Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Тунеядство в беларуси мнение людей. В Беларуси запустили базу тунеядцев. Кого включают в иждивенцы и как избежать полной оплаты ЖКУ. Комиссии местного значения



Извещения для уплаты социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности борьбы с тунеядцами. Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович, оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в 445 тысяч человек. Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их «именем революции в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН, приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из методики подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте», точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию» , - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в "тени", получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность» , - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.

В базе данных не занятого в экономике населения, которую с 1 декабря, 500 тысяч человек. «Более детальную информацию в разрезе областей и регионов мы получим позже», — заявила ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. Некоторые регионы уже озвучили, сколько человек предварительно попало в базу. При этом списки уточняются, поэтому они могут заметно сократиться.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Как в Беларуси пытаются сосчитать тунеядцев

В ноябре прошлого года глава Администрации президента Наталья Кочанова , о разработке новой концепции декрета № 3, отметила, что в Беларуси порядка 500 тыс. не работающих человек. Это в 2 раза больше, чем в Минтруда.

Ранее летом 2013 года тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович оценил количество тунеядцев в 445 тысяч человек. Осенью 2014 года Александр Лукашенко назвал цифру 400−500 тысяч и потребовал вовлечь их «именем революции в работу», а также «заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».

Напомним, что по прошлому декрету № 3 налоговики порядка 470 тысяч извещений на уплату сбора за неучастие в финансировании госрасходов.

Сколько тунеядцев нашли в регионах по обновленному декрету?

В Витебской области в базу включили около 70 тысяч незанятых, сообщили в комитете по труду, занятости и соцзащите Витебского облисполкома. Специалисты уточняют, что «это те люди, о которых нет данных в соответствующих ресурсах».

В Бресте в предварительной базе данных не занятых в экономике числятся свыше 20 тысяч жителей, рассказал вчера начальник управления по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома Михаил Романюк . Около 200 брестчан, находящихся в предварительных списках «тунеядцев», как сообщается , уже вскоре получат жировки с уведомлением. Сейчас комиссии и коммунальники «пытаются отработать механизм уведомления граждан, которые попадут в базу данных обоснованно».

В Барановичах в предварительной базе на 5 декабря было около 12 800 человек.

— Из базы данных в ближайшее время будут исключены те, у кого есть свой земельный участок, один из родителей детей до 7 лет, многодетных семей. В итоге останется выбрать из общего списка собственников жилья, — рассказал возглавляющий комиссию в Барановичах Григорий Кособуцкий , председатель городского Совета депутатов. — Понятно, что изменения произойдут и после Нового года, когда наступит время платить за коммунальные услуги по-новому: кто-то родится, кто-то уйдет из жизни, и это, разумеется, не может не отразиться на составе базы данных.

При этом в Барановичском районе в базе данных оказалось около 700 человек. Председатель барановичского районного Совета депутатов Сергей Слива уверен, что окончательная цифра будет в разы меньше: практически у каждого сельчанина есть свое приусадебное хозяйство.

Напомним, к занятым в экономике тех, кто занимается производством продукции растениеводства (кроме продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома.

По данным на 5 декабря, 126 жителей Слуцкого района из тех, кто включен в базу неработающих, будут оплачивать 100% стоимости горячего водоснабжения, сообщила Наталья Овсянникова , председатель комиссии по содействию занятости населения Слуцкого района. «Нужно понимать, что 126 человек — это только те, кто не работает и является плательщиком коммунальных услуг, — уточнила Наталья Овсянникова. — Других категорий неработающих намного больше, но об этой цифре мы пока говорить не будем. Комиссия постоянно анализирует данные по не занятым в экономике, кого-то исключаем, кого-то добавляем».

Наталья Овсянникова привела пример, как жительницу района ошибочно включили в базу. «Девушка, студентка медицинского колледжа, вышла замуж, сменила фамилию и получила новый паспорт. Под новой фамилией она уже числится в базе как неработающая, хотя по факту это не так, — пояснила Наталья Овсянникова. — Есть категория людей, которые имеют земельный участок в городе под строительство жилья или ведут личное подсобное хозяйство — данные по ним тоже перепроверяются по базе МБТИ и сельсоветов. Мы работаем, чтобы не заставить человека волноваться».

