Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Апсары - девы неземной красоты из индийских преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Танец Апсара — шоу в Сием Рипе, Камбоджа Небесная танцовщица в индийской мифологии

Сегодня часто можно встретить статуэтки из дерева и бронзы, изображающие Апсару. Апсара в древней индийской мифологии - полубожественная небесная дева неземной красоты. В Сутре о «Нанде» говорится, что розовоногие апсары похожи на обезображенных обезьянок с отрезанными носом и ушами, но намного прекраснее и очаровательнее. Apsara нередко вызывает образ наших водяниц и русалок, греческих нимф либо мусульманских гурий. Апсары наделялись чудодейственными силами и умением перевоплощаться (к примеру, в лебедей или крокодилов) и перемещаться в пространстве.
Боги посылали этих небесных полуобнаженных дев, одетых в тоненькие ниспадающие одежды из шелка, украшенные драгоценными камнями и цветами, с целью искушения к брахманам (священным монахам или риши, достигшим деяниями неограниченной всесильности). Риши под чарами Apsara теряли свои силы и становились просто смертными.
Об апсарах написано в огромном множестве духовных эпических пуран и героических эпосов («Махабхарат», «Ригведе», «Атхарваведе», драматическое описание о рождении Сакунталы, история отшельника Канду в Брахмапуране), как о супругах гандхарвов (певцов и небесных музыкантов). Впоследствии они становились небесными танцовщицами в царстве Индра.
Согласно легенде, Apsara проживали со своими мужьями в живописных горных рощицах Мандара и Меру. Во дворцах Амаравати девы радовали, веселили и доставляли удовольствие богам и простым погибшим воинам, посредством музыки и танцев. А затем сопровождали погибших героев на небеса, управляя летающими колесницами. В «Махабхарата», «Сканда-пурана» и иных источниках говорится об участии Apsara в битвах богов и асуров. Девы подносили воителям напитки и сами участвовали в боях, как пилоты летающих колесниц. Буддийские тексты также свидетельствуют о том, что апсары были небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).
Но иногда Апсары влюблялись, выходили замуж и даже производили на свет детей, впоследствии становившихся либо властителями, либо храбрецами. Например, повествование о волнующей любви апсары Шакунталы из драмы поэта Индии Калидасы (IV или V столетие) и царя Душьянты. Эта же история приводится в «Махабхарате» и «Падма-пуране».
Дочь апсары и риши, новорожденная Шакунтала была оставлена собственной матерью в лесу. Лишь птицы «шакунта» оберегали и заботились о малышке, пока на нее не наткнулся монах-отшельник Канва, воспитавший Шакунталу. Однажды в обиталище Канва случайно оказался охотящийся в тех местах царь Душьянта. Увидевшись с девушкой, они воспылали друг к другу взаимным чувством и заключили брак гандхарвов. Душьянте нужно было вернуться домой, и, как залог своей любви, он передал Шакунтале царское кольцо. Но дева потеряла его в Ганге по дороге к царю. Злой умысел не позволил Душьянте признать любимую и заставил отвергнуть ее. Мать Шакунталы отнесла ее к озеру апсар, где у девушки родился сын Бхарату. Но однажды Душьянте принесли его кольцо, которое достали из живота выловленной рыбы, и царь все вспомнил. Много лет он пытался напасть на след возлюбленной. И когда отыскал вместе с сыном, возвратился с ними обратно в столицу.
Апсары нередко бросали своих детей, которые затем воспитывались случайными людьми либо отшельниками, как мы уже видели. Но чаще апсары, ассоциирующиеся в древней Индии с плодородием, воспитывали потомство сами.
Благодаря апсарам, в двенадцатом веке появился Apsara dancing - танец апсар, почти уже забытый древний танец Камбоджи, который сегодня переживает второе рождение. А историки и танцоры до сих пор пытаются разгадать древние послания и символы этого танца небесных нимф, который когда-то, согласно преданиям, они танцевали на небе.
Сегодня живописные фигурки, статуэтки, росписи и скульптуры апсар являются украшением фасадов и интерьеров многочисленных буддийских храмов, храмовых комплексов, пещерных храмов, гротов и пещер Индии и Индонезии, Камбоджи и Китая. Это - молчаливое свидетельство прелести и утонченности полубожественных созданий Apsara, глядя на которые появляется пища для интереса и креативного многомерного анализа и мышления о наследии, оставленном нам древними предками.

