблема с людьми. Люди непонятны. Их не чувствуют. Но кто ж самому себе в этом признается? Дело в том, что диатез глушит тонкие струны души. (Так, в моей юности КГБ глушил западные радиостанции. Пытаешься настроиться на «Радио Свободы», чтобы узнать правду о своей родине, а там шум, треск и кваканье. И ничего не понятно.)

Тонкие струны души (настоящее имя Эмоциональная Тонкость) позволяют ловить нюансы характера человека, оттенки человеческих отношений. А если не ловится? Тогда человек начинает людей придумывать. И опирается он в своих придумках на семейные сценарии, на то, как принято думать в его кругу, а еще на стереотипы, называемые народной мудростью. Поэтому женщины уверены, что «все мужики сволочи», зато у мужчин «все бабы дуры».

Кстати, один из симптомов диатеза - ранимость и хрупкость по отношению к себе, зато черствость по отношению к другим. В психотерапии это называется «Дерево и стекло». Диатез очень разнообразен в своих проявлениях.

Бывает так, что энергии много, она бьет ключом, то есть эту сферу диатез не тронул. Зато сожрал эмоции. Такие люди могут быть очень успешными в бизнесе. Холодный, сильный, расчетливый, легко раздавит кого угодно, если дело потребует. Потому что к людям нет ни интереса, ни симпатии.

Позволю себе привести примеры из своей клинической практики. То есть то, с чем я регулярно сталкиваюсь в работе. Вот энергичный бизнесмен, деньжищ уйма. При этом жутко, тотально одинок. Вместо друзей - коллеги по работе. Женщины бывают на один раз, на одну ночь. Говорит, скушшшно с ними. Считает, что все бабы хищницы. Не понимает, что дело не в них, а в нем, в его душевной холодности. Если говорить совсем грубо, в мозгу не работают клетки, отвечающие за симпатию, тем паче, за любовь...

А теперь иллюстрация из «Дамы с собачкой. Почти по Чехову».

ЧАСТЬ III


Аня пришла на психотерапевтическую группу полная решимости и надежд. Впрочем, что такое психотерапия Аня представляла себе смутно. В основном по американским фильмам, где люди садятся в круг, и каждый рассказывает о своих проблемах. «Хай, меня зовут Джуди, моя жизнь обыденна и скучна, а я чувствую, что достойна большего». Тут все начинают Джуди сочувствовать и всячески ободрять.

Ничего подобного у нас на занятиях не происходило. Вместо сочувствия давались упражнения, раз от разу сложнее, и требовалось качественное их выполнение. Аню утешило только то, что все упражнения были из знакомой ей области - искусства и литературы.

Помимо упражнений была теоретическая часть, где я рассказывала, как устроена психика человека. А еще были посиделки после группы, где делились ощущениями и открытиями. Ане теория и посиделки очень нравилась, а упражнения совсем не нравились.

Пока Аня разбиралась, куда она попала, я, в свою очередь, пыталась разобраться в Ане. Я собирала на Аню досье.

Психотерапия в чем-то близка юриспруденции. С той разницей, что психотерапевт не рассматривает человека как виновного или невиновного. Он не прокурор, не адвокат и уж тем более не судья. Он, скорее, следователь и расследует обстоятельства дела, отстраненно и беспристрастно. Чтобы человек о себе не рассказывал, на что бы ни жаловался, как бы не возвеличивал себя или не принижал, в расчет принимаются только факты. Факты - это наши упражнения. А еще есть улики - многочисленные скрытые сигналы, которые человек подает в мир.

Я отмечала, как и на что Аня реагировала, что ее задевало, трогало или шокировало. В жестах, интонациях, брошенных невзначай словах, я читала ее давние обиды и нынешние страхи, иллюзии, претензии и амбиции. Мы как будто вместе складывали пазл - она давала мне кусочек информации, а я должна была найти ему место в общей картине. Постепенно передо мной вырисовывались очертания ее биографии, нюансы и оттенки мироощущения. За всем этим маячила ее судьба.

Как по книге я читала ее прошлое и настоящее. И как на ладони я видела ее будущее.
Такова работа психотерапевта.

Аня производила впечатление женщины ухоженной, но лицо ее было маловыразительным, как и одежда - дорогая, даже модная, но скучная.

Она ходила тяжелой, деревянной походкой, на занятиях сидела напряженная, во взгляде настороженность. Упражнения выполняла покорно и суетливо, не пытаясь их понять. Любые новые задания вызывали у нее тревогу. Тогда она замирала, взгляд останавливался, она начинала бесцельно касаться руками одежды - обираться.

Часто она западала в себя, тогда ее лицо становилось унылым и сонным, как у снулой рыбы.

Нет, она бывала и веселой, и активной. Но ее активность была механическая, как у заводной игрушки, а веселье выглядело натужным.

Сначала я думала, что причиной ее скованности является непривычная для нее обстановка. Но однажды, я увидела ее в кафе, в компании сослуживцев. В ее улыбке была та же потерянность, а сквозь дорогой макияж явственно проступал несмываемый налет усталого одиночества.

Впрочем, сказать про Аню, что она не уверена в себе, было бы неправдой. Потому, что она абсолютно точно знала, что такое хорошо, что такое плохо, и как надо. Как у каждой хорошей хозяйки на кухне есть набор специй для разных блюд, так у Ани на разные случаи жизни был набор народных мудростей. Это были старые, добрые прописные истины, не требующие ни доказательств, ни осмысления.

Самое главное для всех - хорошо учится, для женщин - быть замужем, для мужчины быть добытчиком и кормильцем. Поэтому про женщин, которые не вышли замуж или развелись, Аня говорила «жизнь не сложилась». Про женщин, которые терпели любые фортели своих мужей, Аня говорила, хитро прищурившись: «мудрая женщина».

Для мужчин высшая похвала была «успешный человек», а низшая степень падения обозначалась словом «неудачник». В эту категорию попадали и умные, и талантливые, если они не рубили деньгу. Не то, чтобы Аня так уж любила деньги. Но если человек не исполнял свою основную функцию, он не мог считаться приличным.

Маленький ребенок делит персонажей сказок на плохих и хороших. Аня делила человечество на людей приличных и не приличных. Войти в разряд приличных людей было не просто. Надо быть воспитанным, вежливым и образованным. Не грузить других своими проблемами, но и в чужую душу не лезть. Вести здоровый образ жизни. Честно и качественно выполнять свои обязанности - женщине заниматься домом и детьми, а мужчине что-нибудь добывать, чем больше, тем лучше. Еще приличный человек должен контролировать свои желания, чувства и даже мысли. Или, по крайней мере, не показывать их. Прилично означало сдержанно.

Все, что было за границами этого, не котировалось, и по Аниным рассуждениям получалось, что быть приличным - это высший смысл бытия.

Продолжение следует

Похожие публикации