Напомним, в Беларуси с 1 декабря базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике. В базу тунеядцев вносится их Ф.И.О., дата и год рождения, идентификационный номер, регистрация по месту жительства. Белорусы могут , не включили ли их в базу тунеядцев, — на Едином портале электронных услуг.

Борьба с тунеядцами пока не привела к уменьшению масштаба скрытой безработицы. Новые данные, которые подготовил статистический комитет, свидетельствуют, что размер незарегистрированной безработицы не снижается. Насколько в таком случае будут эффективны очередные меры по борьбе с тунеядцами, которые вступят в силу в 2019 году?

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кто в Беларуси не работает и почему

На этой неделе Министерство труда и соцзащиты сообщило, что на 1 июля на учете в службах занятости состояло 17,8 тыс. безработных, и за последний год их количество сократилось на 48%.

Однако данные о зарегистрированной безработице не учитывают количество тех безработных, которые не хотят идти в службы занятости и регистрироваться. Мизерный размер пособия по безработице (в среднем около 27 рублей, то есть менее 15% бюджета прожиточного минимума) приводит к тому, что большинство просто не хочет собирать ворох документов для получения этих копеек.

Примерное понимание реальных масштабов незарегистрированной (скрытой) безработицы дает обследование домашних хозяйств по вопросам занятости. Однако результаты этого обследования обнародуются лишь однажды — в годовом бюллетене «Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике Беларусь».

Данные за 2017 год, опубликованные в последнем выпуске бюллетеня, свидетельствуют, что в стране 230,8 тыс. «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней». С учетом того, что официально в стране трудоустроено 4,35 млн человек, выходит, что экономика не досчитывается около 5% работников, которые потенциально могли быть в ней заняты.

Кстати, помимо «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», в экономике по разным причинам не заняты еще более 1 млн человек, находящихся в трудоспособном возрасте. В том числе 350,3 тыс. человек находятся в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до трех лет. Около 405 тыс. получают образование.

Кроме этого, согласно оценкам статкомитета, в стране 91,6 тыс. лиц ведут домашнее хозяйство, 82,4 тыс. лиц работают за границей, 38,6 тыс. человек считают, что нет возможности найти работу, а 20,8 тыс. человек официальная статистика относит к лицам, «не имеющим необходимости или желания работать».

Учитывая старение населения, государство хотело бы, чтобы количество тех, кто не занят в экономике, сокращалось. Однако борьба с так называемым тунеядством в 2016—2017 годы («заставить всех работать») в действительности не привела к сокращению масштабов незарегистрированной безработицы.

Результаты обследования домашних хозяйство по вопросам занятости свидетельствуют, что в 2012—2017 годы количество «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», даже увеличилось (с 211,1 тыс. в 2012-м до 230,2 тыс. и 230,8 тыс. в 2016—2017 годы соответственно).

Почему масштабы скрытой безработицы не удается снизить?

В 2017—2018 годы в Беларуси наблюдается снижение количества безработных, находящихся на учете в службах занятости. Почему же на этом фоне не удается снизить количество незарегистрированных безработных, которых государство в последние годы пытается вовлечь в экономику?

«Снижение количества зарегистрированных безработных ожидаемо. Во-первых, экономика вышла из рецессии, рынок труда стал оживать и стало появляться больше вакансий, которые закрыли часть безработных. Во-вторых, отменен налог в отношении тунеядцев, и безработным сейчас нет смысла регистрироваться в службах занятости, чтобы его не платить», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Что касается масштабов незарегистрированной безработицы, то ее размер пока не удается снизить, поскольку не решены структурные проблемы, считает экономист.

«Борьба с тунеядством была направлена на то, чтобы заставить людей работать. Но как можно заставить работать тех, чья квалификация не соответствует потребностям рынка труда? Нужно не заставлять людей работать, а адаптировать их к потребностям рынка труда. Это актуально, в частности, по отношению к лицам предпенсионного возраста», — полагает Александр Чубрик.