Апсара

Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне » упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака , Урваши , Тилоттама и др.) создал Брахма , а остальные были дочерьми Дакши . Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Апсара" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 танцовщица (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (букв, движущаяся в водах) класс мифологич. существ, упоминаемых уже в Ведах. В Атхарваведе демонич. духи леса и вод, подобные славянским русалкам, завлекающие и губящие смертных. В послеведийской мифологии небесные нимфы, танцовщицы,… … Словарь индуизма

    - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда… … Религиозные термины

    апсара - (інд.) Небесна танцюристка, дух води, яка подібно німфам і русалкам начебто спокушує людей, доводячи їх до любовного божевілля. На небі вони служать богам, догоджають загиблим воїнам героям. Скульптурні й живописні зображення А. молодих жінок з… … Архітектура і монументальне мистецтво

    АПСАРА - (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и Индры. Апсары в народном веровании являются супругами богов и именуются Суранганами, и менее почетным термином Сумат атмаджами, или дочерями услаждения; ибо рассказывается, что когда они… … Теософский словарь

    Отель Апсара - (Пицунда,Абхазия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Насадза 32, 354000 П … Каталог отелей

    Совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2 м тыс. до н. э. в северо западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода… … Энциклопедия мифологии

    Комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в предшествующую эпоху с … Энциклопедия мифологии

    Апсарас (др. инд. apsaras, возможно, «вышедшая из воды»), в ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.). В качестве женских духов вод (ср.… … Энциклопедия мифологии

    - (др. инд. Sóma, от su , «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и… … Энциклопедия мифологии

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.

Все фото в отзыве сделаны лично мной, также как и видео (для общественных модераторов)

Отзыв получился мега большой и то я вовремя остановилась, поэтому кому скучно читать исторически-мистические истории можете просто посмотреть фотографии и видео. Особенно в движении Ангкор впечатляет.

В отзыве я не буду расписывать как лучше добраться с кем ехать – это выбор каждого. Мой отзыв о храмах Ангора и о энергетически сильном месте, влияние которого я ощутила на себе.

Эпоха Ангкора длилась семь веков Ох, и как это всё вместить в один отзыв

А строительство знаменитого храмового комплекса начал еще король Суpьявapмaн II, кoтopый был индуиcтoм и пoчитaл ceбя вoплoщeниeм бoгa Bишну. После того как великая цивилизация погибла, город был затерян и поглощен джунглями, остались только предания местных жителей, которые европейцы воспринимали как сказки.

Пока в 1861 году французский натуралист, заблудившись возле озера Толенсап не набрел на развалины Ангкора.

Анри Муо был настолько шокирован мощью сооружений, что потом писал:

«Каждый из храмов Ангкора – достойный соперник Соломонова Храма. Определенно, Ангкор-Ват величественней, чем все, что есть в Риме и Греции.

Какие же древние Микеланджело могли его построить?»

Действительно какие и главное КАК?

Загадки строительства храмового комплекса.

Современные архитекторы считают строительство храма самым загадочным, а технологию утерянной. Ангкор Ват это единственный храм в мире, который строился сверху вниз. Как это? Объяснить сложнее, чем увидеть.

Сначала насыпалась большая куча (гора) песка, песок вынимался из гигантского рва (водоема) который строился вокруг храма. На этой песчаной горе вверху устанавливались каменные постройки верхнего этажа, затем убирался песок и строился следующий этаж и т.д. При таком способе постройки легче поднимать емкие грузы наверх. Обычно когда строится что-то новое, также часто ломается старое. Все настолько хрупко и тонко выполнено, что при надстройке верхних этажей, запросто можно повредить нижнюю красоту. Да и дорогу по доставке материалов строили насыпную (через болота). Так что сверху строить было экономически более выгодно. Как точно это происходило, представить трудно, но, видимо, это одна из многочисленных неразгаданных тайн. В подтверждение существования и использования этой технологии говорит то, что остался одна недостроенная башня храма из которой не успели убрать песок.