В экспертных кругах существует также гипотеза, что часть незарегистрированных безработных на самом деле трудоустроены, но только не в Беларуси, а за пределами страны.

К слову, за 2015−2017 годы (по данным обследования домашних хозяйств) количество граждан Беларуси, трудоустроенных за границей, существенно увеличилось (38,9 тыс. в 2015-м, 59,3 тыс. в 2016-м, 82,4 тыс. в 2017-м).

Эксперты предполагают, что эти цифры не полностью отражают реальную ситуацию, так как не все белорусские гастарбайтеры трудоустроены официально и готовы в этом признаться.

Заместитель заведующего кафедрой народонаселения экономического факультета Московского госуниверситета Ирина Ивахнюк презентовала в 2017 году в Минске доклад о евразийском рынке труда, в котором отмечалось, что численность белорусских работников, трудоустроенных в России, может достигать миллиона человек.

А в исследовании, подготовленном в этом году российским Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», говорится, что в 2017-м миграционный прирост населения России произошел в основном за счет прибывших в страну белорусов.

Ссылаясь на оперативные данные учета иностранных граждан, прибывающих в Россию, авторы исследования «Миграция в России. Предварительные итоги 2017 года» отмечают, что в 2017 году по сравнению с 2016-м «миграционный прирост населения России увеличился в обмене с Беларусью в 4,5 раза».

«На мой взгляд, имеет место быть арифметический казус, и граждане Беларуси, которые считаются незарегистрированными безработными, во многих случаях полностью или частично работают в России», — полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Между тем, государство не теряет надежду официально трудоустроить ту часть населения, которая пока в экономике не занята. В этом году Минтруда намерено создать базу данных лиц, не занятых в экономике, и с 1 января 2019 года «тунеядцы» должны будут оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября 2019 года газоснабжение и теплоснабжение.

Однако эксперты считают, что даже резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги по отношению к так называемым тунеядцам не уменьшит масштабы скрытой (незарегистрированной) безработицы.

«Людей, которые хотят работать, но не могут найти достойную работу, нужно адаптировать к рынку труда путем переобучения и организации программ, которые гарантируют трудоустройство. Если вместо этого им повысят тарифы на жилищно-коммунальные услуги, мы увидим рост задолженности населения по оплате таких услуг, а не сокращение количества безработных», — прогнозирует Александр Чубрик.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отношении лиц, не занятых в экономике, является неправильным решением, считают эксперты.

«В Конституции записано, что каждый гражданин имеет право на труд, а не обязанность. В стране нужно формировать условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, а не заставлять людей выполнять работу, которую они делать не хотят», — резюмировал Георгий Гриц.

От иностранных граждан, постоянно проживающих в Беларуси, потребовали предоставить «документ, подтверждающий наличие законного источника доходов».

«В связи со служебной необходимостью просим предоставить в срок до 07.12.2018 года в отделение гражданства и миграции Лидского РОВД… документ, подтверждающий наличие законного источника доходов». Такое письмо (или письма) отправлены гражданам Лиды за подписью начальника ОГиМ Лидского РОВД Л.Шадровой .

“Самодеятельность отдела по гражданству и миграции”

Ситуацию комментирует Олег Волчек , руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» (зарегистрирован в Украине):

– Я получил несколько обращений от граждан, которым отдел по гражданству и миграции Лидского РОВД разослал гражданам других государств, постоянно проживающим на территории Беларуси. Возможно, эти действия предприняты в рамках реализации декрета №1. С людьми, которые обратились за помощью, я знаком еще с 2017 года: во время первой волны борьбы с тунеядством они получали «письма счастья» из налоговой на оплату налогового сбора. Тогда жители Лиды нигде не работали. Теперь их накрыла вторая волна борьбы с тунеядством.

– Что делать в такой ситуации?

– Такая форма подачи требований вызывает много вопросов. Например, что такое «служебная необходимость»? Каким нормативным актом такая «необходимость» регулируется? Почему не налоговая инспекция занимается изучением доходов иностранных граждан, а отдел по гражданству и миграции? Этот отдел вообще не имеет никакого отношения к источникам дохода граждан. Также непонятно, какой «документ» требует ОГиМ Лидского РОВД? Самодеятельность местного отдела по гражданству и миграции – иначе и не скажешь.