Но есть и другая версия более загадочная, когда я путешествовала среди лик летающих небесных танцовщиц - апсар мне была она намного ближе.

Что Ангкор намного древнее, чем указан его официальный возраст. И что храмовый комплекс строился на месте более древних разрушенных построек. Да и сам комплекс, весь Ангкор это огромная модель прецессии земной оси, а храмы Ангкора повторяют точь в точь Созвездие Дракона и в день весеннего равноденствия 10 500 до н.э. точь в точь повторяют положение звезд Дракона на небе.

Стоит ли вспоминать в отзыве на Ангор Ват, что такое же явление мы наблюдаем с пирамидами в Гизе, которые являются точной картой трех звезд из пояса Ориона.

на Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок; 216 лиц будды в Байоне (Bayon), а 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - 216, разделенное на два; количество храмов (72) - количество лет, за которые первая точка Овна смещается на один градус, или продолжительность цикла прецессии земной оси, поделенная на 360.

Когда Дракон достигает крайнего нижнего положения, Орион достигает крайнего верхнего. Затем начинается вторая половина цикла, когда Дракон поднимается, а Орион опускается. Движение "вверх" длится чуть меньше 13 000 лет, столько же длится движение "вниз". Так и продолжается - вверх-вниз, 13 000 лет - туда, 13 000 - обратно, в соответствии с собственными вечными целями и законами. в 10 500 г. до н. э., стоящие у врат бессмертия часы небесного времени готовы начать обратный отсчет. Всякий, кто знаком с герметической формулой "внизу, как наверху", должен воспринимать эту ситуацию как знак того, что грядут великие перемены; будут они к лучшему или худшему - зависит в значительной степени от собственного выбора и поведения человечества.

каждые 13 тысяч лет на земле происходят некие изменения, глобального масштаба, катаклизмы, землетрясения, наводнения, извержения вулканов. Они, каким-то образом связаны с маятником Ориона-Дракона. Соответственно нам обозначили нулевую точку, время последнего катаклизма, указали цикл построив сооружения в Египте и Камбодже, чтобы мы, посмотрев в небо, определили нулевую точку и, зная цикл, могли предположить, когда же нам стоит ждать следующих таких глобальных перемен. Можно переписать историю человечества хоть сто, хоть двести раз, но звёзды на небе Архонтам не подвластны.

ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ. НАЧАЛО ПУТИ. Я ПРОТЯГИВАЮ ВАМ РУКУ И ПРИГЛАШАЮ В ПУТЕШЕСТВИЕ:

Ангкор Ват

Кстати, изначально он так не назывался и имел другое название «Bpax Bишнулoк», что означает «Место Святого Вишну»

Приезжать в Храм лучше на ранней заре, когда Солнце только восходит из-за горизонта и нет толпы народа, а также огромной делегаций китайцев.


Вход в Храм открыт с 5.00 утра до 17.30 вечера.

Билет можно приобрести на 1, 2, 7 дней. Во все храмы. Это общий билет, а не как рассказывают гиды в Тае от туроператоров, что не берите на улице будете отдельно платить за каждый вход. НЕТ!

Общий билет на 1 день - 37 $, на 3 дня 65$, на 7 дней 75$

Итак. Мы в специальной одежде, закрывающей колени и плечи стоим перед входом в Ангкор-Ват или Храм бога Вишну.

Сам храм символизирует священную гору Меру в индуистской мифологии

«центр Вселенной и местожительство богов»

Ноябрь, декабрь, январь самые большие очереди и толпы народа, мы поехали в сезон дождей целенаправленно, т.к. меньше потока туристов (проще пройти таможню) и сам храм в сезон дождей выглядит намного привлекательнее. Ров, который окружает комплекс, а он 190 метров, наполнен водой и Ангкор-Ват возвышается как центр Вселенной посреди вод Мирового океана.

Когда проходишь по территории храмового комплекса, ощущение, что он будто вырастает перед тобой. С какой бы стороны ты не подходил к Ангкор-Вату, мы всегда видим только три башни.

Внутри можно получить благословение от монаха


Высота центральной из них составляет 65 метров, а именно уровень "рая" сюда допускались только короли и избранные.

В настоящее время туда допускаются только 100 человек одновременно. Нам повезло и не пришлось стоять в очереди, как бывает в высокий сезон. Некоторые стоят часами.

Отсюда открывается воистину самый красивый вид и будто время остановилось.

Ты дышишь полной грудью и не можешь надышаться. Задаешь себе вопрос, а действительно что такое Рай? И был ли он когда-нибудь на Земле, прикасаешься к истории, а Апсары загадочно смотрят на тебя. Если слушать свое сердце в этом месте, то обязательно можно услышать ответ на свои вопросы.


На просмотр Ангкор вата у нас было отведено 4 часа.



Вся дорога только вперед с Запада на Восток, ориентировались по Солнцу. На выходе нас ждал минивен и мы на нём

АНГКОР ТОМ. Большой город.

Площадью 900 га 2 км к северу от Ангкор Вата

По углам размещались 4 храма - Прасат Крунг

в них хранились стелы с подробным описанием процесса строительства города. На расстоянии 90 метров от городских стен канал с крокодилами шириной до 39 метров образовывал дополнительный защитный барьер. Вдоль него тянулась дорога для перемещения войск и ритуальных шествий, в том числе осмотра города.

Вход в Ангкор Том - длинная многоголовая змея (нага)

В центре - Байон

Этот храм был построен королём Яварманом VII в 12-13 веке

Храм тысячи лиц, как я назвала его про себя.


Ты смотришь на эти каменные лица, а они на тебя. Мы настолько устали к моменту посещения Байона, что купили себе пива и наслаждались божествами Авалокитешвара – «Видящий Бог». Как Солнце падает на их лица и как они меняются с появлением тени.


Храм Байон имеет 54 башни, где имеется больше двухсот ликов святых, что придает строению поистине королевский вид. Каждый лик на стенах, посвящается правителю Авалокитешвары, его внешность можно охарактеризовать как: человек с широким лбом, толстыми губами и опущенными глазами.

Бапуон или "Бронзовая башня" или Медная

Некогда центральная башня храма по деревянным стропилам была покрыта позолоченными листами меди.

Очень высокие ступени

Вот в этом месте со мной произошли очень странные вещи и внутреннее ощущение полного очищения.

Эмоциональная свобода. Я сидела на вершине этой горы и смотрела на развалины и деревья. Было очень спокойно. Такое чувство я уже испытывала однажды. Это было в Индии в Мурдешваре у подножия статуи Шивы, божества танцующего Вселенную.

Только потом я узнала, что

в золотом святилище стояла королевская линга Шивы

И что толкнуло меня при выходе пойти не прямо, а направо увлечь за собой двух мужчин, говоря им, что я знаю точную дорогу и полностью проделав круг, обойдя полностью храм.

Мальчик, который шел рядом усмехнувшись сказал, это мы круг очищения делаем? Но это так точно описало мое внутренне состояние, что я даже не улыбнулась.

Потом моя жизнь очень круто поменялась, но это было потом, когда я вернулась на остров Чанг я уже тогда ощутила, что освободилась от того, что долгие месяцы так тяготило меня.

Шива - бог разрушения, но не обязательно трактовать это разрушение негативно, ведь порой чтобы начать что-то новое, необходимо окончить что-то старое. Разрушить его, уйти, прекратить.

Пимеанакас - очень древнее сооружение, в аварийном состоянии внутрь туристов не пускают, приходится смотреть только внешним видом.

Очень красивая легенда про духа и короля, который должен был совокупятся со змеёй.

В башне Пхимеанакаса жил дух, имеющий вид девятиглавой змеи, который фактически владел всем королевством. Каждую ночь дух появлялся в образе женщины, с которой правитель должен был обязательно разделить брачное ложе. Если по какой-то причине этого не происходило, королевство ожидали беды и напасти.