– Мне не понятна ни форма требования, ни мотив обращения к гражданам другого государства.

– Совет простой: в соответствии с законом «Об обращении граждан и юридических лиц» необходимо написать заявление на имя начальника Лидского РОВД с просьбой ответить на все те вопросы, на которые я указал выше. На основании полученного ответа нужно решить, насколько требования отдела по гражданству и миграции являются законными и обоснованными.

–Хотелось бы, чтобы руководство милиции проявляло уважение к иностранным гражданам, которые покупают здесь недвижимость, тратят свои сбережения и дают работу беларусам.

– Спешить с предоставлением в милицию документов не стоит, следует выяснить законность и обоснованность подобных требований.

В 2015 году в Белоруссии был введен налог для неработающих граждан, в 2017 году под натиском общественности он был отменен. В России же идеи обложить налогами и страховыми взносами официально неработающих звучат все чаще. Как боролись с «тунеядцами» в СССР и что предлагают российские депутаты – читайте в статье.

История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец » возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.

После прихода к власти большевиков стали зарождаться идеи построения социализма, и для этого требовались ресурсы (как материальные, так и трудовые). Ленин в своих работах отмечал необходимость жестких мер к элементам, признаваемым чуждым пролетарской идее. Такие «элементы» нуждались в перевоспитании. Реализована эта идея была через «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – живущие на нетрудовые доходы (или пользующиеся наемным трудом) лишались политических прав.

Фактически это означало введение принудительного труда в стране. Только за первые 3 года действия закона были сосланы 37 тысяч человек. Тунеядцем могли признать очень многих – даже тех, кто продавал собственноручно выращенные продукты на рынке. Есть сведения о выселении нетрудоспособных граждан.

Наказание за тунеядство ожидало даже известных деятелей искусств и науки. Среди известных людей, осужденных за тунеядство, есть:

Формально ответственность за тунеядство статьей 209 УК РСФСР предусматривалась в трех формах:

Само понятие общественно полезного труда не предполагало самозанятость в ее современной форме – это был найм в государственное учреждение, предприятие или же обучение в государственном учебном заведении. При этом Конституция СССР допускала индивидуальную трудовую деятельность в некоторых отраслях экономики – это виды деятельности, полностью основанные на личном труде граждан и семей.

Читайте также:

Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

Самая активная фаза борьбы с тунеядством началась в 1982 году с приходом на пост Генерального секретаря ЦК Компартии Юрия Андропова. Начались рейды милиции в рабочее время по заведениям сферы услуг. Если выявляли человека, который больше 4 месяцев не имел места работы, ему присваивался статус «без определённого рода занятий», за который можно было получить до 4 лет исправительных работ.

В те времена наказание за тунеядство грозило даже самым известным рок-музыкантам – они вынуждены были устраиваться на самые простые работы («Поколение дворников и сторожей» по мнению Бориса Гребенщикова).

Лишь в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым уголовная ответственность за тунеядство была отменена и признано понятие безработицы.

Белорусский «налог на тунеядство»

Среди всех постсоветских стран опыт введения санкций для неработающих пока отмечен только в Белоруссии. Несмотря на то, что фактически этот налог безработные или не заплатили, или получили деньги обратно, сама идея обложить налогом неработающих вызвала огромный резонанс как в белорусском, так и в российском обществе.

Об инициативе ввести налог с безработных стало известно еще в 2013 году из заявления премьер-министра страны. Непосредственно налог был введен декретом Президента РБ № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Налог начал действовать «задним числом» – начислялся с начала 2015 года.

Суть подписанного декрета заключалась в том, что граждане, не имевшие работы 183 дня или больше в течение года, должны были заплатить налог в сумме 20 базовых величин в год.

В 2015 году базовая величина составляла 180 000 белорусских рублей в год. Итого налог был равен 3,6 миллиона белорусских рублей или по среднему курсу за 2015 год – примерно 13 750 российских рублей.

Минимальная зарплата составляла в 2015 году 2 100 100 белорусских рублей – следовательно, налог составлял примерно 170% от минимальной заработной платы.

От налога освободили:

  • одного из родителей ребенка до 7 лет;
  • предпринимателей, занимающихся ремеслом, творческой деятельностью (обязательно с подтверждающим документом);
  • адвокатов и нотариусов;
  • студентов, пенсионеров, нетрудоспособных, инвалидов, несовершеннолетних;
  • оформленных в качестве безработного.

За неуплату «налога на тунеядство » был предусмотрен штраф в размере 2-4 базовых величин (на российские деньги – 1 375 — 2 750 рублей ).

Принятие Декрета №3 в максимально жесткой форме (как отмечено выше – с минимальным кругом освобожденных от налога) вызвало неожиданный эффект – в местной службе занятости образовались огромные очереди: все пытались оформить статус безработного . Эксперты отметили, что примерно 90% прироста числа безработных за тот период – это желающие избавиться от статуса «тунеядца».

Примерно через полгода стало известно о планах по изменению законодательства в части этого налога. Однако спустя год после вступления в силу Декрета налоговые органы начали рассылку уведомлений. Их получали не только неработающие, но и студенты, военнослужащие-срочники, даже работающим с низкой заработной платой . Это объяснили техническими ошибками, а также временно отменили штрафы за неуплату налога.

В 2017 году в закон внесли первые поправки – увеличили список освобожденных от налога, попавшим в трудную ситуацию разрешили не платить налог (но для этого нужно было идти в местные органы власти и доказывать сложности).

Фактически оплатили налог около 54 тысяч неработающих – примерно 11,5% от запланированного количества.

В первой половине 2017 года начались первые массовые протесты против «налога на тунеядство» – участвовали в них до 10 тысяч человек, а организаторами были оппозиционные политики.

После массовых протестов в нескольких крупных городах страны власти пошли на уступки – отменили необходимость уплаты налога, а уже заплатившим его – вернули уплаченную сумму. Однако о полной отмене налога не говорилось – его дорабатывали и обновляли с учетом полученного опыта.

Читайте также:

Как активировать карту «Красное и белое»

Как результат – 25 января 2018 года Президент РБ Александр Лукашенко подписывает декрет № 1 «О содействии занятости населения». Как следует из названия, цель акта – не борьба с «социальным иждивенчеством», а содействие занятости населения.

Ключевая норма нового декрета – лица, не работающие по найму, не проходящие обучение и не занимающиеся предпринимательством, снова считаются «тунеядцами » (правда, с другой формулировкой).

Такие лица по новому декрету должны будут оплачивать полную стоимость коммунальных услуг. Норма вступает в силу с начала 2019 года (а для оплаты газа и отопления – с 1 октября 2019 года).

Суть данной нормы заключается в том, что жители Белоруссии по состоянию на 2018 год уплачивают лишь около 76% от экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ (а за отопление – всего 20%). Каждый год в силу сложной экономической ситуации в стране эта цифра будет повышаться и достигнет 100%.

Правительство освобождает от уплаты полной стоимости услуг ЖКХ несколько льготных категорий населения в случае отсутствия работы:

  • которые не могут работать по состоянию здоровья (до оформления инвалидности);
  • которые ухаживают за больными детьми или взрослыми нетрудоспособными лицами;
  • которые не имеют возможности найти работу – живут далеко от населенных пунктов или имеют редкую специальность;
  • которые только недавно уволились с работы или окончили учебное заведение (на поиск работы дается около полугода).

Реакция к новому декрету не такая остро отрицательная, как к налогу на тунеядство, однако вопросов у населения хватает. Например, сложности возникнут у тех, кого не желают принимать на работу (предпенсионный возраст или только окончившие учебные заведения).

Это вынудит людей идти на низкоквалифицированную работу с низкой оплатой, теряя ценный опыт и время.

В целом, подход белорусских властей к проблеме неработающих граждан все еще достаточно радикальный – они платят больше, чем работающие. Однако в этом уже появляется экономический смысл (оплата услуг ЖКХ по реальному тарифу практикуется в большинстве стран мира).

Инициативы для россиян

Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.

Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.

Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство » выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.

В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.

Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.

Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.



Похожие публикации