Слоновья терраса

Терраса прокаженного короля

Следующий храм Та Пром («предок Брахмы»)

100 м к северу от Ангкор Вата - известен нам по съемкам фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли.

Из надписи, хранящийся в Бюро консервации памятников Ангкора:

Та Пром был построен в 12 – 13 столетии королём Джаяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с матерью всех будд и богиней «совершенной Мудрости». Во время расцвета Та Прома на его территории проживала 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц.

Постоянно идут споры между ЮНЕСКО и Грин Пис. ЮНЕСКО ратует за сооружения и говорит, что надо убирать деревья, т.к. они своими огромными корнями разрушают стены, а ГринПис, что надо сохранить деревья.

История любви апсары Шакунталы и царя Душьянты

Шакунтала была дочерью апсары Менаки и риши Вишвамитры. Менака оставила новорожденную Шакунталу в лесу, где ее охраняли птицы "шакунта" . Затем ее нашел и воспитал отшельник Канва. Как-то раз во время охоты в обитель отшельника попал царь Душьянта. Они с Шакунталой безумно полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов. Когда Душьянта должен был возвращаться домой, он оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Через некоторое время Шакунтала отправилась к Душьянте, но во время омовения в Ганге уронила кольцо в воду. По умыслу обидевшегося на нее риши царь при встрече не узнал Шакунталу и отверг ее, а мать Менака унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними к себе в столицу.

История любви апсары Урваши и основателя Лунной династии Пурураваса

Другим примером является изложенная в "Ригведе", "Яджурведе", "Падма-пуране" и "Рамаяне" история любви апсары Урваши и основателя Лунной династии индийских правителей Пурураваса.
Урваши раньше жила "на небесах" в божественной роще "Нандана", находившейся в Сварге на склонах горы Меру . Любовью к ней воспылали боги - адитьи Митра и Варуна . Она стала женой Митры, но сердце ее лежало к Варуне. Урваши родила двоих сыновей - великих мудрецов Агастью и Васиштхy, и боги не ведали, кто был их отцом. За это они изгнали ее с небес.
В мире смертных Урваши встретила Пурураваса. Когда она увидела его, то полюбила всем сердцем. И царь Пуруравас полюбил божественную деву, очарованный ее дивной красотою. Они поженились. Но при этом небесная дева поставила два условия, при выполнении которых она останется с земным царем навечно. Одним из них было обязательство царя никогда не появляться перед ней обнаженным.
Они жили счастливо долгие годы, и их любовь друг к другу возрастала с каждым днем. Но вот прошло время, и чтобы вернуть Урваши в стан богов, без которой там было грустно и тоскливо, Вишвавасу, властитель гандхарвов, сделал так, что Пуруравас темной ночью поднялся с постели обнаженным, а сам осветил его при этом блеском молнии. Увидев это, Урваши покинула своего мужа.
Пуруравас стал странствовать по свету в поисках своей возлюбленной. Обойдя многие страны, он пришел на Курукшетру. Там он увидел покрытое лотосами озеро, по которому плавали лебеди. То были апсары в облике лебедей, и среди них была Урваши. Апсары предстали перед ним в своем истинном облике небесных дев. Пуруравас стал молить о том, чтобы Урваши вернулась к нему, но она была непреклонна. Правда, она пообещала ему отдать их ребенка, если он снова придет через год на озеро.
Пуруравас возвратился через год, Урваши встретила его, и предложила стать гандхарвом. Пройдя предложенные гандхарвами испытания, Пуруравас стал одним их них и снова смог соединиться со своей возлюбленной.

Апсары бросали своих детей

Несмотря на то, что апсары довольно часто описывались преданными женами богов , гандхарвов и смертных (что совсем не вяжется с их обликом небесных куртизанок, которые приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора), они обычно бросали своих детей. Их воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, как мы видели, бывали и исключения. И, скорее всего, не такие уж редкие, потому что апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием.


Предлагаю принять участие в обсуждении тем " " и " " на

© А.В. Колтыпин, 2009

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт



Похожие публикации